Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закаливание организма и личная гигиена

Закаливание организма — важное средство для укрепления здоровья. Оно включает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Для закаливания необходимы воздух, вода, солнечные лучи. Руководствуясь общими правилами закаливания (систематичность и непрерывность, разнообразие средств закаливания, постепенная их дозировка, учет погодных условий, времени года, дня), следует помнить, что для каждого обучаемого процедура закаливания строго индивидуальна.

Личная гигиена заключается не только в постоянном уходе за телом, лицом, волосами, ногтями, полостью рта, но и в создании нормальных условий для сна.

Для взрослого человека сон должен составлять не менее 7 — 8 ч в сутки, тогда он обеспечивает полноценный отдых организму, и особенно центральной нервной системе. Перед сном желательно гулять на свежем воздухе.

Для поддержания жизнедеятельности человека необходима пища. Очень важны рацион и режим питания. Критерием хорошего питания является энергетическая ценность пищи, измеряемая расходом энергии в ккал. Калорийность еды должна полностью покрывать суточный расход энергии.

Пищевые рационы, режим питания для каждого спортсмена индивидуальны. Интервал между приемом пищи и началом занятий по физической культуре и спорту составляет 1 — 2 ч, до выступления в соревнованиях — 3 ч. После окончания тренировки или соревнований принимать пищу можно спустя 0,5 ч (за это


время нормализуются условия для пищеварения, которые были заторможены при интенсивной мышечной работе).

Для занятий по физической культуре и спорту особое внимание необходимо уделять спортивной одежде. Она должна быть легкой и мягкой, свободного покроя, чтобы не затруднять дыхание, кровообращение и движения. Одежда должна поддерживать оптимальный тепловой баланс, легко чиститься, быть удобной для быстрого переодевания. Важны гигиенические свойства одежды: теплопроводность, воздухопроницаемость, гигроскопичность, водостойкость, эластичность ткани. Одежду, белье, носки надо содержать всегда сухими и чистыми. Грубые швы и неправильный крой ведут к возникновению потертостей. При сильном ветре желательно иметь защитную куртку из плотной ткани. Трусы, майки, плавки, купальный костюм после тренировки, соревнования, посещения бассейна надо обязательно стирать.

Спортивная обувь подбирается в соответствии с видом спорта. Плохая, некачественная обувь может стать причиной возникновения травм, снижения результатов на тренировках или соревнованиях. Обувь должна соответствовать размеру ноги, быть удобной и сухой. Следует помнить о правильной обработке обуви, своевременно ее очищая от грязи, высушивая и дезинфицируя.

В каждом спортивном комплексе имеются вспомогательные помещения (раздевалки, душевые, массажные), а также мастерские, кладовые и т.д. Необходимо их содержать в чистоте и порядке.

В закрытых помещениях пол должен быть прочным, гладким, нескользким, бесшумным и теплым. Натирать полы мастикой не рекомендуется. В настоящее время полы спортивных залов покрывают пластиковыми материалами, которые легко мыть и убирать. Стены должны быть гладкими, отопление — паровое, водяное или воздушное. Температура в спортивном зале должна соответствовать 16—18 °С, зал — хорошо проветриваться, освещение — отвечать гигиеническим требованиям и нормам, окна, светильники — закрыты сетками. Недостаточное освещение увеличивает утомление, снижает интерес к занятиям, уменьшает их эффективность, повышает возможность спортивного травматизма.

Открытые спортивные сооружения (например: стадион, игровые площадки, беговые дорожки) должны содержаться в чистоте, иметь ровную поверхность (без ям или бугров), дренажи для быстрого просыхания после дождя. Беговые дорожки систематически поливают водой, очищают от случайного мусора (камней, палок, стекла). Ямы для прыжков заполняют чистым песком. Брусок для отталкивания при прыжках в длину устанавливают вровень с поверхностью дорожки. Перед занятиями, а также во время тренировок и соревнований систематически рыхлят и выравнивают места для приземления.


Площадки для игры в баскетбол, волейбол, бадминтон покрывают специальными смесями, но не жесткими. Их поливают водой, чтобы не было пыли, очищают поверхность от посторонних предметов.

В бассейне необходимо строго соблюдать правила гигиены, следуя схеме: вход — гардероб — помещение для ожидания; регистратура—контроль; раздевальни — зал «сухого плавания»; душевая — ванна для плавания. Выход из бассейна осуществляется через те же помещения, но в обратном порядке.

В период проведения занятий и соревнований в бассейне необходимо строго соблюдать установленные правила поведения.

Наиболее распространенными активными средствами гигиены, применяемыми в спортивной практике, являются душ, массаж, суховоздушные и парные бани, реже — ультрафиолетовое облучение, ионизация воздуха.

Теплый душ с температурой воды 30 — 33 "С после тренировочных занятий действует успокаивающе на нервную систему и деятельность сердца. После душа возникает ощущения бодрости, свежести, исчезает или уменьшается утомление от проделанной работы.

Массаж: после тренировки, спортивных соревнований оказывает восстанавливающее действие на организм. Основное внимание обращают на массирование тех групп мышц, которые несут наибольшую нагрузку в данном виде спорта. Массаж делают по окончании тренировок или занятий, после отдыха и теплого душа.

Баня (русская или турецкая, сауна) ускоряет восстановительные процессы, снижает утомление, повышает эмоциональный настрой, а значит, способствует увеличению выносливости, повышает интенсивность и объем тренировочных нагрузок, улучшает спортивные результаты.

Систематическое медицинское наблюдение за учебно-тренировочным процессом и здоровьем обучающихся — один из главных вопросов физического воспитания студентов. Преподаватели должны постоянно повышать свои теоретические знания, методические и организационные умения в медицинском контроле по физической культуре и спорту, знать основные права и обязанности медицинских работников по обеспечению учебно-тренировочного процесса студентов по различным видам спорта.

11.6. Медицинский контроль за состоянием здоровья студентов

Медицинский контроль — это система мероприятий, проводимых медицинскими работниками совместно с преподавателями кафедры. Он направлен на обеспечение оздоровительного воздействия и повышение эффективности занятий по физической культуре и спорту. Функции медицинских работников заключаются:


- в содействии планомерному и методически правильному формированию у студентов физических качеств, в укреплении здоровья, воспитании высоких морально-волевых и психологических качеств;

- в своевременном предупреждении неблагоприятных воздействий на организм, связанных с нарушением методических и гигиенических правил проведения занятий и закаливания;

- в разработке рекомендаций по улучшению организации и проведения занятий, в повышении физической подготовленности обучаемых.

Медицинские работники осуществляют контроль за состоянием физической подготовленности студентов, организуют и проводят санитарно-просветительную работу по физической культуре и спорту, знакомят обучаемых с физиологическими, гигиеническими и медицинскими основами физической культуры и спорта, дают рекомендации по закаливанию организма. Они фиксируют, ведут учет спортивных травм и осуществляют их профилактику.

Самоконтроль дополняет медицинский контроль врача и позволяет обучаемым повседневно наблюдать за изменениями в своем организме. Самоконтроль включает:

- приобретение необходимых знаний и навыков в личной гигиене;

- ознакомление с простейшими методами самонаблюдения;

- воспитание сознательного отношения к выполнению физических упражнений;

- ведение учета и контроля над учебным процессом, фиксирование результатов, определение степени и уровня тренированности и состояния здоровья;

- установление контакта с преподавателем и врачом.

Результаты тренировок и самоконтроля записывают в специальные дневники по определенной системе или закладывают в банк данных персонального компьютера. Самоконтроль можно осуществлять по разным показателям. Например, регулярно вести запись о своем самочувствии, активности, настроении, грубых нарушениях режима (недосыпании, употреблении алкоголя, курении). В установленные тренером периоды надо регистрировать массу тела, пульс, аппетит, состояние пищеварения. В дневнике можно делать отметки о желании или нежелании тренироваться, работоспособности, болевых ощущениях. Обязательно фиксируются спортивные показатели (положительные или отрицательные).

По истечении определенного времени осуществляется проверка дневника самоконтроля, дается экспертная оценка банка данных, проводится анализ и обобщение полученных результатов. Периодично сопоставляя свои накопленные данные с данными врача, можно сделать соответствующие выводы, внести коррек-


тивы в содержание и методику занятий по физической культуре и спорту.

Некоторые студенты не могут по состоянию здоровья активно заниматься физической культурой и спортом. Поэтому занятия с ними проводятся по индивидуальной системе.

Главные средства лечебной физической культуры (ЛФК) — упражнения, выполняемые в установленном двигательном режиме. В лечебных целях применяются в первую очередь гимнастические упражнения без отягощения, на тренажерах — с облегчением тяжестей и небольшим сопротивлением, упражнения на расслабление и дыхательные, упражнения в статическом напряжении и для координации движений, упражнения на снарядах и со снарядами (мячами).

Активные упражнения выполняются самим обучаемым, и они наиболее эффективны. Пассивные упражнения проводятся с помощью методиста или специальных аппаратов. Простейшие игры, а также ходьба, плавание, езда на велосипеде, медленный бег (трусцой), ходьба на лыжах, катание на коньках оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на обучаемого.

Основными видами ЛФК являются гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, индивидуальные задания, физическая культура реабилитационного периода. При этом используются такие принципы, как раннее применение лечебной физической культуры, регулярность, оптимальная длительность и интенсивность упражнений, сочетание общего и местного их воздействия.

Занятия по ЛКФ строятся примерно в следующей последовательности:

в подготовительной части занятия (3 — 5 мин) в группе проводятся дыхательные упражнения и упражнения на точность реакции; концентрация внимания — на эмоциональном состоянии, умеренном разогревании организма;

в общей части занятия (10—15 мин) в группе проводятся ходьба, подскоки, бег, упражнения для мышц туловища, для поврежденных конечностей, суставов, выработка правильной осанки, а также прикладные упражнения;

в специальной части занятия (30 — 40 мин) индивидуально выполняются упражнения, воздействующие на поврежденные конечности тела, и упражнения, способствующие укреплению организма;

в заключительной части занятия (3 — 5 мин) индивидуально проводятся (можно в группе) медленная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями и упражнения на расслабление; даются конкретные задания для самостоятельной тренировки, подводятся итоги.

Медицинская служба и кафедра физического воспитания в пределах своей компетенции используют физическую культуру и


спорт как средство профилактики и лечения заболеваний. Они осуществляют врачебный контроль над занимающимися перед каждым занятием и особенно перед спортивными соревнованиями, после перенесения болезней, травм или длительных перерывов; рекомендуют студентам систематически проводить диспансеризацию.

Врачебно-педагогические наблюдения осуществляются врачом (фельдшером) совместно с преподавателем и проводятся в виде контроля за состоянием здоровья студентов в процессе учебных занятий, санитарных и гигиенических условий мест занятий; соблюдением гигиенических требований (к одежде, обуви, режиму питания); проведением профилактики травматизма.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...