Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные политические направления в русской журналистике начала ХХ века. Газеты ведущих политических партий.

Билет 1

Основные политические направления в русской журналистике начала ХХ века. Газеты ведущих политических партий.

Журналистика развивалась, становилась тесно связанной с общественно-политической жизнью. Журналистика становилась орудием общественно-политической борьбы. Увеличивалось кол-во изданий.

В начале века пошла тенденция – проникновение частных капиталов, появление частных изданий. Основная характеристика изданий – определенность и однородность

Левые, анархисты: Русское богатство(ж) Короленко до 1900

Умеренно оппозиционные: Вестник Европы (ж) – Стасюлевич, Русская мысль (ж) – Струве, Биржевые ведомости – Пропер

Правые, за царя – Московские ведомости, Гражданин(ж) - Мещерский, потом Назаров

1905 год стал толчком, т.к. официально разрешили партии.

Независимые:

«Биржевые ведомости» и «Русское слово». «Русское слово» стало первой русской газетой, направившей своих корреспондентов во все крупнейшие города России и многие столицы других стран. Делая акцент на распространение новостной информации, редакция стремилась избегать политических оценок.

ПРАВЫЕ:

Газета Московские ведомости (Дубровин, Грингмут). «Русское государство» (потом «Россия») – правительственная газета.

*черносотенцы* «Союз русского народа» - партия была, её орган газета «Русское знамя» (Дубровин), но никому не понравилось, т.к. выражала взгляды самой правой части союза. Пропаганда монархических идей, критика Думы, антисемитизм.

Октябристы – право-либеральные; капиталисты; Гучков и Шипов. Издавали газету «Новый путь», но недолго. К ним присоединились «Умеренно-прогрессивная партия» (глава Рябушкинский) и сделали газету «Голос Москвы» с 1906 орган октябристов. Гучков – редактор.

Партия мирного обновления – (бывшие левые октябристы и правые кадеты) – Гейден, Шипов; Трубецкой. «Московский ежеденельник» редактор Трубецкой. Единство нации.

ЛИБЕРАЛЫ:

Кадеты (консти-демокрт). Струве и Милюковв партии.С 1902 под руководством Петра Струве начинает издаваться журнал «Освобождение», вокруг к-го группируются силы русской интеллигенции. В 1905-6 преобразуются силы в партию. Газета «Речь». Кадетов поддерживала легальная (правая) пресса («Наша жизнь», «Русь», «Русские ведомости»). Газета политическая, экономическая, литературная. Руководили Гессен и Милюков (редактор). С 1906, в 17 году закрыли. Речь выступала против революции, за рыночную экономику, конституционные методы решения. В 17 году резкая критика большевиков.

ВООБЩЕ ЛЕВЫЕ:

ЭСЕРЫ: Сначала газета нелегальная «Революционная Россия». Потом реформировали уже издававшуюся газету «Сын Отечества» (ноябрь-декабрь 1905 года). Главной газетой партии было «Дело народа» — с июня 1917 года орган ЦК ПСР, одна из крупнейших российских газет, чей тираж доходил до 300 тыс. экземпляров. «Голос».

СОЦИАЛИСТЫ: соц-дем партия – Искра с 1900 в Европе (Ленин и Плеханов). 1903 создание РСДРП. Искра исчезла, начали издаваться в 1905…

Большевики «Новая жизнь» (Минский – оф.редактор, Ленин - руководил, Горький). Издавала актриса Андреева, существовала до ноября 1905 года. Плюс газеты «Борьба» (Скворцов-Степанов) в 1905 закрыли; «Вперед» (Ленин – редактор) закрыли в 1906. В 1912 году – «ПРАВДА».

Меньшевики – «Начало» (Аксельрод, Мартов, Плеханов). Редактор Герценштейн. Критика самодержавия, поддержку оказывали европейские соц.-демокр.партии, в лице Каутского.

В период 1910-12 гг. газеты начали появляться с подзаголовком «Беспартийный орган/газета…»

В сборнике ВЕХИ: статьи о русской интеллигенции. Статья Струве «Интеллигенция и революция» 1909 года.

в 1918 году статью с таким же названием написал Александр Блок.

Тезисы:

- роль интеллигенции в России огромна

- интеллигенция характеризуется отщепенством от государства

- она (интеллигенция) отрицает личную ответственность

- она безрелигиозна; ставит политику над духовной жизнью.

БИЛЕТ 3

АНАЛИЗ

Подробней остановимся на статье В.Брюсова «Ключи тайн».

Изначально писатель задумывал не манифест, а исследование о искусстве, включающее в себя четыре главы, но в последствии эволюция текста была значительной и эта идея преобразовалась в статью-манифест. Всего существует четыре редакции текста, предшествующих напечатанному варианту

Название статьи объясняется автором в конце своего рассуждения. Ключи тайн – это произведения искусства, способные открыть человеку двери жизни «голубой тюрьмы» на пути к вечной свободе. Как писал сам В.Брюсов «всё исследование я думаю назвать «Ключи тайн», не в том, конечно, смысле, что оно и есть эти «ключи», а в том, что каждое истинное создание искусства — ключ к некой тайне»
Статья носит теоретический характер, обозначая не только проблему, с которой постоянно сталкивалось искусство на всём пути своего развития, но и оглашает основы и принципы модернизма.

Основной темой статьи является определение понятия искусства как такового, его места и предназначения в жизни человека. Так автор поднимает проблему отношения общества к искусству, а в качестве главной идеи выделяет понятие символизма, как освобождения искусства, завершающую стадию развития.

Композиция статьи: статья разделена на несколько частей, каждая из которых рассказывает читателю о значении понятия «искусства» в определённых сферах, а так же прослеживается история развития понимания людьми искусства. Особое место в статье уделено литературе, выделенной из ряда других форм искусства.

Первая часть повествует о «теории полезного искусства» - первобытной стадии в отношениях человеческой мысли к искусству. Автор рассматривает отношение общества в целом к данному понятию, говорит о том, что люди склонны полагать, что искусство существует лишь для того, чтобы удовлетворять их нужды и надобности, это лишь одна из форм «благородных развлечений», из которой стараются изъять некоторую пользу, которая помогла бы обществу, так в литературе ищут воспроизведение жизни «…они убеждены, что весь смысл литературы - в том, чтобы быть подспорьем для изучения быта такого-то века».

Вторая часть рассказывает о восприятии искусства людьми другого склада ума, о деятелях искусства - «отрывая искусство от жизни, они рассматривали его создания как что-то самодовлеющее, замкнутое в самом себе». Брюсов называет её второй стадией в отношениях человеческой мысли к искусству. В этой части рассматривается идея «чистого искусства» или «искусство ради искусства». Поднимается тема красоты, прослеживается история преобразования смысла данного понятия.

Третья часть говорит о восприятии искусства людьми науки. Описаны два метода познания искусства наукой: изучение душевных волнений читателя, зрителя, слушателя, и душевных волнений, который побуждают художника к творчеству.

Четвёртая, завершающая часть, показывает и разъясняет читателю о представлении самих символистов. Это не просто некоторый вывод всей статьи, это так же манифест, провозглашающий основные принципы самого течения.

В конце каждой части расположен небольшой вывод, мнение автора, по поводу рассматриваемой микротемы. Эти выводы можно связать в определённую цепь развития отношения к культуре, так от «полезного искусства» мы движемся к его метафизической сущности к «чистому искусству» или «искусству ради искусства», затем по средством науки и способов её изучения мы подходим к научной трактовке данного понятия, и в самом конце как к вершине развития человеческой мысли мы доходим до трактовки искусства в символизме, как «ключей тайн», ключей к свободе.

Все части статья связаны между собой, каждая последующая является продолжением предыдущей, последняя глава является главной. В ней представлены основные принципы символизма:

В тексте активно используется цитирование, автор приводит цитаты философов: Шиллера, Шопенгауэра, Спенсера; писателей и поэтов: Тютчева, Толстого, Пушкина, Метерлинк; художников – Рёскана и некоторых других деятелей духовной жизни.

Билет

Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925) - яркий и самобытный русский писатель-юморист, завоевавший еще при жизни титул «короля смеха». Новеллистика писателя явила собой новый этап в развитии русской юмористики.

Начало XX века - уникальная, неповторимая в своем роде эпоха для России. На фоне кризиса в общественно-политической жизни страны. Однако в произведениях практически всех писателей того времени в той или иной степени отразились характерные настроения эпохи (трагичность бытия, зыбкость мироощущений, предчувствие надвигающейся катастрофы). Яркую страницу в реалистическую литературу того времени смогли вписать сатирики, на все катаклизмы, парадоксы общественной жизни откликающиеся злой иронией, язвительной насмешкой. Они высмеивали действия чиновников и политиков, весьма непопулярных в обществе, разоблачали пошлость и глупость, скрывающихся за привычным, повседневным. Начало XX века ознаменовалось всплеском сатирической литературы, выразившимся в появлении огромного количества сатирических журналов и листков, где печатались эпиграммы на политических деятелей, фельетоны, сатирические сказки и т.д. «Сатирикон» был уникален по всем параметрам: великолепно иллюстрированный, журнал сознательно отказался от жесткой, злой сатиры в пользу добродушного юмора. Это было новым словом в русской сатирической литературе и сразу привлекло внимание современников. Аркадий Аверченко стал во главе «Сатирикона» с девятого номера и оставался его руководителем до закрытия журнала. Ему удалось сплотить вокруг журнала лучшие литературные силы того времени (Н. А. Тэффи, Андреева, А. Куприна, П. Потемкина, С. Черного и др.), что, несомненно, отражалось на качестве публикуемых материалов. Но достаточно полистать подшивку журнала за любой год, чтобы убедиться, что королем «Сатирикона» был все же Аверченко. Его веселые рассказы публиковались на первых полосах и неизменно привлекали читательское внимание.

Приверженность Аверченко американскому и западноевропейскому юмору с сохранением традиций чеховского смеха стало отличительной чертой не только творческого метода Аверченко, но и самого журнала «Сатирикон».

Хар-но: отказ от политических тем, отсутствие характерного для русской литературы «смеха сквозь слезы», преобладание гиперболизации, буффонады, фантастики над иными приемами создания комического эффекта.

Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее ее до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия.

Веселые аверченковские рассказы, построенные на комизме положений, быстро сделали автора популярнейшим писателем -юмористом той эпохи, а ведение постоянных рубрик журнала «Почтовый ящик «Сатирикона» и «Волчьи ягоды» позволило проявить талант Аверченко как «природного юмориста»

Аверченко культивировал в русской литературе жанр рассказа-анекдота, доведя его форму до совершенства. Кольцевая композиция, или последовательно развивающийся сюжет с неожиданным финалом, или многократное повторение одного и того же эпизода с обязательным доведением ситуации до абсурда, - все это создавало удивительно мощный комический эффект. Это было новшеством для русской юмористики

Повествования с использованием богатства стилистических ресурсов, заложенных в том или ином типе. Для творчества Аверченко характерно обращение к форме повествования от 1-го лица и форме повествования от лица «всеведающего автора», которые открывают перед писателем-юмористом широкие возможности для иронического осмеяния персонажей и высвечивания неприглядных сторон современной ему жизни. Тип повествования от 3-го лица также широко используется А. Аверченко, поскольку в нем заложены богатые стилистические ресурсы для иронического осмеяния персонажей.

 

Сатирикон

Начал выходить с 1 апреля 1908г. на базе журнала «Стрекоза». Журнал начался удачно благодаря чрезвычайно счастливому набору молодых и энергичных сотрудников. С №9 журналом руководитАркадий Тимофеевич Аверченко. Сотрудничали: Саша Черный, Федор Потемкин, Валентин Горянский, Тэффи. Сильный подбор художников-каррикатуристов: Реми (Ник. Ремизов), Б. Кустодиев, Константин Коровин, Александр Бенуа. В ж-ле печатались произведения Л. Андреева, А. Куприна, А. Толстого.
«Сатирикон» продолжил традиции сатиры, заложенной Новиковым, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. но ему не удалось избежать??? Все пришедшие в журнал мол. люди уже имели газетно-журнальный опыт, были достаточно амбициозны, поэт. журнал отличался эклектичностью. Кредо журнала: «Смех ужасный, ядовитый смех…».
Осн. темы журнала:
1. Сатирич. обличение царских сановников, бюрократов, непопул. промышленников и банкиров.
2. Выступления против черносотенцев-националистов, шовинистов и т.д.
3. Выступления против реакционной прессы, полемика с др. период. изд-ми.
В целом сатириконцы назыв. свое издание беспартийным. «В политике вне партий, в искусстве – вне направлений».
Общ. роль журнала определить достаточно сложно:
^ 1)Высокий уровень сатиры;
2) Некотор. беспартийность издания;
3) Отсутствие положит. программы: критика сущ. порядка, но нет предложений.
Остро критическое отношение ко времени у сатириконовцев перерастало в чувство неполноценности, деградации всего человечества.

«Моя симпатия и сочувствие Ленину» статья Аверченко. Прием циклизации в плане компановки текста. Повествования от 1го лица, от 3 лица.

Журнал «Наши достижения»

По инициативе М. Горького был организован очерковый журнал «Наши достижения». Данное издание выходило с 1929 по 1937 годы (в 1937 году было внезапно закрыто на пятом номере).

Цель журнала состояла в освещении достижений на заводах и фабриках, на полях, в области науки, культуры и техники. Горький хотел рассказать широким массам о достижениях советского государства в живой и доступной для понимания форме.

В журнале также принимали участие: А.Б. Халатов, В.Т. Бобрышев, А.З. Гольцман, И.С. Шкапа, С.Б. Урицкий.

В журнале действовало шесть отделов: науки, техники и производства, сельское хозяйство, культура и быт, искусство, хроники.

Журнал «Колхозник» первый толстый журнал для деревни

Журнал «за рубежом»

Журнал «Литературная учеба»

В 1930 году Горький начал издавать журнал «Литературная учеба». Издание было ориентировано на начинающего рабочего и крестьянин, рабкора, писателя, начинающего критика, рецензента и т.д.

Также в журнале был отдел «Письма из редакции», которой имел особенно важное значение. В нем Горький делал анализ присылаемых ему рукописей начинающими писателями. Справочно-консультационный отдел заключал в себе ценные библиографические материалы.

Статья Горького «О социалистическом реализме» впервые была напечатана в «Литературной учебе» в 1933 году (№1).

Статья «Беседа с молодыми» была напечатана в «Литературной учебе» в 1934 году (№4).

В этой статье Горький продолжает тему литературы, социалистического реализма, как ее явления, и понятия истинного писателя.

Билет

Линия правительства

Для решения данной ситуации был предпринят ряд мер. Во-первых, по решению ЦК ВКП(б) (20 июня 1945, «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских и краевых и областных газет») был увеличен объем республиканских, краевых и областных газет с двух до четырех полос (на которых было бы возможно осветить все необходимые вопросы, определялась тематика и проблематика газет, учитывались оформление и жанры. Во-вторых, принято решение по поводу структуры редакции, она претерпела определенные изменения. В газетах появились новые разделы: «… в краевых и областных газетах … установились отделы партийной жизни, пропаганды, промышленности и транспорта, сельского хозяйства, культуры и быта, писем трудящихся, внутренней информации. В газетах союзных республик, кроме этих семи отделов, утверждалось еще три: советского строительства, иностранной и местной корреспондентской сети». Соответственно с увеличением отделов увеличивался и кадровый состав редакции, у газет появилось больше собственных корреспондентов («их количество устанавливалось из расчета два корреспондента на область и один корреспондент на два-три района»). Решения правительства охватили весь спектр газет: центральных, республиканских, краевых, областных, городских, районных. В-третьих, для эффективности принятых мер осуществлялись регулярные проверки.

 

Тематика публикаций

 

Среди публикуемой информации предоставляется возможным выделить несколько ключевых тем советской журналистики 1945-1955гг.

Безусловно, направленность всех печатаемых статей была пропагандистского характера, во всех материалах прослеживается линия партии.

Патриотизм

В условиях необходимости подъема страны из разрухи, причиненной войной, правящей партии было необходимо то, что заставило бы людей трудиться над восстановлением без устали. Лучшим вариантом в сложившейся ситуации было использовать патриотизм и эмоциональный подъем от победы над жестоким врагом в качестве «вечного двигателя». ВКП(б) было важно показать, как миллионы людей трудятся для своей отчизны, как они совершают трудовые подвиги ради всеобщего блага, ради коммунистического будущего, что бы постоянно поддерживать инициативность и «одухотворенность» в обществе. Соответственно, средства массовой информации, работая для воспитания советского патриотизма должны были не переставая говорить о величии советского народа, о его героизме, о его победоносном прошлом и грандиозном будущем (разумеется, параллельно с этим беспрекословно клеймились любые западные тенденции, капитализм, буржуазная культура). Для этих целей не просто публиковались пропагандистские статьи. «Ставилась задача не только улучшения работы отделов пропаганды газет, но и «повышения общего уровня всей пропагандисткой, агитационной и организаторской работы газет», «управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) рекомендовалось содержание каждого номера газеты продумывать так, чтобы тема советского патриотизма находила отражение в самых различных видах газетного материала».

Славословие Сталина

Мы помним, что на послевоенный период пришелся пик возведения культа личности Сталина. Безусловно, это напрямую отражалось на содержании СМИ. Не было такого издания, которое не показывало бы, так или иначе, образ мудрого вождя, великого стратега и полководца Сталина. Пресса была заполнена статьями, показывающими руководящую роль Сталина во всех вопросах жизнедеятельности советского народа. Сталину приписывались заслуги в развитии марксизма-ленинизма, в строительстве советской державы, в победе в войне; во всем хорошем, что происходило в стране (наверное, все помнят образ «Спит Москва. В ночной столице В этот поздний звездный час Только Сталину не спится - Сталин думает о нас» Михалкова).В принципе, абсолютно свободно производилась привязка имени вождя к любой исторической дате.

Формализм и низкопоклоноство

Речь идет о тенденциях в искусстве и культуре. Партия, а соответственно и издания, проводившие ее линию, резко осуждали литературу, кино, музыку американского, капиталистического происхождения (например, самым ярым сторонником этой позиции была газета «Культура и жизнь»). Утверждалось, что советский народ должен быть первым не только в технических разработках, науке, но и в искусстве и литературе, соответственно утверждался приоритет отечественных произведений перед западными.

Борьба с космополитизмом

Понятие космополитизма расшифровывается, как «идеология т. н. "мирового гражданства"; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет».

За понятием «космополитизма» для советского государства скрывалась буржуазная всепродажность, родина там, где деньги… Но, прежде всего, готовность «дружить с Западом». Однако следует учитывать, что эта тенденция была порождена внешнеполитической обстановкой. Началась «холодная война» и усилилась система биполярного мира, противостояние двух лагерей: во главе с США – капиталистического, с СССР – коммунистического. Советскому народу ситуация представлялась чуть иначе: США и Западная Европа – империалистический и антидемократический союз, с которым борется антиимпериалистический и демократический СССР. Разумеется, для укрепления «праведной позиции» в глазах общества, не ослабевала партийная пропаганда. Проблема пагубности, низости, античеловечности западноевропейской и американской культуры и общественной жизни ( а соответственно и советского превосходства) находила свое отражение не только в прессе, но и во всевозможных художественных произведениях, научных статьях. В обличительном духе трактовались информационные сообщения ТАСС… Хотя следует заметить, что иногда чрезмерное упорства советских пропагандистов находило врага там, где его не было.

Борьба за мир

Ужасы войны закрепили в измученных людях желание сохранить установившийся мир, в первые послевоенные годы возникло движение пацифизма. Советский Союз также разделял и поддерживал эту тенденцию. В газетах публиковались не только статьи на данную тему, но и отчеты выступлений на конференциях пацифистов, публицистические очерки, памфлеты. Публиковались письма читателей-пацифистов. Уделялось большое внимание первой сессии Всемирного Совета Мира. «Многие писатели и журналисты, такие как А. Фадеев, Н. Тиханов, В. Василевская, А. Корнейчук, И. Эренбург, стали виднейшими деятелями движения сторонников мира». При этом пресса принимала не только «информационное участие», пропагандистское, но и проявляла активность в деле сохранения мира. Например, «она способствовала сбору подписей миллионов советских людей под Стокгольмским воззванием в защиту мира, под воззванием Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира о безусловном запрещении атомного оружия».

В целом, в прессе отражалось настойчивое стремление советского народа сохранить мир, отказаться от атомного оружия, гонки вооружений.

План Маршалла

Мы помним, что план Маршалла – это программа экономической поддержки Европы после Второй Мировой Войны. Не смотря на вполне определенные преимущества для стран, вступавших в эту программу, всем было очевидно, что таким образом Америка закрепляет свое влияние в Европе. Соответственно, это не могло устраивать СССР. Закономерно и подобающее освещение этого вопроса прессой – план Маршалла как коварное средство установления господства, страны-участники навсегда потеряют свою независимость, позже говорилось о несостоятельности программы. Но при всей очевидности действительного существования некоторых «замашек» на Европу в плане, видных с исторического отдаления, в прессе «факты… не всегда соответствовали истинному смыслу явления, а использовались только в связи с политической задачей…».

Отношения СССР и Югославии

Мы помним, что между СССР и Югославией в 1945г. было заключен Договор о дружбе и взаимопомощи, который символизировал очень прочные отношения между двумя державами. Которые, возможно, такими бы и оставались, если бы достаточно амбициозной И.Б. Тито, председатель Правительства ФНРЮ, не проявил инициативность, создавшую угрозу для появления нового сильного коммунистического лидера, что естественно не понравилось И.В. Сталину. В 1949г. договор между Югославией и СССР был разорван, одной из причин этому послужили столкновения вокруг намерения Тито создать федерацию с Болгарией (позже он отказался от этой идеи).


Новые газеты и журналы

 

«В 1946 г. в стране выходило 7 039 газет, разовый тираж которых составлял около 30 млн. экз, в то время как в 1942 и вплоть до окончания Великой Отечественной войны издавалось ежегодно немногим более 4,5 тыс. газет, а их разовый тираж составлял 18 млн. экз».

 

Потребность в воссоздании народного хозяйства обусловила выпуск в регионах страны новых центральных отраслевых изданий. «В послевоенную пору в числе первых создаются газеты «Промышленность стройматериалов», «Водный транспорт». Выходят также «Культура и жизнь», «За прочный мир, за народную демократию», затем реорганизованная в журнал «Проблемы мира и социализма» и другие газеты». С 1946 по 1956 появились новые областные и республиканские газеты. «С 1946 г. издаются «Львовская правда», «Калининградская правда», «Минская правда». Увеличилось и число городских газет. За послевоенное десятилетие только в Российской Федерации их было создано более 30; такие, как «Заполярная правда» (Норильск), «Знамя коммунизма» (Ангарск), «Новая заря» (Всеволжск, Ленинградская обл.) и др. Вновь создаются вечерние газеты, и в их числе «Вечерний Ленинград»».

Также развивалась прессе на национальных языках, так «в 1945 г. в Молдавии выходит на молдавском языке газета «Жизнь села», в 1949 г. Сахалинский обком партии начал выпускать на корейском языке газету «По ленинскому пути», под тем же названием выходит республиканская газета на дунганском языке в Киргизии. Выходят новые газеты на узбекском, грузинском, киргизском и других языках».

Газета «Культура и жизнь» - июнь 1946 – февраль 1951.

Это издание отражало официальное мнение. Через свои публикации о новинках в мире культуры газета оказывала влияние на культуру и журналистику в целом. Своими идеологическими статьями («Схоластические рассуждения т. Розенталя», «Ошибочная «теория» критика А.Дермана», «Против эстетства и равнодушия» «Проповедь морали тунеядцев» и т.д.) она «задавала тон в борьбе с «безыдейностью в творчестве, формализмом и натурализмом» в литературе, в разоблачении космополитизма, активно пропагандировала достижения советских ученых, их приоритет во многих открытиях».

«Газета давала направление в идеологической работе, регулярно публиковала обзоры печати по республиканским, краевым и областным периодическим изданиям, рецензии на новые книги».

Газета «За прочный мир, за народную демократию!».

Печатный орган Информбюро. «Издавалась в 1947—48 в Белграде, в 1948—56 — в Бухаресте. До сентября 1949 выходила 2 раза в месяц, с сентября 1949 — еженедельно. С 1952 издавалась на 19 языках. Издание прекратилось одновременно с прекращением деятельности Информбюро (апрель 1956)». Отделы: общеполитический, жизнь и деятельность компартий, освещение демократического движения, теоретический, хроника. Предполагалось, что газета должна формироваться из материалов, предоставленных коммунистическими партиями, поэтому на одного из руководителей партии должны были быть возложены обязанности по подготовке информации для газеты.

В целом, основной задачей издания было освещение внешнеполитической ситуации глазами Советского Союза, т.е. это рассмотрение и разоблачение империалистических и антидемократических действий и намерений США, методов борьбы с этим, рассмотрение положительного примера СССР, как лидера коммунистического содружества, активного строителя коммунистического мира и т.д.

Разбор текста

В качестве текста для анализа я выбрала статью газеты «Правда». Газета начала издаваться с 1912 года как ежедневник, и была органом печати Коммунистической партии, самым влиятельным изданием. Она существует и сегодня, являясь органом КПРФ, и выходит три раза в неделю. Рассматриваемый текст взят из экземпляра № 24 (12226), четверг, 24 января 1952 года. Рассматриваемая статья называется "Дружба и взаимопомощь свободных народов" и является передовой статьей. Т.е. это материал, который определяет тему и настроение всего номера. У статьи не указан автор, что, мы помним, было особенностью передовых статей в советское время. Но при этом мы можем сказать, что автором статьи является партия, т.к. темы для передовых статей «спускались сверху».

 

Тема

Тему статьи определяется в ней самой, причем в первом же абзаце, поэтому приведем цитату: «Под великим знаменем ленинизма, под руководством коммунистических и рабочих партий свободные народы демократического, антиимпериалистического лагеря добиваются замечательных успехов в укреплении нового общественного строя, в развитии экономики и культуры, в подъеме благосостояния трудящихся. Во главе могучего лагеря демократии и социализма идет наша советская Родина. Победоносное коммунистическое строительство в Советском Союзе является вдохновляющим примером для свободных народов, строящих новую жизнь».

Идея

Идеей данной статьи можно назвать намерение автора донести до массового читателя следующее: Советский Союз является передовой, мощной сверхдержавой, которую поддерживают многочисленные народы дружественных стран и на которую другие ровняются. Можно также сказать, что идей текста является такое утверждение, как: внутриполитическое, а главное внешнеполитическое положение Советского Союза – крепкое, нет повода опасаться за начало новой войны.

Проблема

Подобные насквозь агитационные статьи о благополучии и превосходстве СССР проблему не обозначают, потому что в умах советского общества ее не должно существовать. В советской стране все хорошо, нет того, о чем стоило бы беспокоиться. Но это то, что видно на первый взгляд. Если же вдуматься, то можно заметить завуалированные, скрытые тревоги правительства. Например, холодная война империализма и социализма. Не появилось бы упоминания о том, что все осознают отрицательность США, если бы не было опасности обратного. И, в принципе, можно сказать, что да, проблема всей статьи – это холодная война.

Художественные приемы.

Добавление значимости. Как мы помним из теории стилистики, один из способов добавить весомость информации, это использование цитат. В приведенной статье автор пользуется этой возможностью. Мы можем увидеть в тексте цитаты Ленина, Сталина (что уже автоматически не дает возможности усомниться в неправде или незначимости материала, т.к. использованы два самых главных для советского человека авторитета), китайской газеты «Женьминьжибао», польской газеты «Трибуна люду», лауреата Государственной премии Чехословацкой республики, Вацлава Свободы, болгарской газеты «Работническо дело», венгерской газеты «Сабад неп». Т.е. все хорошее, сказанное о Советском Союзе, не выдумка и не преувеличение, все подтверждается авторитетными комментариями.

Нивелирование проблемы. В части о проблеме статьи мы уже говорили о том, что мысль о холодной войне тщательно завуалирована. Автор лишает ее той значимости, которой она не самом деле обладает, во-первых, помещая «в тиски» информации о «правильном пути» СССР. Во-вторых, после абзаца об империалистическом лагере, помещена очень мощная по своему информационному посылу часть текста, которая фактически «уничтожает» США и их империалистическое содружество в глазах советского читателя: «Благородные идеи борьбы за мир, демократию и социализм все глубже проникают в сознание широких народных масс. Растет ненависть народов к империалистическим поджигателям войны, ширится движение сторонников мира. Растет чувство любви трудящихся стран народной демократии к народной власти, к лагерю демократии и социализма, возглавляемому Советским Союзом».

«Закрепление пройденного». В начале и в конце даются абзацы с похожим содержанием. В первом абзаце мы видим: «Победоносное коммунистическое строительство в Советском Союзе является вдохновляющим примером для свободных народов, строящих новую жизнь». И в последнем: «Советский Союз, идущий к торжеству коммунизма под руководством коммунистической партии, под мудрым водительством товарища Сталина, своим примером вдохновляет свободные народы в их борьбе за строительство новой жизни, за мир, за демократию и социализм». Как известно из теории стилистики, самые сильные позиции в тексте это начало и конец. Поэтому, а вторе статьи мы видим талантливого публициста, который умело закреплял в сознании читателя мысль, предоставленную партией.

 

 

Билет 17

Вопросы культурного наследия в русской советской и зарубежной журналистике. Статьи Г. П. Федотова «Будет ли существовать Россия?» и Л. М. Леонова «Послесловие Зарядью».

Георгий Петрович Федотов – философ, историк, литературный критик, публицист. В 1929-1930 был соредактором «Вестника РСХД».

Федотов критиковал «денационализирующее западничество» разночинской интеллигенции. В статье «Будет ли существовать Россия?» противопоставил ей «творческую, национальную» интеллигенцию, относя к ней и журналистов.

Статья «Будет ли существовать Россия?» была опубликована в «Вестнике РСХД» в Париже в 1929 г. Автор разглядел опасность для России, прежде всего, в забвении самого имени «Россия», т.к. страна стала называться СССР. «Россия становится географическим пространством, бессодержательным, как бы пустым, которое может быть заполнено любой государственной формой». Также его беспокоит укрепление национального самосознания бывших еще вчера полудикими народов, которые начинают отворачиваться от России. Федотов приводит статистику, что великороссов в СССР числится всего 54%, т.е. большинство начинает превращаться в меньшинство.

Федотов говорит, что «мы должны изучать Россию, любовно вглядываться в ее черты, вырывать в ее земле закопанные клады. Мы должны знать ее историю, любить ее героев, ценить памятники литературы и искусства». Наше национальное сознание должно быть сложным, в соответствии со сложной проблемой новой России. И по мнению Федотова это самосознание должно быть одновременно великорусским (а для Украины малорусским), русским и российским.

Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос «Будет ли существовать Россия?», Федотов отвечает: «Это зависит от нас. Буди! Буди!».

Леонид Максимович Леонов - русский советский писатель, прозаик и драматург, общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Леонов вел активную общественную деятельность как борец за мир. Выступал в защиту природы; активно участвовал в обществе охраны памятников истории и культуры.

Статья «Послесловие Зарядью» была опубликована в газете «Московский большевик» 1 мая 1941 г. Главная тема статьи – преобразование старой Москвы в Москву новую, современную. Леонов затрагивает проблему исчезновения исторических зданий, улиц, районов и т. д. Но он выступает отнюдь не против преобразований.

Итак, Зарядье – исторический район Москвы. В 1930-х годах начался массовый снос застройки Зарядья. И когда на месте очередного снесенного здания планировали построить второй дом Совнаркома, Леонов написал такую статью, в которой рассуждает о судьбе Зарядья, да и всей Москвы.

Автор представляет Зарядье с одной стороны, как совершенно убогое место на окраине Москвы, но с другой – как стары

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...