Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналы русского модернизма, их редакторы и ведущие авторы. Деятельность С. П. Дягилева и В. Я. Брюсова.

Реализм как направление постепенно терял свои позиции, в литературе, живописи, театре, архитектуре появились приверженцы нового искусства. Они представляли русской публике философские и эстетические основы и принципы нового течения. Для реализации этой цели выпускались специальные манифесты, например, брошюра Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892г.), сборники «Русские символисты» В.Я. Брюсова (1893–1894гг), проходили многочисленные выставки художников-символистов («мирискусников»). Но такая деятельность лишь провозглашала появление модернизма, показывая образцы, и не объясняя основы и уставные принципы данного направления. Вся их деятельность была известна лишь узкому кругу лиц, они не получили распространения в печати, на страницах журналов, они оставались в глазах общества непонятыми бунтарями. Поэтому перед модернистами встала важная проблема, требующая скорейшего решении.

Одним из первых толстых изданий, допустивших на свои страницы символистов, был «Северный вестник» Л.Я. Гуревича, но вскоре стало понятно, что толстый журнала не подходит для данной литературы. Символисты, изобличая свои идеи, опирались на философские и эстетические труды русских и европейских мыслителей, связывали творчество по законам красоты с проблемами бытия, религии, психологии. Для читателей журнала, даже самых образованных, это было сложно и не всегда интересно. Именно поэтому символистам пришлось всерьёз задуматься над созданием собственных журналов особенного типа. Опираясь на западноевропейский опыт, был создан журнал-манифест, приспособленный не только для демонстрации образцов нового искусства, но и для передачи основ нового течения.

«Мир искусства» Дягилев

Название «Мир искусства» относится как к самому журналу, так и к объединению художников, создавших целое направление русской живописи.

История журнала началась с кружка единомышленников, зародившегося ещё в гимназии, а затем перенесённого за стены юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Его участниками были: А.Н. Бенуа, В.Ф. Нувель, Д.В. Философов, чуть Е.Е. Лансере, А. Нурок, Л.С. Бакст, К.А. Сомов и С.П. Дягилев. Собственный журнал был заветной мечтой всего кружка. К его созданию относились с большой трепетностью, так на поиск одного названия ушёл не один месяц, утверждённый вариант обладал определённым смыслом: «Мир искусства» - это не обыденный, божий или современный мир, а особый, освобожденный от грубой повседневности мир искусства, в котором живут лишь избранные и посвященные".

Первый номер журнала вышел в ноябре 1898 г. Вся организационная и практическая работа оставалась за С. Дягилевым и Д. Философовым. С. Дягилев стремился из самого журнала сделать «предмет искусства», поэтому особое внимание уделял оформлению. В этом плане «Мир искусства» открыл новую эру в развитии книжного дела и полиграфии в России. Полиграфические проблемы журнал решал самостоятельно. Виньетки, заставки, разные шрифты образовали особый стиль оформления журнала. В «Мире искусства» было много графики, и это подчёркивало его своеобразие.

В каждом номере журнала много места занимали теоретические статьи. Открылся «Мир искусства» статьей С.П. Дягилева «Сложные вопросы», излагавшей программу журнала. Писались статьи о театре, архитектуре, живописи, литературы.

К изданию журнала на втором году его существования присоединились символисты Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб. С появлением этих людей журнал смог охватить все грани искусства, к которым стремился, и дать полное отражение мира искусства. Весной 1901 г., чтобы оживить литературный отдел, С.Дягилев пригласил главу московских символистов В.Я. Брюсова. В то время как Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус в виду несоответствия взглядов ушли из журнала еще до его закрытия вместе с другими литераторами.

В 1904 г. «Мир искусства» закрылся. Сложность и новаторство журнала отпугивала традиционных читателей (тираж едва составлял тысячу экземпляров), что не позволило создать большую читательскую аудиторию. Ещё одной немало важной причиной стал сам тип выбранного журнала: журнал-манифест не может издаваться долго, как только разъяснены основополагающие вопросы, журналу надо менять тип или прекращать свое существование. Это стало понятно создателям «Мира искусства», они рассказали и показали всё, что хотели донести да читателя, поэтому дальнейшие публикации явились бы только повторением, топтанием на месте.

«Весы»

Ещё одним журналом символистов являлся журнал «Весы», вдохновителем и инициатором, которого стал В.Я. Брюсов. Он и его последователи нуждались в журнале, который смог бы излагать их точку зрения на новое искусство, так как та не всегда совпадала с видением петербургской школы.

Первый номер журнала вышел в 1904 г., в обращении к читателям говорилось, что «Весы» стремятся стать первым критическим журналом в России. Основным предметом определялась пропаганда эстетических идей творчества вообще и творчества символистов в частности. Свое название журнал получил по названию созвездия «Весы», которое находится рядом с созвездием «Скорпион» – символический намек на близость к издательству «Скорпион». Издателем и редактором журнала был С. Поляков, но его душой был В.Я. Брюсов.

Основными теоретиками «Весов» стали Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Эллис, очень много писал и сам Брюсов. Первый номер издания открывался статьей «Ключи тайн», статьёй-манифестом символизма, правда, опубликованным через 12 лет после появления самого течения в литературе.

В начале 1906 г. Брюсов теряет главенствующую роль в «Весах». Брюсов разочаровался в своём детище, кроме того для всех стало очевидно, что «Весы» свою роль журнала-манифеста уже сыграли: символизм укрепился, популяризировался, и теперь клонился к закату. В 1909г журнал был закрыт.

АНАЛИЗ

Подробней остановимся на статье В.Брюсова «Ключи тайн».

Изначально писатель задумывал не манифест, а исследование о искусстве, включающее в себя четыре главы, но в последствии эволюция текста была значительной и эта идея преобразовалась в статью-манифест. Всего существует четыре редакции текста, предшествующих напечатанному варианту

Название статьи объясняется автором в конце своего рассуждения. Ключи тайн – это произведения искусства, способные открыть человеку двери жизни «голубой тюрьмы» на пути к вечной свободе. Как писал сам В.Брюсов «всё исследование я думаю назвать «Ключи тайн», не в том, конечно, смысле, что оно и есть эти «ключи», а в том, что каждое истинное создание искусства — ключ к некой тайне»
Статья носит теоретический характер, обозначая не только проблему, с которой постоянно сталкивалось искусство на всём пути своего развития, но и оглашает основы и принципы модернизма.

Основной темой статьи является определение понятия искусства как такового, его места и предназначения в жизни человека. Так автор поднимает проблему отношения общества к искусству, а в качестве главной идеи выделяет понятие символизма, как освобождения искусства, завершающую стадию развития.

Композиция статьи: статья разделена на несколько частей, каждая из которых рассказывает читателю о значении понятия «искусства» в определённых сферах, а так же прослеживается история развития понимания людьми искусства. Особое место в статье уделено литературе, выделенной из ряда других форм искусства.

Первая часть повествует о «теории полезного искусства» - первобытной стадии в отношениях человеческой мысли к искусству. Автор рассматривает отношение общества в целом к данному понятию, говорит о том, что люди склонны полагать, что искусство существует лишь для того, чтобы удовлетворять их нужды и надобности, это лишь одна из форм «благородных развлечений», из которой стараются изъять некоторую пользу, которая помогла бы обществу, так в литературе ищут воспроизведение жизни «…они убеждены, что весь смысл литературы - в том, чтобы быть подспорьем для изучения быта такого-то века».

Вторая часть рассказывает о восприятии искусства людьми другого склада ума, о деятелях искусства - «отрывая искусство от жизни, они рассматривали его создания как что-то самодовлеющее, замкнутое в самом себе». Брюсов называет её второй стадией в отношениях человеческой мысли к искусству. В этой части рассматривается идея «чистого искусства» или «искусство ради искусства». Поднимается тема красоты, прослеживается история преобразования смысла данного понятия.

Третья часть говорит о восприятии искусства людьми науки. Описаны два метода познания искусства наукой: изучение душевных волнений читателя, зрителя, слушателя, и душевных волнений, который побуждают художника к творчеству.

Четвёртая, завершающая часть, показывает и разъясняет читателю о представлении самих символистов. Это не просто некоторый вывод всей статьи, это так же манифест, провозглашающий основные принципы самого течения.

В конце каждой части расположен небольшой вывод, мнение автора, по поводу рассматриваемой микротемы. Эти выводы можно связать в определённую цепь развития отношения к культуре, так от «полезного искусства» мы движемся к его метафизической сущности к «чистому искусству» или «искусству ради искусства», затем по средством науки и способов её изучения мы подходим к научной трактовке данного понятия, и в самом конце как к вершине развития человеческой мысли мы доходим до трактовки искусства в символизме, как «ключей тайн», ключей к свободе.

Все части статья связаны между собой, каждая последующая является продолжением предыдущей, последняя глава является главной. В ней представлены основные принципы символизма:

В тексте активно используется цитирование, автор приводит цитаты философов: Шиллера, Шопенгауэра, Спенсера; писателей и поэтов: Тютчева, Толстого, Пушкина, Метерлинк; художников – Рёскана и некоторых других деятелей духовной жизни.

Билет

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...