Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фотографическое ружье Этьена-Жюля Марея.

Рождение кинематографа

Оптические обманки

Фенакистископ Жозефа Плато.

Фенакистископ («обманщик» + «смотреть»)

Изобретенная в 1832 г. Плато оптическая игрушка, базирующаяся на создании иллюзии движения. Как и тауматроп («чудо + вращение»), который появился незадолго до этого, и, судя по всему, повлиявший на Плато. Оба прибора основаны на способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображение даже после того, как изображение исчезло. Быстро сменяющиеся изображения создают иллюзию: в тауматропе – одной картинки вместо двух, в фенакистископе – движения).

Тауматроп:

Фенакистископ:

«Картонный цилиндр с вертикальными щелями; на его внутренней стороне нарисованы фигуры с пофазно размеченным движением: когда цилиндр, установленный на диске, вращался перед зеркалом, фигуры, видные в зеркале через щели, уже не крутились вместе с цилиндром, а стояли на месте».

 

19 век – век технического прогресса, в конце концов, привел к тому, что страсть к оптическим обманкам была соединена с техническим возможностями.

 

Чарльз Спенсер Чаплин (1889 – 1977)

 

Был родом из семьи мюзик-хольных артистов, Актер, режиссер, сценарист, композитор, один из основателей в 1919 году «Юнайтед Артистс» (совместно с Пикфорд, Фэрбенксом и Гриффитом). Приходит в кинематограф в 1914 году на студию Мак Сеннета «Кистоун», в том же году разрабатывает образ бродяги (Чарли) и становится режиссером. Образ Чарли во многом является инверсией образа французского комика Макса Линдера, блестящего джентльмена. В случае с приключениями Макса зрителя, как правило, смешили ситуации, при которых герой Линдера терял свой «лоск», Чарли был смешон, стремясь выглядеть в своих обносках не по размеру как джентльмен.

Специфика и уникальность образа Чарди в том, что это по сути своей образ-маска, превратившийся в образ-символ.

Родоначальником американской комедии был Мак Сеннет, чьи «слэпстики» были построены на цирковых трюках. Именно в его короткометражках впервые появляется культовый комедийный прием с киданием тортов в героев. Герои сеннетовских фильмов не наделены человеческим характером.

Чарли всегда сохраняет свое достоинство, с чем бы ему не приходилось стакиваться. В этом плане Чаплин большой гуманист, который не боялся в своих фильмах говорить о трагедиях маленького человека в большом мире. За годы существования образа (а посл. фильмом, в котором Чаплин примерит на себя этот образ станет «Великий диктатор») Чарди переживет великую депрессию, побывает на двух мировых войнах, побывает рабочим на конвейере, но при любых самых тяжелых обстоятельствах сохранит веру в свои идеалы.

В «Месье Верду», обозначенной как «комедия убийств», но являющейся по сути тонкой «полит. стирой») Чаплин отказывается от маски Чарли, и играет нового для себя (и – главное – для зрителя) персонажа – брачного афериста и серийного убийцу Анри Верду. Какое-то время дела месье Верду идут очень успешно, но, в конце концов, кризис приводит к его разорению, он лишается жены и ребенка и, в финале, идет на казнь. В этом фильме Чаплин продолжает критику современного ему мира. Недаром его Верду говорит о том, что «Одно убийство делает вас злодеем, убийство миллионов — героем», а одна из героинь, нищенка, в финале фильма появляется в статусе преуспевающей (!) жены оружейного магната.

 

 

Ингмар Бергман (1918 – 2007)

 

Один из главных авторов мирового кинематографа, со своим сложившимся кинематографическим языком, интересом к религиозно-этической проблематике (Бергман был сыном пастора, герои в его фильмах – «Причастии», «Седьмой печати» и др. задавали вопросы богу, но не получали ответа), со своей позицией и своими темами, которые будет прослеживаться на протяжении всего творческого пути: и это темы, связанные с кризисом личности человека, утратой идентичности героев, хотя у Бергмана можно проследить и критику буржуазного общества и установок этого общества, критику религии. Одним из центральных мотивов в фильмах Б. часто становится мотив унижения героя («Лицо», «Ф. и А.»).

В начале 60-х, на волне бергмановского прорыва – после «Лица» и «Земляничного источника» - в Швеции выходит антибергмановский номер киножурнала «Чаплин», в который входит три статьи шведских критиков и одна французского – Эрнеста Риффе. Бергмана критиковали как автора, который предпочитает быть загадочным, критиковали позицию Бергмана в отношении религии, в отношении человека, обвиняли в холодности. Впоследствии оказалось, что под именем французского кинокритика выступал сам Ингмар Бергман.

В картине «Земляничной поляне», главную роль в которой сыграл великий шведский режиссер и актер Виктор Шёстрем, Бергман ставит вопросы об ответственности личности перед другими и собой. И путь профессора Исака (игра слов: ледяной) Борга оказывается по сути дорогой к самому себе, позволяющей ему вспомнить и осознать много, что было в его жизни. В повествовательную структуру картины режиссер включает сюрреалистические сцены снов профессора. Сам Бергман говорил, что он хотел снять «фильм, совершенно реалистический, в котором вдруг открываешь дверь и входишь в свое детство, потом открываешь дверь и выходишь из него в действительность, а потом заворачиваешь за угол и входишь в какой-то другой период своего существования, и жизнь идет своим чередом».

«Персона»

Вначале Бергман, задумавший фильм о двух женщинах, теряющих индивидуальность (замолчавшая актриса Элизабет и разговорчивая Альма («альма» - «душа»)) и превращающихся в одну личность, хотел назвать картину «Кинематография», но продюсер был против, поэтому фильм получил название «Персона». Здесь много толкований – театральная маска, персонаж пьесы. Сам Бергман соглашался и с юнговским определением: «нарочито искусственный или замаскированный облик, который придается индивиду с совершенно противоположными чертами характера для укрытия, защиты, обмана или попытки приспособиться к окружающему миру».

В «Персоне» много крупных планов и широких панорам, что соотносится с взаимоотношениями героинь – от близости к отчуждению.

Актер для Бергмана – единомышленник и соавтор, не просто технический проводник идем автора. Главная героиня – актриса.

В «Фанни и Александре» - эпической истории (с прологом, пятиактным строением и эпилогом) о жизни семьи, прослеживаются автобиографические мотивы.

 

 

Рождение кинематографа

Оптические обманки

Фенакистископ Жозефа Плато.

Фенакистископ («обманщик» + «смотреть»)

Изобретенная в 1832 г. Плато оптическая игрушка, базирующаяся на создании иллюзии движения. Как и тауматроп («чудо + вращение»), который появился незадолго до этого, и, судя по всему, повлиявший на Плато. Оба прибора основаны на способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображение даже после того, как изображение исчезло. Быстро сменяющиеся изображения создают иллюзию: в тауматропе – одной картинки вместо двух, в фенакистископе – движения).

Тауматроп:

Фенакистископ:

«Картонный цилиндр с вертикальными щелями; на его внутренней стороне нарисованы фигуры с пофазно размеченным движением: когда цилиндр, установленный на диске, вращался перед зеркалом, фигуры, видные в зеркале через щели, уже не крутились вместе с цилиндром, а стояли на месте».

 

19 век – век технического прогресса, в конце концов, привел к тому, что страсть к оптическим обманкам была соединена с техническим возможностями.

 

Фотографическое ружье Этьена-Жюля Марея.

1882 год. По сути это была скоростная фотокамера, способная создавать около ста снимков в секунду. Основывался орнитолог Марей на эксперименте Майбриджа, фотографировавшего скачущую лошадь, чтобы проверить фазы ее движения и впоследствии разработавшего проектор, чтобы демонстрировать на основе сделанных фотографий иллюзию движения.

 

Кинетограф Томаса Алвы Эдисона (совместно с Уильямом Диксоном) (кинетоскоп – для просмотра) («кинетос» - движущийся, «графо» - писать, «скопио» - смотреть).

1888-1889 год. Ряд последовательных фотографических изображений создание иллюзии движения изображения. Был рассчитан на индивидуальный просмотр фильма зрителем. Диксон также является автором той самой перфорированной пленки.

https://www.youtube.com/watch?v=SRIjUYh3MEs&feature=related

Эдисон и Диксон создали Кинетоскопический театр, в котором снимались фильмы (по сути – первая киностудия).

 

 

Синематограф. Братья Люмьеры.

В декабре 1895 года Люмьеры провели первый публичный киносеанс, который смог показать возможности зарождающегося кинематографа как массового развлечения (аппарат Эдисона был рассчитан на одного зрителя, Люмьеры демонстрируют фильм через проекционный аппарат для многих).

Аппарат применялся и для съемки, и для проекции !!!

https://www.youtube.com/watch?v=7Q_SgMvTO-o&feature=related

«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».

И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока.

(Максим Горький)

https://www.youtube.com/watch?v=ZWulHPfzcjE&feature=related

Хотя считается, что самым первым фильмом бр. Люмьер стал «Выход рабочих с фабрики», «традиционно» «первым фильмом» называют «Прибытие поезда» . Во многом это обусловлено неким символизмом. Век технического прогресса воспел преимущества нового века. Поез появляется на картине английского романтика Уильяма Тернера «Дождь, пар и скорость», потом вокзалы и железные машины становятся объектом пристального внимания французских импрессионистов (Моне, Мане). Недаром музей Орсэ располагается в здании закрывшегося вокзала. Поезд Люмьеров – символ нового времени, символ перемен, символ нового (на тот момент возможности его во многом только предугадывались) вида искусства, во многом определившего двадцатый век.

 

«Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса.

1903 год. Мельес был профессиональным фокусником, после знакомства с синематографом Люмьеров пытался купить у Луи Люмьера камеру (безуспешно). В отличие от Люмьеров, снимавших свои фильмы в реалистической манере, Мельес стал переносить на пленку фантазии, театральный вымысел, изобретал спецэффекты, в его фильмах появляется двойная экспозиция. Был, собственно говоря, первым, кто стал исследовать возможности кинематографа. Открыл собственную студию, к началу Первой мировой фактически разорился, сжег реквизиты и часть картин. К 150летию со дня рождения Мельеса Мартин Скорсезе снял фильм «Хьюго» («Хранитель времени»).

Весь набор мельесовских приемов можно видеть в «Путешествии» - знаменитый кадр с ракетой, попавшей луне в глаз, проф. акробаты, снимавшиеся в ролях селенитов, декорации, раскраска пленки.

 

«Большое ограбление поезда» Эдвина Портера.

1903 год. 11 минут, 14 сцен, слава первого вестерна в мировом кинематографе. Появление в кинематографе повествовательных конструкций, что в настоящее время рассматривается как заложение фундамента классического голливудского кинематографа. Попытка параллельного монтажа действия (три места действия), раскрашенная пленка, последний крупный план со стреляющим героем.

 

«Нетерпимость» Д.У. Гриффита.

Гриффит – первый Автор мирового кинематографа (работа со светом, флэшбеки, методика работы актера перед камерой, переход с короткометражных фильмов на полный метр). И также первый, кто стал рассматривать фильм как промышленное предприятие («Нетерпимость» снимается на деньги, полученные за прокат «Рождения нации», является идейным преемником этого фильма, но, в отличие от кассово успешного «Рождения» терпит сокрушительный провал). Если Мельес занимался техническими возможностями кинематографа, то Гриффит – художественными. Именно в это время кинематограф начинает превращаться в новый вид искусства. Фильм строился от современного эпизода «Мать и дитя» (единственного, который завершается хэппи-эндом), помимо современного есть еще три: «Падение Вавилона», «История Христа», «Варфоломеевская ночь» + поэтические вставки с женщиной (Лилиан Гиш), которая качает колыбель.

Бастер Китон снимет пародию на фильм Гриффита – «Три эпохи».

 

«Понизовая вольница» В. Ромашкова.

1908 год. Первый художественный русский фильм. В основе фильма – пьеса Василия Гончарова про Стеньку Разина, основанная, в свою очередь, на песне «Из-за острова на стрежень». Общие и дальние планы, приблизительная режиссура, еще более приблизительная игра актеров. Гончаров хотел совместить театральную постановку с «киноиллюстрациями», Дранков настоял и на съемках фильмЫ.

 

«Пиковая дама» Яков Протазанов

1916 год. Протазанов – первый автор российского кинематографа. Снимался фильм двадцать дней, вместо привычных для съмочного процсса тех лет пяти. В «Пиковой даме» впервые применили в российском кино движущуюся камеру – при проходе Германа, напр. – знак экспрессионистских влияний на фильм. До этого манера съемок фильмов была театральной – камера была статична. Новаторство Славинского (оператора фильма) и Протазанова – уход от театральной манеры к собственно говоря кинематографической - современники оценили не в полной мере.

Чарльз Спенсер Чаплин (1889 – 1977)

 

Был родом из семьи мюзик-хольных артистов, Актер, режиссер, сценарист, композитор, один из основателей в 1919 году «Юнайтед Артистс» (совместно с Пикфорд, Фэрбенксом и Гриффитом). Приходит в кинематограф в 1914 году на студию Мак Сеннета «Кистоун», в том же году разрабатывает образ бродяги (Чарли) и становится режиссером. Образ Чарли во многом является инверсией образа французского комика Макса Линдера, блестящего джентльмена. В случае с приключениями Макса зрителя, как правило, смешили ситуации, при которых герой Линдера терял свой «лоск», Чарли был смешон, стремясь выглядеть в своих обносках не по размеру как джентльмен.

Специфика и уникальность образа Чарди в том, что это по сути своей образ-маска, превратившийся в образ-символ.

Родоначальником американской комедии был Мак Сеннет, чьи «слэпстики» были построены на цирковых трюках. Именно в его короткометражках впервые появляется культовый комедийный прием с киданием тортов в героев. Герои сеннетовских фильмов не наделены человеческим характером.

Чарли всегда сохраняет свое достоинство, с чем бы ему не приходилось стакиваться. В этом плане Чаплин большой гуманист, который не боялся в своих фильмах говорить о трагедиях маленького человека в большом мире. За годы существования образа (а посл. фильмом, в котором Чаплин примерит на себя этот образ станет «Великий диктатор») Чарди переживет великую депрессию, побывает на двух мировых войнах, побывает рабочим на конвейере, но при любых самых тяжелых обстоятельствах сохранит веру в свои идеалы.

В «Месье Верду», обозначенной как «комедия убийств», но являющейся по сути тонкой «полит. стирой») Чаплин отказывается от маски Чарли, и играет нового для себя (и – главное – для зрителя) персонажа – брачного афериста и серийного убийцу Анри Верду. Какое-то время дела месье Верду идут очень успешно, но, в конце концов, кризис приводит к его разорению, он лишается жены и ребенка и, в финале, идет на казнь. В этом фильме Чаплин продолжает критику современного ему мира. Недаром его Верду говорит о том, что «Одно убийство делает вас злодеем, убийство миллионов — героем», а одна из героинь, нищенка, в финале фильма появляется в статусе преуспевающей (!) жены оружейного магната.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...