Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б3. ДВ.4 Актуальные проблемы психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ - ТЕСТЫ

 

1. К положительным факторам устойчивости семьи относится:

А) совместная с родителями жилплощадь в начале брака;

Б) профессиональная занятость жены;

В) высокий доход мужа в первые годы брака;

Г) рождение ребенка в первые 2 года брака.

2. ... позволяет выявить акцентуацию в подростковом и юношеском возрасте возрасте

А) патохарактерологический диагностический опросник

Б) шкала тревожности Тэйлора

В) личностный опросник Айзенка

Г) цветовой тест Люшера

3. Концепция, согласно которой соматическое заболевание является следствием внутриличностного конфликта, относится к…

А) психоанализу

Б) гештальтпсихологии

В) психофизиологическому направлению

Г) гуманистическому направлению

4. Черта характера ... специфична для шизоидной акцентуации

А) эксплозивность

Б) эмоциональная лабильность

В) аутизация

Г) жажда внимания

5. Истероидный тип личности формируется в результате неправильного стиля воспитания по типу ...

А) безнадзорность

Б) "парадоксальная коммуникация"

В) "золушка"

Г) "кумир семьи"

6. Настоящей причиной разводов чаще является:

А) неудовлетворение потребностей супругов в семье;

Б) пьянство кого-либо из супругов;

В) несходство характеров;

Г) трудности из-за родителей.

7. Наиболее важной функцией современной городской семьи является:

А) эротическая функция;

Б) функция воспитания детей;

В) хозяйственно-бытовая;

Г) функция психологической поддержки.

8. Наиболее важной функцией современной сельской семьи является:

А) эротическая функция;

Б) функция воспитания детей;

В) хозяйственно-бытовая;

Г) функция психологической поддержки.

9. Формированию сенситивных черт характера в большей степени способствует воспитание по типу:

А) «кумир семьи»;

Б) «золушка»;

В) гипоопека;

Г) парадоксальная коммуникация.

10. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлением подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:

А) реакцией компенсации,

Б) реакцией гиперкомпенсации,

В) реакцией оппозиции,

Г) реакцией эмансипации.

11. «Кризис средних лет» наступает, как правило, в возрасте:

А) 20±2 лет,

Б) 30±2 лет,

В) 40±2 лет,

Г) 50±2 лет.

12. К вариантам психологической защиты относят все нижеследующие, за исключением:

А) рационализации,

Б) идентификации,

В) псевдофрустрации,

Г) проекции.

13. Перевод одного вида «энергии» (например, сексуальной) в другой с формированием замещающей деятельности называется:

А) вытеснением,

Б) сублимацией,

В) проекцией,

Г) переносом.

14. Психологическая защита, которая заключается в устранении, игнорировании травмирующих восприятий внешней реальности ("позиция страуса"), называется:

А) вытеснение,

Б) отрицание,

В) реактивное образование,

Г) сублимация.

15. Психологическая защита, которая заключается в избавлении от внутреннего конфликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации (забывание неприятного), называется:

А) вытеснение,

Б) отрицание,

В) реактивное образование,

Г) сублимация.

16. Защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу, называется:

А) вытеснение,

Б) отрицание,

В) идентификация,

Г) проекция.

17. Психологическая защита, которая заключается в возврате от высших к низшим формам поведения, характерным для более ранних стадий развития, называется:

А) регресс,

Б) реактивное образование,

В) идентификция,

Г) ретроекция.

18. Защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность называется:

А) регресс,

Б) реактивное образование,

В) идентификация,

Г) рационализация.

19. Психологическая защита, которая заключается в приписывании логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, называется:

А) регресс,

Б) реактивное образование,

В) идентификация,

Г) рационализация,

20. Психологическая защита путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом, называется:

А) замещение,

Б) сублимация,

В) реактивное образование,

Г) катарсис.

21. Психологическая защита, ослабляющая влияние травмирующего фактора с помощью переключения на другую систему оценок и ценностей, называется:

А) замещение,

Б) сублимация,

В) реактивное образование,

Г) катарсис.

22. Перфекционизм входит в структуру:

А) истероидных черт характера;

Б) шизоидных черт характера;

В) психастенических черт характера;

Г) эпилептоидных черт характера.

23. Шизоидные черты характера включают все из нижеперечисленного, за исключением:

А) неспособность выражать свои чувства;

Б) замкнутость

В) брутальность

Г) вычурность поведения.

24. Повышенная подозрительность в сочетании со склонностью к образованию сверхценных идей входит в структуру:

А) истерических черт характера;

Б) шизоидных черт характера;

В) психастенических черт характера;

Г) параноидальных черт характера.

25. Тип воспитания, включающий чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности, обозначается …

А) «кумир семьи»;

Б) гиперопека;

В) гипоопека;

Г) «ежовые рукавицы».

26. Изучением иррациональных мыслей и убеждений человека занимается:

А) когнитивная психотерапия;

Б) системная семейная психотерапия;

В) гештальтпсихология;

Г) психоанализ.

27. Формированию шизоидных черт характера в большей степени способствует воспитание по типу:

А) «кумир семьи»;

Б) гиперопека;

В) «золушка»;

Г) парадоксальная коммуникация.

28. Формированию астенических и сенситивных черт характера способствует воспитание по типу:

А) «кумир семьи»;

Б) гиперопека;

В) гипоопека;

Г) парадоксальная коммуникация.

29. Формированию эпилептоидных черт характера в большей степени способствует воспитание по типу:

А) «кумир семьи»;

Б) гиперопека;

В) «золушка»;

Г) «ежовые рукавицы».

30. В понятие гармоничной личности включается все из нижеперечисленного, кроме:

А) доброты;

Б) ответственности;

В) самостоятельности;

Г) нравственности.

31. В терапии семьи могут рассматриваться следующие вопросы:

А) оценка функций семьи;

Б) оценка структуры семьи;

В) изучение динамики семьи;

Г) все ответы верны.

32. Процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости на другое лицо, называется:

А) вытеснение,

Б) отрицание,

В) реактивное образование,

Г) проекция.

33. К отрицательным факторам устойчивости семьи относится:

А) высокие репродуктивные установки у жены;

Б) рождение ребенка в первые 2 года брака;

В) наличие собственного жилья в начале брака;

Г) совместное проведение досуга и отпуска.

34. Для устойчивости семьи важно следующее…

А) супруги похожи по своим личностным качествам;

Б) супруги имеют противоположные личностные качества;

В) супруги сходны по ценностно-мотивационным характеристикам, но противоположны по темпераменту;

Г) супруги различаются по ценностно-мотивационным характеристикам, но сходны по темпераменту.

35. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям, называется:

А) стрессом,

Б) психологической травмой,

В) фрустрацией,

Г) дистрессом.

36. Наиболее важной характеристикой жизненного события, способного вызвать невротические расстройства является его:

А) тяжесть,

Б) выраженность,

В) длительность,

Г) значимость.

37. К параметрам гармоничного характера НЕ относится:

А) зрелость;

Б) здравомыслие;

В) автономность,

Г) гибкость самооценки;

Д) нравственность.

38. Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются: А) сексуальные расстройства,

Б) заболевания, изменяющие внешность,

В) рак,

Г) инфаркт,

Д) инсульт.

39. Сексуальные расстройства являются наиболее тяжелыми в психологическом отношении: А) для детей и подростков,

Б) для лиц зрелого возраста,

В) для пожилых,

Г) для престарелых,

Д) для всех возрастных групп.

40. Более тяжелые дисгармоничные психические реакции на заболевания встречаются у:

А) атеистов,

Б) православных,

В) католиков,

Г) протестантов,

Д) представителей любого вероисповедания.

41. К способам психологической помощи относятся все нижеперечисленные, за исключением: А) психологического консультирования,

Б) психологической коррекции,

В) психологической защиты,

Г) психотерапии в узком смысле,

Д) психотерапии в широком смысле.

42. Способ психологической помощи, при котором происходит формирование «личностной позиции» называется:

А) психологическим консультированием,

Б) психологической коррекцией,

В) психологической защитой,

Г) психотерапией в узком смысле,

Д) психотерапией в широком смысле.


 

· Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

1. Задачи и содержание деятельности практического психолога.

2. Психологические практики: психологическая диагностика, психологическое консультирование; психологическая профилактика; информационно-просветительская работа; коррекционная и психотерапевтическая работа.

3. Направления психотерапии и психокоррекции (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, когнитивная психология, транзактный анализ, системный семейный анализ).

4. Определение индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

5. Характеристика субъектов деятельности.

6. Понятие группы и малой группы.

7. Семья как малая группа. Структура семьи. Коммуникация в семье. Динамика развития семьи. Функции-роли в семье.

8. Этика и профессиональные позиции психолога при работе с клиентом.

9. Основные проблемы практической деятельности психолога.

10. Характеристика основных методов психологического исследования. Наблюдение. Эксперимент. Беседа. Интервью. Анкетирование. Тест. Анализ продуктов деятельности.

11. Проективные методики. Общая характеристика и классификация методов. Методика ТАТ.

12. Рисуночные тесты. «Рисунок человека».

13. Транзактный анализ. Анализ взаимодействия «Родитель-Взрослый-Ребенок».

14. Определение дисгармонии личности. Разновидности дисгармоний личности.

15. Типы характера и акцентуации.

16. Типы личностных реакций человека. Патологические и непатологические реакции.

17. Факторы формирования акцентуаций личности.

18. Классификация акцентуаций по А. Е. Личко.

19. Классификация акцентуаций по К. Леонгарду.

20. Методы изучения акцентуаций.

21. Возможности адаптации акцентуированной личности в учебе, труде, общении.

22. Фрустрация. Психологическая защита. Функции и классификация психологических защит.

23. Копинг (стратегия совладания). Классификации копингов.

24. Групповые психологические защиты и копинги. Поиск козла отпущения как групповая и семейная психологическая защита.

25. Методы изучения психологических защит.

26. Иррациональные установки человека. Семейные мифы.

27. Факторы развития личности ребенка.

28. Семейное воспитание. Влияние структуры семьи и констелляции на формирование личности ребенка.

29. Тип коммуникации и типы власти в семье. Патриархальная, матриархальная и биархальная семья. Авторитарная семья. Эгалитарная семья.

30. Стили семейного воспитания.

 

 

· Примерная тематика рефератов, эссе

Психоаналитическая модель консультирования.
Бихевиоральная и условно-рефлекторная модели консультирования.
Гуманистическая и экзистенциальная модели консультирования.
Когнитивные и информационные модели консультирования.
Мотивационные модели консультирования.
Теория конфликтов Пезешкяна.
Социально-психологические модели консультирования. Диспозиционная теория регуляции социального поведения. Теория социальной перцепции. Ролевая теория.
Изучение самооценки, самопринятия, самоотношения человека.
Изучение поведения человека в ситуации фрустрации (тест фрустрации Розенцвейга).
Изучение защитных механизмов и копингов: опросник для выявления психологических защит (опросник Келрман-Плутчек); методика стратегий совладания Н.А.Сирота и В.М.Ялтонского; опросник Грановской-Никольской.
Стиль воспитания и коммуникации в семье как фактор формирования личности.
Семейные психологические защиты.
Здоровье семьи: показатели и методы изучения.
Факторы здоровья мужчины и женщины.
Семейные мифы и иррациональные установки как факторы здоровья.
Тип и структура семьи как фактор здоровья человека.
Учет возрастного, полового, образовательного и культурного фактора в профилактической работе.
Учет психологических защит в практике психологического консультирования.
Копинг-стратегии личности. Формирование навыков саногенного мышления и поведения.

 


МАТЕРИАЛЫ

1. Задачи и содержание деятельности практического психолога.

Проблемы и задачи практического психолога.

Психологические практики: психологическая диагностика, психологическое консультирование; психологическая профилактика; информационно-просветительская работа; коррекционная и психотерапевтическая работа. Первичная, вторичная и третичная профилактика.

Основные модели психологических практик. Психоаналитическая модель. Бихевиоральная и условно-рефлекторная модели. Гуманистическая и экзистенциальная модели. Когнитивные и информационные модели. Мотивационные модели здоровья. Теория конфликтов Пезешкяна. Транзактный анализ.

Социально-психологические модели психологических практик. Диспозиционная теория регуляции социального поведения. Теория социальной перцепции. Ролевая теория.

Направления психотерапии и психокоррекции (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, когнитивная психология, транзактный анализ, системный семейный анализ).

Содержание деятельности психолога. Определение индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Характеристика субъектов деятельности.

Понятие группы и малой группы. Семья как малая группа. Структура семьи. Коммуникация в семье. Динамика развития семьи. Функции-роли. Функции-роли в семье.

Психологическая работа с личностью и группой. Этика и профессиональные позиции психолога при работе с клиентом. Основные проблемы практической деятельности психолога.

 

Основные теоретические направления:

1. Бихевиоризм – направление в психологии, сводящее психику к различным формам поведения. Объективный метод при исследовании животных был применен Э. Торндайком в 1898 году. Первым представителем классического бихевиоризма является Уотсон. Результаты работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева также трактуются на Западе как реализация идей бихевиоризма.

Бихевиоральная терапия – набор терапевтических методик для изменения плохо адаптированного или нездорового поведения посредством применения принципов оперантного научения.

2. Гуманистическая психология – психология, в первую очередь, сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические психологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании. Также называется психологией третьей силы после психоанализа и бихевиоризма.

3. Когнитивная психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный А. Т. Беком (1967—1979) и основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы К. п. выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний) объясняется, прежде всего, за счет неправильно построенного самопознания: ответы на вопросы "каким я вижу себя?", "какое будущее меня ожидает?" и "каков окружающий мир?" пациентом даются неадекватно. Например, депрессивный больной видит себя как "ни к чему не годное и ничего не стоящее существо", а его будущее предстает перед ним как нескончаемая череда мучений. Такие оценки не соответствуют действительности, но пациент старательно избегает все возможности их проверить, боясь наткнуться на реальное подтверждение своих опасений. В соответствии с этим в рамках К. п. перед пациентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения ("автоматические мысли") определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Термин "неадаптивная когниция" применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные болезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы.

Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях. На этапе эмпирического анализа — отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации. На этапе прагматического анализа — строит оптимальное осознание собственных действий.

Возникнув в клинике депрессивных заболеваний, затем когнитивная психология получила широкое распространение и применяется в настоящее время тогда, когда речь идет о слишком заниженной самооценке клиента.

 

Дисгармонии личности.

Определение дисгармонии личности. Типы характера и акцентуации. Взаимосвязь акцентуаций с личностными (характерологическими) реакциями. Типы личностных реакций человека. Патологические и непатологические реакции.

Факторы формирования акцентуаций личности.

Классификация акцентуаций по А. Е. Личко.

Классификация акцентуаций по К. Леонгарду.

Методы изучения акцентуаций: методика ПДО (патохарактерологический диагностический опросник) и методика Шмишека.

Возможности адаптации акцентуированной личности в учебе, труде, общении.

 

Словарь терминов (глоссарий)

В данном разделе термины учебной дисциплины (модуля) должны быть сгруппированы по алфавиту и темам учебного курса.

 

1. Задачи и содержание деятельности практического психолога.

Бихевиоризм – направление в психологии, сводящее психику к различным формам поведения. Объективный метод при исследовании животных был применен Э. Торндайком в 1898 году. Первым представителем классического бихевиоризма является Уотсон. Результаты работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева также трактуются на Западе как реализация идей бихевиоризма.

Бихевиоральная терапия – набор терапевтических методик для изменения плохо адаптированного или нездорового поведения посредством применения принципов оперантного научения.

Гуманистическая психология – психология, в первую очередь, сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические психологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании. Также называется психологией третьей силы после психоанализа и бихевиоризма.

Когнитивная психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный А. Т. Беком (1967—1979) и основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы К. п. выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний) объясняется, прежде всего, за счет неправильно построенного самопознания: ответы на вопросы "каким я вижу себя?", "какое будущее меня ожидает?" и "каков окружающий мир?" пациентом даются неадекватно. Например, депрессивный больной видит себя как "ни к чему не годное и ничего не стоящее существо", а его будущее предстает перед ним как нескончаемая череда мучений. Такие оценки не соответствуют действительности, но пациент старательно избегает все возможности их проверить, боясь наткнуться на реальное подтверждение своих опасений. В соответствии с этим в рамках К. п. перед пациентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения ("автоматические мысли") определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Термин "неадаптивная когниция" применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные болезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы.

Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях. На этапе эмпирического анализа — отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации. На этапе прагматического анализа — строит оптимальное осознание собственных действий.

Возникнув в клинике депрессивных заболеваний, затем когнитивная психология получила широкое распространение и применяется в настоящее время тогда, когда речь идет о слишком заниженной самооценке клиента.

Индивид — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность.

Индивид ‑ категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности).

Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность — это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Не зря С. Л. Рубинштейн говорил, что вся психология есть психология личности. В то же время категория “человек” и “личность” не синонимичны. Последнее определяет социальную ориентированность человека, который становится личностью, при условии, что развивается в обществе (например, в отличие от “диких детей”), взаимодействует с другими людьми (в отличие от глубоко больных от рождения). У всякого нормального человека есть несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется в данный момент: семья, работа, учеба, дружба. В то же время личность целостна и едина, системна и организована.

Парадоксальная коммуникация в семье - стиль воспитания, выражающийся в противоречивости требований родителей и отсутствии эмоционального контакта с ребенком; ведет к формированию шизоидного характера.

Психоанализ ‑ психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами. Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как "принцип удовольствия", характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения. У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя большая часть подобных ранних конфликтов "забывается" (в действительности - вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.

Психодиагностика — раздел психологической науки, изучающей процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально–психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально–психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

Психологическая коррекция - это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Это направленное психологическое воздействие, которое реализуется не только в медицине, но и в психопрофилактике, педагогике. Психокоррекция, как правило, связывается с вторичной и третичной профилактикой. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии как одного из компонентов лечебного процесса. Если психокоррекция включает в себя задачи лечения, тогда психокоррекция называется психотерапией, Если психокоррекция выполняет задачи развития, то основной направление коррекции - придание учебно-воспитательному процессу развивающего характера, дифференциации и индивидуализации этого процесса. Коррекция как развитие может проявляться в двух видах: интеллектуальной, личностной. Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют некоей «оптимальной модели».

Психологическое консультирование - профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. Суть психологического консультирования - психолог, пользуясь своими специальными профессиональными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Критерий эффективности - появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. Психологическое консультирование опирается на психодинамический подход и клиент-центрированную терапию К. Роджерса. Существует три основных подхода к консультированию: 1. Проблемно-ориентированное консультирование (консалтинг) направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения. Подход аналогичен поведенческой психотерапии и предполагает также помощь семье. Личностно-ориентированное консультирование (counseling) центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы. Подход аналогичен психодинамической психотерапии, и консультант воздерживается от советов и организационной помощи. Решение-ориентированное консультирование (solution talk) центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы. Примером такого подхода является краткосрочная позитивная терапия. Цели и задачи психологического консультирования: эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента; расширение сознания и повышение психологической компетентности; изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»); повышение стрессовой и кризисной толерантности; развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения; повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.

Психопрофилактика и психогигиена. Психопрофилактику относят к области психиатрии, иногда к области профилактики. Психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а психопрофилактика - охватывает область нездоровья, направлена на предупреждение психических расстройств. Социальная этиология психических расстройств ставит задачи психопрофилактики. Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, раннюю диагностику, сокращение числа патологических нарушений и реабилитацию. Первичная психопрофилактика и психогигиена можно рассматривать как синонимы. Вторичная - объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Здесь ведущую роль играет комплексная фармако - и психотерапия. Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного. При этом основное значение играет социальная реабилитация. Задачи и методы психопрофилактики определяются особенностями и видами психических расстройств (функциональная или органическая природа; реактивная или процессуальная форма течения; обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологического или социального фактора). Следует учитывать разнообразие организационных форм психопрофилактики (стационары, психотерапевтические кабинеты, кризисные центры, консультации семьи и брака, телефоны доверия, кабинеты разгрузки, профотбора и пр.).

Психотерапия — раздел медицины и клинической психологии, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах (клиническая П.); 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера (психологическая П.); 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни (прагматическая П.). Подобная помощь оказывается в двух основных формах: индивидуальной (консультирование) и групповой, основывающейся на групповых формах взаимодействия (играх, дискуссиях и т. п.).

Распределение ролей в семье. Еще в период ухаживания начинается процесс распределения ролей в семьи. Активно этот процесс продолжается при вступлении в брак.

К. Киркпатрик выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

Традиционные роли предполагают со стороны жены: рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости, терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа: преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, благодарность жене за ее умение быть зависимой, подчиненной, обеспечение алиментов при разводе.

Товарищеские роли требуют от жены: сохранение внешней привлекательности, обеспечение моральной поддержки и сексуального удовлетворения супруга, поддержание полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями, обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки. От мужа: восх

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...