Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования в конфликтологии

Основные методы, обеспечивающие сбор данных о конфлик­те:

1)структурно-функциональный метод — выявляются
основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каж­дого из них. Явление рассматривается в состоянии покоя, в ста­тике. Преимущество метода — он помогает увидеть то, что в
состоянии движения не увидеть (состав участников, причины,
границы конфликта). Выявление структурных элементов — важ­нейшая предпосылка урегулирования конфликта. Недостаток ме­тода — исследует то, чего нет, так как конфликт никогда не
находится в состоянии покоя;

2) процессуально-динамический метод (дополняет структур­но-функциональный метод). Его инструменты — определение
основных этапов, стадий развития конфликта. Динамика конф­ликта может развиваться как по восходящей линии (эскалация),
а может — в направлении разрядки напряженности;

3) типологизация (классификация) конфликтов — метод обес­печивает группировку, классификацию форм конфликтов. Груп­пировка помогает не только увидеть разные типы конфликтов (семейные, учебные, межгосударственные и т.д.), но и глубоко уяснить сущность конфликтов, которая проявляется в их много­образии. Все три метода лишь объясняют, что такое конфликт. Важной задачей науки является не только объяснение того, что есть, но и того, что будет;

4) прогнозирование — предвидение возможности конфликта,
возможного будущего конфликта. Прогноз отличается от уто­пий тем, что он опирается на результаты структурного, динами­ческого и типологического анализов. Прогнозы могут быть: крат­косрочные; среднесрочные; долгосрочные.

Все указанные методы подчинены решению задач на практи­ке по предупреждению и разрешению конфликтов.

Имеются в конфликтологии и частные методы, как и в дру­гих науках: наблюдение; самоанализ; устный и письменный оп­рос; анкетирование; тестирование; деловые игры и т.д.

При выборе методов исследования следует считаться с имею­щимися материальными ресурсами. Это особенно важно при про­ведении опросов и организации эксперимента.

 

2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что включает в себя понятие конфликта?

2. Какие определения конфликта существуют? Приведите примеры?

3. Что понимается под социальным конфликтом?

4. Какие явления близки к конфликту? Приведите примеры.

5. Что понимается под причиной конфликта?

6. Дайте определения мотива конфликта. Приведите примеры.

7. Каковы причины конфликта?

8. Назовите, какие типы причин конфликтов существуют? Расскажите о них.

9. Что понимается под предметом конфликта?

10. Что понимается под объектом конфликта?

11. Каков может быть состав участников конфликта?

12. Что собой представляют границы конфликта?

13. Какие бывают границы конфликта? Назовите их, приведите примеры.

14. Что собой представляет процесс анализа конфликта?

15. В чем заключаются функции конфликта? Приведите примеры конфликта и определите пути его разрешения.

16. Расскажите о методах исследования в конфликтологии.

 

Практические занятия

Примечание:практические занятия проводятся по мере знакомства студентов с теоретическим материалом по данной теме.

Занятие 1

Практическое занятие по теме: «Формулы конфликта» (проводится на примере решения ситуационных задач)

Первая формула (А)отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).

Конфликтогены— это слова, действия (или отсутствие дей­ствий), которые могут привести к конфликту.

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, про­тив которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регу­лирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

 

КФГ1 – КФГ2 – КФГ3 – … - КФ,

 

где КФГ1 — первый конфликтоген; КФГ2 — второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 — третий конфликтоген, ответный на вто­рой, и т.д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т.д., то есть каждый ответный конфликтоген является более силь­ным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем назы­вать конфликтами типа А. Важно отметить, что по наблюдениям спе­циалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участни­ков и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запом­нить два правила бесконфликтного взаимодействия.

 

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

 

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В таблице «Типы конфликтогенов» (см. таблицу 1) дается ха­рактеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречаю­щихся на практике в отношениях между людьми.

Таблица 1

 

Типы конфликтогенов

 

 

Характер конфликтогена Форма проявления
Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (fie поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. П.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека
Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

Вторая формула (Б)отражает зависимость конфликта (КФ) от кон­фликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

 

КС + И = КФ

 

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

Третья формула (В)отражает зависимость конфликта (КФ) от не­скольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следую­щим образом:

 

КС, + КС2 + … + КСn = КФ,

 

при этом n > 2

Словами эту формулу можно выразить так:

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к кон­фликту.

Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем на­зывать конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводит­ся к устранению всех конфликтных ситуаций.

Занятие 2

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...