Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние ценностных представлений в языковом сознании россиян

Положение А. М. Панченко о воспроизводимости стержневых ценностей народного опыта получило убедительное подтверждение в многолетнем масштабном исследовании современного состояния российского менталитета [Абульханова, 1997, 7-37]. Ведущей характериистикой современных россиян, согласно К. А. Абульхановой, является преобладание морального сознания над политическими и правовыми представлениями. Это, прежде всего, совесть и правдивость, удельный вес которых столь высок, что они проникают в правовые и профессиональные отношения. В результате даже в совместной производственной деятельности россияне опираются на межличностные отношения как на залог ее успешности.

Сравнивая западноевропейский и российский опыт совместный профессиональной деятельности, исследователь отмечает, что для ее успеха в России люди должны вступить в личные, доверительные отношения. «В России оказался не выработан опыт социального взаимодействия, основанный на отвлеченной, в определенном смысле безличной обязанности каждого, отсюда, - пишer К А. Абульханова, - зависимость успеха от «хорошего» человека и добрых отношений» [Абульханова, 1997 «Конвенциональный» характер моралиобъясняeт широкую представленность данной тематики в народных афоризмах.

Цементирующая роль национального концепта «совесть», понимаемого как исходное условие цельности и соборности русского общества, - важнейшая из доминант аксиологического плана русского ценностного дискурса.

Неудивительно, что дефиниция совести в «Толковом словаре великорусского языка» В. И. Даляявляeтся одной из наиболее обстоятельных: «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. Робка совесть, покольне заглушишь ее. От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь» [Даль. 1980: 256-257]. (ср. дефиницию совести, данную Е. Евтушенко в телеграмме «Линия жизни» (10.06.2006 года): Совесть -это другое имя Бога)

Первостепенная важность совести, в которой концентрируются переживания собственного несовершенства и стремление соотвeтствовать нравственным нормам, нашла отражение в многочисленных пословицах.

• Совесть как фундаментальная ценность: Глаза - мера, душа - вера, совесть - порука; Добрая совесть - глаз Божий; Где совестно, там и любовно; Менять веру - менять и совесть; Робка весть, поколь не заглушишь ее; Чья душа в грехах, та и в ответе; В ком стыд, в том и совесть; Рожа кривая, да совесть прямая .

Предостережение от забвения голоса совести: Береги платье с а честь смолоду; Жить живи, да честь знай; Надобно ж и совесть знать; В ком совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица; у кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится; Совесть спать не дает; Совесть с молоточком: и постукивает, и пoслушивает; Богатый совести не купит, а свою погубит;

Преобладание нравственного сознания над правовыми представвлениями и недоверие к правовой системев целом нашли выражение в таких пословицах, как: Чего в другом не любишь, того и сам не делай; ЖИЗllЬ дана на добрые дела; За это головой ручаюсь; Закон, что дышло, куда хочешь, туда и вышло; Закон - паутина: шмель проскочит, муха увязнет; Законы-то святы, да судьи крючковаты; То-то и закон, как судья знаком!; Судья в суде, что рыба в пруде; Где закон, там и обида; Закон не кол: не обтешешь; «Не всякий прут по закону гнут; В суд поди - и кошелек неси; Из суда, что из пруда, сухой не выйдешь; Была бы спина, найдется и вина; Как кому верят, так тому и мерят; Доносчику первый кнут.

Ключевым понятием русского самосознания является правда как нравственный идеал, как истина на деле, истина во образе; правосудие, справедливость[Даль. Т.3, 1980: 379]. Постепенно утратив единство с такими понятиями как истина и правосудие и сохранив связь с представлениями о справедливости и о совести, правда в народном самосознании оказывается неразрывно связанной с любовью-жалостью к ближнему. Если понятие истины принадлежит Божественному миру, то правда - к миру человеческого бытия, поэтому и «жить по правде» в народном понимании означает прежде всего быть в добрых отношениях с другими.

Правда как фундаментальная ценность: Мирская правда крепко стоит; Где честь, там и правда; Правда есть, так правда и будет; Все минется, одна правда останется; Правда в огне не горит и в водне е тонет; Правда суда не боится; Правда сама себя очистит; Правдивый путь до небес.

• Приоритет правды и правдивости во взаимоотношениях с другими: Стой за правду горой; Доброе дело правду говорить смело; Хлеб-соль ешь, а правду режь; Правда глаза колет; Дело знай, а правду помни; Дело помни, а правды не забывай; Варвара мне тетка, правда - сестра; За правду не судись: Cкинь шапку да поклонись; Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет.

Понимание правды как связанной с верой в Бога: Не в силе Бог, а в правде; У Бога правда одна; На суде Божьем право пойдет направо, а криво налево; Бог тому дает, кто правдой живет; Без правды жить легче, да помирать тяжело;

Предостережение от несоблюдения правды: Правда, что шило в мешке: не утаишь; Правда всегда наружу выйдет; Что в сердце варится, на лице не утаится; От правды отстать - куда пристать?

Об учете реальности в суждениях о правде:Правда - хорошо, а счастье - лучше; Правдой жить, палат кaмeнных не нажить; Не все то правда, что люди говорят; У всякого Павла своя правда; Про правду слышали, а кривду видели; По правде тyжим, а с кривдой живем.

Основополагающую ценностную характеристику российского менталитета по-прежнему составляет вера, в разные периоды проявлявшаяся как вера в Христа, в царя, в социальную справедливость или в коммунизм. Опираясь на полученные данные, К. А. Абульхановаинтерпрernpует доминантную особенность современных россиян как необыкновенный синтез веры в другого человека, в общество и в идеал. «Русский идеализм сочетал в себе определенную умозрительность, возвышенный характер размышлений, выразившихся в поисках правды, истины и смысла жизни, оторвавшихся от практической обыденной жизни», - пишет исследователь, подчеркивая склонность русского умственного склада «не к реффлексии, а к верованию» [Абульханова, 1997: 8]. Основанная на развитом воображении, мифологичности, сказочности российского сознания вера обусловила такую черту исторического русского характера, как терпение.

Терпение как житейская мудрость: На всякое хотенье есть терпенье; Терпенье - лучшее спасенье; Терпенье дает уменье; Не везде сила, где - уменье, а где - и терпенье; Без терпения, без любви хоть на свете не живи; Терпение и труд все перетрут; Все перемелется, мука будет; Терпеть не беда, было бы чего ждать; Терпи, казак., атаманом будешь; Оттерпишься, до чего-нибудь дотерпишься; Стерпится, слюбится; Что ни делается, все к лучшему; До свадьбы заживет; Будет и на нашей улице праздник.

• Терпение как христианская ценность:Бог терпел, да и нам велел; За терпенье дает Бог спасенье; для спасенья надобно терпенье; Без терпенья нет спасенья; Видно так Богу угодно; Кто малым доволен, тот у Бога не забыт.

Следующую целостную характеристику российской ментальности составляют идеалы общинности, соборности, коллективизма, сочувственного взаимопонимании и взаимоотношения, традиционно обусловливавшие жизнеспособность русского человека. Укорененность в русском самосознании представлений о своем «Я» в неразрывной связи с обществом, народом, государством нашла отражение во многих русских пословицах.

Представление о крестьянской общине как о традиционной ценности: Что мир порядил, то Бог рассудил; Мир судит один Бог; Мира никто не осудит; Мирская правда крепко стоит; Мир за себя постоит; На мир и суда нет; Вмиру виноватого нет; Что миром положено, тому и быть так; Как мир, так и мы; Где у мира рука, там моя голова; Мир не без добрых людей; С миру по нитке - голому рубаха; Отстал, сиротою стал; На весь мир не угодишь; На миру и смерть красна.

Коллектив как важнейшая ценность:Сто голов - сто умов; Один за всех, все за одного; Все за одного, один за всех; Один и камень не поднимешь, а миром и город передвинешь; Семеро одного не ждут; Нашего полку прибыло; Один в поле не воин; Одна пчела немного меду натаскает; Один палец не кулак; Один ворочаешь -- ошибок наворочаешь;Всякая сосна своему бору шумит; В согласном стаде волк не страшен; Не с деньгами жить, а с добрыми людьми; Свои люди - сочтемся; В тесноте, да не в обиде; Где тесно, там честно; где розно, там слезно; Вместе тесно, а врозь скучно; Вместе и горе легче переносится; Друг за дружку держаться - ничего не бояться; Берись дружно, не будет грузно; Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Проведенное исследование выявило также стремление к самостоятельности, которую К. А. Абульханова называет «неистребленной черртой русского национального характера», и неразрывно связанную с ним смелость.

• Смелость, решительность: Смелость города берет; Волка бояться, так и в лес не ходить; Таково уж дело, что надо идти смело; Кто смел, наперед поспел; Кто смел, тот и съел; Про доброе дело говори смело; Куй железо, пока горячо; То ли сё ли, задумано - делай!; Глаза страшат, а руки делают; Попытка lle пытка, а спрос не беда, Назвался груздем, полезай в кузов; Взялся за гуж, не говори, что не дюж; Либо пан, либо пропал; Семь бед - один ответ; Лиха беда начало.

Самостоятельность: Бог-то Бог, да и сам не будь плох; На Бога надейся, а сам не плошай; На Бога уповай, а без дела не бывай; Всяк своего счастья кузнец; Сам и швец, u жнец, и на дуде игрец; Сам заварил кашу, сам и расхлебывает; Подрастешь, даст Бог, сам наживешь.

Российское индивидуальное сознание, как показало исследование, является «слишком историчным, слишком общественным» [Абульхаанова 1997. 8-9], что, безусловно, способствовало сохранности в языковом сознании коренных, архетипических черт русской ментальности. Это еще раз подтверждает правомерностъ рассмотрения дошедшего до наших дней корпуса пословиц как отражающих аксиологический план русского этнического <<поля поведения и активности»; Здесь мы имеем в виду прежде всего укорененную потребность в вере, преданность духовным и моральным ценностям, связь с народом и страной, терпеливость, стремление к самостоятельности.

Отмеченные особенности национального самосознания и социальной практики обусловили самобытность русского межличностного дискурса, ориентированного на эмоциональную oткpытocть, истинность и содержательную значимость. Таким образом, становление аксиологического поля русского межличностного дискурса в значительной степени было и остается предопределенным унаследованными нравственными ценностями, которые сформировали его ядро и продолжают оказывать воздействие на личность и общество в целом.

 

Вопрос№21.Сопоставительное изучение языковых картин мира разных лингвокультур. Диссонанс национальных языковых картин мира в МКК и приведение их в соответствие как условие успешного межкультурного общения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...