Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическое совершенствование — определяющий фактор в обучении личности

Главным моментом специфического педагогического процесса по формированию двигательных навыков, морально-волевых и психологических качеств обучаемых является достижение обучаемыми физического совершенства, которое включает следующие факторы: высокий уровень физического состояния, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Физическое состояние оценивается суммой показателей физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности личности.

Физическое развитие характеризуют такие морфологические показатели, как рост, вес, окружность груди, развитие мышеч-


ной массы, а также жизненная емкость легких (ЖЕЛ), подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уровень физического развития человека определяется по данным внешнего осмотра и антропометрическим показателям.

Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, наличия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Данные о состоянии здоровья человека, полученные в ходе медицинского осмотра (диспансеризации) являются основой для медицинского заключения.

Физическая подготовленность студентов характеризуется уровнем развития двигательных способностей, физических качеств и прикладных навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, которые развивают силу, быстроту, выносливость и ловкость.

Под влиянием упражнений значительно улучшается функциональное состояние организма обучаемого. У натренированных студентов сердечно-сосудистая система на различные нагрузки реагирует рационально, что характеризует экономную работу органов кровообращения. Повышенный объем легких хорошо снабжает кислородом кровь, что повышает защитные свойства организма.

Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме человека, например, в мышцах увеличивается содержание гликогена — основного энергетического вещества. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, чем до выполнения упражнений, удаление продуктов обмена ускоряется.

Тренировки, являясь основным средством физического совершенствования человека, улучшают физическое развитие студентов, укрепляют здоровье, повышают их уровень разносторонней физической подготовленности.

Физическая подготовка обучаемых стимулирует умственную деятельность, способствует лучшему усвоению учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов среды.

Высокий уровень физической подготовленности позволяет студентам четко выполнять свои учебные и общественные функции, Преодолевать физические нагрузки, снимать нервно-психические напряжения, восстанавливаться в небольшие промежутки времени отдыха. Физически подготовленные студенты менее подвержены утомлению, быстрее усваивают учебный материал, хорошо Учатся и становятся хорошими профессионалами. Физическое совершенство обучаемого определяется комплексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства представляет собой многогран-


ный процесс, который зависит от правильного использования средств, методов, организации и условий учебной деятельности педагогов, их материального благосостояния, а также от социальных условий.

За период обучения студенты заметно меняются внешне, у них увеличиваются показатели веса и роста. В годы учебы они закрепляют и совершенствуют двигательные навыки, приобретенные в школе, становятся самостоятельными личностями и вполне осознанно занимаются физическими упражнениями.

В вузах имеются нормальные бытовые условия, медицинское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, правильно организованный досуг для развития физических и духовных сил, морально-волевых и психологических качеств обучаемых. Они ведут к гармоничному развитию и физическому совершенству личности, способствуют правильной организации учебного процесса и отдыха, питания, сна, избавлению от вредных привычек.

Главным и эффективным средством в достижении физического совершенства являются физические упражнения, разные по характеру и интенсивности. Их целенаправленное использование оказывает многостороннее и глубокое влияние на физическое развитие, состояние здоровья и физическую подготовленность студентов.

Под влиянием упражнений увеличивается окружность грудной клетки, плеч и бедер, уменьшается толщина подкожно-жировой клетчатки; снижается возможность получения травм; улучшается форма позвоночника, рук, шеи, ног и стоп. Мышцы становятся рельефными, осанка и фигура — красивой. Заметно улучшаются функциональные показатели: увеличиваются жизненная емкость и объем легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила; стабилизируется вес. В ряде случаев упражнения и особенно занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным и подвижным играм, другим видам спорта помогают устранить или исправить сформировавшиеся или врожденные недостатки телосложения.

Физкультурно-спортивная деятельность направлена на овладение студентами личного мастерства в одном из видов спорта за счет тренировок в секции или команде, участия в соревнованиях. Студенты могут участвовать в спортивных праздниках и судействе соревнований в вузе или вне вуза. Наиболее хорошо подготовленные учащиеся могут быть общественными тренерами в избранном виде спорта в вузе или школах.

Преподаватели должны:

- знакомить студентов с должностными обязанностями спортивного тренера или судьи по спорту;

- проводить семинары, факультативы по организации и проведению физкультурно-спортивных мероприятий;


- помогать осваивать технико-тактические приемы в избранном виде спорта;

- способствовать повышению уровня физической подготовленности;

- обеспечивать достаточный уровень спортивной подготовки.
Для успешного проведения мероприятий по физкультурно-

спортивному совершенствованию студентов преподавателям необходимо оказывать им помощь: при планировании тренировок по различным видам спорта; при изучении спортивной терминологии и правил соревнования; при организации физкультурно-массовых мероприятий; при использовании в практической деятельности сооружений, снарядов, инвентаря и оборудования. Организационно-методическая помощь преподавателей направлена на совершенствование теоретических знаний, практических умений и творческих навыков студентов. Перед тренировками, соревнованиями, спортивными праздниками проводятся инструктажи, на которых обучающимся рассказывают о методике проведения физкультурно-спортивных занятий с молодежью, об анато-мо-физиологических, гигиенических и психолого-педагогических основах физического воспитания. Кроме того, их знакомят с особенностями процесса выставления оценок по результатам тренировок, выступлений на соревнованиях, а также мерами по профилактике травматизма и оказанию первой медицинской помощи.

Целесообразно направлять студентов проводить спортивно-массовую работу в общеобразовательных школах. Для этого необходимо им разъяснить условия и требования комплектования спортивных команд, объем и интенсивность нагрузок в зависимости от возраста учащихся, меры предупреждения травм. Преподаватели щолжны оказывать студентам помощь в процессе планирования и ©рганизации воспитательной, методической и тренировочной работы в школе.

Тренировки и соревнования связаны с высокими физическими и психологическими нагрузками. Поэтому необходимо уделять особое внимание вопросам применения педагогических, психологических, медико-биологических средств восстановления; дифференцирования тренировочных нагрузок на основе восстановления; рекомендаций по питанию спортсменов в соответствии со спецификой вида спорта; эффективного применения сауны, массажа, витаминов и других восстановительных средств.

Студенты обязаны изучать правила, методику судейства, технику и тактику того или иного вида спорта.

В процессе физкультурно-спортивного совершенствования существенную помощь оказывают наглядные и учебные пособия, фото-, теле-, видеофильмы, записи соревнований.

Перед каждым соревнованием в вузе готовится соответствующее распоряжение на его проведение.


3.3. Физическая культура и спорт — составные части образовательного и воспитательного процесса

В последние годы существенно изменилось отношение молодежи к физической и психологической подготовке, профессиональной деятельности. Требования к физической культуре остаются высокими, а время на обучение физическим упражнениям уменьшается.

Интенсификация учебного процесса, введение новых дисциплин, компьютеризация обучения зачастую приводят к нарушению обычного ритма учебы и отдыха, повышению физических и нервно-психических нагрузок. Например, чтобы овладеть компьютерной техникой, надо изучить большой объем теоретических основ информатики, логики и других дисциплин. Для этого необходимо развивать способности быстро и точно воспринимать и перерабатывать новую информацию; умения длительно сосредоточивать и перераспределять внимание.

Постоянное напряжение внимания, точное и своевременное выполнение действий ведут к утомлению организма. Чтобы сохранить высокую работоспособность при интенсификации обучения, студенты должны овладеть определенными двигательными и специальными психологическими навыками, которые можно приобрести в процессе занятий по физической культуре.

В образовательной системе обучения дисциплина «Физическая культура» является обязательной и неразрывно связанной с другими дисциплинами, частью обучения и воспитания молодежи. В этом процессе используются различные методы, формы и средства физической культуры для достижения единой цели — формирования личности высокопрофессионального специалиста.

Физическому обучению и воспитанию свойственны общие и частные закономерности педагогической деятельности, а также специфические.

При многократном повторении физических упражнений с большими нагрузками, когда надо достичь наивысшего результата, включаются все составляющие психики человека (мышление, память, внимание, воля, эмоции). Это характерно, например, в спортивных играх, единоборствах, где постоянно приходится преодолевать сопротивление соперников.

При выполнении упражнений, приемов и действий необходимо помнить, что они осуществляются в точном соответствии с описанием, по распоряжению руководителя занятий и под непосредственным его контролем. Соблюдение спортивной формы одежды, нормативов, этики способствует воспитанию у студентов дисциплинированности, чувства собственного достоинства, гордости за свой коллектив.

Моральное удовлетворение приносят те занятия и соревнования по физической культуре, на которых студенты достигают запла-


нированных результатов за счет проведения систематических тренировок и честной борьбы с соперником.

Учебные группы по своему составу могут быть многонациональными. В этом случае занятия необходимо проводить так, чтобы у обучаемых формировались дружественные отношения, товарищеская взаимопомощь, уважение и сопереживание. Неправильная организация занятий или спортивных мероприятий могут создать конфликтные ситуации, которые отразятся на межличностных отношениях. Такие негативные проявления следует пресекать, чтобы в дальнейшем они не повторялись.

Смелость и решительность, настойчивость и упорство, воля к победе, инициативность и находчивость, выдержка и самообладание — такие качества вырабатываются у обучаемых во время занятий по легкой атлетике, плаванию, лыжным гонкам и др. Их можно воспитывать целенаправленно на тренировках и состязаниях, используя специальные упражнения. Если студент не умеет плавать и у него существует страх перед водой, то ему следует приступить к обучению с выполнения подготовительных упражнений: отработать плавательные движения сначала на суше, затем — в воде для удержания тела на поверхности, научиться правильно дышать, используя дыхательные упражнения, упражнения с поддерживающими предметами. Эти действия позволят начинающему пловцу преодолеть водобоязнь и одновременно сформировать уверенность в своих силах, обрести настойчивость и смелость.

Восприятие пространства и времени, способность к точной оценке расстояний можно формировать путем специальных упражнений на гимнастических снарядах, в спортивных играх, легкой атлетике и лыжной подготовке.

Напряженность, мышечная скованность, обостренная или замедленная реакция преодолеваются с помощью выполнения отдельных упражнений, направленных на развитие навыков произвольного расслабления мышц и нормализации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На занятиях по физической культуре необходимо создавать такие условия, чтобы обучаемые проявляли инициативу, поверили в свои силы и способности. Корректное устранение ошибок при выполнении упражнений снимает у студентов робость и неуверенность, порождает желание достичь высоких результатов.

Соревнования по баскетболу, волейболу, футболу и другим спортивным играм способствуют воспитанию таких качеств, как коллективизм и товарищеская взаимопомощь, где интересы коллектива совпадают с интересами каждого в отдельности. В условиях совместных действий и взаимопомощи физические нагрузки и напряжение переносятся легче, поставленные задачи решаются более успешно, чем при индивидуальных действиях.


Гуманное отношение друг к другу должно развиваться и совершенствоваться и на тренировках и на соревнованиях, так как спорт предполагает здоровое и честное соперничество. В спорте побеждает сильнейший, наиболее подготовленный во всех отношениях спортсмен, что соответствует олимпийским идеалам.

Каковы специфические особенности обучения и воспитания личности в системе физической культуры и спорта? В процессе учебной и воспитательной деятельности возникают различного рода негативные факторы и явления, которые снижают силу и тонус мышц, нарушают деятельность отдельных систем организма (кровеносной, дыхательной, нервной, лимфатической и сердечнососудистой). К ним можно отнести длительное ограничение двигательной активности, статические позы, различные шумы, пониженное или повышенное атмосферное давление, резкий перепад температур.

Данные факторы ведут к снижению работоспособности, а при систематическом воздействии могут ухудшить состояние здоровья. Использование специальных упражнений непосредственно в течение учебного дня во время коротких перерывов предотвращает их отрицательное воздействие, снимает эмоциональное напряжение, устраняет застойные явления в организме. В сочетании с мероприятиями гигиенического характера специальные упражнения повышают работоспособность и служат профессиональному долголетию.

Интенсивная учеба в вузе связана с большими нервно-психическими напряжениями, поэтому она требует определенного уровня физической подготовленности студентов. При помощи средств и методов физической культуры происходит развитие личной инициативы и самостоятельности.

При подготовке к зачетам, экзаменам часто наблюдается дефицит времени, который не дает многим студентам активно заниматься физическими упражнениями.

В специфических формах спортивной борьбы при максимальных физических напряжениях (например, лыжных гонках) формируются и совершенствуются двигательные навыки, физические и психологические качества, а в игровых видах спорта (настольный теннис, баскетбол, волейбол и др.) свойства личности проявляются более ярко и характеризуют истинное психологическое состояние человека.

Для разрядки нервной напряженности, снятия возбуждения после каких-либо неудач можно применить различные специальные упражнения.

В частности, спортивные и подвижные игры, плавание или занятия на тренажерах снимут нервно-психическое возбуждение, создадут благоприятные условия для учебы, полного восстановления сил.


 

Полезны упражнения в утренние часы. Регулярное проведение утренней физической зарядки способствует профилактике заболеваний, закаливанию и снятию стрессовых напряжений.

Следует учитывать, что употребление алкоголя, наркотических средств, курение, появление новых вирусных заболеваний и других отрицательных факторов среды негативно воздействуют на человека.

Для устранения или нейтрализации негативных факторов специалисты советуют обращаться к физическим упражнениям, двигательной активности, здоровому образу жизни. Хорошим «лекарством от недуга» для студентов могут быть систематическое выполнение упражнений, участие в спортивных, туристских мероприятиях и спортивных зрелищах.

Содержание, характер, условия обучения и подготовки студентов к профессиональной деятельности имеют свои особенности, что определяет специальную направленность их физического обучения и воспитания. Под специальной направленностью понимается подбор и применение таких средств, методов и форм, которые в наилучшей степени обеспечивают решение как общих, так и частных задач. В современных условиях вопросы специальной направленности физического обучения и воспитания приобретают большое теоретическое и практическое значение.

Практика и результаты научных исследований показывают, что факторами, определяющими специальную направленность физического обучения и воспитания студентов, являются:

-условия, в которых протекает образовательный процесс;

- характер и величина физических нагрузок, нервно-психических напряжений, испытываемые во время учебы;

- особенности комплектования учебных групп;

- некоторые частные особенности (степень желания получить знания, умения и навыки; неудобства, связанные с удаленностью и рассредоточенностью учебно-спортивной базы, и др.).

Одна из важных задач преподавателей физического воспитания — заинтересовать каждого обучаемого выполнять физические упражнения. При этом многое зависит от квалификации и опыта преподавателя, материально-технической и учебно-спортивной базы, оснащенности мест занятий инвентарем, оборудованием и санитарно-гигиенических условий.

Коллектив учебной группы составляет, как правило, одна возрастная категория. В ходе обучения учитываются специфические особенности каждого, отрабатываются различные упражнения, приемы и действия, которые могут выполняться даже без спортивного инвентаря и оборудования. Чем выше уровень подготовленности студентов, тем разнообразнее и сложнее средства и методы физической культуры.


Факторы, определяющие специальную направленность обучения, тесно связаны с содержанием и характером учебно-воспитательного процесса и между собой. Важнейшая обязанность каждого преподавателя — всесторонне анализировать и учитывать эти факторы в процессе физического воспитания студентов.

К специальным задачам, которые решаются с помощью средств и методов физической культуры, можно отнести:

- формирование способности у студентов переносить статические напряжения при малоподвижном и монотонном труде в учебных аудиториях;

- развитие и совершенствование выносливости, быстроты и точности ответных реакций и действий, способности ориентироваться в пространстве и времени;

- поддержание оптимального веса тела;

- повышение устойчивости организма к перегреванию, охлаждению, перепадам температур;

- развитие смелости и решительности, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, целеустремленности и эмоциональной устойчивости;

- восстановление функциональных нарушений нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, визуальных функций, осанки и др.

Эти задачи решаются за счет их включения в программу обучения по всем разделам физической культуры, установления оптимального соотношения учебного времени, отводимого на занятия по отдельным темам.

В системе проверки и оценки физической подготовленности студентов имеются широкие возможности для отражения специальных задач. Например, на зачеты и экзамены выносятся упражнения и нормативы, установленные по годам обучения и способствующие объективной оценке физической подготовленности юношей и девушек.

Специальная направленность — характерная черта физического обучения и воспитания, позволяющая оптимально использовать все имеющиеся средства и методы для повышения работоспособности, следовательно, успеваемости студентов. Поэтому для успешной профессиональной деятельности преподавателя необходимо придерживаться следующих направлений: вести учет основных факторов, определяющих специальную направленность учебно-воспитательного процесса; отслеживать их влияние на физическое и психологическое состояние обучаемых; использовать наиболее эффективные средства и методы физического обучения и воспитания.

Решение общих и частных задач требует творческого подхода к работе со студентами.


3.4. Планирование — условие эффективного физкультурно-спортивного образования

В системе обучения и воспитания студентов по физической культуре важную роль играют следующие условия.

1. Планирование физкультурно-спортивных мероприятий позво
ляетувидеть перспективу процесса обучения студентов, помогает
целенаправленно проводить их физическую и психологическую
подготовку, наиболее полно использовать средства и формы этой
работы. Планирование осуществляется на основе учебного плана
иколичества часов, расписания занятий, организационных ука
заний руководства. В его основе лежит научный подход, который
предполагает: 1) подбор средств и методов обучения с таким рас
четом, чтобы они в максимальной степени сказывались на каче
стве учебы; 2) учет объективных особенностей формирования
двигательных навыков, физических, специальных и психологи
ческих качеств.

К планированию учебных занятий предъявляются следующие требования:

- создание связи физического обучения с общими задачами образовательной системы вуза;

- соблюдение систематичности физического обучения и воспитания;

- сочетание и взаимосвязь различных форм физической культуры;

- равномерное распределение общей физической нагрузки на каждую неделю;

- учет местных условий.

 

2. Связь физического обучения с общими задачами образовательной системы вуза обусловлена повышением профессионального уровня и работоспособности студентов, освоением ими учебных дисциплин. Планирование занятий осуществляется таким образом, чтобы учитывались общие и специальные задачи учебного процесса. Это достигается соответствующим распределением учебного времени, отводимого на занятия, соревнования, тренировки, помогая оптимизировать развитие основных физических, специальных качеств и прикладных навыков. Такое планирование увязывает процессы физического обучения и воспитания с общим образованием.

3. Систематичность физического обучения и воспитания предполагает регулярное и в определенной последовательности использование различных средств и методов, которые обеспечивают:

 

- планирование проведения занятий по специальным дисциплинам не менее двух раз в неделю;

- рекомендации по проведению утренней физической зарядки на каждый день;


- планирование проведения спортивных тренировок 2 — 3 раза
в неделю.

Принцип соблюдения систематичности физического обучения и воспитания реализуется в постепенном наращивании физических и специальных качеств каждым студентом, твердом закреплении ими прикладных навыков.

4. Сочетание и взаимосвязь различных форм физической культуры необходимо для согласования сроков и основного содержания занятий. Так, состязания по лыжам, гимнастике, плаванию, легкой атлетике и другим разделам физической культуры преподаватели планируют на завершающей стадии обучения, когда студенты более тренированы. Это позволяет проверить уровень физической подготовленности каждого по специальным дисциплинам.

5. Относительно равномерное распределение общей физической нагрузки в течение каждой недели обеспечивается на основе комплексного планирования с учетом нагрузки на занятиях по другим учебным дисциплинам и увязывается по содержанию и срокам. Тренировки в спортивных секциях планируются в те дни, когда не проводятся практические учебные занятия по специальным дисциплинам.

6. Учет местных условий обеспечивает конкретность и реальность планирования учебных занятий. Под местными условиями понимаются:

 

- уровень физической подготовленности студентов;

- материально-техническое обеспечение занятий;

- место расположения вуза (наличие парков, спортивных сооружений, экологически загрязненных объектов и пр.).

Уровень физической подготовленности обучаемых учитывается при разработке тем и количества часов на каждый семестр. Чем он выше, тем сложнее должно быть содержание практических занятий. При низком уровне физической подготовки студентов планируются различные подготовительные или менее сложные упражнения. По мере повышения физической подготовленности обучаемых усложняются упражнения, увеличивается количество их повторений.

Задача планирования физкультурно-спортивных мероприятий состоит в том, чтобы обеспечить систематическое и равномерное проведение практических занятий во всех учебных группах; максимально загрузить места для проведения занятий, исходя из наличия и пропускной способности спортивных сооружений, в течение каждого учебного часа. Надо стремиться к тому, чтобы помещение для проведения занятий, инвентарь и имущество использовались наиболее рационально.

Сезонные дисциплины по физической культуре (плавание, лыжная подготовка, легкая атлетика) планируют в наиболее благоприятные сроки с учетом местных условий. От погодных усло-


 

вий, например, зависит возможность проведения занятий по лыжной подготовке. При необходимости их можно заменить на упражнения, близкие по функциональным возможностям (кросс, бег на длинные и средние дистанции).

В программу обучения студентов входят упражнения, имеющие повышенную сложность. Они проводятся интенсивно, с увеличением объема и функциональной психической нагрузки. В таких случаях следует соблюдать технику безопасности. В случае травм или неадекватных реакций студентов на физическую нагрузку педагог принимает необходимые меры с последующей отметкой в учебном журнале.

7. Подготовка преподавателей физической культуры и спорта заключается в постоянной работе над собой, в саморазвитии, повышении уровня знаний и профессионального мастерства, эффективном проведении учебных занятий. Их деятельность строится на основе принципов демократизации, гуманизма, непрерывности обучения, педагогики сотрудничества (взаимодействия). Она ориентирована на всестороннее духовное и физическое развитие личности. Педагоги должны обладать высоким уровнем спортивного мастерства, физической подготовленности в легкой атлетике, гимнастике, плавании, единоборствах и других спортивных дисциплинах, владеть медико-биологическими основами, хорошей речью и дикцией.

Психолого-педагогическая подготовка лежит в основе профессиональной деятельности преподавателя. В ходе учебно-воспитательной работы студенты изучают методы решения психолого-педагогических задач в целях развития важных профессиональных качеств (умения выразить свои мысли; способности понимать других людей, уважать их индивидуальность; наблюдательности и отзывчивости).

Преподаватель проводит занятия со студентами в любых условиях. Профессия педагога носит творческий характер, поэтому всвоей работе он опирается на разнообразные учебные пособия, научную и специальную литературу, опыт других преподавателей.

От уровня квалификации педагога зависит уровень физической подготовленности обучаемых: если учитель постоянно совершенствует свою методику, развивает организаторские способности в процессе практической деятельности, то и ученик достигает высоких результатов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...