Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физические качества спортсменов. Факторы, влияющие на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости.

При осуществлении двиг. Деятельности форма движения и его качественные хар-ки тесно связаны между собой. Движение – результат взаимодействия множества процессов, которые обуславливают его форму и качеств. Хар-ки. Нельзя себе представить движение лишенного к-л. Параметров по силе и скорости. Нельзя изолированное проявление выносливости, ловкости, коор.способ, гибкости. Каждое движение может хар-ся развиваемой силой и скоростью, когда упр. Выполняется по времени наступления утомления можно говорить о выносливости. При выполнении сложных двиг. актов упр. хар-сяловкостью с которой они осуществляются. Для спорта особую важность представляют максимальные проявления этих качеств. Сила, скорость, выносливость и ловкость обусловлены с одной стороны состоянием периферических элементов двиг. аппарата, с другой – нервной регуляции и с 3 стороны – состоянием вегететивных функций. Скелетные мышцы имеют ряд особенностей обуславливающие скоростно – силовые качества : 1.кол-во мышечных волокон.2 толщина их.3. параллельное расположение миофибрилл.4 состояние кровеносных сосудов. 5. Хим. состав мышц(белки, гликоген, креатин, фосфоген, АТФ). Скелетные мышц сокращаются только под влиянием нерв.импульсов, поэтому проявлении всех особенностей мышц возможно при соотв. Регуляции со стороны нервных центров. Движение с участием больших мышечных групп, проявление силы, скорости, выносливости и ловкости связаны с деятельностью вегетативных функций( особенно для выносливости). Следует отметить специфичность двиг. качеств отражающих особенности спортивной специализации. Двиг. качества не явл. Постоянной или неизменной величиной, степень проявления качеств зависит от тренированности по мере развития тренированности она увеличивается, а прекращений тренир. уменьшению. Большое значение для развития двиг. качеств играет совершенство координации движений к вегетативных функций. Ведущую роль в развитии двиг. качеств играет условно рефлекторная деятельность организма. Базирующая на безусловных рефлексах человека. В осуществлении деятельности значительную роль играют двиг. пусковые влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы

38.Физиологическая характеристика мышечной силы. Факторы, влияющие на ее развитие. Возрастные особенности развития этого качества.Мышечная сила хар-ся степень напряжения развиваемого мышцами. При этом обладая высококоординационным механизмом мышечные группы варьируют напряжение от нескольких групп до нескольких кг. На силу мышц влияют поперечник, толщина и направление мышечных волокн. Утолщение мышечных волокн связано с тренировкой в мышечных напряжениях. Силовая нагрузка способствует перестройки укреплению костного и суставно – связанного аппарата. В развитие силы принадлежит биохим. процессам. Силовая тренировка способствует увеличению в мышцах кол-во белков и повышению эффективности анаэробного энергетического обмена, ускорению ферматативных процессов. Развитию силы способствуют: 1.увеличение степени мобилизации двиг. функциональных единиц.2. торможению деятельности мышц антогонистов.3. симпатического отдела вегет. нерв.системы.4. стимулирование мышц адреналином. Величина максимальна силового напряжения зависит от кол-ва сокращающихся мышц. В мышцах различают:1 фазные волокна ( участ. в быстрых движениях) 2. Тонические волокна ( обес. тонус мышц). Фазные волокна обладают малой длительного потенциала, рефрактерности волны возбуждения, ноимеютвысоую лабильность. Фазные волокна делятся на:1.медленно сокращающиеся (красные)2. Быстро сокращающиеся (белые). Красные имеют биоглабина много, в них много гликогена, липидов, они пособны к длительной работе менее утомляемы. Белые волокна содержат более толстые и сильные миофибриллы, сокращающиеся с большой скоростью, но легко утомляемы. Силовая тренировка формирует условные рефлексы позволяющие мобилизовать возможно большего кол-во двиг. единиц. Важную роль в мыш. силе принадлежит гормонам эндокринных желез.(адреналин, глюкокортиноиды).

39.Физиологическая характеристика быстроты движения. Формы проявления быстроты. Возрастные особенности развития быстроты.Выносливость возможность человека повышать сопротивляемость организма утомлению и удлинение времени работоспособности. Термин «выносливость» может использоваться мышеч. и при умственной работе. Развитие выносливости совершенствует функций отдаляя момент резкого снижения работоспособности. Выносливость с физ. позиции имеет сложную природу и обусловливается морфологич., биохим. и физиол. изменений. Морфологическая основа обеспечивается в перестройке структуры мышц, связок, костей и вегетативных органов. В тренировке на выносливость определяющимиявл. изменения в деят. нервных центров. Под влиянием нервной регуляции совершенствуется кардиоресператорная система, обмен веществ и энергии, выделительная система, улучшается образование условных рефлексов лежащих в основе техники в той или иной спортивной деятельности. Выносливость явл. качественной характеристикой деятельности человека. В зависимости от специализации можно назвать: 1.общую ( формируется при выполнении упр. связанных с передвижением(плавание, бег, лыжи)) При выполнении этих упр. достигается и совершенная регуляция вегетативных функций. При тренировке на выносливость прослеживается перенос качественных особенностей двиг. деятельности.2 специальную. Различают:1.скоростную ( способность поддерживать высокую скорость, темп при максим.быстром перемещении) Физ. основы: развитие устойчивости нервных процессов, повышение устойчивости нервно-двиг. аппарата, быстрое восстановление энергоресурсов. 2статическую ( способность длительно удерживать мышечное усилие. Основным фактором явл. морфо-физиол. особенности мышц, способность нерв.центров длительно поддерживать возбуждение и кровообращение мышц и дыхания. Преодолевается неблагоприятное состояние для кардиоресператорной системы, натуживание.3 силовую.

40. Физиологические особенности развития выносливости. Возрастно-половые особенности выносливости организма. Выносливость- удлинение времени сохранения человеком работоспособности и повышенной сопротивляемости оргонизма утомлению, при действии физ нагрузок или условий внешней среды. Раз-ие выносливости способствует длительному сохранению работоспособности, отодвигая момент резкого снижения работоспособности. Выносливость зависит от многих параметров: длительность работы определяется скоростью и величиной нагрузки. В рез-те тренировки в орг-ме происходят сложные морфологические, физиолог-ее и биохим-ие процессы. В морфолог-ом отношении происходит перестройка в вегетативных оргонах, изм-е мышц, связок, костей происходит изм-ие физиолог-гохар-ра – процессы протекающее в нервной системе- процессы регуляции вегетативных фун-ций, совершенствование условнорефлекторных отношений. В биохимическом смысле происходит энергообеспечение длительной работы, которая как правило осуществляется в аэробных условиях при достаточном кол-ве кислорода и главным источником яв-ся гликоген, глюкоза, жиры.

41.Физиологические механизмы, обеспечивающие достижение тренированности (адаптация, упражняемость). Показатели тренированности в покое.В основе развития тренированности лежат механизмы срочной и долговременнойадаптации. Типичным примером срочной адаптации является стартовая реакция «боевой готовности». Характерные для нее повышение силы нервных процессов, концентрация мышечных усилий, экзальтированный ответ на внешние раздражения—это элемент срочного приспособления к предстоящей спортивнойборьбе. Механизмы срочной адаптации являются врожденными, наследственнообусловленными. На проявлении срочной адаптации сказываются типологические особенности (свойства) нервной системы. Процесс срочной адаптации реализуется по типу стресс-реакции. Максимальная мобилизация физиологических функций в этом случае осуществляется за счет избыточного выделения катехоламинов и кортикостероидов. К числу показателей тренированности в покое можно отнести: 1) изменения в состоянии центральной нервной системы, 2) изменения опорно-двигательного аппарата 3) изменения функции органов дыхания ,состава крови и т.п. Тренированный организм расходует, на­ходясь в покое, меньше энергии, чем нетренированный. Тренировка накладывает глубокий отпечаток на организм, вызывая в нем как морфологические, так физиологические и биохимические перестройки. Все они направлены на обеспечение высокой активности организма при выполнении работы. Реакции на стандартные (тестирующие) нагрузки у тренирован­ных лиц характеризуются следующими особенностями: 1) все показа­тели деятельности функциональных систем в начале работы (в период обрабатывания) оказываются выше, чем у нетренированных; 2) в про­цессе работы уровень физиологических сдвигов мене высок; 3) пери­од восстановления существенно короче. При одной и той же работе тренированные спортсмены расходуют меньше энергии, чем нетренированные. У первых меньше величина кислородного запроса, меньше размер кислородной задолженности, но относительно большая доля кислорода потребляется во время работы. Следовательно, одна и та же работа происходит у тренированных с юношей долей участия аэробных процессов, а у нетренированных — аэробных. Вместе с тем во время одинаковой работы у тренирован­ных ниже, чем у нетренированных, показатели потребления кислоро­да, вентиляции легких, частоты дыхания.

42.Физиологические особенности принципов спортивной тренировки (повторность, постепенность, систематичность, последовательность).Методические принципы физического воспитания совпа­дают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспи­тание — один из видов педагогического процесса и на него распростра­няются общие принципы педагогики: повторности, постепенности, систематичности, последовательности. Принцип систематичности — это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по фи­зической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематич­ности объясняется программное требование по дисциплине «Физи­ческая культура» — регулярное посещение всех занятий, предусмот­ренных учебным расписанием. Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последователь­ность в освоении учебного материала. Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха. Принцип постепенности предусматривает плавное повышение тренировочных нагрузок во всех циклах подготовки (в недельном, месячном, годичном), а также на всех этапах многолетнего процесса подведения лыжника к наивысшим результатам. С этой целью осуществляется систематический (педагогический и врачебный) контроль за соответствием применяемых нагрузок и сил и возможностей лыжников на каждом конкретном этапе тренировки и даже в отдельно взятом занятии. Вместе с тем постепенность увеличения нагрузок не может стать самоцелью в планировании подготовки. Только обоснованно высокий прирост объема и интенсивности нагрузок, особенно в подготовке взрослых и высококвалифицированных лыжников, позволит достичь наивысших результатов. Принцип повторности: При повторении изучаемых движений умения постепенно переходят в навыки. Все это происходит в процессе многократных повторений как отдельных элементов, так и способов в целом. Подобное происходит и при развитии физических качеств. В процессе их развития в центральной нервной системе, в мышцах, тканях, органах и системах организма происходят изменения, кото-рые возникают и углубляются при многократном повторении как отдельных упражнений, так и целого цикла тренировочных занятий. Однако упрочение навыков и повышение уровня развития физических качеств зависят не только от количества повторений отдельных занятий, но и от интервалов отдыха между ними. Чрезмерно длительные перерывы не позволяют закрепить и углубить те сдвиги, которые происходят в организме при повторном выполнении упражнений или тренировочных нагрузок. Для прочного закрепления возникающих сдвигов необходимо осуществить непрерывность подготовки лыжника-гонщика, которая обеспечивается определенной взаимосвязью между занятиями или отдельными нагрузками. Возникновение таких взаимосвязей зависит от точности планирования интервалов отдыха между занятиями. Принцип последовательности: придумать самому.

44.Физиологические механизмы тренированности. Показатели тренированности при дозированной и предельной работе.Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения. Важная задача упражнения — сохра­нить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В ходе упражнения совер­шенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выде­лительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы нейрогуморального регулирования. Тренированный расходует при предельной работе больше энергии, чемнетренирован­ный, а объясняется тем, что сама работа, произведеннаятренирован­ным, превышает величину работы, которую может выполнить нетре­нированный. Экономизация проявляется в несколько меньшемрасхо­деэнергии на единицу работы, однако весь объем работы у трениро­ванного при предельной работе настолько велик, что общая величина затраченной энергии оказывается очень большой. Тренированный организм выполняет стандартную работу более экономно, чем нетренированный. Тренировка обусловливает такие приспособительные изменения в организме, которые вызывают экономизацию всех физиологических функций. Одна и та же работа по мере развития тренированности становится менее утоми­тельной. Для нетренированного стандартная работа может оказаться относительно трудной, выполняется им с напряжением, характерным для тяжелой работы, и вызывает утомление, тогда как для тренирован­ного та же нагрузка будет относительно легкой, потребует меньшего напряжения и не вызовет большого утомления. Эти два взаимосвязанных результата тренировки возрастающая экономичность и уменьшающаяся утомительность работы — отража­ют ее физиологическое значение для организма. Явление экономизации обнаружилось, как было показано выше, уже при исследовании организма в состоянии покоя.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...