Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушением зренияВиды деятельности
Ключевые дела: · День Знаний. · Участие в праздничном концерте «День Учителя». · Праздничный концерт, мероприятия «День матери», «Праздник семьи». · КТД «Новогодний марафон». · Совместные мероприятия с детской библиотекой имени…, музеем БГС (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями). · Благотворительная акция «Ветеран живет рядом!» · Дни профилактики правонарушений. · Беседы школьного инспектора ОДН с учащимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» · Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: · оформление информационного стенда «Для вас, родители» · тематические общие родительские собрания; · участие родителей в работе совета школы; · организация субботников по благоустройству территории; · организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев; · - праздник «Здравствуй, школа!»; · -праздник «Золотая осень»; · - Новогодний праздник; · - праздник семьи; · - праздник «Прощанье с начальной школой; · Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе; · родительский лекторий; · индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь); · изучение мотивов и потребностей родителей. · • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; · нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; · уважительное отношение к традиционным религиям; · неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; · способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; · уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; · знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Основное содержание: • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; • уважение к труду и творчеству старших и сверстников; • элементарные представления об основных профессиях и профессиях для людей с нарушением зрения; • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; • умение соблюдать порядок на рабочем месте; • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость. Виды деятельности
Ключевые дела: · Субботники по благоустройству классных комнат. · Обустройство территории школьного помещения к праздникам. · Уроки профориентации: Встречи-беседы с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; · Экскурсии на предприятия города. · Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия «Много профессий хороших и разных!» · Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся. · Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: · Организация и проведение совместных праздников · Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе. · Организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей; · Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников; · Организация встреч-бесед с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; · Совместные проекты с родителями «Наш самый чистый школьный двор»; конкурс «Скворечник». Планируемые результаты: · ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; · ценностное и творческое отношение к учебному труду; · элементарные представления о различных профессиях; · первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; · осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; · первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; · потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; · мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. Основное содержание: · первоначальные представления о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей; · овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья; · понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья; · влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»); · получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы: · – осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы; · – регулярность проведения упражнений по охране зрения, безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на перемене; · опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды; · соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; · составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха; · отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких; · противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое. Виды деятельности
Ключевые дела: · Дни Здоровья (2 раза в год). · Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ. · Всероссийские акции, месячники здоровья. · Спортивные мероприятия ко Дню Защитника Отечества. · Беседы школьного врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»… · Участие в массовых мероприятиях города «День защиты детей», Спартакиада школьников. · Комплексные внеурочные занятия для учащихся. · Мониторинг ЗОЖ. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: Общешкольные тематические родительские собрания лекции « Правила летнего отдыха у водоемов»; «Остерегайтесь клещей»; «Безопасность на дорогах» консультации психолога, психоневролога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся; распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать», совместные праздники для детей и родителей :«Вперёд, мальчишки», «Мама, папа, я –спортивная семья», «Праздник семьи» Планируемые результаты: В школе создается предметно – развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей, дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе. Формируемые компетенции: · ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; · элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; · первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; · первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; · знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Основное содержание: · развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; · ценностное отношение к природе и всем формам жизни; · элементарный опыт природоохранительной деятельности; · бережное отношение к растениям и животным. Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Виды деятельности
Ключевые дела: · Экологическая декада «День Земли». · Экологический месячник: кругосветка, тематические классные часы, творческие работы учащихся. · Организация экскурсий по родному городу. · Посещение краеведческого музея. · Организация и проведение походов «Выходного дня». · Участие в городских, областных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии. · Участие в акциях «Сохрани дерево», «Сбор макулатуры». · Участие в городских праздниках, акциях «День птиц». · Участие в реализации проекта по благоустройству школьного сада. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: · Тематические классные собрания. · Общешкольные собрания. · Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время. Планируемые результаты: • ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Основное содержание: • представления о душевной и физической красоте человека; • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть и слышать красоту природы, труда и творчества; • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; • интерес к занятиям художественным творчеством; • стремление к опрятному внешнему виду; • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. Виды деятельности
Ключевые дела: · Выполнение творческих заданий по разным предметам. · Посещение театральных представлений, концертов, выставок. · Организация экскурсий по историческим местам города. · Совместные мероприятия с городской библиотекой имени Кузьмина, библиотека им. Б.Житкова, (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями). · Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам (опыт самореализации в художественном творчестве). Совместная педагогическая деятельность семьи и школы: 1. Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров. 2. Встречи-беседы с людьми творческих профессий; 3. Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к праздникам, мероприятиям. Планируемые результаты: • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Приложение 1. Ниже приведены несколько методик, которые в практике педагогической диагностики целесообразно применять комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. Подобные методики базируются на различных критериях оценки уровня нравственности, которые в большинстве своем перекликаются и, в свою очередь, основаны на одних и тех же категориях. Методики применяются с учетом зрительных возможностей детей.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушением зрения Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся с нарушением зрения в начальной школе согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество); честь; достоинство; свобода (личная и национальная); доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам); дружба; здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни); труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 4. Основные направления, ценностные основы и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушением зрения на ступени начального общего образования. Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания: 1. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании; 2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события); 3. Принцип следования нравственному примеру. 4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания; 5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании. В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий. · Аксиологический подход Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников с нарушением зрения, педагогов и родителей. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника с нарушением зрения. · Системно-деятельностный подход Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая < |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |