Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушением зрения

Виды деятельности

 

Содержание Формы воспитательной деятельности
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов Учебные инвариантные и вариативные предметы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, проекты, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России.
Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Уроки этики, СБО, игровые программы, позволяющие школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия.
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков. Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.
Усвоение первоначального опыта Игровая деятельность, участие в КТД, приобретение
нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым. опыта совместной деятельности через все формы взаимодействия в школе.
Воспитание милосердия, заботливого, бережного, гуманного отношения ко всему живому. Благотворительные акции, проекты, посильное участие в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. Открытые семейные праздники, беседы о семье, о родителях и прародителях, выполнение и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями

 

Ключевые дела:

· День Знаний.

· Участие в праздничном концерте «День Учителя».

· Праздничный концерт, мероприятия «День матери», «Праздник семьи».

· КТД «Новогодний марафон».

· Совместные мероприятия с детской библиотекой имени…, музеем БГС (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями).

· Благотворительная акция «Ветеран живет рядом!»

· Дни профилактики правонарушений.

· Беседы школьного инспектора ОДН с учащимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества»

· Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

· оформление информационного стенда «Для вас, родители»

· тематические общие родительские собрания;

· участие родителей в работе совета школы;

· организация субботников по благоустройству территории;

· организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев;

· - праздник «Здравствуй, школа!»;

· -праздник «Золотая осень»;

· - Новогодний праздник;

· - праздник семьи;

· - праздник «Прощанье с начальной школой;

· Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе;

· родительский лекторий;

· индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь);

· изучение мотивов и потребностей родителей.

· • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

· уважительное отношение к традиционным религиям;

· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

· уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

· знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Основное содержание:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях и профессиях для людей с нарушением зрения;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Виды деятельности

Содержание Формы воспитательной деятельности
В процессе изучения учебных и коррекционных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Участие в экскурсиях по микрорайону, город (с целью знакомства с различными видами труда). Экскурсии на производственные предприятия, музей ВОС (с целью ознакомления с различными профессиями, встречи с представителями разных профессий) Организация и проведение презентаций «Кем быть?», «Профессии моих родителей».
Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые экономические игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы. «Весенняя неделя добрых дел».
Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду Презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде.  
Приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов. Занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность творческих общественных объединений.
Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома. Самообслуживание, дежурство по классу, персональные выставки, презентации, творческие отчеты, проектная деятельность, устный журнал.  
Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни   Дискуссия, форум, час общения, классное собрание, собрание детей и родителей, поход, экскурсия, встречи с интересными людьми.

Ключевые дела:

· Субботники по благоустройству классных комнат.

· Обустройство территории школьного помещения к праздникам.

· Уроки профориентации: Встречи-беседы с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

· Экскурсии на предприятия города.

· Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые мероприятия «Много профессий хороших и разных!»

· Проектно-исследовательские, творческие (художественные, литературные) работы учащихся.

· Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

· Организация и проведение совместных праздников

· Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе.

· Организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;

· Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников;

· Организация встреч-бесед с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

· Совместные проекты с родителями «Наш самый чистый школьный двор»; конкурс «Скворечник».

Планируемые результаты:

· ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

· ценностное и творческое отношение к учебному труду;

· элементарные представления о различных профессиях;

· первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

· осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

· первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

· потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

· мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу

жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Основное содержание:

· первоначальные представления о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;

· овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;

· понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;

· влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);

· получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы:

· – осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;

· – регулярность проведения упражнений по охране зрения, безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на перемене;

· опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;

· соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

· составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;

· отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

· противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Виды деятельности

 

Содержание Формы воспитательной деятельности
Просветительская работа по формированию здорового образа жизни - проведение уроков здоровья; -проведение классных часов, бесед и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни; формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности -просмотр учебных фильмов; - выпуск газет, листовок; - родительские собрания; - тематические линейки; - Дни здоровья; -Выступление агитбригад;  
Профилактическая деятельность   - Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. -Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований. - Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по ТБ, ПДД; проведение инструктажа с детьми. - Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; разучивание комплекса упражнений по снятию зрительного утомления.  
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа   - Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья; - Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.  

Ключевые дела:

· Дни Здоровья (2 раза в год).

· Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.

· Всероссийские акции, месячники здоровья.

· Спортивные мероприятия ко Дню Защитника Отечества.

· Беседы школьного врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»…

· Участие в массовых мероприятиях города «День защиты детей», Спартакиада школьников.

· Комплексные внеурочные занятия для учащихся.

· Мониторинг ЗОЖ.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

Общешкольные тематические родительские собрания лекции « Правила летнего отдыха у водоемов»; «Остерегайтесь клещей»; «Безопасность на дорогах» консультации психолога, психоневролога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся; распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать», совместные праздники для детей и родителей :«Вперёд, мальчишки», «Мама, папа, я –спортивная семья», «Праздник семьи»

Планируемые результаты:

В школе создается предметно – развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей, дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.

Формируемые компетенции:

· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

· элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

· первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

· первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

· знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Основное содержание:

· развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

· ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

· элементарный опыт природоохранительной деятельности;

· бережное отношение к растениям и животным.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Виды деятельности

содержание Формы воспитательной деятельности
Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов.
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности Экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
Получение первоначального опыта эмоционально чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю
Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой При поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

 

Ключевые дела:

· Экологическая декада «День Земли».

· Экологический месячник: кругосветка, тематические классные часы, творческие работы учащихся.

· Организация экскурсий по родному городу.

· Посещение краеведческого музея.

· Организация и проведение походов «Выходного дня».

· Участие в городских, областных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии.

· Участие в акциях «Сохрани дерево», «Сбор макулатуры».

· Участие в городских праздниках, акциях «День птиц».

· Участие в реализации проекта по благоустройству школьного сада.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

· Тематические классные собрания.

· Общешкольные собрания.

· Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

Планируемые результаты:

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Основное содержание:

• представления о душевной и физической красоте человека;

• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть и слышать красоту природы, труда и творчества;

• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

• интерес к занятиям художественным творчеством;

• стремление к опрятному внешнему виду;

• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Виды деятельности

Виды деятельности Содержание Формы воспитательной деятельности
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России. В ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам.
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. В системе экскурсионно-краеведческой деятельности, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок.
Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой   Участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; участие в проекте совместно с Краеведческим музеем;  
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.   Творческие работы, ярмарки, участие в фестивалях творчества;  

 

Ключевые дела:

· Выполнение творческих заданий по разным предметам.

· Посещение театральных представлений, концертов, выставок.

· Организация экскурсий по историческим местам города.

· Совместные мероприятия с городской библиотекой имени Кузьмина, библиотека им. Б.Житкова, (праздники, творческая деятельность, встречи с писателями).

· Вовлечение школьников в кружки, секции, клубы по интересам (опыт самореализации в художественном творчестве).

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

1. Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

2. Встречи-беседы с людьми творческих профессий;

3. Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к праздникам, мероприятиям.

Планируемые результаты:

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Приложение 1.

Ниже приведены несколько методик, которые в практике педагогической диагностики целесообразно применять комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. Подобные методики базируются на различных критериях оценки уровня нравственности, которые в большинстве своем перекликаются и, в свою очередь, основаны на одних и тех же категориях. Методики применяются с учетом зрительных возможностей детей.
Анкета «Нравственные понятия»
Как ты понимаешь следующие слова?
· Мудрость
· Добро
· Зло
· Совесть
· Душа
· Любовь
· Гордыня
· Счастье
· Свобода
· Дружба
· Милосердие
· Долг
· Вина
Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:
1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь
2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные
3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова
Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.
Методика №1: диагностика нравственной самооценки
Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,
3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны
2 балла - если вы немножко согласны
1 балла - если вы совсем не согласны
Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».
Методика №2: Диагностика этики поведения
«Незаконченные предложения»
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент. В нашей работе мы привели пример такого комплекса, широко используемый современными педагогами школы
Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет в некоторой степени повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботиться о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми.

 

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушением зрения

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся с нарушением зрения в начальной школе согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

честь;

достоинство;

свобода (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);

дружба;

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

4. Основные направления, ценностные основы и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с нарушением зрения на ступени начального общего образования.

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания:

1. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании;

2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события);

3. Принцип следования нравственному примеру.

4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания;

5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

· Аксиологический подход

Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников с нарушением зрения, педагогов и родителей.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника с нарушением зрения.

· Системно-деятельностный подход

Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая <

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...