Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации»Упражнения для самостоятельной работы и Последующего анализа
Упражнение 3
В отечественной научной литературе был дан ряд определений социального конфликта. Прочитайте их и проанализируйте, для помощи в решении поставленной задачи обратитесь к Приложению 9 «Понятие конфликта»:
1. «Конфликт социальный (от лат. Conflictus — столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов» (Е.М. Бабосов). 2. «Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующейразрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты» (Социологический словарь, 1991). 3. «Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма сториического движения к новому социальному единству» (Ю.Г. Запрудский). 4. «Конфликт в общении» — это насильственное межличностное противоборство, связанное с сознательным ущемлением нравственного достоинства и потребностей партнера» (В.И. Сафьянов).
Упражнение 4 Прочитайте материал «Понятие конфликта» (см. Приложение 9) и ответьте на следующие вопросы:
1. Почему понятие конфликта долгое время в ХХ веке не рассматривалось в советском обществе? 2. Что понимается под противоречием, и почему данное понятие легло в основу понятия конфликта? 3. Что понимается под социальным конфликтом? 4. Проанализируйте определения социального конфликта, данные отечественными исследователями. Упражнение 5 Проанализируйте возникшую ситуацию:
Иван Иванович, полагая, что его сосед по садовому участку несправедливо отнял у него часть огорода, решил «проучить» обидчика и собрать с его участка часть урожая помидоров. О своем замысле он рассказал жене, которая вовремя отговорила его от задуманных действий.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Был ли здесь конфликт? 2. Начался ли он или уже завершился? 3. Каковы его пространственные границы? 4. Кто его участники?
Упражнение 6
Прочитайте материала А.В. Дмитриева «Трудности классификации конфликтов» (см. Приложение 11) и ответьте на следующие вопросы:
1. С чем связаны трудности классификации конфликтных процессов? 2. В каких случаях рационально или интуитивно выбирается «язык» когнитивного конфликта? 3. Как может проявиться конфликт? Приведите примеры. 4. Что является поводом к началу конфликта? 5. Как может возникнуть повод к началу конфликта?
Словарь по теме Конфликт- это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Конфликт — это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Конфликт - свойство состояния человеческих взаимоотношений, вызванное нехваткой тех или иных значимых ресурсов и выраженное в остром психологическом напряжении и действиях противоборства.
Социальный конфликт– это тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Консенсус — не напряженность, а разрядка, не чувство антипатии, а чувство симпатии. Причина конфликта оказывает влияние на весь процесс становления и развития конфликта, это те изменения, которые привели к конфликту.
Мотивчасто рассматривают как внутреннюю, субъективную причину того или иного поступка.
Общей причиной конфликта является социальное противоречие (межличностное, межгрупповое).
Повод конфликта — конкретный инцидент, послуживший толчком к началу конфликтных действий. Предмет конфликта- это объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами.Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Объект конфликта- это конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта.
Состав участников конфликта — это отдельные люди, организации, государства и т.д. Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт.
Временные границы — это продолжительность конфликта, его начало и конец.
Начало конфликта — перерастание конфликта из возможности к действительности.
Окончание конфликта — прекращение враждебных действий, независимо от результата.
Анализ конфликта — рассмотрение тактики и динамики стадий конфликта. Цель конфликтологии — создать модель разрешения конфликта, стратегии, методы управления конфликтом, изучить границу конфликта, найти почву для согласия и т.д.
Задача конфликтологии — выявление способов разрешения конфликтов. Результат конфликта — конечный пункт в развитии конфликта.
Конструктивный результат (позитивный) конфликта — успешный выход из конфликта.
Деструктивный результат (негативный) конфликта — ведет к разложению коллектива, группы, общества. Приложение 9 Понятие конфликта
Развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Признавая это на словах, господствовавшая в течение десятилетий марксистская теория, по существу, не относила это к советскому обществу. Известно, что один из идеалов социализма состоял в изживании классовых конфликтов. Именно поэтому еще в конце 30-х гг. у ряда авторов появилась идея «бесконфликтности» развития социалистического общества, отсутствия в нем антагонистических противоречий. Наиболее полно эта идея была представлена в тезисе о полном соответствии производственных отношений характеру производительных сил при социализме. Позднее было признано, что это соответствие проявляется не всегда, а лишь тогда, когда противоречия объединяются неким единством противоположных друг другу сторон, т.е. соответствие было представлено на раннем этапе развития противоречий, когда противоположности еще объединены в рамках единства. В то же время большинство тогдашних социальных философов, занятых поисками основного противоречия социализма, считали таковым противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Иногда — между производством и потреблением, старым и новым и т.п. Так или иначе, проблема противоречий в нашей литературе разрабатывалась, чего нельзя сказать о теории конфликтов; ей, по существу, не уделялось никакого внимания. Между тем противоречия и конфликт, с одной стороны, не могут рассматриваться как синониимы, а с другой — противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия — это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт- это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Иными словами, конфликт — это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Термин «конфликт», кажется, может быть распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (в борьбе за существование, например). Но в социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей. Под социальным конфликтомобычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что в конфликтологии используются и такие термины, как «споры», «дебаты», «торги», «соперничество», «контролируемые сражения», «косвенное» и «прямое» насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется с масштабными, историческими изменениями. Некоторые рассматривают, например, конфликт общества с природой или конфликт человека с самим собой. В этих случаях слово «конфликт» для подобных ситуаций не всегда подходит, поскольку оно неадекватно общепринятому представлению. Итак, для социального конфликта всегда необходимы по меньшей мере две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов, что ведет к столкновению сторон. Именно поэтому всем конфликтам свойственно сильное напряжение, которое побуждает людей так или иначе менять поведение, приспосабливаться либо «ограждаться» от данной ситуации. В отечественной научной литературе наиболее полное определение социального конфликта дал, на наш взгляд, Е.М. Бабосов: «Конфликт социальный (от лат. conflictus — столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов». «Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующейразрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты». Правда, это определение, схватывая основную суть дела, не отражает всех черт конфликта, в частности его психологизма. Эта особенность прослеживается и в работе Ю.Г. Запрудского «Социальный конфликт»: «Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству». Здесь все верно, но слишком масштабно. Не оказалось места для бытовых, семейных, трудовых — словом, конфликтов более «низкого уровня», а их не следует игнорировать. Приведем еще одно определение, принадлежащее В.И. Сафьянову: «Конфликт в общении» — это насильственное межличностное противоборство, связанное с сознательным ущемлением нравственного достоинства и потребностей партнера». Конфликт, считает он, имеет место только тогда, когда ущемляется достоинство (как правило, насильственно) хотя бы одного из субъектов общения. В данном случае конфликт отличается от противоречия, от борьбы противоположностей степенью ущемления нравственного достоинства. Здесь, как видим, подчеркнут, прежде всего, личностный, психологический аспект. Сегодня, как уже отмечалось, при изучении различных сфер общественной жизни исследователи широко применяют так называемый конфликтологический подход. Например, в политическом исследовании фокусируется внимание на соревновании между людьми и группами за ценности, имеющие политическую значимость. В международной политике конфликтологический подход, с нашей точки зрения, является основным. Этот подход можно использовать и в юриспруденции, когда преступление рассматривается как результат конфликта между людьми, прослеживается механизм его возникновения; конфликт продолжается и в судебном процессе (обвиняемый и его защитник, с одной стороны, обвинитель — с другой).
Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – С. 53-56. Приложение 11
12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |