Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные ценности государственной службы

Для того чтобы быть востребованной на рынке труда, профес­сия должна обладать соответствующими ценностными характе­ристиками. Обладает ли притягательной силой государственная или муниципальная служба? Наделены ли они конкурентоспо­собными качествами, которые можно использовать в профори-ентационной деятельности?

Определенная информация выявляется в процессе монито­ринга проблем государственной службы, осуществляемого уче­ными кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте Российской Федерации. Так, по итогам проведенного в мае 2001 г. социологического исследования1 оказалось возможным ранжировать мотивы выбора профессии государственными служащими. На вопрос о том, чем они руко­водствуются при поступлении на государственную службу, по­лучены следующие ответы: гарантией постоянной работы, ста­бильного положения — 42%; стремлением полнее реализовать свои профессиональные качества - 36%; желанием принести пользу обществу и государству - 31%; стремлением обеспечить перспективы служебного роста - 17%; стремлением повысить материальное благополучие — 12%; желанием иметь широкие связи с полезными людьми — 9% и т.д.

Анализ результатов опроса указывает на явное преобладание мотивов личностно-ориентированных над мотивами общест­венно-ориентированными. Об этом же свидетельствуют и отве­ты, связанные с выяснением факторов неудовлетворенности службой. Около половины всех опрошенных отметили неудов­летворенность заработной платой, уровнем решения их соци­альных проблем, особенно жилищных.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время государственная служба (как и муниципальная служба, которая в обыденном сознании не всегда дифференци­руется от государственной) не относится к самым престижным в

1


 


 


 


обществе, однако обладает рядом достоинств, профессиональ­ных ценностей, которые делают ее привлекательной в различ­ных слоях населения. Это служит достаточно оптимистичным основанием для целенаправленного формирования континген­та потенциальных соискателей профессий в сфере государст­венного и муниципального управления на рынке труда и обес­печения цивилизованного профессионального отбора достой­ных кандидатов.

Однако для сознательного выбора профессии еще недоста­точно представить ее привлекательной. Немаловажную роль иг­рает ее доступность для конкретного человека, а также целена­правленная помощь в правильной оценке его собственных про­фессиональных возможностей и способностей. Эта задача так­же может решаться средствами и способами профессиональной ориентации.

В настоящее время и на обозримую перспективу остаются привлекательными во многих слоях населения такие черты про­фессии государственного и муниципального служащего, как: прямая связь с осуществлением властных полномочий; опреде­ленная ее стабильность; профессиональная подготовка и пере­подготовка за счет средств официального бюджета; наличие си­стемы социальной защиты в виде гарантий, компенсаций и льгот; дифференцированность службы по специальностям и специализациям, что создает более благоприятные условия для самореализации личности; явно выраженные карьерные воз­можности; служебная форма одежды; возможность легального владения оружием; приобретение необходимых связей и иные присущие ей свойства и качества.

Выводы

Профориентационная деятельность должна вестись на про­фессиональной основе людьми, получившими определенную систему знаний и практические навыки ее осуществления. Наи­более заинтересованным в результатах лицом является государ­ство. Оно, его органы, ведомства и учреждения, при соответст­вующей координации и субординации, призваны нести основ­ную нагрузку, не передоверяя ее неформальным структурам или


стихийным процессам. Профориентационная работа должна строиться на прочном теоретическом и нормативно-правовом фундаменте.

Эффективность профориентационной работы во многом за­висит от точного определения объектов управления, монито­ринга динамики ценностных ориентации и профессиональных предпочтений основных участников рынка труда. Важной ее со­ставляющей является четкое представление о профессиональ­ных ценностях государственной и муниципальной службы, ко­торое возможно лишь на солидной профессиональной базе. Именно раскрытие в современной, привлекательной форме этих ценностей с использованием всего многообразия каналов влияния на процессы индивидуального профессионального са­моопределения обеспечивает высокую вероятность достижения необходимого результата.

Профориентационная деятельность, предполагающая рас­крытие ценностной стороны государственной и муниципаль­ной службы, при надлежащей ее организации наряду с комплек­сом других мероприятий может и должна способствовать под­нятию престижа указанных профессий, комплектованию пер­сонала органов управления достойными, высокомотивирован­ными кадрами, максимально гармонично реализующими свой профессиональный потенциал.

Контрольные вопросы

1. Каковы сущность и место профессиональной ориентации
в процессе профессионализации государственной и муни­
ципальной службы?

2. Сформулируйте основные положения научной организа­
ции профориентационной деятельности.

3. Дайте характеристику субъектов и объектов профессио­
нальной ориентации.

4. Каковы технологии профориентационной деятельности?

5. Каковы характер и специфика процесса профессиональ­
ного самоопределения?

6. Дайте характеристику процесса профессионального само­
определения как объекта управления.


288 Раздел III Кадровые технологии в государственном и муниципальной службе

7. Каковы ценностные характеристикой профессии государ­
ственного и муниципального служащего?

8. Что обеспечивает высокий престиж профессий государст­
венной и муниципальной службы ев массовом сознании?

© Панин И.Н., 2002


 

Глава

Отбор персонала

и способы замещения

должностей


В практике управления персона­лом и в кадровой политике отбор занимает одно из центральных мест. Это сложная кадровая технология со своей структурой и функ­циями. Раскрытию содержания этой кадровой технологии в госу­дарственной и муниципальной службе посвящена настоящая глава.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...