Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности адаптации на государственной службе и условия ее успешностиФормирование профессионально подготовленных и динамично развивающихся кадров государственной службы — один из факторов создания действенного инструмента реализации функций государства. Адаптация людей, впервые принимаемых на государственную службу, — этап становления специалистов-управленцев. Своевременная и полноценная адаптация — это необходимое условие эффективного функционирования и развития и государственной службы, и личности. Представляют особый интерес условия, влияющие на успешность адаптации. К числу основных можно отнести: 1. Объективность оценки персонала при отборе. Государственная служба в России еще не завершила процесс становления, а потому технологии отбора и приема не отработаны в должной мере. Зачастую те технологии, которые апробированы и зарекомендовали себя как эффективные, не используются на практике по различным, в основном субъективным, причинам. Это не позволяет производить отсев уже на этапе приема заведомо слабых, плохо подготовленных кандидатов. Сменяемость кадров, сопровождавшая реорганизации государственной службы на протяжении 10 лет, также не способствовала привлечению опытных специалистов. Значительная часть сотрудников органов государственной власти — люди, впервые принятые на государственную службу. Поэтому проблема профессионального отбора — одна из насущных на данный момент. Необходимо отметить, что психологи считают невозможным дать окончательное решение о профессиональной пригодности человека до того, как он начал эту профессиональную деятельность или обучение данному виду деятельности. На государственной службе в процессе отбора используются различные методы выявления уровня подготовленности к управленческому труду. Собеседование позволяет получить устную информацию от самого кандидата о его знаниях, умениях, навыках, мотивах поступления на государственную службу, планах профессионального совершенствования и др. Тестирование — оценка и установление по результатам решения задач (тестов) количественных показателей, определяющих уро-
вень подготовки претендента. Оно позволяет оценить его качества по решению уже выявленной и сформулированной проблемы. Анкетирование предполагает получение ответов на вопросы в произвольной или стандартной форме. Выбор и формулировка вопросов отражают уровень подготовки, необходимый для исполнения служебных обязанностей. Экспертный опрос выявляет мнения коллег о качествах кандидата и возможных направлениях его развития. Групповая дискуссия проводится по теме будущей работы в свободной форме среди кандидатов и дает возможность выявить наиболее самостоятельных, активных, информированных, логично рассуждающих. Матричный метод оценки соотносит и оценивает наличие необходимых для исполнения должности деловых и личностных качеств претендента с таблицей-матрицей, содержащей перечень этих качеств для каждой должности. Особую роль в механизме приема на государственную службу призван играть конкурсный отбор. Конкурсы позволяют выйти на качественно новый уровень работы с персоналом, однако их проведение требует больших интеллектуальных и материальных затрат (необходимость средств, подготовка специалистов-кадровиков, внедрение современных технологий и т.д.). Между тем проведение конкурса становится обязательной кадровой технологией при замещении вакантной должности государственной и муниципальной службы.
При конкурсном отборе у претендентов выявляются степень владения современными методами управления, умение устанавливать и расширять связи с различными институтами государства, гражданского общества, а также других стран. Участие претендентов в конкурсе на вакантные должности следует рассматривать как начальную фазу адаптационного процесса. Успешность проведения конкурсов обеспечивается строгим соблюдением нормативов. К сожалению, исследования показали, что по конкурсу принимается на работу 2% служащих, после сдачи квалификационных экзаменов — 3%, после прохождения испытания по должности — 10%', т.е. назначение на должность производится по личному усмотрению руководителя, и это в значи- тельной мере осложняет приход на государственную службу профессионально подготовленных людей, а также сказывается на продолжительности и успешности адаптации новых сотрудников. Действенным адаптационным условием для сотрудников является испытательный срок, который устанавливается при поступлении на государственную и муниципальную службу. В течение этого периода в результате наблюдения за персоналом можно выявить людей, не способных к управленческой деятельности. Испытательный срок дает возможность выбора наиболее достойного из нескольких кандидатов при одинаковых результатах, полученных при прохождении процедур отбора (анкетирование, конкурс, экзамен и т.д.). 2. Многоуровневая система обучения и переподготовки персонала. Рассмотрение государственной службы как профессиональной деятельности подразумевает успешное овладение этой профессией. Для молодых сотрудников, впервые принятых на государственную службу, это означает получение дополнительных теоретических знаний и практических навыков для успешной деятельности в новых условиях. Трудности у данной категории государственных служащих могут возникнуть при практическом выполнении новой работы. Их обучение направлено на выявление недостающих знаний, организацию обучения для восполнения пробелов и, как результат, на успешную адаптацию к должности и эффективную работу. При переподготовке усиливаются позитивные психические состояния удовлетворенности, оптимизма, устремленности в будущее. Успешное завершение этого периода знаменуется появлением новых профессиональных качеств, мастерства, углублением специализации. Для государственных служащих, проходящих вторичную адаптацию (т.е. связанную с должностным продвижением), переподготовка и повышение квалификации не менее важны, так как предполагают приобретение и совершенствование умения работать с людьми, управлять персоналом, навыков информационно-аналитической работы, использования современной электронной техники, составления проектов документов. Правовыми документами о государственной службе предусматривается повышение квалификации государственными служащими не реже одного раза в пять лет, а по отдельным катего-
риям — раз в три года. Оно направлено на обеспечение современного профессионального образования, необходимого для эффективного функционирования института государственной службы. Служащие при обучении овладевают: теоретическими основами управления и механизмом реализации государственной кадровой и социальной политики, теорией социального управления и современного рынка, основами экономики и организации социально-экономического развития отрасли, знанием особенностей формирования рыночных трудовых отношений; современными технологиями государственного регионального управления, организации государственной службы, пониманием причин и сути обновления их содержания и механизма реализации, современной социологической информацией о состоянии и потенциале управленческих кадров, выявленных потребностях на разных уровнях с учетом перспектив развития отраслей, отдельных систем управления, умением решать узловые проблемы; способами управления социальными связями и отношениями, отражающими интересы, ценностные ориентации различных социальных слоев и групп, их взаимодействие с государственными, муниципальными и общественно-политическими институтами и структурами. Это существенным образом упрощает их профессиональную адаптацию к новым задачам. Стимулами для продолжения профессионального обучения, повышения квалификации молодых государственных служащих могут стать меры их признания и поощрения. Важно сформировать у них понимание того, что «если раньше достижение профессионализма человеком в какой-либо конкретной трудовой деятельности было конечной целью образовательного процесса, то теперь это становится лишь одним из очередных этапов его карьеры»1. 3. Эффективный механизм управления процессом адаптации. Для становления данного механизма необходимо сочетание таких элементов, как: — структурное закрепление функций управления адаптацией. Чаще всего эту функцию выполняет подразделение по обучению персонала. В качестве одного из организационных реше- 1 Цит. по: Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 226. ____________________________________________________ ний используется закрепление специалистов по персоналу кураторов определенных подразделений. Можно упомянуть Не_ заслуженно забытое наставничество, которое, с одной стороны, позволяет влиять на успешность адаптации молодого сотрудНи_ ка, а с другой - выступает формой доверия к опытному сотруд_ нику и этапом в его продвижении по службе; —технология процесса управления адаптацией включает ор —информационное обеспечение адаптации - это сбор и 4. Престиж профессии и привлекательность организации. Несомненный интерес представляет проблема социальной Идентичности. В проблеме идентичности важно не то, к какой социальной группе принадлежит человек, а то, с какой группой он себя отождествляет. Особое внимание следует обратить на Позитивную оценку группы принадлежности, поскольку человеку свойственно не просто отнести себя к какой-то группе, но и наделить ее позитивными чертами. По отношению к процессу адаптации трудность идентичности может быть определена не только как сложность в нахождении своей ниши в организации, но и как утрата позитивных представлений о своей группе. Это можно проиллюстрировать мотивами поступления граждан на государственную службу: престижность занимаемой должности занимает седьмое место из девяти предложенных позиций. В течение предшествующего периода развития института государственной службы в массовом сознании сложился образ чиновника, которому присущи бюрократизм в ведении дел, приоритет личных интересов над интересами граждан и общест_ ва и др. В представлении граждан государственный служащий был частью группы этого чиновничества. Разумеется, в этом случае должность государственного служащего не отличалась высоким престижем, а о непривлекательности государственной е
службы свидетельствует ее невысокий авторитет среди населения. 5. Организация труда, направленная на максимальную реализацию мотивационных установок сотрудника. Важным фактором выполнения данного условия является формирование особых мотивов, сочетающих общественно значимые, корпоративные и личные интересы, мотивы. Государственному служащему в соответствии с федеральным законодательством предоставляется право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации. Эта зависимость позволяет, во-первых, удовлетворить потребности служащего и реализовать определенные мотивационные установки, а во-вторых, направлена на качественное совершенствование государственной службы. Одними из путей реализации мотивационных установок, связанных с потребностями в общении, признании, самореализации (по А. Маслоу), являются создание временных творческих групп для решения определенной проблемы, гласность результатов труда, обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами, делегирование полномочий и ответственности и др. Труднее реализовать мотивационную установку на продвижение по службе в соответствии с результатами труда, поскольку показатели работы госслужащих не подлежат количественному измерению. Своеобразным критерием эффективности их работы является своевременное рассмотрение обращений граждан, однако и это не дает полного представления о результатах работы. Поэтому продвижение по службе, поощрения за качество выполненной работы носят личностный характер, так как руководитель принимает во внимание и проявления личной преданности Широкое распространение получила практика служебного продвижения и повышения денежного содержания в зависимости от стажа работы и квалификации. Это способствует повышению квалификационного разряда государственного служащего и позволяет материально поощрить его в пределах занимаемой должности. 6 Отработанная система внедрения инноваций. Сложность практического осуществления данного условия в государственной службе связана с высокой степенью ее формализации, оз- начающей действия в соответствии с инструкциями, положе. ниями, которые содержат конкретные указания и стандартцые правила работы. Это не исключает творческого отношения к делу, тем более что в условиях динамичных социальных измене_ ний возрастает необходимость быстрых, нестандартных рец^. ний, умения мыслить современными категориями. Система инноваций подразумевает продуктивные технико-технологические, социально-экономические, в том числе и кадровые сервисные и комплексные нововведения. Известно, что со^ трудники сопротивляются нововведениям, если не уверены в положительном характере результатов или их последствий для себя. Из этого следует, что внедрение инноваций требует серьезной организационной поддержки (проведения научно-аналитических работ, оценки эффективности нововведений, разработки прогнозов, планов, проектов, финансово-ресурсного обеспечения, организации и контроля, мотивации нововв^де-ний). 7. Социально-психологический климат в коллективе. Речь о динамично изменяющемся показателе, главной особенностью ко_ торого является влияние на характер профессионального восприятия и профессионального мышления, на процесс принятия управленческих решений. Он проявляется в трудовой мотцва-ции работников, межличностных и групповых взаимоотноц^.. ниях. Социально-психологический климат включает в себя психологическую совместимость сотрудников, эмоциональную атмосферу, нравственную воспитанность. На социально-психологический климат влияют: —мегафакторы: психологический климат социума в целом —локальные психологические факторы: групповая динамика Мегафакторы отражают общий социально-психологически фон российского социума и оказывают наибольшее влияние на социально-психологический климат в коллективе. Однако сти в них сколько-нибудь существенные изменения или
то образом их скорректировать невозможно. Поэтому возрастает роль локальных факторов, имеющих разный «удельный вес» в коллективе. Умелое воздействие на них со стороны опытных руководителей, специалистов кадровых служб позволит успешнее справляться с проблемами жизнедеятельности коллектива. Нормальная социально-психологическая атмосфера позволяет каждому служащему ощущать себя частью коллектива, стимулирует заинтересованность в работе, создает необходимый психологический настрой. Создание такой атмосферы, когда служащие чувствуют себя инициаторами нового, а не «винтиками» в бюрократической машине, дает возможность членам коллектива раскрыть и сполна реализовать свой творческий потенциал. 8. Личностные качества адаптируемого сотрудника. Личностные качества рассматриваются в качестве субъективного фактора адаптации. Целесообразно подразделить их на три блока: — социально-демографические (пол, возраст, образование, — социально-психологические (практичность, быстрота ориен — социологические (степень материальной и моральной заин
Контрольные вопросы 1. Какие виды адаптации следует учитывать в практике уп 2. Возможны ли несовпадения или противоречия между ас 3. В какой степени, по Вашему мнению, необходимы в орга 4. Каковы главные условия успешной профессиональной 5. В чем причины трудностей профессиональной адаптации 6. Раскройте содержание системы обучения лиц, впервые © Магомедов К.О., 2002 © Пономаренко Б. Т., 2002 Выводы 1. Адаптация является, с одной стороны, механизмом взаимо 2. Характер деятельности организации накладывает отпеча
Оценка персонала и кадрового потенциала организации Управление персоналом предполагает различные оценочные процедуры, обеспечивающие как формулировку реально достижимых целей по формированию и развитию кадрового потенциала организации, так и выбор соответствующих кадровых технологий. В данной главе рассматриваются основные понятия, различные формы и содержание оценки персонала и кадрового потенциала организации. Л. Основные понятия и положения об оценке персонала Понятие оценки персонала Оценить - значит определить уровень (величину) ценности некоторого объекта, процесса, явления. Любая оценка есть результат сопоставления анализируемого элемента действительности с некоторым эталоном, отражающим современные представления об идеале. Эталон должен быть представлен в виде описания его характеристик или требований к ним, снабженных системой критериев соответствия и шкалой оценивания.
Необходимо различать оценку как процесс и результат этого процесса. Процесс оценки определяется используемым методом и соответствующими средствами (анкетами, тестами и др.). Результат оценивания в зависимости от критериев и шкал представляется в виде качественной и количественной оценки. В своей профессиональной деятельности субъект управления персоналом регулярно сталкивается с необходимостью оценки объектов управления, кадровых процессов и социальных явлений для обоснования и уточнения своих действий с целью познания их состояния и тенденций изменения. Такая оценка - это результат соизмерения, результат сравнения познаваемого с тем, что может выступать в качестве эталона, т. е. известного, познанного или представляемого человеком1. Эталоны устанавливаются или выбираются человеком или социальной общностью относительно субъективно, но, как правило, содержат известную долю объективного в силу того, что в их природе присутствуют многократно повторяющиеся, общепризнанные или реально достижимые результаты работы, качества и действия людей и др. Можно придать им диагностичность и большую объективность в рамках процессов стандартизации как в образовательной сфере, так и в области управления персоналом в целях оценки. В связи с этим может быть построена соответствующая система стандартов качества персонала и кадрового потенциала организации. Основным назначением (миссией) оценки персонала является регулярное и оперативное обеспечение субъекта управления объективной информацией о состоянии и тенденциях изменения профессионализма сотрудников и кадрового потенциала организации в целом. Основные цели оценки персонала: — аттестационная — определение меры соответствия ка — диагностическая — выявление факторов, определяющих Различие этих компонентов единого оценочного процесса Для субъекта управления состоит в том, что аттестационная со- См.: Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы Развития теории и практики. М., 1998. С. 182-193. 21 — Управление персоналом
ставляющая оценки персонала используется для обоснования административных решений, а диагностическая — для оптимизации мероприятий, направленных на повышение кадрового потенциала организации в целом и каждого сотрудника в отдельности. Предметом оценки персонала являются способности сотрудников, востребованные в организации, в то время как при оценке кадрового потенциала организации изучаются и резервные способности, а также возможности их использования. Основная задача аттестационной оценки персонала - обеспечить субъекта управления информацией по видам кадровой работы, опираясь на уровневые оценки для их сопоставления с действующими нормами: — отбор кандидатов на работу; — расстановка сотрудников в соответствии со штатным рас — дифференциация заработной платы, премиальных вознаг При диагностической оценке кадрового потенциала организации выявляются потенциальные возможности сотрудников для оптимизации их дальнейшего использования, а также целенаправленного развития в соответствии со структурой и содержанием квалификационных требований. Результаты оценки персонала и кадрового потенциала организации призваны обеспечить обоснованность действий субъекта управления по следующим направлениям: — администрирование (повышение по службе, перевод, по — информирование (руководителей и самих служащих о ка — мотивация повышения эффективности профессиональной деятельности. В зависимости от вида представления информации о предмете оценки различают логико-вербальные (словесные), наглядно-образные (знаковые, графические), комбинированные формы представления оценки как результата. Наиболее распространенными формами оценки как процесса в государственной и муниципальной службе выступают аттестация, квалификационный экзамен, кадровый мониторинг.
Принципы оценки персонала Оценка, играющая важную роль в управлении персоналом, должна осуществляется в соответствии с рядом важнейших требований (принципов), которые гарантируют ее эффективность. Технология эффективной оценки персонала должна быть построена таким образом, чтобы персонал был оценен: — объективно и «прозрачно» — вне зависимости от чьего-то ча — надежно и диагностично — относительно свободно от влия — достоверно и валидно (значимо) по содержанию его профес — прогностично — оценка должна давать возможность про — комплексно — не только каждый сотрудник, но и связи и Выполнение этих требований достигается в результате реализации следующих рекомендаций: — социологический анализ предмета оценки и привлечение — «прозрачность» оценки обеспечивает система адресных от — надежность оценки существенно повышается с увеличени — диагностичность оценки определяется спектром получае — валидность оценки по содержанию обеспечивается вклю 21*
ляющих эффективность результатов деятельности оцениваемого персонала; —достоверность оценки гарантируется результатами апроба —прогностичность оценки обеспечивается как внутренним —комплексность оценки определяется, во-первых, содержа К исходным данным процедуры оценки персонала и кадрового потенциала организации относятся: — нормативные документы; — личные дела сотрудников; — описание должностей и должностные инструкции; — профессиограмма должностного лица; — оценочные технологии и средства (социологические анке — контракт служащего; — результаты предыдущих оценок (кадрового мониторинга); — другие документы и материалы, отражающие информацию Система оценки персонала Под системой оценки персонала понимается комплекс единых или согласованных целей, задач и ожидаемых результатов; процедур, технологий и средств оценки; реальной (в виде структурного подразделения) или «виртуальной» (в виде системы
специальных функционалов) службы оценки персонала. Система оценки персонала выполняет ряд важных социальных функций1. Она позволяет: — снижать конфликты в коллективах, что способствует со — стимулировать работу персонала; — устанавливать справедливое соотношение между количест — получать информацию об уровне профессионального раз — наблюдать динамику изменения оцениваемых показателей Для совершенствования уже существующей или создания в организации принципиально новой системы оценки персонала необходим ряд условий: — заинтересованность и поддержка со стороны руководства; — наличие специалистов, реализующих данную систему; — легитимация документов, регламентирующих оценочную — информирование (содержание), подготовка (тренинг) и — установление однозначной и «прозрачной» связи результа Оценки государственной и муниципальной службы, как правило, связаны с деятельностью персонала (деловая оценка) и происходят в форме аттестации. Цель такой оценки состоит в установлении соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций, свойств) требованиям должности. На основании степени Указанного соответствия решаются такие задачи: 1. Выбор места в организации и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника. См.: Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы Развития теории и практики. С. 182-193.
2. Разработка возможных путей совершенствования деловых 3. Определение степени соответствия заданным критериям Инструментом такой оценки выступает методика, к элементам которой относятся: — конкретизация целей оценки; — организационная подготовка оценки; — описание этапов деловой оценки с указанием способов — формирование состава экспертов-оценщиков; — определение способов обработки информации; — упорядочение взаимосвязей исполнителей в процессе оценки; — описание порядка определения результатов деловой оценки. результативности труда. Метод оценки результативности труда - это совокупность способов и приемов определения степени достижения планируемых результатов труда персоналом в процессе службы. В литературе1 представлены краткие характеристики 10 методов оценки персонала, большинство из которых включают и набор критериев, и шкалу оценок, среди них: — управление по целям; — метод шкалы графического рейтинга; — вынужденный выбор; — описательный метод; — метод оценки по решающей ситуации; — метод анкет и сравнительных анкет;
— метод шкалы рейтингов поведенческих установок; — метод шкалы наблюдения за поведением; — метод балльной оценки; — метод коэффициентов. Исключительно большое значение изучению и оценке персонала придается как в нашей стране, так и за рубежом2. 1 См • Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под. ред. А.Я 2 См.: Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт За последние годы появилось описание более десятка новых методов, среди которых особо отметим метод актуальной оценки персонала, который наиболее полно соответствует рассмотренным выше требованиям1. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |