Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Под общей редакцией Н.Н.МАЛИКОВА

И. С. БАРЧУКОВ

ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА

Под общей редакцией Н.Н.МАЛИКОВА

Учебник

для студентов учреждений

высшего профессионального образования

4-е издание, исправленное

асаБем'а

Москва

Издательский центр «Академия»


УДК 796/799(075.8) ББК 75я73 Б24

Рецензенты: доктор педагогических наук, заместитель проректора по научной работе РГПУ им. А.И.Герцена, профессор В. И.Богословский; доктор педагогических наук, заслуженный работник физической культуры РФ, декан факультета физической культуры РГПУ им. А.И.Герцена, профессор Г.Н.Пономарев; доктор педагогических наук, проректор Санкт-Петербургского ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, профессор А.А.Горелов

Барчуков И. С.

Б24 Физическая культура : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. С. Барчуков ; под общ. ред. Н.Н.Маликова. — 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 528 с.

ISBN 978-5-7695-7744-4

Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (квалификация «бакалавр»). Рассматриваются основные положения теории и практики физической культуры и спорта в вузе. Особое внимание уделяется формам, средствам и методам организации и проведения учебных занятий, психолого-педагогической деятельности преподавателя, духовно-нравственному воспитанию личности. Учебник подготовлен на основе пособия И.С.Барчукова и А.А.Нестерова «Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика» (3-е изд. — 2009 г.).

Для студентов-бакалавров вузов всех направлений подготовки, может быть полезен специалистам-управленцам физкультурно-спортивных учреждений, ученым-исследователям в области физической культуры и спорта.

УДК 796/799(075.8) ББК 75я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Барчуков И. С, 2011

©Образовательно-издательский центр «Академия», 2011 ISBN 978-5-7695-7744-4 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2011


ПРЕДИСЛОВИЕ

Социальные, образовательные, политические преобразования, проходящие в России, влияют на поиск новых подходов к физкультурному образованию и воспитанию студентов, концептуальную основу которых составляют интересы государства, нужды и запросы общества в физическом совершенствовании граждан.

Дисциплина «Физическая культура» в учебных заведениях выступает как интегрирующее условие образования и воспитания, духовно-нравственного развития и совершенствования студентов и их индивидуальных способностей.

Учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях организационно охватывает все виды деятельности педагога и обучаемых, логически выстраивая взаимосвязь «гуманная цель — содержание обучения — личностная технология реализации обучения». Поэтому физическая культура направлена на повышение качества подготовки бакалавров в организационно-управленческой, исследовательской и проектной деятельности, на укрепление физического, психического и социального здоровья. В процессе обучения у студента формируются общекультурные и профессиональные компетенции, например: уметь применять в своей деятельности нормативные правовые документы; владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; быть готовым к сотрудничеству с коллегами по работе. В развитии личности также важную роль играют самообразование и самовоспитание студентов, сложившиеся в обществе, учебном заведении, семье ценностные отношения. Не менее важна психологическая готовность выпускника к профессиональной деятельности (увлеченность, внутренняя стойкость, убежденность в полезности своего труда). Всестороннее развитие личности осуществляется в процессе деятельности в сфере физической культуры.

Практика показывает, что преподавание физической культуры в вузах способствует повышению профессионального мастерства, развитию уровня организационных способностей студентов, что достигается за счет их активного участия в учебно-тренировочном процессе в избранном виде спорта, спортивных праздниках, соревнованиях, туристской и досуговой деятельности.


Для качественной физкультурной подготовки вуз должен располагать учебно-спортивной и материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов физкультурно-спортив-ных мероприятий, лабораторных, практических и научно-исследовательских занятий, предусмотренных учебным планом вуза. Освоение образовательной программы по физической культуре обеспечивается также с помощью учебно-методических материалов, которые должны быть представлены в Интернете или локальной библиотечной сети вуза, в библиотечном фонде.

Оценка качества обучения физической культуре включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по физической культуре разрабатываются вузом.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и другие методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Эффективность физкультурного обучения и воспитания студентов во многом достигается за счет высокого профессионализма преподавателей, умелого проведения ими всех видов учебных занятий и соревнований.

Учебник построен на основе новых концептуальных подходов к обучению и воспитанию бакалавров в сфере физической культуры. В нем рассматриваются методологические, научно-теоретические, педагогические основы физической культуры, а также организационно-методические и практические проблемы обучения студентов.

Таким образом, отражая общую идеологию современного учебно-воспитательного процесса в вузе, материалы учебника направлены на формирование высокого уровня знаний у бакалавров в области физической культуры и спорта.


I РАЗДЕЛ____________________

Педагогика, ее методы, место

Социология, ее методы, место

Основные понятия теории физической культуры

Теория физической культуры, как и каждая научная и учебная дисциплина, имеет определенные понятия, предмет и содержание.

Основными понятиями теории физической культуры и спорта являются: физическое состояние, физическое совершенствование, физическая культура, спорт.

Физическое состояние — это совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность личности.

Физическое развитие характеризуется антропометрическими (морфологическими) особенностями человека. Основными его признаками являются: рост, вес, окружность груди, развитие костно-мышечной системы, пропорциональность тела и его частей.

Под физическим развитием нередко понимается совокупность показателей, характеризующих физическое состояние человека. Это понятие используется для отображения процесса прогрессивного изменения форм и функций организма. Неоднозначность трактовки данного понятия создает определенные сложности для специалистов физической культуры и спорта. Получают распространение такие термины, как «телесная развитость» и «физическая развитость» личности (как результат процесса изменения соответственно их антропометрических признаков и всех физических свойств).

Функциональное состояние организма человека характеризуется степенью функциональной полноценности всех внутренних органов и систем, их устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, а также наличием или отсутствием каких-либо заболеваний.

Свойства организма, обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, называются специальными качествами. К основным из них относятся: устойчивость к укачиванию, устойчивость к перегрузкам, устойчивость к кислородному голоданию. Устойчивость к укачиванию определяется способностью организма стойко переносить воздействие ускорений, возникающих в условиях специфической деятельности: в полете, на корабле, в автомобилях. Устойчивость к пе-


регрузкам — это свойство организма противостоять действующим на него инерционным силам ускорения (например, скоростные спуски на горных лыжах). Устойчивость к кислородному голоданию — способность человека действовать в условиях недостатка кислорода (например, спринтерский бег), восхождение альпинистов на горные вершины и т.д.

В качестве синонима функционального состояния организма используется такое понятие, как «состояние здоровья», которое зависит от наличия или отсутствия не только физических, но и психических болезней, определяется социальным благополучием человека, т.е. данный термин выходит за рамки понятия «физическое состояние» человека.

Физическая подготовленность человека характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированное™ двигательных навыков.

Физические качества — это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность личности. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость.

Сила определяется способностью личности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Быстрота — способность личности совершать двигательные действия в минимальное время. Выносливость — способность личности противостоять утомлению в процессе профессиональной деятельности. Ловкость — способность личности выполнять движения координированно и точно, а также своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей задачей.

Двигательные навыки — это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки личности подразделяются на общие и прикладные. К общим двигательным навыкам, сформированным, как правило, в школьные годы, относятся навыки в ходьбе, беге, лазании, плавании. К прикладным двигательным навыкам относятся навыки в передвижении на лыжах, в плавании, единоборствах и т.п.

Понятие «физическая подготовленность» может трактоваться в более широком смысле — как результат физической подготовки. Тогда в его состав включаются не только двигательные качества и навыки, но и функциональные возможности (специальные качества) спортсмена. При таком подходе физическая подготовленность спортсмена слагается из двигательной и функциональной подготовленности. Уровень развития двигательных способностей спортсмена (двигательных качеств и навыков) можно называть двигательной подготовленностью. Термин «физическая подготовленность» часто используется в теории физической культуры и


спорта, отображая уровень развития двигательных качеств и навыков спортсменов.

Физическое совершенствование — это процесс улучшения физического состояния личности, а также формирования связанных с ним убеждений, потребностей, знаний и умений в результате систематического выполнения физических упражнений и воздействия соответствующих благоприятных условий. При выполнении физических упражнений улучшение физического состояния личности осуществляется в неразрывной связи с совершенствованием других показателей.

В теории физической культуры широко распространен термин «физическое воспитание».

Физическая подготовка как целенаправленный управляемый процесс физического совершенствования спортсмена осуществляется с учетом особенностей его профессиональной деятельности. Использование понятия «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность (специализированность) процесса физического совершенствования спортсмена. Наряду с физической подготовкой спортсмена существуют такие определения, как физическая подготовка военнослужащих, физическая подготовка космонавтов, водолазов, геологов и других специалистов, отличающихся сложными условиями профессиональной деятельности.

4.3. Предмет и содержание теории физической культуры

Предмет физической культуры включает объективные закономерности, явления, их связи и отношения, которые отличают одну область знаний от другой и придают дисциплине качественное своеобразие. Теория физической культуры предоставляет научно-теоретическое объяснение и истолкование данных связей и отношений, вскрывает существующие закономерности и обосновывает пути их реализации в процессе физической подготовки. Следовательно, предметом теории физической культуры являются закономерности процесса физического совершенствования личности и управления этим процессом.

Понятие «научная дисциплина» шире, чем понятие «учебная дисциплина». Из многообразия результатов научных исследований и достижений практики в содержание теории физической культуры как учебной дисциплины включены наиболее важные и принципиальные положения. Они имеют первостепенное значение для организации, обеспечения и проведения физической культуры в образовательных учреждениях в соответствии с объективными требованиями профессиональной деятельности к физическому состоянию личности.


Теория физической культуры представляет собой динамичную систему современных научных положений, раскрывающих сущность физического совершенствования личности. Она создает теоретическую базу для повышения эффективности процесса улучшения физического состояния личности, для обобщения имеющихся достижений в практике руководства, организации, обеспечения и проведения физической культуры и спорта в организациях и образовательных учреждениях.

Организация физической культуры, являясь основой профессиональной деятельности большинства специалистов и реализуя соответствующие закономерности управленческих действий в виде ситуационных задач, трансформирует общетеоретические положения в конкретные практические рекомендации. Она устанавливает различные частные закономерности управления обучением, развитием, воспитанием студентов, дает соответствующий материал для общетеоретических обобщений. Все это обусловливает их органичное единство и существование в рамках одной научной и учебной дисциплины — теории физической культуры.

В науке о физическом воспитании под объектом исследования понимается тот или иной изучаемый педагогический фактор (система физических упражнении, метод обучения), под субъектом — человек, у которого изучается реакция на выполнение физических упражнений. В педагогическом исследовании объект изучения взаимосвязан с субъектом.

Предметом изучения теории физической культуры является установление общих закономерностей физического воспитания как социального явления.

Общим закономерностям присущи те, которые в равной мере свойственны физическому воспитанию любых контингентов населения (детей и взрослых, начинающих заниматься физическими упражнениями и квалифицированных спортсменов).

Предметом изучения методик физического воспитания является установление частных закономерностей физического воспитания и реализация общих закономерностей в педагогическом процессе, имеющем конкретную направленность.

Закономерности физического воспитания — это частные проявления общих закономерностей природы и общества. Закономерности физического воспитания, выражаемые через специальные методы познания и преобразования физического состояния человека, составляют одну из частных методологий — методологию физического воспитания. Связь ее с общей методологией (диалектикой) заключается в использовании положений общей методологии, изучающей методы познания и преобразования действительности, методы научного познания и понятийный аппарат науки, для изучения закономерностей такого социального явления, как физическое воспитание.


Теория физической культуры как научная и учебная дисциплина изучает физическое воспитание. Являясь методологией физического воспитания, она раскрывает многогранные внутренние и внешние связи физического воспитания как целостного общественного явления. Именно поэтому теория физической культуры как учебная дисциплина призвана обеспечивать методологическую подготовку в сфере физического воспитания, позволяющую специалисту свободно ориентироваться и проявлять себя в решении любых задач физического воспитания.

Каждое педагогическое направление системы физического воспитания обладает соответствующими методиками (например, методиками общего физического воспитания, методиками физического воспитания с профессиональной направленностью, методиками физического воспитания со спортивной направленностью).

Внутри каждой из этих методик существуют частные методики. Разнообразие их соответствует типовым разновидностям контингента занимающихся по возрасту, полу, профессиональной принадлежности и спортивной специализации (например, методика физического воспитания школьников, методика физического воспитания женщин). В данном случае в названии научной и учебной дисциплины термин «методика» дается иногда в единственном числе как обобщающий. Методики отдельных спортивно-педагогических дисциплин (например, методика преподавания гимнастики или плавания) образуют самостоятельные научные дисциплины.

Теория и методика обучения не могут существовать и развиваться изолированно. Теория физической культуры представляет собой динамическую систему наиболее современных научных положений, отражающих сущность физического воспитания. Она рассматривается как высшая форма развития знаний о физическом воспитании.

Теория физической культуры создает перспективу совершенствования процесса физического воспитания в целом, обобшдет частные закономерности и делает их достоянием всех методик физического воспитания.

Методики физического воспитания, устанавливая частные закономерности, создают базу для теоретических обобщений, реализуя закономерности в виде систем педагогических рекомендаций, превращают общие теоретические положения в описания конкретных действий преподавателя и обучаемых. Через методики физического воспитания осуществляется превращение общественного достояния (общих теоретических положений) в личное (повышение уровня здоровья, приобретение умений).

Каждая методика обязана не только использовать общие закономерности для разработки конкретных рекомендаций, но и устанавливать частные закономерности, присущие педагогическо-


му процессу с данным контингентом занимающихся. Все это обусловило существование учебной дисциплины под названием «Теория физической культуры». По характеру предметов изучения она входит в систему педагогических наук. Однако как и любая педагогическая дисциплина теория физической культуры обосновывает свои педагогические положения социальными, психологическими и биологическими закономерностями.

К основным вопросам по содержанию теории физической культуры относятся:

- место и значение физической культуры в системе общественного развития и образовательного процесса;

- влияние физической культуры на работоспособность человека;

- структурно-функциональный состав системы физической культуры;

- факторы, влияющие на систему физической культуры;

- цель, задачи, принципы, средства, методы и формы физической культуры;

- основы профессиональной деятельности специалистов физической культуры.

Теория физической культуры формирует у обучаемых совокупность фундаментальных знаний и организаторско-методических умений, определяющих успешность их практической деятельности по управлению процессом физического совершенствования личности.

Содержание и структура учебного предмета подвергались постепенному изменению под влиянием новых научных фактов и специализации в соответствии с профессиональной деятельностью специалистов: 1) с расширением социальных проблем предмета происходит преобразование теории физического воспитания в теорию физической культуры; 2) с расширением педагогических аспектов предмета происходит преобразование теории и методики физического воспитания в педагогику физической культуры. Эти направления не антагонистичны и при определенных условиях органично дополняли друг друга.

В дальнейшем научные исследования и практика раздвинули рамки данного предмета, так как появились новые сведения по педагогике и истории физической культуры, психофизиологии физического воспитания, метрологии, биомеханике и другим общетеоретическим и специально-теоретическим дисциплинам. В современную эпоху появились новые научные данные о взаимосвязи физической культуры с экономикой, юриспруденцией, менеджментом, логистикой, конкурсными торгами на государственный заказ по закупкам работ, товаров и услуг в области физической культуры и спорта. Все эти новшества еще больше способствует развитию теории физической культуры.


Теория физической культуры

как самостоятельная отрасль научных знаний

Теория физической культуры как научная и учебная дисциплина тесно связана с философией, экономикой, политологией, социологией и другими общественными науками и дисциплинами. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и познания дает возможность: 1) изучать физическую культуру полно и всесторонне, во взаимосвязи с другими явлениями и процессами, с учетом присущих ей внутренних и внешних противоречий; 2) устанавливать внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность различных ее средств, методов и форм. Философия рассматривает физическую культуру в постоянном изменении и развитии, помогает определять ведущие тенденции ее совершенствования .

ИЗ


Экономическая теория позволяет более глубоко раскрыть общественно-экономические основы физической культуры, определить их зависимость от совокупности производительных сил и производственных отношений.

Другие общественные науки и дисциплины дают возможность обосновывать социальный статус физической культуры, ее предназначение и социальные функции. В качестве исходных предпосылок теории физической культуры выступает также ряд гуманитарных и естественных наук. Возникнув на стыке педагогики, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, теория и организация физической культуры органически связана и с этими отраслями знаний.

Физическому совершенствованию граждан присущи общие закономерности педагогического процесса. Базируясь на них, теория физической культуры использует принципы, методы и формы обучения и воспитания личности. Специфические закономерности физической культуры, в свою очередь, учитываются общей педагогикой, конкретизируя и обогащая общую теорию обучения и воспитания личности.

Исходя из общих закономерностей управления процессом физического совершенствования личности, в теории физической культуры творчески используются методы развития и совершенствования физических качеств и двигательных навыков, принципы спортивной тренировки и общие закономерности теории физического воспитания.

Теория физической культуры опирается на данные психологии (общей и спортивной). Процесс физической культуры связан с воздействием не только на двигательную сферу, но и на психику человека. Поэтому специфические закономерности физического совершенствования личности могут быть глубоко вскрыты, правильно поняты и широко использованы лишь с учетом общих законов развития психики человека, а также особенностей протекания психических и психологических процессов в условиях спортивной или профессиональной деятельности.

Теория физической культуры использует факты и выводы многих практических дисциплин (лыжной подготовки, гимнастики и др.). По своему предмету изучения эти отрасли знания более узкие, чем теория физической культуры, так как они изучают специфические закономерности совершенствования личности в определенных видах физических упражнений. Базируясь на выводах теории физической культуры, эти учебные дисциплины вместе с тем сами приобретают для нее большое значение, так как являются фактическим материалом, позволяющим сделать многие общетеоретические обоснования.

Теория физической культуры тесно связана со многими другими дисциплинами. На их основе, используя специальные методы


 

исследования, можно конкретизировать место и значение физической культуры в системе общеобразовательного процесса; определять ее роль в повышении физического потенциала личности; анализировать требования современности к физическому состоянию граждан России; обосновывать критерии оценки их физической подготовленности.

Теория физической культуры, раскрывая особенности процесса физического совершенствования личности, основывается на данных медико-биологических дисциплин, так как многие педагогические закономерности могут быть правильно поняты и усвоены лишь с учетом общих биологических законов развития человека.

Эти дисциплины в своей совокупности составляют естественно-научную основу теории физической культуры.

Взаимосвязь теории физической культуры с другими учебными дисциплинами по срокам и последовательности их изучения обеспечивается:

- предварительным изучением дисциплин, знание которых не
обходимо для глубокого усвоения личностью теоретических и уп
равленческих основ физической культуры;

- последующим изучением дисциплин, для освоения которых
требуется знание соответствующих вопросов теории физической
культуры;

- сотрудничеством преподавателей теоретических, практичес
ких и специальных дисциплин при проведении занятий по соот
ветствующим темам.

Теория физической культуры имеет большое значение для практики физического совершенствования личности и позволяет:

- познавать объективные закономерности улучшения физичес
кого состояния личности и на их основе повышать эффективность
физической культуры;

- предвидеть ход событий и в зависимости от характера и сте
пени использования различных средств, методов, форм уметь
прогнозировать результаты обучения, развития, воспитания лич
ности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

- активно воздействовать на процесс физического совершен-
ствования личности в соответствии с поставленными задачами,
находить наиболее эффективные пути повышения физической
подготовленности личности в различных условиях, т. е. целенаправ-
ленно и оперативно управлять процессом физической культуры;

- видеть проблемные вопросы физической культуры, перспек
тивы дальнейшего совершенствования и на этой основе прояв
лять инициативу и творчество при организации, обеспечении и
проведении физкультурно-спортивных мероприятий;

- уметь убеждать руководство вузов и студентов в том, что фи
зическая культура имеет большое значение для повышения физи-


ческих способностей, поэтому необходимо систематически проводить занятия, используя физические упражнения.

Таким образом, опыт специалистов физической культуры свидетельствует о том, что обеспечение должного уровня физической подготовленности личности возможно лишь в том случае, если процесс физического совершенствования строится в соответствии с основными положениями теории физической культуры.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите и охарактеризуйте источники и этапы развития теории физической культуры.

2. Назовите этапы становления теории физической культуры как научной и учебной дисциплины.

3. Дайте характеристику основным понятиям теории физической культуры.

4. В чем заключается сущность предмета теории физической культуры?

5. В чем особенность содержания теории физической культуры?

 

6. Какие методы используются в педагогическом исследовании по физической культуре?

7. Обоснуйте интегрирующую роль теории физической культуры с другими отраслями научных знаний и практикой совершенствования личности.


 

Глава 5. Основы теории спорта

Основные понятия теории спорта

Теория спорта решает важные задачи: объясняет многообразные эмпирические и научные факты в области спорта с помощью единой основы; изучает их в тесной связи с фундаментальными принципами, законами, свойствами.

Научная теория спорта включает следующие компоненты:

- исследование процессов возникновения и развития спорта;

- строение (структуру) теории спорта, характеристику основных элементов и связи между ними;

- анализ специфической роли в сложном процессе научного познания.

Выделение и изучение этих компонентов позволяет объяснить отдельные факты, сформировать основу для объединения их в единую систему.

Занятие спортом — это особый вид деятельности, который стал общественным явлением. По функциональным признакам можно выделить: массовый спорт (базовый), спорт высших достижений и профессиональный спорт.

Массовый спорт решает задачу достижения высокой степени развития двигательных способностей, оптимизации физического состояния личности. Ему присущи социальные функции: оздоровительная, воспитательная и др.

Функции спорта высших достижений и профессионального спорта включают престижность, зрелищность, коммуникативность, а коммерческая функция определяет их ведущее место в социальной системе.

Массовому спорту, спорту высших достижений и профессиональному присущи общекультурные и общевоспитательные функции: эстетические, нормативные, информационные, правовые, экономические, социальные.

Эстетические функции связаны с удовлетворением потребности личности в своем физическом совершенстве, гармоническом развитии.

Нормативные функции обеспечивают выработку и закрепление определенных норм, имеющих регламентирующее и оценочное значение, норм физической, технической, тактической подготовленности, нормированных показателей спортивных достиже-


ний, правил нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок.

Информационные функции реализуются в накоплении, распределении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, его возможностях, средствах и путях их совершенствования. В спорте многие науки (физиология, психология, биомеханика, биохимия, биофизика) находят для себя источник новых фактов и закономерностей.

Правовые функции спортивной деятельности регламентируются международными и отечественными законами и нормативными актами.

Экономические функции предполагают материально-финансовое и техническое обеспечение учебно-тренировочного и соревновательного процесса спортсменов и деятельность тренеров, других специалистов, содержание и эксплуатацию спортивных сооружений, оплату труда.

В эпоху глобализации спорт высших достижений и профессиональный спорт стали инструментом политики экономически развитых стран. Престижность спортивных побед целенаправленно влияет на сознание и чувства людей, спорт продолжает активно использоваться в целях идеологической борьбы. Результаты выступлений спортсменов являются одним из существенных доказательств о преимуществе образа жизни одних стран над другими.

Спортивная мощь страны характеризуется завоеванием I места в неофициальном командном зачете в Олимпийских играх.

Политическое значение спорта проявляется в расширении международных спортивных связей между странами. Основное направление международных связей спортивных организаций России — последовательное укрепление международного спортивного движения, дальнейшее углубление и расширение сотрудничества со спортивными организациями других стран.

Регулярное проведение спортивных мероприятий способствует развитию материальной базы для занятий физической культурой и спортом, так как строятся новые стадионы, спортивные залы, бассейны, горнолыжные трассы и др.

Социальные функции определяются потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлением общества к широкому использованию их в качестве одного из важнейших средств воспитания, а также заинтересованностью самих людей в собственном физическом совершенствовании.

В процессе спортивной деятельности люди вступают в разнообразные специфические отношения, которые, в свою очередь, включены в более широкую систему социальных отношений. Совокупность этих отношений является определяющей основой формирующего влияния спорта на личность, повышения активности в социальном плане. В спортивных организациях процесс социа-


лизации личности спортсмена проходит ускоренными темпами и оказывает непосредственное влияние на повышение его общественной активности.

В обществе постоянно возрастает необходимость воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное и физическое совершенство. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры.

К основным понятиям теории спорта относятся: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, система спортивной подготовки и ее основные компоненты, система обеспечения спортивной деятельности и ее основные компоненты.

Спорт является составной частью физической культуры, системой организации и проведения соревнований по различным физическим упражнениям, их комплексам. В широком понимании спорт охватывает собственно спортивную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, характерные для данной деятельности. Спорт в узком смысле можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система состязаний как сфера выявления и сравнения человеческих возможностей.

Под спортивной деятельностью понимается активный процесс, направленный на формирование личности и выявление пределов человеческих возможностей в конкретных исторических условиях, а также процесс, происходящий на соревнованиях и направленный на выявление высших спортивных результатов и их сопоставление.

Под системой спортивной подготовки понимается комплекс взаимосвязанных компонентов, направленный на эффективную подготовку спортсменов к ответственным соревнованиям. Компонентами этой системы являются:

- спортивная тренировка;

- прогнозирование спортивных достижений;

- моделирование характеристик сильнейших спортсменов;

- отбор кандидатов в сборные команды и основной состав (для участия в крупнейших соревнованиях);

- восстановление функций организма в процессе тренировки и соревнований.

Под системой обеспечения спортивной деятельности понимается комплекс взаимосвязанных между собой материальных и духовных компонентов:

- экономическое обеспечение спорта в целом и его отдельных частей;

- материально-техническое обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- политическое и морально-психологическое обеспечение;

- научное, методическое и медицинское обеспечение;


- организационно-управленческая деятельность по развитию
спорта в целом и отдельных его видов.

Теория спорта как наука включает в себя объект, предмет, принципы, законы, категории, методы исследования. Отечественные и зарубежные специалисты разработали основные элементы теории спорта, определили специфические методы исследования этого социального феномена. В процессе исторического развития теория спорта сложилась из системы, включающей предмет теории спорта, ее моделирование, ме

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...