Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Игра в младшем школьном возрастеВведение
В условиях современной культурной глобализации происходит переосмысление содержания языкового образования, обучения иностранным языкам. Наиболее актуальными становятся проблемы взаимосвязи языка, культуры и коммуникации. Язык отражает как реальный мир, окружающий человека, так и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, систему ценностей народа. Изучая иностранный язык, учащиеся познают культурный опыт другого народа. Целью обучения иностранным языкам в школе является формирование у учащихся способности к межкультурному общению. Межкультурное обучение, как методический подход к организации учебно-познавательного процесса по иностранным языкам, способствует достижению этой цели. Практической целью межкультурного обучения является формирование межкультурной компетенции, под которой понимается комплекс социальных навыков и способностей. Однако процесс обучения иностранному языку на начальном этапе обучения (в старших группах дошкольных учреждений, в начальных классах общеобразовательной школы) имеет свои особенности, методы и приемы, которые обусловлены психологическими особенностями возраста ребенка. В психологии и педагогике принято описывать структуру дошкольного возраста в терминах педагогической периодизации, основанной на хронологическом возрасте: младший дошкольный возраст (до 4 лет), средний (4-5 лет) и старший (с 5 лет). Поступление ребенка в школу также определяется хронологическим возрастом, установленным в его стране. Подобным же образом формулируются идеи, связанные с имеющей место в настоящее время тенденцией к снижению хронологического возраста, в котором дети начинают получать образование: по крайней мере «двадцать три государства уже имеют законопроекты об обеспечении образования для 4-летних детей» [7, с. 60-68]. Психологические особенности дошкольников и школьников каждого года жизни исследуются учеными и учитываются при разработке педагогических программ и методов. Введенные Л.С. Выготским понятия «социальная ситуация развития», «относительная трудновоспитуемость», «психологическое орудие» [1, с. 103] позволяет определить методы и приемы, которые возможно наиболее эффективно использовать при обучении ребенка иностранному языку в каждом возрастном периоде. Социальная ситуация развития есть «специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной», которое «складывается» уже «к началу каждого возрастного периода», т. е. возраста. Социальная ситуация развития «представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода», то есть вплоть до конца возраста, когда происходит «аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития» [1, с. 260]. В жизни детей семилетнего возраста происходит решительный перелом: они поступают в школу. Переход к школьному обучению означает для детей, прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, и главное - формирует у ребенка основы мировоззрения. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка. Вместе с тем в разном возрасте роль, которую играют в психическом развитии ребенка различные виды его активности, - не одинакова. Так, если в развитии маленького дошкольника очень важную роль выполняет игра, то при переходе к школьному возрасту ведущей деятельностью становится учение. На первый взгляд может показаться, что для всех детей школьного возраста, независимо от того, в каких конкретно-исторических условиях они живут и развиваются, учение выполняет ведущую роль. Однако это не так. Для того чтобы та или иная деятельность стала ведущей в формирование психики, необходимо, чтобы она составила основное содержание жизни самих детей, являлась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания. Игра является «особенностью дошкольного возраста» [3, с. 79]. Диагностический признак начала дошкольного возраста - сложившееся подчинение внешней регуляции поведения посредством игровой ситуации, выражающееся в отказе ребенка нарушать заданные сюжетом правила (включая последовательность действий). Диагностический признак окончания дошкольного возраста - отвержение ребенком игры (как средства внешней регуляции его поведения). Эти дети еще нуждаются во внешней регуляции посредством игровой ситуации, а взрослые уже пытаются регулировать их поведение школьными методами, не включающими дошкольную игру. Сопоставление этих результатов показывает: несовпадение момента отвержения игры и момента поступления в школу связано с возникновением негативного поведения (соответственно, с повышением трудности воспитания и обучения ребенка, со снижением их эффективности). Очевидно, диагностическим признаком окончания дошкольного возраста и является отвержение ребенком игры, неподчинение внешней регуляции поведения посредством игровой ситуации. Если ребенок поступает в школу не в диагностированный таким образом момент, а раньше или позже, то применяемые взрослыми методы внешней регуляции оказываются неадекватными. Содержание и методы обучения в школе не позволяют учащимся механически заучивать учебный материал, они требуют от ребенка подлинного сознательного усвоения основ наук, т.е. такого усвоения, при котором школьные знания, превращаясь в убеждения ребенка, формируют его мировоззрение [16,с. 24]. Принимая во внимание все вышесказанное, темой курсовой работы выбраны игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения. Объектом курсового исследования является психолого-педагогическое обоснование применения игровых методов преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения. Предметом курсового исследования - игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения. Цель курсового исследования - применение сюжетно-ролевых игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения. Задачи исследования: 1. изучить методическую литературу по проблеме исследования; 2. определить условия, при которых возможно использование игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе; 3. проанализировать методики, позволяющие успешно использовать игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения. Гипотеза исследования: Существует проблема психологической структуры дошкольного возраста, поскольку педагогическая периодизация «не имеет должных теоретических оснований», «не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов» например, «когда надо начинать обучение иностранному языку в школе»), не связана «с решением вопроса о движущих силах развития ребенка» [21, с. 6-20]., поэтому психологические особенности школьников 1 класса еще позволяют использовать игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Заключение
Исследование теоретического материала об игре как основной деятельности ребенка в возрасте 7 лет, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников и младших школьников можно привело к следующим выводам: Во-первых, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью ребенка в возрасте 5-7 лет. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений. Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли. В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с игровой деятельностью. И, наконец, в-четвертых, грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы, поможет в изучении иностранного языка на начальном этапе обучения. Конец дошкольного возраста совпадает с началом кризиса 7 лет. Поэтому диагностический признак окончания дошкольного возраста и переход ребенка в младший школьный «возраст» является одновременно признаком начала кризиса 7 лет. Чтобы снизить сроки адаптации ребенка к новым условиям социализации (поступление в школу), необходимо использовать различные методики и технологии преподавания иностранного языка, чтобы сделать урок интересным для ребенка. Поэтому, игра имеет важное значение на начальном этапе образования и грамотное использование игры, именно в младшем школьном возрасте поможет в изучении иностранного языка на начальном этапе обучения.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. – Т.1, М., 1982. 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. – Т.4, М., 1984. 3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Психология развития. СПб - М. – Харьков – Минск, 2001. 4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: «Школа-Пресс», 1995. 5. Гессен С.И. Фребель и Монтессори (Очерк философской теории игры) // Русская школа за рубежом. Под ред. проф. С.И. Гессена, доц. С.И. Карцевского и В.А. Ригана. – Прага: Изд. Земгора. – 1923-1924. - Кн.1. 6. Егорова Э.Н. Психология развития. Харьков, 2003. 7. Касвінов С.Г. Періодична система стадій розвитку дитини. //Вісник Харківського державного педагогічного університету ім. Г.С. Сковороди. – Психологія. – Харків: ХДПУ, 2003. – Вип. 10. 8. Касвінов С.Г. Структура стадій та типи фаз розвитку дитини. //Вісник Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна. – Психологія. – № 599. – Харків. – 2003. 9. Лекции И.П. Павлова по физиологии, М., 1949. 10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988. 11. Корнетов Б.В. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. – М. – Владимир: Владим.гос. пед. ун-т,1998. 12. Кудрявцев В.Т.. «Рекорд – Старт». Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования (общие положения основные программные и подпрограммные области). М., 1998. 13. Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий.//Вопросы психологии. – 2001. – №2. 14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. I. M., 1983. С. 113. 15. Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971. 16. Педагоги отечества. Избранные педагогические труды в 70-ти томах./ Под редакцией Д. И. Фельдштейна / 2-е изд. М.: Издательство «Педагогика», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 17. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста.//Психология дошкольника. М., 1998. 18. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 1980. 19. Шабалина З.П. Твой первый класс, учитель. – М.: Просвещение, 1993. 20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. 21. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1971. – №4. 22. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. Приложение. Фотосессия
Введение
В условиях современной культурной глобализации происходит переосмысление содержания языкового образования, обучения иностранным языкам. Наиболее актуальными становятся проблемы взаимосвязи языка, культуры и коммуникации. Язык отражает как реальный мир, окружающий человека, так и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, систему ценностей народа. Изучая иностранный язык, учащиеся познают культурный опыт другого народа. Целью обучения иностранным языкам в школе является формирование у учащихся способности к межкультурному общению. Межкультурное обучение, как методический подход к организации учебно-познавательного процесса по иностранным языкам, способствует достижению этой цели. Практической целью межкультурного обучения является формирование межкультурной компетенции, под которой понимается комплекс социальных навыков и способностей. Однако процесс обучения иностранному языку на начальном этапе обучения (в старших группах дошкольных учреждений, в начальных классах общеобразовательной школы) имеет свои особенности, методы и приемы, которые обусловлены психологическими особенностями возраста ребенка. В психологии и педагогике принято описывать структуру дошкольного возраста в терминах педагогической периодизации, основанной на хронологическом возрасте: младший дошкольный возраст (до 4 лет), средний (4-5 лет) и старший (с 5 лет). Поступление ребенка в школу также определяется хронологическим возрастом, установленным в его стране. Подобным же образом формулируются идеи, связанные с имеющей место в настоящее время тенденцией к снижению хронологического возраста, в котором дети начинают получать образование: по крайней мере «двадцать три государства уже имеют законопроекты об обеспечении образования для 4-летних детей» [7, с. 60-68]. Психологические особенности дошкольников и школьников каждого года жизни исследуются учеными и учитываются при разработке педагогических программ и методов. Введенные Л.С. Выготским понятия «социальная ситуация развития», «относительная трудновоспитуемость», «психологическое орудие» [1, с. 103] позволяет определить методы и приемы, которые возможно наиболее эффективно использовать при обучении ребенка иностранному языку в каждом возрастном периоде. Социальная ситуация развития есть «специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной», которое «складывается» уже «к началу каждого возрастного периода», т. е. возраста. Социальная ситуация развития «представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода», то есть вплоть до конца возраста, когда происходит «аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития» [1, с. 260]. В жизни детей семилетнего возраста происходит решительный перелом: они поступают в школу. Переход к школьному обучению означает для детей, прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, и главное - формирует у ребенка основы мировоззрения. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка. Вместе с тем в разном возрасте роль, которую играют в психическом развитии ребенка различные виды его активности, - не одинакова. Так, если в развитии маленького дошкольника очень важную роль выполняет игра, то при переходе к школьному возрасту ведущей деятельностью становится учение. На первый взгляд может показаться, что для всех детей школьного возраста, независимо от того, в каких конкретно-исторических условиях они живут и развиваются, учение выполняет ведущую роль. Однако это не так. Для того чтобы та или иная деятельность стала ведущей в формирование психики, необходимо, чтобы она составила основное содержание жизни самих детей, являлась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания. Игра является «особенностью дошкольного возраста» [3, с. 79]. Диагностический признак начала дошкольного возраста - сложившееся подчинение внешней регуляции поведения посредством игровой ситуации, выражающееся в отказе ребенка нарушать заданные сюжетом правила (включая последовательность действий). Диагностический признак окончания дошкольного возраста - отвержение ребенком игры (как средства внешней регуляции его поведения). Эти дети еще нуждаются во внешней регуляции посредством игровой ситуации, а взрослые уже пытаются регулировать их поведение школьными методами, не включающими дошкольную игру. Сопоставление этих результатов показывает: несовпадение момента отвержения игры и момента поступления в школу связано с возникновением негативного поведения (соответственно, с повышением трудности воспитания и обучения ребенка, со снижением их эффективности). Очевидно, диагностическим признаком окончания дошкольного возраста и является отвержение ребенком игры, неподчинение внешней регуляции поведения посредством игровой ситуации. Если ребенок поступает в школу не в диагностированный таким образом момент, а раньше или позже, то применяемые взрослыми методы внешней регуляции оказываются неадекватными. Содержание и методы обучения в школе не позволяют учащимся механически заучивать учебный материал, они требуют от ребенка подлинного сознательного усвоения основ наук, т.е. такого усвоения, при котором школьные знания, превращаясь в убеждения ребенка, формируют его мировоззрение [16,с. 24]. Принимая во внимание все вышесказанное, темой курсовой работы выбраны игровые методы преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения. Объектом курсового исследования является психолого-педагогическое обоснование применения игровых методов преподавания иностранного языка на начальном этапе обучения. Предметом курсового исследования - игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения. Цель курсового исследования - применение сюжетно-ролевых игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения. Задачи исследования: 1. изучить методическую литературу по проблеме исследования; 2. определить условия, при которых возможно использование игровых методов в преподавании иностранного языка на начальном этапе; 3. проанализировать методики, позволяющие успешно использовать игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения. Гипотеза исследования: Существует проблема психологической структуры дошкольного возраста, поскольку педагогическая периодизация «не имеет должных теоретических оснований», «не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов» например, «когда надо начинать обучение иностранному языку в школе»), не связана «с решением вопроса о движущих силах развития ребенка» [21, с. 6-20]., поэтому психологические особенности школьников 1 класса еще позволяют использовать игровые методы в преподавании иностранного языка на начальном этапе обучения. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Глава 1. Игра в младшем школьном возрасте
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |