Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При стаже государственной службыот 1 до 5 лет от 6 до 10 лет от 11 до 15 лет свыше 15 лет Условия выплаты премий устанавливаются руководителями органов государственной власти и закрепляются в нормативных актах. Их размер определяется исходя из результатов деятельности государственного служащего и максимальными размерами не ограничивается. Необходимо отметить, что частые премиальные выплаты воспринимаются служащими не как стимулы к повышению эффективности работы, а как должное, перестают выполнять свою мотивирующую функцию и становятся неотъемлемой частью денежного содержания. В то же время премии, выплачиваемые крайне редко, не осознаются работниками как постоянный стимул для напряженной, кропотливой деятельности. Поэтому важно найти «золотую середину», позволяющую им быть действенным рычагом мотивации. В целом величина денежного содержания гарантируется государственным бюджетом, а не является результатом рыночной деятельности государственных служащих. В системе государственной службы Российской Федерации положено начало законодательному закреплению не просто материально-финансовых льгот, а системы финансо- 12*
вых гарантий для государственных служащих, которая выполняет важную мотивирующую функцию. Сложившуюся схему денежного содержания можно представить следующим образом:
Рис. 16. Система финансовых гарантий для государственного служащего Выводы Мотивация как сложное, многоаспектное явление — необходимый элемент системы управления персоналом. Создание условий для мотивации работников и ее практическое осуществление позволяют достичь целей организации. В настоящее время проблема мотивации персонала требует комбинированных подходов, основанных на знании и исполь- 1 .
зовании как традиционных теорий мотивации, так и последних достижений поведенческих наук. Сочетание экономических и социально-психологических способов воздействия на поведение работников должно быть адекватным их современным потребностям и интересам организации. Источниками мотивации и получаемого от работы удовлетворения для государственных служащих являются не только внешние факторы, такие, как величина денежного содержания, но и различные факторы, внутренне присущие непосредственно государственной службе. Они включают в себя патриотические чувства удовлетворения от служения на благо народа и государства. Снижение уровня мотивации государственных служащих вызвано такими факторами, как неустойчивая занятость, неадекватное денежное содержание, невозможность получить льготы, гарантированные нормативными правовыми актами, и др. Реформирование системы государственной службы призвано восстановить престиж и авторитет служения обществу в такой сфере занятости, как государственная и муниципальная служба. Контрольные вопросы 1. Перечислите основные теории мотивации и дайте их крат 2. Покажите на примерах возможности применения содер 3. В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика системы моти 4. Проанализируйте систему мотивации в Вашем учрежде 5. Предложите оптимальное, по Вашему мнению, сочетание © Вагина Л.В., 2002 © Магомедов К.О., 2002
Исторический опыт управления персоналом государственной службы России Поиск путей повышения эффективности работы государственных органов до уровня современных требований делает актуальными анализ и обобщение исторического опыта управления персоналом государственной службы в досоветской России. Изучение отечественной практики в этой области представляет значительный познавательный и практический интерес для разработки оптимальной модели организации деятельности государственных служащих по осуществлению современных целей и функций государства. Становление и развитие органов управления Государственными служащими России BXVI-ХIXвв. Генезис служб управления персоналом государственных учреждений Управление персоналом государственной службы как важное звено и действенный механизм реализации государственной кадровой политики имеет многовековую историю. Элементы это- го социального института формировались не одну сотню лет со времени возникновения государства. В зависимости от типа государства, формы правления, характера государственного устройства, уровня экономического и культурного развития каждое государство строило свою систему управления персоналом государственной службы и вносило известный вклад в мировой опыт. Творческий учет исторического наследия в сфере государственной службы России, внимательное отношение к сложившимся традициям представляются исключительно важными в процессе строительства системы управления персоналом государственной службы Российской Федерации. Многогранная практика управления персоналом государственных органов уходит своими корнями в далекие исторические времена формирования единого централизованного Российского государства. С конца XV - начала XVI в. его правительство накопило богатый и сложный, противоречивый и вместе с тем весьма поучительный опыт управления персоналом государственной службы. Завершение объединения собственно русских земель в единое государство в первой четверти XVI в. активизировало процесс выделения управленческой деятельности в важную самостоятельную профессиональную сферу. Решение задач государственного управления, объем и сложность которых постоянно возрастали, естественно, обусловило ускорение формирования социальной группы «служилых людей», находившихся на «государевой службе» и занимавшихся реализацией целей и функций государства. Бояре, удельные и служилые князья, придворные чины, видные представители дворянства составляли главный источник, из которого государь и «начальствующие» лица из высшей бюрократии отбирали и назначали на руководящие должности в административной, военной и других сферах управления. Аппарат Боярской думы, казны и двора составляли главным образом дьяки и подьячие. На местах во главе управления стояли наместники, волостели, воеводы, имевшие в своем подчинении группы должностных лиц. На развитие состава государственных служащих оказали существенное влияние эволюция органов дворцово-вотчинного управления в систему центральных управленческих учреждений с общегосударственным статусом в лице приказов и оформле-
ние в XVI — первой половине XVII в. самодержавной монархии. Формирование персонала органов государственного управления еще более интенсифицировалось после административной реформы Ивана IV (Грозного), по воле которого в 1548—1555 гг. была создана целая группа отраслевых и территориальных приказов как административно-управленческих органов, представлявших центральную власть. В последующем приказная система управления все более расширялась. В ней шло разделение управленческой деятельности, усиливалась специализация. Эти изменения сопровождались ростом количества думских и «приказных служилых людей». С 1613 по 1690 г. состав Боярской думы увеличился с 29 до 153 человек, т.е. в 5 раз. По данным 36 приказов, в 1682 г. в их штатах числилось 1800 служащих, а в 1698 г. — около 3000. В это же время в местных административных учреждениях находилось на службе почти 2000 человек1. Постепенное формирование профессионального персонала органов государственного управления, активный переход, особенно во второй половине XVII в., к постоянным служебным должностям в приказах и других административных учреждениях того времени, неуклонное увеличение численности «приказных людей» — все это актуализировало задачу организации управления контингентом «государевых слуг», потребовало целенаправленного и организованного правительственного воздействия на служащих государственного аппарата с целью максимальной мобилизации их знаний и энергии для осуществления задач и функций государства. Эта проблема стала особенно острой с окончательным выделением в результате петровских радикальных реформ гражданской службы в самостоятельную отрасль государственного управления на основе известной Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных... (1722 г.). С данным юридическим актом связано официальное законодательное признание чиновничества в качестве особой группы государственных служащих, обеспечивавших на профессиональной и постоянной основе реализацию компетенции государственных органов. .
Следовательно, управленческие функции государства объективно детерминировали возникновение специальных институтов управления персоналом государственной службы. Работа по учету и распределению «государевых служилых людей» стала более упорядоченной с созданием в середине XVI в. Разрядного приказа, который участвовал в подборе кандидатов на вакантные должности. Его дьяки вели записи назначений на военную, гражданскую и придворную службу. В его компетенцию входило обеспечение государственных служащих земельными поместьями и денежным жалованьем за службу. В 60-х гг. XVI в., при Иване IV, Разрядный стол имел в своих книгах записи на более чем 20 тыс. «государевых слуг». Причем до 3 тыс. из них были включены в московские послужные списки. Это была своего рода «номенклатура», из которой отбирались «служилые люди» для царских назначений на ответственные государственные должности. Разрядный приказ как административное учреждение по управлению персоналом государственной службы возглавлялся чинами высшей бюрократии — боярами А. Щелкаловым, Ф. Лихачевым, С. Заборов-ским, Ф. Грибоедовым, Т. Стрешневым и др. Этот приказ функционировал в течение второй половины XVI в., весь XVII в. и был упразднен лишь в 1711 г. в ходе петровских реформ1. С территориальным расширением Российского государства, возникновением все новых и новых отраслей хозяйства, усложнением задач административно-хозяйственной деятельности количество персонала государственной службы неуклонно увеличивалось. В середине XVIII в. в административных органах было около 10 тыс. служащих, в конце XVIII в. их количество возросло до 16 тыс. человек. В начале 50-х гг. XIX в. корпус государственных служащих составлял более 60 тыс. В 1903 г. общая численность классных чиновников в России достигала почти 400 тыс. человек. Вместе с нетабельными канцелярскими служителями в системе государственного управления было занято свыше 500 тыс. служащих2. .
Таблица 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |