Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






При стаже государственной службы

от 1 до 5 лет от 6 до 10 лет от 11 до 15 лет свыше 15 лет

Условия выплаты премий устанавливаются руководителями органов государственной власти и закрепляются в нормативных актах. Их размер определяется исходя из результатов деятельно­сти государственного служащего и максимальными размерами не ограничивается.

Необходимо отметить, что частые премиальные выплаты вос­принимаются служащими не как стимулы к повышению эф­фективности работы, а как должное, перестают выполнять свою мотивирующую функцию и становятся неотъемлемой частью денежного содержания. В то же время премии, выплачиваемые крайне редко, не осознаются работниками как постоянный сти­мул для напряженной, кропотливой деятельности. Поэтому важно найти «золотую середину», позволяющую им быть дейст­венным рычагом мотивации.

В целом величина денежного содержания гарантируется госу­дарственным бюджетом, а не является результатом рыночной деятельности государственных служащих.

В системе государственной службы Российской Федера­ции положено начало законодательному закреплению не просто материально-финансовых льгот, а системы финансо-

12*


 


 


вых гарантий для государственных служащих, которая вы­полняет важную мотивирующую функцию. Сложившуюся схему денежного содержания можно представить следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Замещаемая   г + +   + +  
должность \
  Ч 1
Денежное содержание Долж-= ностной оклад + Ежемесяч­ная над­бавка за квалифи­кацион­ный раз­ряд ч- Ежемесяч­ная надбав­ка за особые условия го­сударствен­ной службы Ежемесяч­ная надбав­ка за выслу­гу лет Премия
Федеральный уровень = 4 должно­стных оклада в год + Ежемесячно до 20% должност­ного оклада; 2,5 должно­стного ок­лада в год1 Ежемесячно 10-30% от должност­ного окла­да; 3 долж­ностных ок­лада в год1 3 должно­стных оклада в год1
Региональный уровень Размер должностного оклада; размеры и порядок установления ежемесячных надбавок определяются законами субъектов Российской Федерации
                       

Рис. 16. Система финансовых гарантий для государственного служащего

Выводы

Мотивация как сложное, многоаспектное явление — необхо­димый элемент системы управления персоналом. Создание ус­ловий для мотивации работников и ее практическое осуществ­ление позволяют достичь целей организации.

В настоящее время проблема мотивации персонала требует комбинированных подходов, основанных на знании и исполь-

1 .


 


зовании как традиционных теорий мотивации, так и последних достижений поведенческих наук. Сочетание экономических и социально-психологических способов воздействия на поведе­ние работников должно быть адекватным их современным по­требностям и интересам организации.

Источниками мотивации и получаемого от работы удовлетво­рения для государственных служащих являются не только внешние факторы, такие, как величина денежного содержания, но и различные факторы, внутренне присущие непосредствен­но государственной службе. Они включают в себя патриотичес­кие чувства удовлетворения от служения на благо народа и госу­дарства.

Снижение уровня мотивации государственных служащих вы­звано такими факторами, как неустойчивая занятость, неадек­ватное денежное содержание, невозможность получить льготы, гарантированные нормативными правовыми актами, и др. Ре­формирование системы государственной службы призвано вос­становить престиж и авторитет служения обществу в такой сфе­ре занятости, как государственная и муниципальная служба.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные теории мотивации и дайте их крат­
кую характеристику.

2. Покажите на примерах возможности применения содер­
жательных и процессуальных теорий мотивации в госу­
дарственной службе.

3. В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика системы моти­
вации в государственной службе?

4. Проанализируйте систему мотивации в Вашем учрежде­
нии. В чем Вы видите ее плюсы и минусы?

5. Предложите оптимальное, по Вашему мнению, сочетание
стимулов для повышения качества работы государствен­
ных служащих.

© Вагина Л.В., 2002 © Магомедов К.О., 2002


Глава

Исторический опыт

управления персоналом

государственной службы

России

Поиск путей повышения эф­фективности работы государственных органов до уровня совре­менных требований делает актуальными анализ и обобщение исторического опыта управления персоналом государственной службы в досоветской России. Изучение отечественной практи­ки в этой области представляет значительный познавательный и практический интерес для разработки оптимальной модели ор­ганизации деятельности государственных служащих по осуще­ствлению современных целей и функций государства.

Становление и развитие органов управления

Государственными служащими России

BXVI-ХIXвв.

Генезис служб управления персоналом государственных учреждений

Управление персоналом государственной службы как важное звено и действенный механизм реализации государственной ка­дровой политики имеет многовековую историю. Элементы это-


го социального института формировались не одну сотню лет со времени возникновения государства. В зависимости от типа го­сударства, формы правления, характера государственного уст­ройства, уровня экономического и культурного развития каж­дое государство строило свою систему управления персоналом государственной службы и вносило известный вклад в мировой

опыт.

Творческий учет исторического наследия в сфере государст­венной службы России, внимательное отношение к сложив­шимся традициям представляются исключительно важными в процессе строительства системы управления персоналом госу­дарственной службы Российской Федерации. Многогранная практика управления персоналом государственных органов ухо­дит своими корнями в далекие исторические времена формиро­вания единого централизованного Российского государства. С конца XV - начала XVI в. его правительство накопило богатый и сложный, противоречивый и вместе с тем весьма поучитель­ный опыт управления персоналом государственной службы.

Завершение объединения собственно русских земель в единое государство в первой четверти XVI в. активизировало процесс выделения управленческой деятельности в важную самостоя­тельную профессиональную сферу. Решение задач государст­венного управления, объем и сложность которых постоянно возрастали, естественно, обусловило ускорение формирования социальной группы «служилых людей», находившихся на «госу­даревой службе» и занимавшихся реализацией целей и функций государства. Бояре, удельные и служилые князья, придворные чины, видные представители дворянства составляли главный источник, из которого государь и «начальствующие» лица из высшей бюрократии отбирали и назначали на руководящие должности в административной, военной и других сферах уп­равления. Аппарат Боярской думы, казны и двора составляли главным образом дьяки и подьячие. На местах во главе управле­ния стояли наместники, волостели, воеводы, имевшие в своем подчинении группы должностных лиц.

На развитие состава государственных служащих оказали су­щественное влияние эволюция органов дворцово-вотчинного управления в систему центральных управленческих учреждений с общегосударственным статусом в лице приказов и оформле-


 

ние в XVI первой половине XVII в. самодержавной монархии. Формирование персонала органов государственного управле­ния еще более интенсифицировалось после административной реформы Ивана IV (Грозного), по воле которого в 1548—1555 гг. была создана целая группа отраслевых и территориальных при­казов как административно-управленческих органов, представ­лявших центральную власть.

В последующем приказная система управления все более рас­ширялась. В ней шло разделение управленческой деятельности, усиливалась специализация. Эти изменения сопровождались ростом количества думских и «приказных служилых людей». С 1613 по 1690 г. состав Боярской думы увеличился с 29 до 153 че­ловек, т.е. в 5 раз. По данным 36 приказов, в 1682 г. в их штатах числилось 1800 служащих, а в 1698 г. — около 3000. В это же вре­мя в местных административных учреждениях находилось на службе почти 2000 человек1.

Постепенное формирование профессионального персонала органов государственного управления, активный переход, осо­бенно во второй половине XVII в., к постоянным служебным должностям в приказах и других административных учрежде­ниях того времени, неуклонное увеличение численности «при­казных людей» — все это актуализировало задачу организации управления контингентом «государевых слуг», потребовало целенаправленного и организованного правительственного воздействия на служащих государственного аппарата с целью максимальной мобилизации их знаний и энергии для осуще­ствления задач и функций государства.

Эта проблема стала особенно острой с окончательным выде­лением в результате петровских радикальных реформ граждан­ской службы в самостоятельную отрасль государственного уп­равления на основе известной Табели о рангах всех чинов воин­ских, статских и придворных... (1722 г.). С данным юридичес­ким актом связано официальное законодательное признание чиновничества в качестве особой группы государственных слу­жащих, обеспечивавших на профессиональной и постоянной основе реализацию компетенции государственных органов.

.


 

Следовательно, управленческие функции государства объек­тивно детерминировали возникновение специальных институ­тов управления персоналом государственной службы. Работа по учету и распределению «государевых служилых людей» стала бо­лее упорядоченной с созданием в середине XVI в. Разрядного приказа, который участвовал в подборе кандидатов на вакант­ные должности. Его дьяки вели записи назначений на военную, гражданскую и придворную службу. В его компетенцию входи­ло обеспечение государственных служащих земельными помес­тьями и денежным жалованьем за службу.

В 60-х гг. XVI в., при Иване IV, Разрядный стол имел в своих книгах записи на более чем 20 тыс. «государевых слуг». Причем до 3 тыс. из них были включены в московские послужные спи­ски. Это была своего рода «номенклатура», из которой отбира­лись «служилые люди» для царских назначений на ответствен­ные государственные должности. Разрядный приказ как адми­нистративное учреждение по управлению персоналом государ­ственной службы возглавлялся чинами высшей бюрокра­тии — боярами А. Щелкаловым, Ф. Лихачевым, С. Заборов-ским, Ф. Грибоедовым, Т. Стрешневым и др. Этот приказ функционировал в течение второй половины XVI в., весь XVII в. и был упразднен лишь в 1711 г. в ходе петровских ре­форм1.

С территориальным расширением Российского государства, возникновением все новых и новых отраслей хозяйства, услож­нением задач административно-хозяйственной деятельности количество персонала государственной службы неуклонно уве­личивалось. В середине XVIII в. в административных органах было около 10 тыс. служащих, в конце XVIII в. их количество возросло до 16 тыс. человек. В начале 50-х гг. XIX в. корпус го­сударственных служащих составлял более 60 тыс. В 1903 г. об­щая численность классных чиновников в России достигала поч­ти 400 тыс. человек. Вместе с нетабельными канцелярскими служителями в системе государственного управления было за­нято свыше 500 тыс. служащих2.

.



 


 


Таблица 2

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...