Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование духовно-нравственных качеств личности

Физическая культура и спорт имеют целенаправленный характер и отражают объективные закономерности педагогики. Они представляют совокупность принципов и методов, средств и форм, компонентов и условий управления и организации, используемых в соответствии с целями и задачами физического, духовно-нравственного и психологического совершенствования обучаемых и их подготовки к профессиональной деятельности.

Важной целью физкультурно-спортивного образования является подготовка высокопрофессиональных кадров, устойчивых к перенесению нагрузок и нервно-психических напряжений. Для ее достижения предусматривается решение следующих образовательных, воспитательных и оздоровительных задач (в течение всего периода обучения и в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке специалистов):

- осознание роли и значения физической культуры и спорта в развитии личности;

- овладение научно-теоретическими, организационно-методическими, педагогическими и практическими основами физической культуры;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту, физическому совершенствованию и самовоспитанию, потребностей в регулярных занятиях физическими упражнениями;

- выработка морально-волевых, высоких нравственно-духовных и психологических качеств;


- укрепление здоровья, закаливание организма, повышение устойчивости к воздействию негативных факторов.

Хорошее здоровье и физическое развитие студентов должны рассматриваться как главные достижения правильно организованного физкультурного образования.

Обучение и воспитание студентов опирается на общие принципы, сложившиеся в государстве. К ним следует отнести демократизацию и гуманизацию.

Демократизация физкулыпурно-спортивного образования проявляется в разнообразии содержания, форм и методов обучения и воспитания, их вариативности, в отказе от отношений жесткого подчинения, переходе к сотрудничеству между педагогом и обучаемым, в предоставлении всем равных возможностей, максимальном раскрытии их способностей. Преподавание строится на основе разнообразия методов и средств обучения, с учетом различных физических данных, двигательных и психических способностей студентов. Педагог использует широкие возможности учебной и внеучебной работы, опыт преподавания и проведения спортивных мероприятий в вузе.

Гуманизация физкулыпурно-спортивного образования связана с решением проблем формирования личности, созданием условий для ее гармоничного развития, проявлением уважения к личности, доверием к ней, зашитой ее интересов. В ходе обучения и воспитания между педагогом и обучаемым складываются отношения сотрудничества. Общаясь на учебных занятиях, тренировках и соревнованиях, они взаимно обогащаются знаниями, умениями и навыками, систематически совершенствуя их. На основе осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности у преподавателей и студентов создается собственное научное мировоззрение. Занятия физическими упражнениями способствуют развитию мышления, творческому проявлению личности, эстетическому восприятию жизни, физическому совершенствованию.

Педагог распределяет физические упражнения по степени сложности и субъективной трудности, с учетом индивидуальных особенностей каждого. В ходе совместной деятельности преподавателя и обучаемых между ними устанавливается взаимопонимание и духовная близость.

Рассмотрим вопросы, связанные с социальной обусловленностью формирования физических качеств личности. С рождения человек наделен определенной совокупностью физических потенций, заложенных в него наследственными программами индивидуального развития. В ходе биологического созревания организма развивается физический потенциал, определяются различные физические свойства.

Физические свойства, приобретаемые на основе наследуемых программ, не всегда обеспечивают физическую готовность лич-

ности к предстоящей трудовой деятельности. Как результат социальной необходимости организуется направленная подготовка, которая предусматривает формирование физических качеств, отвечающих требованиям предстоящей трудовой деятельности.

Формирование физических качеств способствует решению социальных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к негативным социально-экологическим условиям, повышению его адаптивных свойств. Внедряясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, все это способствует развитию умственной деятельности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества.

Направленность и содержание формирования физических качеств регламентируются социальными принципами физического воспитания. Принципы, выработанные в ходе исторического развития общества, показывают влияние практической деятельности на всестороннее и гармоничное развитие человека. Основой формирования физических качеств являются социально определенные требования, выраженные в нормативах комплекса «Физическая культура и здоровье», где определены этапы, уровни и формы реализации физических качеств в различные возрастные периоды.

Социальная обусловленность формирования физических качеств проявляется в удовлетворении потребностей общества во всесторонне развитых гражданах, обладающих функциональной готовностью осуществлять трудовую деятельность, а также в подчинении социальным принципам физического воспитания, составляющим методологическую основу педагогического процесса.

Содержание педагогических воздействий акцентируется преимущественно на формировании определенных качеств. Любые качества личности базируются на ведущих функциях человека, представляющих взаимодействие морфологических, физиологических, биохимических и психических процессов. Характер взаимодействия этих процессов, соотношение их активности и сопод-чиненности определяют свойства человека, личностные особенности, а также его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

К основным физическим качествам, обеспечивающим многообразие двигательных задач, относятся сила, выносливость, быстрота и ловкость. Эти качества характеризуются общими и специальными компонентами (первые присущи большинству физических качеств, вторые обусловливают специфичность каждого из них).

Общие компоненты выделяют по признакам механической работы, совершаемой при выполнении любого двигательного действия. Двигательные действия могут выполняться в меняющихся режимах и условиях внешней и внутренней среды организма,


что сказывается на характеристиках механической работы и на особенностях проявления физических качеств в целом. Среди общих компонентов физических качеств выделяют работу мышц по перемещению тела и его звеньев, воздействие на внешние объекты посредством мышечных напряжений, обеспечение работающих мышц энергией, доставку и утилизацию продуктов энергообмена.

К общим компонентам физических качеств относятся проявление воли, смелости, организованности и др. Они представляют собой психические свойства человека, которые повышают эффект реализации физиологических возможностей в изменяющихся условиях решения двигательных задач. Наличие общих компонентов дает основание измерять физические качества: либо в единицах механической работы (кгм), либо в единицах затрат энергии на совершенную механическую работу (ккал).

Выделение специальных компонентов определено проявлением конкретных свойств человека, содержанием двигательной задачи. Условия решения этой задачи или группы соответствующих задач обусловливают специфичность состава и характер взаимодействия органов и структур организма, их соподчиненность и активность. Проявление особенностей этого взаимодействия является отражением специальных компонентов физических качеств. На их основе дифференцируют измерители для каждого физического качества. Например, качество выносливости измеряется предельным временем работы, качество силы — массой перемещаемых объектов, быстроты — количеством движений в единицу времени.

В физическом воспитании пользуются понятиями «двигательные качества» и «психомоторные качества». Они не подменяют собой понятие «физические качества», а усиливают представления о единстве психических и биологических процессов в целостной личности, их взаимообусловленность в решении двигательных задач. Понятие «двигательные качества» используют тогда, когда эффективность решения двигательной задачи связывают с биологическими свойствами человека, с функциональными возможностями его органов и структур; понятие «психомоторные качества» используют при выделении ведущей роли психических свойств человека в решении двигательной задачи.

Физические качества как качества личности, характеризуя функциональное состояние внутренней природы человека, формируются в процессе двигательной деятельности. Под формированием физических качеств понимается педагогический процесс формирования определенных совокупностей биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность к активному труду и защите Родины.

Сущность педагогического процесса по формированию физических качеств заключается в том, что внешние воздействия (объек-


тивное) при определенных условиях становятся достоянием природы человека (субъективное) и они закрепляются в количественных и качественных функциональных изменениях органов и структур организм. Единство биологических и психических процессов позволяет через направленные физиологические изменения в организме влиять на психическое состояние человека с последующим его переводом в область сознания, чтобы выразиться в результатах дальнейшей деятельности. Управление переводом в сознание единства биологических и психических функциональных изменений, достигаемых в процессе двигательной деятельности, приведение их к уровню социально значимых свойств личности и составляет суть педагогически организованного формирования физических качеств.

Формирование физических качеств осуществляется для всестороннего и гармоничного развития личности. Под всесторонним воспитанием физических качеств понимается достижение их многообразия, основанного на единстве биологических и психических свойств человека; под гармоничным — достижение соразмерности максимальных функциональных возможностей отдельных органов и структур организма, определяющих эти свойства. В таком понимании всесторонность представляет собой качественную характеристику педагогического процесса, гармоничность — количественную.

Материальной основой для формирования физических качеств являются физические способности, которые заложены природой в человеке. В зависимости от педагогического задания проявление физических способностей в конкретном двигательном действии будет различным: у одних — высокий результат по темпу движений (характеристика скоростных способностей), у других — точность движений (характеристика координационных способностей). Наблюдаемые различия в результатах выполнения двигательных действий объясняются индивидуальными особенностями физических способностей человека.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия. Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные — социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные физические способности.

Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей конкретных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в пол-


ном объеме соответствующее физическое качество. Постоянная совокупность физических способностей, обеспечивающих решение двигательной задачи, определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека только по одной способности поддерживать скорость передвижения в режиме максимальной мощности. О данном качестве можно судить лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения.

Для выполнения тех или иных двигательных действий необходима определенная мера выраженности соответствующих способностей, позволяющая говорить об их значимости. При этом можно выделить способности, которые играют ведущую роль в проявлении физических качеств: способность быстро и адекватно перестраивать структуру двигательного действия присуща физическим качествам быстроты и ловкости; способность длительно выдерживать психофункциональные напряжения — физическим качествам силы и выносливости. В то же время собственно-силовые и скоростно-силовые способности характеризуют преимущественно качество силы. Другими словами, одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать только одно из них.

В связи с тем что проявление физических способностей зависит от биологических и психических процессов, допускается использование понятий «двигательные способности» и «психомоторные способности». С помощью этих понятий конкретизируют приоритетную роль биологических или психических процессов в структуре двигательного действия.

Развитие физических способностей происходит под действием наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. Эти факторы создают объективные условия для организации направленного изменения функциональных свойств органов и структур организма, следовательно, целевого управления развитием физических способностей.

Под развитием физических способностей понимается единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Двигательные действия вызывают функциональную активность соответствующих органов и структур. Закрепляясь количественными и качественными перестройками в организме, функциональная активность в свою очередь находит выражение в том или ином двигательном действии человека. Одно и то же двигательное действие, выполненное в разных режимах и условиях, может содей-


ствовать развитию не одной, а нескольких физических способностей.

В то же время разные действия, но выполняемые в одинаковых режимах и условиях, будут развивать преимущественно одну из способностей. Например, бег в максимальном темпе на короткие дистанции развивает скоростные способности; бег на длинные дистанции — способности к выносливости; сгибание и разгибание рук в упоре лежа, метание спортивного ядра или молота развивают силовые способности.

Подбор двигательных действий, приведение их режимов и условий выполнения в соответствие с требуемой функциональной активностью тех или иных органов и структур, закрепление этой активности являются основой развития физических способностей.

Взаимосвязь развития физических способностей и формирования физических качеств обусловлена не только тем, что физические способности являются материальной основой физических качеств, но и единой направленностью на физическую подготовку человека, на преобразование его физической природы. На фоне подобной общности специфичным фактором для развития физических способностей будет направленное воздействие физических упражнений на функциональные возможности органов и структур организма, определяющих те или иные психобиологические свойства человека, а для воспитания физических качеств — приведение этих свойств к уровню социально значимых качеств личности.

Изложенные представления о физических качествах и физических способностях позволяют сделать выводы:

- в основе формирования физических качеств лежит развитие физических способностей: чем лучше они развиты, тем более устойчиво они проявляются при решении двигательных задач;

- развитие физических способностей обусловлено врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма: чем надежнее функциональное взаимодействие органов и структур, тем устойчивее выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;

- формирование физических качеств достигается решением разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей — выполнением двигательных действий.

Возможность решать многообразные двигательные задачи характеризует всесторонность формирования физических качеств, способность решать многообразные двигательные задачи с необходимой функциональной активностью органов и структур организма, характеризует гармоничность формирования физических качеств.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...