Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Театр в системе зрелищных искусств конца ХХ – начала ХХ1 в.

Пояснительная записка

Цель дисциплины — изучение важнейших проблем изобразительного искусства, музыки и театра конца XX — начала XXI века в отечественном и зарубежном искусстве.

Задачи дисциплины: показать место и роль многообразных форм художественного творчества в мировом культурном процессе; ознакомить студентов с современной профессиональной искусствоведческой терминологией; познакомить студентов с общими проблемами современного искусства, его эволюцией, а также выявить связи отечественного и зарубежного искусства конца XX — начала XXI века.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· основные понятия теории и истории искусства ХХ–XXI веков;

· основные художественные стили, направления, течения, школы, объединения в истории искусства ХХ — начала XXI века.

Уметь:

· ориентироваться в специфике и многообразии форм художественного творчества ХХ — начала XXI века.

Владеть профессиональной искусствоведческой терминологией.

Дисциплина состоит из трех разделов: «Театр», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство». Изучение дисциплины должно способствовать формированию у студентов умений и навыков самостоятельного анализа художественного произведения и его оценки; пониманию общих закономерностей развития искусства. При проведении лекционных и семинарских занятий предполагается использование видеоматериала, а также раздаточного иллюстративного материала.

Итоговая форма контроля — зачет.

Тематический план

Номер и наименование темы лекции семинары  
 
 
1. Театр в системе зрелищных искусств конца ХХ – начала ХХ1 в.  
2. Академические традиции в музыке. Джаз. Рок-музыка    
3. «Открытое искусство»    
4. Искусство постмодернизма (конец 1970-х — 1980-е гг.)  
Итого  
         

Материал к лекциям

Тема 1. Театр в системе зрелищных искусств конца ХХ – начала ХХ1 в.

Основные явления театрального искусства, представляющие художественную ценность и определившие развитие художественной культуры ХХ века.

Проблемы развития драматургии, режиссуры, актерского искусства, взаимодействия различных видов искусства, их синтеза в пределах одной постановки. Изучение сценографии, художественного оформления спектакля, театрального костюма.

Театральная деятельность Питера Брука (р. 1925 г.) Опыты изучения театрального метода А. Арто.

Морис Бежар (р. 1927). Основатель интернациональной труппы “Балет ХХ века” (1960).

Джорджо Стреллер (1921–1997) — крупнейший итальянский режиссер, театральный деятель. “Пикколо-театро” (Милан, 1947).

Эдуардо де Филиппо (1900–1984). Принципы неореализма в сочетании с комедией масок, осуществляемые в драматургии и режиссерско-постановочной деятельности.

Франко Дзефирелли (р. 1924) — один из крупнейших итальянских режиссеров мирового масштаба, проявивший себя как в постановках драматических театров, так и в оперной режиссуре.

Значение творчества Ф. Феллини (1920–1995) для развития мирового театра и художественной культуры в целом; его проблематика и эстетика.

Деятельность режиссеров Владзимежа Станевского, Тадаши Сузуки, Эдмундаса Някрошюса, Ежи Гротовски и др.

Изменения в государственной и общественной жизни в СССР второй половины 1980 — первой половины 1990-х годов. Положение в государственных театрах. Частные антрепризы.

Режиссеры и театры: А. А. Васильев и Школа драматического искусства, Р. Г. Виктюк и “Театр Р. Виктюка”, Г. Н. Яновская и Центральный детский театр, М. Г. Розовский и “Театр у Покровских ворот”, П. Фоменко и “Мастерская Петра Фоменко” (Москва), Л. А. Додин и Малый драматический театр, С. Я. Спивак и Молодежный театр (Санкт-Петербург) и др.

Новое актерское поколение.

Поиски студийных театров.

Театральная драматургия — новые имена: Л. Н. Разумовская, Н. В. Коляда, Н. Н. Садур, А. П. Шипенко, братья Пресняковы и др.

Тема 2. Академические традиции в музыке. Джаз. Рок-музыка

Основные стили музыки академической традиции XX века: импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, фольклоризм, ориентализм. Композиторы, творчество которых представлено в этих стилях. Значение джаза в культуре XX века (диалог Востока и Запада, преодоление европоцентризма, взаимовлияние джаза и всех направлений музыкальной культуры XX века, образование национальных джазовых школ, обогащение музыкального языка новыми средствами выразительности). Специфика развития европейского и советского джаза.

Значение рок-музыки в культуре XX века (социальное, художественное, экономическое). Специфика средств выразительности рок-музыки (инструментальный состав группы, авторство музыки и текста, жанры, особенности импровизации и др.).

Тема 3. «Открытое искусство»

Поставангардизм как явление художественной культуры второй половины ХХ века. Поставангардизм и «открытое искусство» как новые эксперименты на базе неотечений. Новые технологии с сохранением позиции нонконформизма по отношению к обществу потребления.

«Открытое искусство» как группа экспериментальных художественных тенденций, использующих модернистические новации начала ХХ века. Развитие идей авангарда в художественной практике «открытого искусства». Разнообразие течений в «открытом искусстве». Комбинаторность, серийность, другие принципы и приемы «открытого искусства». Эстетические установки «открытого искусства», их проявление в практике поп-арта, джонк-культуры и других форм «открытого искусства».

П. Материал к практическим занятиям

Тематика семинарских занятий

Ш. Вопросы к зачету и тематика контрольных работ

1. Основные черты художественной культуры XX века.

2. Балет XX века: общая характеристика.

3. Судьба камерно-инструментальных жанров в XX веке.

4. Рождение джаза: предпосылки и факторы.

5. Характеристика стилей «традиционного» джаза.

6. Характеристика стилей «современного» джаза.

7. Советский джаз: общая характеристика.

8. Рок-музыка как явление культуры XX века.

9. Средства выразительности рок-музыки.

10. Характеристика жанровых истоков рок-музыки.

11. Специфика возникновения и развития рока в СССР.

12. Искусство второй половины ХХ – начала ХХ1 вв. и его тенденции.

13. Основные стратегии художественного творчества второй половины ХХ века (тоталитарная культура, контркультура, постмодернизм и «открытое искусство»).

14. Тоталитарное искусство и его истоки.

15. Контркультура и форма ее существования в России.

16. «Открытое искусство» и его течения.

17. Поп-арт.

18. Кинетическое искусство.

19. Минимализм в искусстве 1950–1960-х годов.

20. Оп-арт.

21. Тотальное искусство и его основные формы.

22. Концептуальное искусство.

23. Концептуализм в России.

24. Перфоманс как одна из характерных форм искусства 1980-х годов.

25. Акцизм.

26. Боди-арт.

27. Постмодернизм и причины его возникновения.

28. Особенности постмодернистского искусства.

29. Основные понятия постмодернизма.

30. Формы постмодернистского искусства: «трансавангард», «плохая живопись».

31. Репрезентативное искусство в постмодернистскую эпоху.

32. Концептуализм, акцизм, актуальное искусство — направления художественного поиска современности.

У. Литература

Основная (из фондов АФ СПбГУП)

1. Арсланов В.Г. История западного искусствознания ХХ века : учеб. пособие/ В.Г. Арсланов. –М., 2003.

2. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2001.

3. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. М., 1998.

4. Козлов А. Рок: истоки и развитие. М., 1998.

5. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства : конспект лекций/ С.С. Константинова. Ростов н/Д., 2004.

6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. М., 2000.

7. Степанов А.С. Очерк истории мировой культуры. М., 2000.

Дополнительная

По разделу «Театр»

1. Березкин В.И. Открытая сцена Давида Боровского: Летопись творчества в контексте сценографии мирового театра второй половины ХХ – начала ХХ 1 века. М., 2009.

2. Виктюк Р. Роман с самими собой. М., 2003.

3. Грасси П. Мой театр. М., 1982.

4. Западное искусство. ХХ век. Между Пикассо и Бергманом. СПб., 1997.

5. Захаров М. Театр без вранья. М., 2007.

6. Захаров М. Суперпрофессия. М., 2000.

7. Искусство режиссуры. ХХ век. М., 2008.

8. Проскурникова Т. Авиньон Жана Вилара. Традиции народного театра во Франции. М., 1989.

9. Стрелер Д. Театр для людей. М., 1984.

Пояснительная записка

Цель дисциплины — изучение важнейших проблем изобразительного искусства, музыки и театра конца XX — начала XXI века в отечественном и зарубежном искусстве.

Задачи дисциплины: показать место и роль многообразных форм художественного творчества в мировом культурном процессе; ознакомить студентов с современной профессиональной искусствоведческой терминологией; познакомить студентов с общими проблемами современного искусства, его эволюцией, а также выявить связи отечественного и зарубежного искусства конца XX — начала XXI века.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· основные понятия теории и истории искусства ХХ–XXI веков;

· основные художественные стили, направления, течения, школы, объединения в истории искусства ХХ — начала XXI века.

Уметь:

· ориентироваться в специфике и многообразии форм художественного творчества ХХ — начала XXI века.

Владеть профессиональной искусствоведческой терминологией.

Дисциплина состоит из трех разделов: «Театр», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство». Изучение дисциплины должно способствовать формированию у студентов умений и навыков самостоятельного анализа художественного произведения и его оценки; пониманию общих закономерностей развития искусства. При проведении лекционных и семинарских занятий предполагается использование видеоматериала, а также раздаточного иллюстративного материала.

Итоговая форма контроля — зачет.

Тематический план

Номер и наименование темы лекции семинары  
 
 
1. Театр в системе зрелищных искусств конца ХХ – начала ХХ1 в.  
2. Академические традиции в музыке. Джаз. Рок-музыка    
3. «Открытое искусство»    
4. Искусство постмодернизма (конец 1970-х — 1980-е гг.)  
Итого  
         

Материал к лекциям

Тема 1. Театр в системе зрелищных искусств конца ХХ – начала ХХ1 в.

Основные явления театрального искусства, представляющие художественную ценность и определившие развитие художественной культуры ХХ века.

Проблемы развития драматургии, режиссуры, актерского искусства, взаимодействия различных видов искусства, их синтеза в пределах одной постановки. Изучение сценографии, художественного оформления спектакля, театрального костюма.

Театральная деятельность Питера Брука (р. 1925 г.) Опыты изучения театрального метода А. Арто.

Морис Бежар (р. 1927). Основатель интернациональной труппы “Балет ХХ века” (1960).

Джорджо Стреллер (1921–1997) — крупнейший итальянский режиссер, театральный деятель. “Пикколо-театро” (Милан, 1947).

Эдуардо де Филиппо (1900–1984). Принципы неореализма в сочетании с комедией масок, осуществляемые в драматургии и режиссерско-постановочной деятельности.

Франко Дзефирелли (р. 1924) — один из крупнейших итальянских режиссеров мирового масштаба, проявивший себя как в постановках драматических театров, так и в оперной режиссуре.

Значение творчества Ф. Феллини (1920–1995) для развития мирового театра и художественной культуры в целом; его проблематика и эстетика.

Деятельность режиссеров Владзимежа Станевского, Тадаши Сузуки, Эдмундаса Някрошюса, Ежи Гротовски и др.

Изменения в государственной и общественной жизни в СССР второй половины 1980 — первой половины 1990-х годов. Положение в государственных театрах. Частные антрепризы.

Режиссеры и театры: А. А. Васильев и Школа драматического искусства, Р. Г. Виктюк и “Театр Р. Виктюка”, Г. Н. Яновская и Центральный детский театр, М. Г. Розовский и “Театр у Покровских ворот”, П. Фоменко и “Мастерская Петра Фоменко” (Москва), Л. А. Додин и Малый драматический театр, С. Я. Спивак и Молодежный театр (Санкт-Петербург) и др.

Новое актерское поколение.

Поиски студийных театров.

Театральная драматургия — новые имена: Л. Н. Разумовская, Н. В. Коляда, Н. Н. Садур, А. П. Шипенко, братья Пресняковы и др.

Тема 2. Академические традиции в музыке. Джаз. Рок-музыка

Основные стили музыки академической традиции XX века: импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, фольклоризм, ориентализм. Композиторы, творчество которых представлено в этих стилях. Значение джаза в культуре XX века (диалог Востока и Запада, преодоление европоцентризма, взаимовлияние джаза и всех направлений музыкальной культуры XX века, образование национальных джазовых школ, обогащение музыкального языка новыми средствами выразительности). Специфика развития европейского и советского джаза.

Значение рок-музыки в культуре XX века (социальное, художественное, экономическое). Специфика средств выразительности рок-музыки (инструментальный состав группы, авторство музыки и текста, жанры, особенности импровизации и др.).

Тема 3. «Открытое искусство»

Поставангардизм как явление художественной культуры второй половины ХХ века. Поставангардизм и «открытое искусство» как новые эксперименты на базе неотечений. Новые технологии с сохранением позиции нонконформизма по отношению к обществу потребления.

«Открытое искусство» как группа экспериментальных художественных тенденций, использующих модернистические новации начала ХХ века. Развитие идей авангарда в художественной практике «открытого искусства». Разнообразие течений в «открытом искусстве». Комбинаторность, серийность, другие принципы и приемы «открытого искусства». Эстетические установки «открытого искусства», их проявление в практике поп-арта, джонк-культуры и других форм «открытого искусства».

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...