Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и методика проведения учебных занятий по физической культуре и спорту

Построение учебных занятий заключается в сочетании разнообразных разделов, особенностей содержания, уровня подготовленности обучаемых, мест занятий, материально-технической оснащенности.

Под структурой физкультурного обучения и воспитания понимается построение каждого отдельного занятия, которое выражается в закономерной последовательности, взаимосвязи и субординации его частей, компонентов, разделов. Занятие состоит из трех частей: 1) подготовительной (вводной, вводно-подготови-тельной, разминки), 2) основной и 3) заключительной. В деталях структура занятия характеризуется последовательной компоновкой различных фрагментов в каждой ее части.

Качество проведения занятия в немалой степени обусловлено его организацией, включая: проектирование (планирование), ме-тодико-теоретическую подготовку преподавателя и его помощников, выполнение обучаемыми домашнего задания, техническое обеспечение, подготовку мест занятий.

Определяющую роль в комплексе подготовительных мер играет проектирование занятия с выработкой его модели (конспекта), где четко намечаются направленность и содержание. Основа моделирования занятия — профессиональные знания и опыт преподавателя, материалы предшествующего планирования занятий и контрольных данных, позволяющих определить возможности и реальную готовность обучаемых к осуществлению намечаемых задач.


Проектируя занятие, необходимо реально сформулировать задачи для их решения. Например, надо добиться количественных показателей в выполнении пространственных, скоростных, силовых движений, величины функциональных сдвигов у обучаемых. Чтобы достичь тренировочного эффекта или довольствоваться общей постановкой задач, студентов следует обучить бегу, игре, сформировать физические качества — выносливость, силу, быстроту.

Подготовительная часть занятия подчинена закономерностям подготовки студентов. Она направлена на формирование эмоционально-волевого настроя, обеспечение оптимального враба-тывания систем организма в соответствии с требованиями деятельности, которая составляет основное содержание занятия. Организуются согласованные взаимодействия учебной группы.

В этой части занятия организм подготавливается к выполнению повышенных по сложности и интенсивности нагрузкам предстоящей основной двигательной деятельности. Необходимо обеспечить профилактику травм. Первостепенную роль в этом играет построение разминки, позволяющей исключить чрезмерное форсирование функциональных нагрузок, гарантировать постепенную, соразмерную мобилизацию функций всех систем организма при выполнении подготовительных упражнений.

Содержание подготовительной части занятия зависит от особенностей исходного функционального состояния занимающихся, меры и направления его изменения в конкретных условиях для благоприятного выполнения основной двигательной деятельности.

Варианты подготовительной части занятия в различных ситуациях не исключают единообразия структуры. При всех особенностях содержания и условиях занятий порядок построения каждого варианта подготовительной части остается принципиально одинаковым. Это находит свое выражение в последовательности таких ключевых компонентов подготовки, как вводные, организующие и установочные действия, общая и специальная разминка, а также в динамике предъявляемых функциональных нагрузок.

Реализация учебных задач создается в ходе подготовительной части за счет установочных действий, общей и специальной разминки.

Занятие в учебной группе целесообразно начинать с построения обучаемых, рапорта преподавателю (руководителю занятий), взаимного приветствия. Такое начало занятия способствует консолидации и настрою обучаемых на выполнение учебных задач, установлению соответствующего стиля взаимоотношений между педагогом и студентами. Главные задачи занятия излагаются четко, без лишних подробностей. Детали обучения и тренировки рассматриваются в процессе разминки и в ходе основной части занятия.


Много времени отводится на разминку, включающую комплекс упражнений, регламентированных по направленности и величине нагрузки, которые выполняются последовательно, без излишнего форсирования нагрузки, в интервалах подготовки организма занимающихся к выполнению главных задач занятия. При необходимости используется массаж или другие средства воздействия на изменяющееся состояние организма.

В ходе разминки целесообразно избирательно воздействовать на системы организма, повышать интерес к занятию, а также стремиться к красоте выполнения упражнений. Используют, как правило, упражнения, отличающиеся друг от друга по содержанию. Специфический эффект разминки зависит от применения упражнений, близких к предстоящим основным действиям по целевым установкам, координации движений, характеру проявляемых усилий, что осуществляется при рациональном сочетании элементов общей и специальной разминки.

Общая разминка относится к неспецифичному (по отношению к основному содержанию занятия) разделу разминки, ее цель — постепенная активизация функций мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма. При проведении общей разминки надо добиваться, чтобы упражнения обеспечивали двигательную деятельность, функциональные сдвиги, способствовали эффективной реализации физических возможностей. При разогревании мышц создается благоприятный фон для результативного и безопасного выполнения двигательных действий, отличающихся повышенной интенсивностью, координационной сложностью, широтой амплитуды движений.

В качестве средств общей разминки пригодны хорошо разученные ранее сравнительно простые дозируемые упражнения локального и общего воздействия. К ним относятся гимнастические упражнения без предметов и с предметами, позволяющие избирательно воздействовать на различные мышечные группы, сочленения и связки опорно-двигательного аппарата, циклические и комбинированные упражнения (ходьба и бег, маховые, вращательные, прыжковые и другие движения). Нагрузка при выполнении упражнений регламентируется. Ограничений для выбора средств на общую разминку не существует. В ней используются разнообразные упражнения и способы их выполнения, включая игровые, танцевальные, но при условии, что для освоения новых действий не затрачивается много времени и сил.

Комплекс упражнений, используемый в общей разминке, остается постоянным и проводится на протяжении ряда занятий. Не следует чрезмерно расширять разминку за счет общеразвивающих упражнений, пытаясь повысить тренировочный эффект. Его можно обеспечить в основной части занятия. Об эффективности общей разминки судят по самочувствию занимающихся, функцио-


нальным сдвигам, которые определяются несложными измерениями, в частности, увеличения амплитуды, скорости и темпа выполняемых движений, потоотделения (как показателя разогревания), частоты дыхания и сердечных сокращений.

Специфическая направленность разминки зависит от использования в ней упражнений, с которых начинается основная часть занятия. В процессе разминки воспроизводятся, в виде локальных упражнений, отдельные элементы предстоящих основных действий. Они придают ей специальную направленность, суть которой заключается в обеспечении специфически оптимального врабаты-вания систем организма в направлении, адекватном особенностям следующей за ней деятельности.

Главными средствами специальной разминки служат те подготовительные упражнения, при выполнении которых воссоздаются координационные и другие особенности предстоящих основных действий. К ним относятся подводящие упражнения, разучиваемые в основной части занятия; старты и ускорения на отрезках дистанции перед преодолением ее в целом с заданным результатом. Выбор средств, используемых в процессе проведения специальной разминки, ограничен по сравнению с общей разминкой и зависит от особенностей содержания основной части занятия.

Об эффективности специальной разминки свидетельствуют показатели готовности занимающихся к результативному выполнению тех основных упражнений, которые последуют за ней. В зависимости от их особенностей различными будут и критерии эффективности. Важными являются показатели точности движений, скоростно-силовых и амплитудных параметров движений при выполнении специально-подготовительных упражнений, их соотнесение с индивидуальным максимумом, который предстоит выполнить в основной части занятия при предельном проявлении выносливости.

Особое значение приобретают показатели экономной устойчивой реакции сердечно-сосудистой системы на предъявленную стандартизированную нагрузку. Одним из наиболее широко распространенных в практике способов оценки эффективности специальной разминки является определение уровня выполнения привычных контрольно-подготовительных упражнений, включающих элементы основного упражнения, — это старты, короткие ускорения перед спринтерским бегом, стартовые тяги перед выполнением рывка штанги, выпрыгивание вверх с места или с укороченного разбега перед прыжком в высоту с установкой на заданный результат.

Определяя содержание и параметры разминки, необходимо знать о закономерностях соотношения между ее продолжительностью, интенсивностью и результативностью. Варьировать их можно с учетом методических установок. Это означает, что наиболее


детализированная разминка (общая, специальная) необходима тогда, когда в основной части занятия запланированы сложно-координационные и трудные высокоинтенсивные двигательные действия. Их выполнение связано со значительными «растягивающими», ударными и другими биомеханическими нагрузками на опорно-двигательный аппарат. К таким действиям относятся сложные легкоатлетические прыжки и метания, темповые акробатические упражнения, силовые единоборства, преодоление внешних отягощений предельного и околопредельного веса, широкоамплитудные маховые и вращательные движения на гимнастических снарядах. Эти высокодинамичные действия комплексно-вариативного характера требуют мгновенных сложных двигательных реакций и протекают в труднопредсказуемых ситуациях (например, спортивные игры).

Степень разнообразия упражнений, включаемых в общую и специальную разминку, может быть сравнительно невелика, если содержание основной части занятия ограничено небольшим числом упражнений, технически хорошо освоенных ранее, которые не отличаются ни высокой интенсивностью, ни значительной вариативностью. Например, основным упражнением на занятии выбран длительный бег умеренной интенсивности, тогда разминка может быть построена преимущественно на основе бега с добавлением упражнений, позволяющих избирательно воздействовать на отдельные звенья опорно-двигательного аппарата.

Разминка может быть непродолжительной и без узкоспециальной направленности, если основная часть занятия начинается с комплекса легкодозируемых разученных ранее упражнений, которые объединены в комплекс так, чтобы обеспечивать последовательное воздействие на основные мышечные группы, как это предусматривается, например, правилами составления комплекса упражнений в круговой тренировке.

На объем разминки влияют соотношение разделов и уровень тренированности занимающихся. С увеличением объема разминки ускоряется врабатывание. Оно позволяет уменьшить время, затрачиваемое на различные упражнения, и перераспределить его между разделами разминки. После физической работы, выполненной незадолго до начала занятия (в зависимости от степени утомления и восстановления), разминку строят по-разному, изменяя соотношение ее разделов. На разминку также влияет температура внешней среды: чем она выше, тем меньше при прочих одинаковых условиях требуется времени для разогревания; такая взаимозависимость отражается на эффективности и продолжительности разминки.

Продолжительность подготовительной части занятия — нестандартная величина. Она зависит от физического состояния обучаемых, характера их деятельности в основной части (7—10 мин при


одночасовом, 15 мин при двухчасовом занятии). Более длительной эта часть занятия будет в том случае, если необходимо обеспечить основательную разминку вместе с другими подготовительными акциями перед выполнением сложных и травмоопасных упражнений, требующих предельной мобилизации функциональных возможностей организма. Чем больше сил тратится в подготовительной части, тем меньше их остается для выполнения упражнений в основной части занятия.

Распространенными способами организации занимающихся в подготовительной части занятия (как и в других частях) являются фронтальный и групповой. Фронтальный способ — это организация занимающихся для синхронного выполнения упражнений под руководством преподавателя. Групповой способ — это организация занимающихся в группы при неоднородности уровня их подготовленности или полу. Каждая группа получает и выполняет свои задания, а преподаватель совместно с помощниками осуществляет руководство занимающимися.

Фронтальный способ организации занимающихся позволяет тренеру, преподавателю всех держать в поле зрения, экономно, без лишних затрат времени исключать простои, способствовать выработке навыков коллективного поведения. Однако данный способ не направлен на индивидуальный подход, хотя и не исключает его в отдельных случаях (например, в виде адресных коррекцион-ных замечаний по ходу выполнения общего задания). Фронтальным способом организации занимающихся пользуются преимущественно в подготовительной части занятия при выполнении упражнений в общей разминке. Обычно специальная разминка проводится только групповым способом или индивидуально.

Граница между подготовительной и основной частью занятия условна.

Основная часть занятия является главной составляющей всего занятия и занимает большую часть его времени. Структура основной части может быть однородной (гомогенной) или неоднородной, т.е. комплексной, комбинированной (гетерогенной).

Гомогенная структура занятия заключается в том, что его основная часть строится без разделения, по логике последовательного развертывания одной деятельности. Такая структура типична для занятий, имеющих однопредметное содержание, где все направлено на реализацию одной главной задачи (например, первоначальное и углубленное разучивание сложного двигательного действия или избирательно направленное, концентрированное, развивающее воздействие на функциональные свойства организма, лимитирующие уровень качественно определенных двигательных возможностей: силовых, скоростно-силовых, выносливости).

Гетерогенная структура занятия типична комплексному его содержанию, в котором решаются в качестве основных несовпа-


дающие задачи (например, разучивание нового двигательного действия и повышение общего уровня тренированности занимающихся, для чего используются гимнастические и легкоатлетические упражнения). В основной части выделяются разделы, отличающиеся друг от друга содержанием и внутренней структурой. Часто, особенно в базовом курсе физического обучения, эти разделы следуют друг за другом в постоянном порядке.

Продолжительность основной части занятия лимитирована работоспособностью занимающихся (можно ли продолжать работу, необходимую для реализации основных задач, без ухудшения ее качества и эффективности, несмотря на усиливающееся утомление) и временем, которое выделено на занятие в рамках общих требований. Если время жестко не ограничено расписанием, то продолжительностью основной части занятия можно варьировать. Время стандартизируется требованиями учебного занятия образовательного учреждения. Занятие можно завершить раньше при появлении у обучаемых утомления (например, при беге на длинную дистанцию и высокой температуре воздуха; при передвижении на лыжах в мороз и сильный ветер). Особое значение приобретает разумная минимизация затрат времени в подготовительной и заключительной частях занятия для полноценного использования его в основной части.

Основная часть занятия строится в последовательном выполнении действий, которые направлены на достижение намеченного результата. Однонаправленное занятие строится или на основе углубленного разучивания сложных двигательных действий, или на основе достижения значительного тренировочного эффекта, необходимого для избирательно направленного развивающего воздействия на физические способности. Каждое занятие позволяет решать отдельную трудоемкую задачу. При небольшом количестве занятий в типовой неделе проектируются комплексные занятия. Для этого надо предвидеть характер взаимодействия между различными сторонами его содержания и связанными с ними эффектами. Чтобы использовать положительные взаимодействия и минимизировать отрицательные, предусматривается оправданная в определенных условиях последовательность неоднородных разделов основной части занятия. При этом необходимо учитывать нижеследующие положения.

1. Если в основной части комплексного занятия разучиваются сложно-координационные действия (комбинации действий), их следует решать первыми, особенно когда они требуют максимальной концентрации внимания и напряжения психомоторных функций.

2. В первой фазе основной части занятия, после разминки, работоспособность занимающихся с наибольшей вероятностью может находиться на уровне, оптимальном для реализации постав-


ленных задач. По мере нарастания утомления быстро увеличивается опасность координационных нарушений при многократных попытках воспроизведения сложных, еще не сформированных двигательных действий, что и ограничивает оправданные затраты времени на их разучивание в отдельном занятии.

3. Несмотря на возникающее утомление, имеющее преимущественно нервно-регуляторное происхождение, остальное время можно эффективно использовать для решения задач по развитию физических качеств и способностей, закреплению и совершенствованию сформированных ранее двигательных навыков, повышению или поддержанию достигнутого уровня тренированности. Это зависит от конкретных условий построения занятия, от общего объема выделенного для него времени.

4. Если на занятии предусматриваются избирательно направленные развивающие воздействия на функциональные свойства организма, проявление скоростных, силовых способностей и выносливости, то целесообразно придерживаться такой последовательности в выполнении тренировочных упражнений, при которой скоростные (скоростно-силовые) и силовые упражнения предшествуют упражнениям, требующим преимущественно проявления выносливости.

Соблюдение этого правила позволяет избегать негативного влияния тренировки с повышенными требованиями к выносливости на уровень предельных проявлений скоростных и силовых возможностей. Вместе с тем тренировочному эффекту способствуют упражнения на выносливость. Можно усилить их действенность, так как тренирующий эффект нарастает по мере утомления.

5. Скоростно-силовые упражнения можно проводить в смежных разделах основной части занятия, чтобы скоростные упражнения предшествовали силовым. Это не исключает целесообразности выполнения отдельных силовых упражнений в чередовании с упражнениями преимущественно скоростного характера для использования возможных положительных взаимодействий, в частности, эффекта положительного влияния кратковременных околопредельных силовых напряжений на результативность следующего за ним скоростного или скоростно-силового действия.

6. В формировании выносливости используются упражнения, избирательно активизирующие функции анаэробного и аэробного энергообеспечения двигательной деятельности, а также упражнения, выполняемые преимущественно в анаэробном режиме, которые развивают специфическую выносливость скоростного или аналогичного характера. В основной части занятия выполняются упражнения в основном аэробного характера. При обратной последовательности непосредственный эффект упражнений аэробной направленности не способствует, иногда препятствует положительному эффекту анаэробных и анаэробно-аэробных упражне-


ний как факторов развития специфической выносливости. Это обусловлено особенностями взаимодействия биохимических механизмов энергообеспечения работы при различной последовательности анаэробных и аэробных упражнений.

7. На занятии можно использовать упражнения избирательного воздействия, требующие проявления координационных, скоростных, силовых способностей, и упражнения, объединенные в комплекс для комбинированного воздействия на развитие общей тренированности (например, в круговой тренировке).

8. При значительной сложности упражнений, входящих в основную часть комплексного занятия, рациональный порядок построения этой части занятия характеризуется последовательным чередованием триад, которые включают:

 

- специально-подготовительные, в том числе подводящие, упражнения, предшествующие очередному упражнению и служащие по отношению к нему фактором специальной разминки;

- серийное или непрерывное (в пределах заданного времени) выполнение упражнения;

- акцентированно-восстановительную фазу (активный, пассивный или комбинированный отдых в интервале между упражнениями).

Они образуют структурные разделы внутри основной части комплексного занятия.

9. Определяя целесообразность и последовательность включе
ния в основную часть комплексного занятия упражнений, не яв
ляющихся основными в нем, нужно исходить из того, насколько
они пригодны в качестве подготовительных или восстановитель
ных по отношению к основным упражнениям, и, соответствен
но, распределять их по разделам основной части.

10. Важно то, что упражнения, используемые в качестве подго
товительных, и упражнения, применяемые в качестве активного
отдыха для ускорения восстановительных процессов в интервалах
между нагрузками, должны отличаться противоположными при
знаками. Они должны быть подобны по доминирующим призна
кам следующему за ними упражнению, режим их выполнения,
когда это необходимо, задается по правилам специальной раз
минки. Последующие упражнения должны быть контрастными по
отношению к предыдущим, как правило, по характеру мышеч
ной активности (например, упражнения на расслабление мышц
выполняются в интервалах между интенсивными силовыми на
пряжениями; бег трусцой используется в интервалах между сприн
терскими ускорениями).

Совокупность правил последовательности построения комплексного занятия ориентируется на соблюдение ряда закономерностей, на базе которых достигается его упорядоченность и эффективность. Правила не раскрывают всех вариантов, оправдан-


р^

ного соотношения различных компонентов содержания занятия. Все зависит от ситуации и общей логики построения системы занятий.

Целесообразно периодически варьировать порядок выполнения упражнений в серии занятий. Например, в спорте задачи решаются в различной последовательности и обстоятельствах, в том числе экстремальных. При организации занимающихся формируется несколько подгрупп, каждая из которых последовательно выполняет поставленные задачи под наблюдением преподавателя и его помощников. Это важно при наличии большой группы и ее неоднородности в физической подготовленности. Фронтальный способ организации занятия пригоден, если задачи не очень сложны, состав группы однороден и имеется оборудование, достаточное для выполнения заданий одновременно всеми занимающимися.

Эффективность занятия зависит от двигательной активности студентов. Методика построения занятия состоит в обеспечении необходимой моторной плотности. К предельной моторной плот- ности занятия нежелательно стремиться. Надо стимулировать занимающихся к достижению тренировочного эффекта, разумно нормировать (чередовать) нагрузку и отдых. Наибольших величин моторная плотность может достигать в тех случаях, когда доминирующим содержанием занятия является формирование выносливости. Для этого используются методы непрерывного повышения нагрузки, когда мышечная работа протекает в условиях преимущественно аэробного энергообеспечения. Организм функционирует в рамках так называемого истинного, или псевдоустойчиво- го, состояния.

В таких случаях основная часть не делится интервалами отдыха и может иметь высокую моторную плотность. Значительно мень- ше она в том случае, если содержанием является начальное разу- чивание сложных двигательных действий. Здесь много времени затрачивается на объяснение, демонстрацию, обдумывание и т.п. Это происходит и при выполнении серии тренировочных упраж- нений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, когда требуется отдых, восстановление работоспособности, необ- ходимой для максимального проявления скорости и мощности движения в каждом очередном воспроизведении упражнений. Нормирование моторной плотности занятия на основе стан- дартной величины нельзя считать правомерным. Нормировать ее можно применительно к типичным ситуациям с учетом особен- ностей содержания занятия, так же регулируется динамика нагрузок. Характер распределения нагрузок в основной части заня- тия зависит от содержания и режима доминирующей в ней дея- тельности. Когда содержание занятия однородно, целесообразно равномерно распределять нагрузки; при разнохарактерных упраж- нениях динамика нагрузки приобретает выраженный переменный


характер с колебаниями в различных фазах. Регулируя нагрузки, руководствуются тем, что наряду с обеспечением их эффекта исключить перерастание кумулятивного эффекта в переутомление.

Продолжительность основной части занятия — величина непостоянная (например, при стабильном расписании она менее вариативна, чем в иных условиях). В одночасовом занятии она составляет около 2/з времени. Эффективность занятия определяется тем, насколько полно это время использовано для реализации основных задач и минимизировано в остальных частях.

Заключительная часть занятия по продолжительности невелика. В течение нескольких минут проводятся гигиенические, специально-восстановительные и другие процедуры. От содержания этой части существенно зависит конечный эффект занятия, динамика восстановительных процессов. Завершается она выводами и оценкой результатов, установкой на самостоятельную работу, переключением организма на восстановление.

После нагрузок, вызывающих к концу занятия образование значительного кислородного долга, используются аэробные упражнения умеренной интенсивности (бег трусцой, дыхательные). Для устранения психомоторной и общей напряженности выполняют упражнения «в расслаблении». После объемных серий силовых упражнений, предъявляющих большие компрессионные нагрузки, применяются упражнения «в растягивании», которые позволяют снять нежелательные побочные эффекты.

При построении группы используется фронтальный способ организации занимающихся: подводятся итоги занятия, оценивается выполнение задач, намечаются очередные задачи, дается задание для самостоятельной работы. Следует остановиться на результатах (как положительных, так и отрицательных) отдельных студентов.

В одночасовом занятии на заключительную часть отводится 3 — 5 мин (без учета затрат времени на гигиенические процедуры, переодевание и отдых).

Этого времени достаточно для регуляции восстановительных процессов в фазе быстрого восстановления, но не достаточно для развертывания их в фазе замедленного восстановления, которая значительно больше, чем заключительная часть урока, особенно когда в основной его части уровень физических нагрузок был высок.

Если после занятий по физической культуре следует занятие по другой учебной дисциплине, то интервал между ними необходимо регламентировать до 15 мин (его нельзя, как это часто бывает, приравнивать по времени к короткому перерыву, недостаточному для гигиенических процедур).

Учебные занятия, являясь традиционной формой организации учебного процесса, характеризуются следующими признаками: имеют образовательно-воспитательную направленность, содержа-


ние, время и место в соответствии с учебными планами, программами и расписанием. В образовательной системе отдельное занятие — самостоятельное звено, связанное определенной последовательностью с другими равнозначными звеньями. Преподаватель, используя педагогические принципы и методы, организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность в соответствии с логикой решаемых задач. Поведение и взаимоотношения участников занятия, внешние условия его проведения (обстановка, материально-техническое оснащение) регламентируются в соответствии с образовательно-воспитательными этическими нормами. Контингент учебных групп, как правило, постоянен и однороден.

В системе физической культуры и спорта занятия широко представлены в программах образовательных учреждений. Во многом аналогичные признаки имеют и учебно-тренировочные занятия, организуемые под руководством специалистов в секциях, фит-нес-клубах, сборных командах.

Они характеризуются определенными особенностями, которые заключаются в том, что выбор предмета занятий, установки на достижение определенных результатов, затраты времени и сил зависят от индивидуальных склонностей, интересов, способностей, личного времени.

Учебно-тренировочные занятия, организуемые самостоятельно, более вариативны. Их содержание видоизменяется в зависимости от индивидуальных потребностей занимающихся в спортивном совершенствовании, в общей физической подготовке, в физ-культурно-кондиционной тренировке, в занятиях, направленных на реализацию частных задач. Это зависит и от социальных условий занимающихся, наличия у них свободного времени для занятий, материально-технического оснащения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...