Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования в физической культуре

Современность требует глубоких и всесторонних знаний в области физической культуры, принятия неординарных решений, постоянного поиска новых исследований. Оригинальные изыскания становятся достоянием других специалистов. Реализация полученных результатов происходит тогда, когда специалисты хорошо владеют методологией педагогических исследований в физическом воспитании, т. е. системой знаний и умений в области подготовки и проведения педагогического исследования, в сфере обработки, анализа и представления результатов исследования.

Подготовка к исследованию включает следующие позиции:

- выбор темы на основе анализа литературных источников и педагогической практики;

- определение задач;

- разработку гипотезы;

- составление плана исследования;

- подбор исследуемых;

- выбор методов исследования;

- создание необходимых материальных условий;

- подбор документации для фиксирования результатов.

Проведение исследования в сфере физической культуры состоит в использовании выбранных методов как способов разрешения поставленных задач. Так, начинающим исследователям целесообразно знать некоторые методы, используемые в физической культуре.

Экспериментальный метод организации учебно-воспитательной работы предусматривает введение в педагогический процесс нового педагогического фактора (средства, метода обучения) для изучения эффективности его воздействия.

Контрольный метод характеризуется тем, что в нем выдерживается общепринятая форма и содержание учебно-воспитательной работы как критерий для сравнения с экспериментальным методом.

Индивидуальный метод заключается в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется педагогом в соответствии с личными планами обучаемого без какого-либо вмешательства исследователя.

Методы сбора информации могут быть самыми разнообразными. С их помощью можно получать сведения о результативности педагогического процесса в ходе самого обучения и воспитания, до или после него.

Методы получения ретроспективной информации (информации, характеризующей педагогическое явление в прошлом) позволяют определить степень и характер разработок предшественниками вопроса, который ставится для изучения в новом исследовании.


Определенные системы использования нескольких перечисленных методов составляют то, что принято называть педагогическим экспериментом и педагогическим наблюдением.

Педагогический эксперимент обязательно включает в себя экспериментальный метод организации учебно-воспитательной работы, в некоторых случаях — контрольный метод, непременно один или несколько методов сбора информации, метод математической обработки, иногда метод получения ретроспективной информации.

Педагогическое наблюдение включает в себя индивидуальный метод организации, один или несколько методов сбора информации (обязательно педагогический анализ и оценку), иногда метод математической обработки. Выбор методов исследования определяется конкретными задачами научной работы.

Решение некоторых проблем физического воспитания требует использования методов психологического и биомеханического анализа, а также физиологических методов (например, при изучении познавательной активности студентов на занятиях, при изучении техники физического упражнения или при разработке методик развития физических способностей).

Собранные с помощью перечисленных методов фактические данные, характеризующие изучаемый педагогический процесс, подвергаются качественному и количественному анализу. Качественный анализ предусматривает словесную педагогическую оценку полученных результатов, количественный — математическую обработку для установления степени достоверности различий эффективности двух или нескольких педагогических процессов и выявления некоторых связей между ними.

Завершается исследование оформлением результатов и внедрением их в педагогическую практику.

Теория физической культуры

как самостоятельная отрасль научных знаний

Теория физической культуры как научная и учебная дисциплина тесно связана с философией, экономикой, политологией, социологией и другими общественными науками и дисциплинами. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и познания дает возможность: 1) изучать физическую культуру полно и всесторонне, во взаимосвязи с другими явлениями и процессами, с учетом присущих ей внутренних и внешних противоречий; 2) устанавливать внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность различных ее средств, методов и форм. Философия рассматривает физическую культуру в постоянном изменении и развитии, помогает определять ведущие тенденции ее совершенствования .

ИЗ


Экономическая теория позволяет более глубоко раскрыть общественно-экономические основы физической культуры, определить их зависимость от совокупности производительных сил и производственных отношений.

Другие общественные науки и дисциплины дают возможность обосновывать социальный статус физической культуры, ее предназначение и социальные функции. В качестве исходных предпосылок теории физической культуры выступает также ряд гуманитарных и естественных наук. Возникнув на стыке педагогики, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, теория и организация физической культуры органически связана и с этими отраслями знаний.

Физическому совершенствованию граждан присущи общие закономерности педагогического процесса. Базируясь на них, теория физической культуры использует принципы, методы и формы обучения и воспитания личности. Специфические закономерности физической культуры, в свою очередь, учитываются общей педагогикой, конкретизируя и обогащая общую теорию обучения и воспитания личности.

Исходя из общих закономерностей управления процессом физического совершенствования личности, в теории физической культуры творчески используются методы развития и совершенствования физических качеств и двигательных навыков, принципы спортивной тренировки и общие закономерности теории физического воспитания.

Теория физической культуры опирается на данные психологии (общей и спортивной). Процесс физической культуры связан с воздействием не только на двигательную сферу, но и на психику человека. Поэтому специфические закономерности физического совершенствования личности могут быть глубоко вскрыты, правильно поняты и широко использованы лишь с учетом общих законов развития психики человека, а также особенностей протекания психических и психологических процессов в условиях спортивной или профессиональной деятельности.

Теория физической культуры использует факты и выводы многих практических дисциплин (лыжной подготовки, гимнастики и др.). По своему предмету изучения эти отрасли знания более узкие, чем теория физической культуры, так как они изучают специфические закономерности совершенствования личности в определенных видах физических упражнений. Базируясь на выводах теории физической культуры, эти учебные дисциплины вместе с тем сами приобретают для нее большое значение, так как являются фактическим материалом, позволяющим сделать многие общетеоретические обоснования.

Теория физической культуры тесно связана со многими другими дисциплинами. На их основе, используя специальные методы


 

исследования, можно конкретизировать место и значение физической культуры в системе общеобразовательного процесса; определять ее роль в повышении физического потенциала личности; анализировать требования современности к физическому состоянию граждан России; обосновывать критерии оценки их физической подготовленности.

Теория физической культуры, раскрывая особенности процесса физического совершенствования личности, основывается на данных медико-биологических дисциплин, так как многие педагогические закономерности могут быть правильно поняты и усвоены лишь с учетом общих биологических законов развития человека.

Эти дисциплины в своей совокупности составляют естественно-научную основу теории физической культуры.

Взаимосвязь теории физической культуры с другими учебными дисциплинами по срокам и последовательности их изучения обеспечивается:

- предварительным изучением дисциплин, знание которых не
обходимо для глубокого усвоения личностью теоретических и уп
равленческих основ физической культуры;

- последующим изучением дисциплин, для освоения которых
требуется знание соответствующих вопросов теории физической
культуры;

- сотрудничеством преподавателей теоретических, практичес
ких и специальных дисциплин при проведении занятий по соот
ветствующим темам.

Теория физической культуры имеет большое значение для практики физического совершенствования личности и позволяет:

- познавать объективные закономерности улучшения физичес
кого состояния личности и на их основе повышать эффективность
физической культуры;

- предвидеть ход событий и в зависимости от характера и сте
пени использования различных средств, методов, форм уметь
прогнозировать результаты обучения, развития, воспитания лич
ности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

- активно воздействовать на процесс физического совершен-
ствования личности в соответствии с поставленными задачами,
находить наиболее эффективные пути повышения физической
подготовленности личности в различных условиях, т. е. целенаправ-
ленно и оперативно управлять процессом физической культуры;

- видеть проблемные вопросы физической культуры, перспек
тивы дальнейшего совершенствования и на этой основе прояв
лять инициативу и творчество при организации, обеспечении и
проведении физкультурно-спортивных мероприятий;

- уметь убеждать руководство вузов и студентов в том, что фи
зическая культура имеет большое значение для повышения физи-


ческих способностей, поэтому необходимо систематически проводить занятия, используя физические упражнения.

Таким образом, опыт специалистов физической культуры свидетельствует о том, что обеспечение должного уровня физической подготовленности личности возможно лишь в том случае, если процесс физического совершенствования строится в соответствии с основными положениями теории физической культуры.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите и охарактеризуйте источники и этапы развития теории физической культуры.

2. Назовите этапы становления теории физической культуры как научной и учебной дисциплины.

3. Дайте характеристику основным понятиям теории физической культуры.

4. В чем заключается сущность предмета теории физической культуры?

5. В чем особенность содержания теории физической культуры?

 

6. Какие методы используются в педагогическом исследовании по физической культуре?

7. Обоснуйте интегрирующую роль теории физической культуры с другими отраслями научных знаний и практикой совершенствования личности.


 

Глава 5. Основы теории спорта

Основные понятия теории спорта

Теория спорта решает важные задачи: объясняет многообразные эмпирические и научные факты в области спорта с помощью единой основы; изучает их в тесной связи с фундаментальными принципами, законами, свойствами.

Научная теория спорта включает следующие компоненты:

- исследование процессов возникновения и развития спорта;

- строение (структуру) теории спорта, характеристику основных элементов и связи между ними;

- анализ специфической роли в сложном процессе научного познания.

Выделение и изучение этих компонентов позволяет объяснить отдельные факты, сформировать основу для объединения их в единую систему.

Занятие спортом — это особый вид деятельности, который стал общественным явлением. По функциональным признакам можно выделить: массовый спорт (базовый), спорт высших достижений и профессиональный спорт.

Массовый спорт решает задачу достижения высокой степени развития двигательных способностей, оптимизации физического состояния личности. Ему присущи социальные функции: оздоровительная, воспитательная и др.

Функции спорта высших достижений и профессионального спорта включают престижность, зрелищность, коммуникативность, а коммерческая функция определяет их ведущее место в социальной системе.

Массовому спорту, спорту высших достижений и профессиональному присущи общекультурные и общевоспитательные функции: эстетические, нормативные, информационные, правовые, экономические, социальные.

Эстетические функции связаны с удовлетворением потребности личности в своем физическом совершенстве, гармоническом развитии.

Нормативные функции обеспечивают выработку и закрепление определенных норм, имеющих регламентирующее и оценочное значение, норм физической, технической, тактической подготовленности, нормированных показателей спортивных достиже-


ний, правил нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок.

Информационные функции реализуются в накоплении, распределении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, его возможностях, средствах и путях их совершенствования. В спорте многие науки (физиология, психология, биомеханика, биохимия, биофизика) находят для себя источник новых фактов и закономерностей.

Правовые функции спортивной деятельности регламентируются международными и отечественными законами и нормативными актами.

Экономические функции предполагают материально-финансовое и техническое обеспечение учебно-тренировочного и соревновательного процесса спортсменов и деятельность тренеров, других специалистов, содержание и эксплуатацию спортивных сооружений, оплату труда.

В эпоху глобализации спорт высших достижений и профессиональный спорт стали инструментом политики экономически развитых стран. Престижность спортивных побед целенаправленно влияет на сознание и чувства людей, спорт продолжает активно использоваться в целях идеологической борьбы. Результаты выступлений спортсменов являются одним из существенных доказательств о преимуществе образа жизни одних стран над другими.

Спортивная мощь страны характеризуется завоеванием I места в неофициальном командном зачете в Олимпийских играх.

Политическое значение спорта проявляется в расширении международных спортивных связей между странами. Основное направление международных связей спортивных организаций России — последовательное укрепление международного спортивного движения, дальнейшее углубление и расширение сотрудничества со спортивными организациями других стран.

Регулярное проведение спортивных мероприятий способствует развитию материальной базы для занятий физической культурой и спортом, так как строятся новые стадионы, спортивные залы, бассейны, горнолыжные трассы и др.

Социальные функции определяются потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлением общества к широкому использованию их в качестве одного из важнейших средств воспитания, а также заинтересованностью самих людей в собственном физическом совершенствовании.

В процессе спортивной деятельности люди вступают в разнообразные специфические отношения, которые, в свою очередь, включены в более широкую систему социальных отношений. Совокупность этих отношений является определяющей основой формирующего влияния спорта на личность, повышения активности в социальном плане. В спортивных организациях процесс социа-


лизации личности спортсмена проходит ускоренными темпами и оказывает непосредственное влияние на повышение его общественной активности.

В обществе постоянно возрастает необходимость воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное и физическое совершенство. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры.

К основным понятиям теории спорта относятся: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, система спортивной подготовки и ее основные компоненты, система обеспечения спортивной деятельности и ее основные компоненты.

Спорт является составной частью физической культуры, системой организации и проведения соревнований по различным физическим упражнениям, их комплексам. В широком понимании спорт охватывает собственно спортивную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, характерные для данной деятельности. Спорт в узком смысле можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система состязаний как сфера выявления и сравнения человеческих возможностей.

Под спортивной деятельностью понимается активный процесс, направленный на формирование личности и выявление пределов человеческих возможностей в конкретных исторических условиях, а также процесс, происходящий на соревнованиях и направленный на выявление высших спортивных результатов и их сопоставление.

Под системой спортивной подготовки понимается комплекс взаимосвязанных компонентов, направленный на эффективную подготовку спортсменов к ответственным соревнованиям. Компонентами этой системы являются:

- спортивная тренировка;

- прогнозирование спортивных достижений;

- моделирование характеристик сильнейших спортсменов;

- отбор кандидатов в сборные команды и основной состав (для участия в крупнейших соревнованиях);

- восстановление функций организма в процессе тренировки и соревнований.

Под системой обеспечения спортивной деятельности понимается комплекс взаимосвязанных между собой материальных и духовных компонентов:

- экономическое обеспечение спорта в целом и его отдельных частей;

- материально-техническое обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- политическое и морально-психологическое обеспечение;

- научное, методическое и медицинское обеспечение;


- организационно-управленческая деятельность по развитию
спорта в целом и отдельных его видов.

Теория спорта как наука включает в себя объект, предмет, принципы, законы, категории, методы исследования. Отечественные и зарубежные специалисты разработали основные элементы теории спорта, определили специфические методы исследования этого социального феномена. В процессе исторического развития теория спорта сложилась из системы, включающей предмет теории спорта, ее моделирование, методологические и теоретические основания, содержание теории, методы и средства исследования, содержание и технологию контроля и оценки эффективности учебно-тренировочного процесса.

Предметом теории спорта является соревновательная деятельность, процесс ее подготовки и обеспечения. Наиболее крупными подсистемами структуры теории спорта являются:

- целостная (обобщенная) характеристика природы, роли и места спорта в системе явлений социальной действительности (его естественных и социальных начал, основных форм и функций в обществе, специфики в связи с другими социальными явлениями), а также тенденции дальнейшего развития его в обществе;

- теория спортивных состязаний (соревновательные нагрузки, рост результатов спортсменов; рост результатов в отдельных видах спорта; соотношения сил между национальными, ведомственными и территориальными спортивными организациями; изменение численности спортсменов различной квалификации, календарей и правил соревнований, формул выявления победителей командных зачетов; развитие видов спорта; совершенствование программы соревнований — олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, региональных соревнований);

- теория спортивной подготовки, в которую в качестве подсистем входят: спортивная тренировка, прогнозирование, моделирование, отбор, восстановление;

- теория обеспечения спортивных соревнований и спортивной подготовки (изменение экономического обеспечения спорта в целом и его отдельных элементов; совершенствование материально-технической базы — инвентаря, стадионов, судейской аппаратуры, тренажеров; развитие научного, методического и медицинского обеспечения, организационно-управленческой деятельности и ее элементов; изменение кадрового обеспечения; системы поощрения и стимулирования спортсменов).

Эти подразделы структуры теории спорта как предмета могут подробно решаться на уровне моделей.

Моделирование предполагает определение средств замещения объективных характеристик спорта, наличие процедуры измерения (в эксперименте или наблюдении). Абстракция позволяет применить логико-математические модели на уровнях спортсмена,


 

системы спортивной тренировки и спортивной подготовки, системы развития спорта в стране, глобального развития спорта, олимпийского спорта (анализ социальных, экономических, политических, идеологических и других показателей).

Методологические и теоретические основания включают всеобщую, общую (общенаучную) и частную методологию, положения естественных наук, обеспечивающих содержание теории спорта, формирование содержания теории спорта заключается в разработке ее концептуального и категориального аппарата, принципов, компонентов, функций, а также классификации видов спорта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...