Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль учебных занятий по физической культуре и спорту

О качестве занятия судят по показателям выполнения решаемых задач, тщательно анализируют содержательную часть, выявляют сильные и слабые стороны, по установленным критериям оценивают детали, имеющие тренировочное и воспитательное значение.

Условием для проведения анализа занятия являются требования к оперативно-текущему контролю учебного процесса. В ходе занятия проводится регистрация происходящих процессов, обработка результатов, которые позволяют дать объективную оценку его содержания и структуры. Без этих операций нельзя объективно оценить качество учебной деятельности преподавателя физической культуры.


В полной мере проконтролировать и проанализировать все происходящее на занятии трудно. Этому препятствуют следующие факторы: многогранность педагогического процесса, включающая динамичность, необходимость распределения внимания на объекты контроля, особенно если группа занимающихся велика по численности; недостаточная оснащенность педагогического процесса автоматизированными средствами контроля, обработки и анализа контрольной информации. Детальный анализ занятия проводится после его завершения.

Одним из способов регистрации результатов занятия является составление протокола хронометрирования, или хронокарты, которые включают последовательный учет затрат времени в ходе занятия с выделением различных компонентов его содержания по частям и разделам. В той же последовательности целесообразно фиксировать некоторые показатели качества и эффективности совершаемых на занятии действий, применяемых средств и методов реализации задач.

Измерительные операции, необходимые для составления протокола хронометрирования, могут выполняться педагогом, проводящим занятие, или его помощниками. Для этого используют измерительную, записывающую и вычислительную аппаратуру (приборы экстренного получения информации о параметрах движений, специализированные хронографы, видеоаппаратуру, магнитофоны, воспроизводящие устройства, компьютеры).

Степень детализации хронокарты занятия зависит от задач контроля. В ней отражаются результаты, дающие основание судить о распределении учебного времени. В этих целях замеряют параметры, определяющие моторную плотность занятия, от которых зависит его общая плотность; учитывают затраты времени, отведенного на объяснение и показ, соответственно, на восприятие и осмысление занимающимися словесной и демонстрационно-объяснительной информации.

Затраты времени на выполнение подготовительных, основных и других упражнений определяются по ходу хронометрирования двигательной деятельности занимающихся.

Время, затрачиваемое на различные упражнения, дифференцируют с учетом назначения упражнений, выделяя подготовительные, основные, восстановительные и другие упражнения, и устанавливают с помощью сравнительного анализа оценки показателей функциональных сдвигов ЧСС, вызванных различными упражнениями. Затем определяется действительная градация упражнений, в том числе восстановительных, правомерность активного отдыха.

При оценке фаз отдыха на занятии нужно учитывать его пассивную и активную составляющие. Время пассивного отдыха определяется по факту нормированных и других перерывов в двига-


тельной деятельности занимающихся. Для измерения времени активного отдыха необходимы сравнительные оценки текущих функциональных сдвигов во избежание задержек в процессе хронометрирования. Время активного отдыха допустимо вначале (по ходу занятия) фиксировать приблизительно, затем уточнять, используя сравнительный анализ, по совокупности полученных данных.

Учитываются затраты времени, необходимые для рационального построения занятия (на установку и уборку оборудования, инвентаря, снаряжения). Фиксируются потери времени, обусловленные организационными, методическими и другими недостатками (например, поломкой инвентаря). Пассивный отдых занимающихся по ходу занятия не учитывается, если он соответствует тактическому замыслу урока и не превышает объективно необходимого.

Простои — нежелательные явления, но они могут быть педагогически оправданными, когда они соизмеримы с затратами, необходимыми для реализации задач учебного занятия и согласуются с правилами оптимизации.

Точно определить оправданные и неоправданные затраты времени можно с помощью квалифицированного педагогического анализа, состоящего в последовательном фиксировании действий, поведения занимающихся, их показателей. Важно учитывать результаты внешних показателей действий (соответствие или несоответствие техники движений заданному эталону) и показатели некоторых функциональных сдвигов в организме (положительные или отрицательные). Обработка и осмысление материалов хронокарты позволят обоснованно судить о моторной и общей плотности занятия, эффективности педагогической деятельности преподавателя. Педагогический контроль необходим для совершенствования качества построения занятий, накопления педагогического опыта, обретения профессионального мастерства, оценки инновационных средств и методов процесса обучения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...