Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






С.Эйзенштейн. Начало творческого пути. Статья «Монтаж аттракционов». Фильм «Стачка» (1925 г.), эстетические новации фильма.

Его молодость совпала с эпохой расцвета серебряного века, на формирование личности оказали влияния художественные выставки от старых икон до вернисажей «Мира искусства». Он увлекался кубистами – Пикассо, Брак, физикой - Фрейд, Павлов. Также его захватил театр, особенно постановки Мейерхольда. Он учился на режиссерских курсах Мейерхольда, работал в театре Пролеткульта декоратором. Он рисовал декорации, костюмы к спектаклям (первая работа в спектакле «Мексиканец»). Поставил «На всякого мудреца…», жанр определил как «монтаж аттракционов». В 1929 году опубликован его первый труд «Монтаж аттракционов». «Аттракцион» (лат. «притягивать, воздействовать») – «всякий агрессивный момент театра, т.е. всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения...». Эйзенштейн сказал, что истинным материалом театра является зритель, а все остальное – средства воздействия на зрителя. И все эти средства равноправны, что позволяет режиссеры использовать весь арсенал искусства для достижения нужного эмоционального восприятия. Для него важны комбинации эмоциональных реакций на факты. Объединив элементы мира, получить что-то новое. Возможность манипулирования человеческим сознанием. Эйзенштейн подчеркивает, что аттракцион это только часть воздействия. «…выдвигается новый прием – свободный монтаж произвольно выбранных, самостоятельных (также и все данной композиции и сюжетной сценки действующих) воздействий (аттракционов), но с точной установкой на определенный конечный тематический эффект – монтаж аттракционов».

Первым его фильмом была «Стачка». Приступил он к нему в 1924 году. Сценарий с ним писал Г. Александров и Илья Кравчуновский, оператор Тиссе. Творческая группа четко сформулировали задачи:

- погрузить публику в технологию стачечников

- не главный герой, а коллектив

- монтаж-аттракционов, роль драматургии игнорировалась, куски

Снят фильм в документальном, хроникальном стиле с игровыми сценами в духе цирковых пантомим. Фильм был воспринят по разному – одни считали, что это новаторство, другие – что оскорбление традиций.

Недостатки:

– недооценена роль драматургического построения фильма

– не читались метафоры

Эстетически фильм отразил мировосприятие общества в первый период развития послереволюционного общества. Режиссеру были понятны побудительные силы переворота, нарастание гневного отношения к деспотизму, вера в достижимость справедливости средствами социальной борьбы, убежденность в том, что народ является творцом истории. Драматургически фильм характерен отказом от привычного сюжета с интригой. Целью является показать переход от возмущения бедностью народа и бесправием через протест рабочих к массовому движению за политические свободы. Раньше вся эта борьба снималась как фон, а Эйзенштейн сделал ее основой повествования. Диапазон монтажа широк – от комедийно-сатирических эпизодов до шокирующих сцен. Там есть и реалистические портреты, карикатуры и плакатные обобщения. В формировании стиля важную роль сыграл оператор Тиссэ, имеющий опыт в документальном кино. В «Стачке» преломились многие явления современного искусства: мизансценная выразительность спектаклей Мейерхольда, стиль документального кино Вертова, монтажные открытия Гриффита, острые ракурсы конструктивистской фотографии, плакаты Маяковского.

 

9. Броненосец «Потемкин» (1926 г.). Особенности жанрового решения. Своеобразие киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора).

Сценарист - Нина Агаджанова, оператор – Эдуард Тиссе. Из большого сценария выбрали одно событие – восстание на броненосце. В основе фильма подлинные документальные происшествия.Эйзенштейнр реконструировал документальные события – расстрел на улице был воссоздан по фотографиям и описаниям. Жанр – эпическое произведения. Здесь, как и в «Стачке», нет привычной фабулы и психологически очерченных характеров, тут действуют коллективные герои: силы революции, мирный народ, деспотичный режим. Точно подобранные типажи достигают узнаваемых социальных образцов. Благодаря монтажу графически четких кадров действие, увиденное как бы одновременно с разных точек, развивается стремительно и напряженно. Монтаж позволяет достичь и музыкальной ритмичности дей ствия. Все ситуации приведены к единству места, времени и действия, все органично переходит из одного состояния в другое, противоречивое первому. Монтаж в фильме новый и разнообразный: повествовательный (в начале), экспрессивный (бунт, расстрел на лестнице), лирический (сюита туманов), поэтическо-метафорический, музыкальный (в финале).

Немецкий композитор Майзель написал оригинальную музыку, также есть музыка Шостаковича. Фильм отличается композиционной стройностью. Все ее части гармонически связаны между собой. Четко прослеживается завязка, перипетии, кульминация, развязка – «строгая трагедийная композиция, пяти-актная трагедия». Титры – в духе Маяковского, яркие, броские. Эйзенштейн переосмыслил новые кинематографические открытия, в то же время опирался на традиции классики. Характерная для конструктивизма метафора – «поэтизация машины» (напряженный ритм работы двигателя – волнение народа), метафора посредством монтажа – «взревел каменный лев». Сюрреализм – червивое мясо – народ гниет, вытекающий глаз учительница на лестнице – ослепление народа. Детали работали на усиление эмоционального воздействия – коляска с ребенком, сапоги наступающих солдат, разбитое пенсне врача и др. Впервые было доказано, что кинематограф имеет художественные средства, чтобы стоять на ряду с высоким искусством». Режиссер говорил, что фильм выглядит как хроника, а действует как драма.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...