Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линейно-стадиальные эфолюционные теории культуры.

В социологии и культурологии существуют две теоретические парадигмы исторического процесса: первая предполагает существование постоянно развивающейся общечеловеческой цивилизации, вторая – существование множества локальных культур, каждая из которых имеет свой собственный жизненный цикл. В соответствии с этим выделяются теории линейно-стадиального (прогрессивного) и циклического развития культуры.

Огюст Конт

(1798–1857) предложил «Позитивную теорию общественного прогресса», в соответствии с которой первичным фактором общественного прогресса является духовное, умственное развитие людей. Важнейшими показателями развития разума являются наиболее общие абстрактные понятия, поэтому о степени развития обществ можно судить по соответствующим философским системам. Каждому этапу развития человеческого разума, который закономерно проходит через три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную, соответствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства.

Согласно Конту, прогресс культуры носит кумулятивный характер. Он ускоряется с каждым веком и поколением. Чем больше достигнуто к сегодняшнему дню, тем легче и быстрее можно двигаться дальше. Конт утверждал, что наука не может разрешить вопроса о том, является ли прогресс общественный также прогрессом моральным, хотя сам был убежден, что это так.

Положив закон трех стадий в основу своей социальной динамики, Конт отказался от анализа многообразия форм исторического развития народов. Теория общественного развития Конта предельно схематична и не объясняет истинной специфики общественной жизни, движущих сил истории.

Жан-Антуан Кондорсе

(1743–1794) выделял десять основных этапов исторического процесса, или, по его определению, десять эпох «прогресса человеческого разума». Последняя эпоха, согласно Кондорсе, открывается Французской революцией и должна характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека.

Кондорсе обратил внимание на взаимосвязь материально-хозяйственных, социальных и интеллектуально-моральных явлений, образующих особого рода систему – культуру, основу развития которой он видел в коллективном разуме. По Кондорсе, прогресс разума необратим и ведет к равномерному развитию всех сторон культуры, к рациональному, управляемому, гуманному обществу. Но в силу сложности разума, консерватизма человеческой природы прогресс разума протекает неравномерно и противоречиво.

Теории циклического развития культуры

Н. Я. Данилевский

(1822–1885) отрицал эволюционный принцип объяснения истории и не считал возможным говорить об общей истории человечества. В качестве истинных участников исторического процесса Данилевский выделил несколько обособленных «естественных групп» и обозначил их термином «культурно-исторические типы». Всякое племя или семейство народов, говорящее на собственном языке или группе языков, достаточно близких между собой, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, является самобытным культурно-историческим типом. Данилевский насчитывает 10 таких типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский) и германо-романский (европейский). Данилевский также предположил зарождение в России нового типа цивилизации – славянского.

По Данилевскому, начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизациям другого типа: каждый тип формируется самостоятельно, при большем или меньшем влиянии предшествовавших или современных цивилизаций. Такое влияние Данилевский допускает лишь в смысле «почвенного удобрения», безусловно отрицая возможность определяющего воздействия одних культур на другие.

Освальд Шпенглер

(1880–1936) отвергал традиционное представление об историческом процессе как поступательном развитии человеческого общества в масштабе всего мира. Шпенглер полагал, что концепция «всемирной истории» основана на европоцентризме в понимании иных культур и что в действительности каждая культура имеет свою собственную историю. К числу «великих культур», полностью реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую.

Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». На основе этой биологической ритмики в пределах общего «цикла» эволюции каждой из культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно «культура» – органический тип эволюции) и этап ее нисхождения («цивилизация» – механический тип эволюции). Процесс «омассовления», означающий развитие «цивилизации» на основе количественного принципа, заменившего качественный принцип «культуры», находит свое дополнение в «глобализации» форм и способов человеческого существования – хозяйства, политики, техники, науки и т. д.

В основе историософской концепции Арнольда Тойнби

(1889–1975) лежит представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Тойнби отвергает идею единой цивилизации. Цивилизация для него – группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. С точки зрения Тойнби, цивилизация характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией. В своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад, причем эта динамика определяется «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации.

 

Линейно-стадиальный подход рассматривает историю как процесс поступательного развития, т.е. прогресса.
При этом были выделены стадии:
1) Античная. Базируется на рабстве.
2) Средневековье. Феодализм, как результат варварско-романского синтеза. В основе общества лежит иерархическая система, связывавшая сюзеренов и вассалов (прежде всего хозяев и крепостных).
3) Новое время. Торгово-промышленное общество.
С точки зрения деятелей Возрождения переход от античности к средним векам был не шагом вперед, а глубоким регрессом, крушением культуры вообще. В дальнейшем появилась и прямо противоположная точка зрения, состоящая в том, что человечество с переходом к новому времени достигло значительно более высокого уровня развития, чем тот, который был характерен для античного мира.
Г. Гегель рассматривал историю как единый закономерный процесс движения от низших форм к высшим, более совершенным. В основе процесса лежит развитие народного духа, который воплощает в себе единство законов, государственных учреждений, религии, философии, искусства у того или иного конкретного народа.
Прогресс во всемирной истории каждый раз осуществляется одним определенным народом, дух которого является на данном этапе носителем мирового духа. Другие народы к этому времени либо исчерпали себя, либо еще не дошли до необходимой ступени развития. Имеются и такие народы, дух которых никогда не был и не станет воплощением мирового духа.
Подъем человечества как целого на новую, более высокую ступень развития предполагает смену народа — носителя абсолютного духа. Мировой дух, развиваясь, перемещается. Движение всемирной истории происходит не только во времени, но и в пространстве – с Востока на Запад
Критерием поступательного развития является степень осознания свободы.
Всемирная история начинается с возникновения государства. Впервые государство возникло на Востоке.

 

Семиотика культуры

(Кратко)

«

СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ (англ. cultural semiotics) - раздел семиотики, изучающий закономерности движения и преобразования текстовых и знаковых форм в сообществах, в которых они порождаются и живут. К числу наиболее развитых и емких форм, отражающих особенности С. к., относится схема, предложенная Г. Сонессон (Швеция) и развивающая идеи Тартуской школы (см. рис. 9). В рамках этой схемы мы видим порождение норм и канонов, накопление текстов и их модификацию.

В принципе схема м. б. успешно применена при анализе различных текстов, порождаемых в культуре, включая научные {гипотезы, модели,

теории), паранаучные (такие, как гадания), мифологические, пропагандистские и художественные. (Б. Н. Еникеев.)

«

Под семиотикой культурыпонимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. Понимать какую-либо культуру - значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них (словом «текст» в культурологии называют любой объект — произведение искусства, вещь, обычай и т. п., рассматриваемый как носитель информации).

Основные типы знаков и знаковых систем, используемых во всех культурах, таковы:

1) Естественные знаки.Это вещи и явления природы, которые ука­зывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак явля­ется частью какого-то целого. Естественные знаки — это знаки-признаки.Простейший пример: дым как знак огня, приметы погоды, следы зверей.

2) Функциональные знаки.Функциональные знаки — тоже знаки-признаки. Но связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена функциями,которые они выполняют в деятельности людей. Например, обстановка квар­тиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий инфор­мацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. В качестве функциональ­ных знаков могут выступать и действия людей: учитель водит пальцем по классному журналу, это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать.

3) Иконические знаки.Иконические знаки (от греч. eicon— изображение) — это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Они искусственно создаются такими, чтобы их внеш­ний вид отражал облик обозначаемых ими вещей.

4) Конвенциональные (условные) знаки.Конвенциональный знак (от лат. conventio— соглашение, договор, условие) служит обозначением предмета «по условию»— потому, что люди условились считать его знаком данного предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают.

Видами конвенциональных знаков являются:

- сигналы— знаки из­вещения или предупреждения (например, цвета светофора, авто­мобильные гудки);

- индексы— условные обозначения чего-либо (например, показания приборов, картографические знаки);

- символыобладают двухслойным строением: его внешний, «первич­ный» слой — образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический слой — мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Язык символов выражает самые абстрактные идеи в конкретно-наглядной форме. Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо и др.

5) Вербальные знаковые системы— естественные разговорные языки. Это исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу (семиотический базис)всей культуры говорящих на них народов. Главная особенность языка, отличающая его от всех других знаковых систем - он представляет собой полиструктурную, развет­вленную, иерархическую, многоуровневую систему знаков, которая открыта для изменений и способна к неограниченному развитию. Благодаря своей организации язык оказывается уникальным и уди­вительно богатым по своим возможностям средством выражения, хранения, обработки и передачи самой разнообразной информации.

6) Знаковые системы записи.Они возникают на базе других знаковых систем — разговорного языка, музыки, танца — и вторичныпо от­ношению к ним. Появление и развитие письменности позволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, тех­ники, искусства, права и т. п.

Развитие письменности:

1) зародышем письменности было так называемое «предметное пись­мо»,возникшее еще в первобытном обществе использование пред­метов для передачи сообщений (например оливковой ветви как знака мира).

2) Первой стадией истории письменности было письмо в рисун­ках (пиктография).

3)На следующей стадии возникает идеографическое письмо,в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схе­матический характер (иероглифы).

4) На третьей стадии со­здается алфавитное письмо,в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а состав­ляющие их звуки устной речи.

Аналогичным образом развивалась и запись музыки — нотное письмо, и система записи танца. Одним из важных направлений развития систем записи стало со­здание формализованных языков, с разработкой которых связано раз­витие электронно-вычислительной техники.

Появление и развитие письменности порождает принципиально новые возможности культурного прогресса. Письменность позволяет обществу транслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Снима­ются временные и пространственные границы общения: становится возможной коммуникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время. Письменность открыла путь к тиражированию текстов — книгопе­чатанию. Воз­никли условия для массового образования и просвещения народа.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...