Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура системы СМИ: общая характеристика. Типология СМИ. Типоформирующие факторы.

Социальная позиция журналиста.

Социальная позиция журналиста - совокупность принципов, которые исповедует журналист, определяет его позицию.Тот момент истины, который постигает журналист для себя в каждый конкретный момент своего бытия, определяет его ценностные ориентиры. Именно с позиции открывшейся ему истины он определяет, что такое есть, например, добро и справедливость. И уже на этой основе определяет свою социальную позицию, то есть решает, на стороне какой социальной группы выступать и как действовать, чтобы в наибольшей степени его оценки и предложения отвечали бы, действительно требованиям добра и справедливости.

Известны разные способы проявления социальной позиции журналиста:

Не обращать внимания на иные мнения, критику, обвинения, продолжать подробнее и точнее обрисовывать свою позицию, приводя все более убедительные аргументы. Это способ так называемого принципиального отстаивания своих принципов.

Реагировать на критику и обвинения, сглаживая углы, смягчая выражения в своих высказываниях. Это может быть истолковано как стремление к компромиссу, уважение инакомыслия.

Предложить аудитории все разнообразие мнений, не высказывая при этом своего мнения. Это забота о беспристрастной подаче материала.

Поиск компромисса на базе взаимных уступок – это синтез трех предыдущих способов. В этом случае происходит апелляция к общечеловеческим ценностям. Но частногрупповые или личностные ценности могут вступать в противоречие с общечеловеческими.

Что необходимо журналисту для формирования социальной позиции:

1. Журналист должен исходить из приоритета общечеловеческого, вычленить в частном то, что согласуется с общим, бороться за это согласованное общее и одновременно указывать на тот частный эгоистический интерес, который не совместим с общечеловеческими требованиями. В связи с этим от журналиста требуется как можно более ясное понимание окружающего мира, всесторонняя ориентация в системе общественных отношений.

2. Кроме того, журналисту придется определить для себя свое собственное место в структуре сообщества.

3. Журналист должен понимать суть противоречий между частями общества: Западом и Востоком, бедными и богатыми и т.д. Учитывать, что решение глобальных проблем человечества не под силу отдельно взятой самой сильной державе. Поэтому нужно деидеологизировать международные отношения и формировать их на новой основе взаимной заинтересованности в сохранении общего дома – планеты Земля.

Социальная позиция определяет особенности видение будущего журналистом, и потому определяет его информационную политику, характер его взаимодействия с общественным мнением, историческим сознанием, мировоззрением и миросозерцанием.

Когда журналист обретает ту или иную социальную позицию, то есть определяет силы, которые он намерен поддерживать, возникает вопрос его независимости. Независимость от внешнего воздействия – это возможность и способность самостоятельно принимать решения и действовать по внутреннему убеждению.

Но есть еще один вид зависимости, при котором журналист попадает под влияние сил, которые он поддерживает, и становится зависимым от их мнения, а можно сказать и от своих убеждений. Убеждения диктуют ему поведение. Само по себе наличие убеждений, принципов – дело хорошее. Но нередко это превращается в диктат, распространяющийся от журналиста во вне. Он начинает активно противодействовать инакомыслию. Защищенный от внешнего давления своими принципами, он сам осуществляет давление на окружающий мир, надеясь и пытаясь перекроить его по своему усмотрению.

Есть такой вариант независимости, когда позиции автора просто не существует, и автор подвержен влиянию любых других идей и людей, зависим от них. Это худший из видов зависимости, который называется беспринципностью.

Корректировка позиции в результате диалога – не беспринципность и тем более не зависимость от кого-то, это эволюция независимой позиции. Если позиции внутри одной редакции не удается корректировать с помощью диалога, то можно покинуть эту редакцию, найти единомышленников или создать свое издание. А можно сменить свою позицию в пользу руководства редакции, что уже можно определять как беспринципность.

Концепция социальной ответственности журналиста.

Концепция социальной ответственности сформировалась тогда, когда журналистика стала массовой, стала социальным институтом. Положение о социальной ответственности входит практически во все кодексы профессиональной этики журналиста. В российском кодексе профессиональной этики журналиста положение о социальной ответственности журналиста сформулировано в первой статье первой главы (принципы профессиональной этики). “Журналист ответствен перед читателями, зрителями, слушателями, а также перед обществом в целом в лице его конституционных институтов за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое и своевременное информирование аудитории об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Обеспечение права граждан на информацию - первейшая обязанность журналиста. Недопустимо использование СМИ в ущерб интересам общества, правам и законными интересам личности, для проповеди войны и насилия, национальной, социальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также для манипулирования общественным мнением и монополизации гласности”.

В Международных принципах профессиональной этики журналиста, принятых в Париже 20 ноября 1983, положение о социальной ответственности сформулировано в принципе 3: “В журналистике информация понимается как общественное благо, а не как предмет потребления. Это означает, что журналист разделяет ответственность за переданную информацию. Он ответствен не только перед теми, кто контролирует СМИ, но прежде всего перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность журналиста требует, чтобы во всех обстоятельствах он действовал в соответствии со своим нравственным сознанием”.

С точки зрения общества, долг журналиста - высокий долг, и нужно быть честным по отношению к нему.

По мере развития гражданского общества и правового государства, обнаруживалось, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности, требуется правовое регулирование деятельности СМИ, а это ведет к формированию концепции ответственности свободы СМИ.

Типология СМИ

Типология - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы про­фессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усво­ить некоторые методологические положения.

Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объе­му, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, ху­дожественное оформление и др.). Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от мно­гих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) при­чин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных про­изводственных объединений на базе отдельных предприятий вы­звало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам.

В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий.

Наконец, еще одно предварительное замечание. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типо­логические системы, причем нередко среди специалистов разго­раются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факто­ры и признаки типологизации, какие из них важнее — то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т.п.

Параметры типологизации: Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-тер­риториальным устройством государства. Подчеркнем, что за осно­ву берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Если зона регулярного действия средства информации расши­ряется до международных масштабов, то оно получает статус транс­национального (или наднационального).

Следующий уровень — общенациональные СМИ (для нашей стра­ны — общероссийские, федеральные). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части.Конкретное содержание всякий раз вкладывается и в понятие «региональные СМИ». Это могут быть и издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации (республики, области, Москву и Петербург), и периодика, рассчитанная на более крупную, исто­рически сложившуюся часть страны, отличающуюся природны­ми, экономическими, национально-культурными особенностями.

Под местной прессой в последние годы стали понимать глав­ным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потреби­тельский спрос.

В России получила распространение и муниципальная прес­са — сравнительно новые у нас газеты городских районов, волос­тей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муници­пальной власти). В то же время продолжают выходить газеты предпри­ятий, учреждений и учебных заведений.

В условиях конкуренции симпатии аудитории заметно перерас­пределяются в пользу региональных СМИ, что в большей степени характерно для печати и в меньшей — для телевидения. Это связа­но и с более полным учетом их редакциями запросов населения, и с относительно невысокой ценой «домашних» изданий.

Учредители. На этом фоне как небольшая группа воспринимаются партийные издания.

Со своей стороны определенные интересы в печати и на телевидении отстаивают и конкуриру­ющие между собой группировки бизнесменов. Поэтому описание прессы «по учредителю» полезно дополнять характеристикой групп влияния, связанных с редакцией через спонсорство, личные взаи­моотношения, совместную предпринимательскую и политическую деятельность. Впрочем, сложилась уже своеобразная типология крупнейших групп влияния и реальных собственников, фактически распоряжа­ющихся большинством российских СМИ: промышленно-финансовые группы (Газпром, ЛУКОЙЛ, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.), пресс-монополии (так называемые медиаимперии Б. Бере­зовского, «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.), администрация (в осо­бенности через соучредительство вместе с редакциями региональ­ных и местных изданий и владение большинством телеканалов).

Аудитория. В самом широком плане существует деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные. В литературе прежних лет упо­треблялось наименование «общественно-политическая пресса». Сейчас же применительно к нашей прессе стоит употребить термин «универсальная газета» или издания общего профиля, предназначенные любой ауди­тории, без сегментирования, то есть разделения ее по какому-нибудь признаку. Под давлением условий существования редакции сами уточня­ют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так, в конце 90-х годов наиболее массовые по тиражу газеты («АиФ», «Комсомольская правда», «Труд») обозна­чили тематику публикаций как универсальную, политическими себя назвали только «Коммерсант-Daily», «Новые Известия» и «Правда». Специализированная периодика рассчитана на определенную аудиторию, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль ориентиров в этом случае играют со­циально-демографические характеристики (пол, возраст, образо­вание, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка. Так, узко на­правленная пресса издается для групп потребителей, объединен­ных по личным интересам (для автомобилистов-любителей - «5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д.).

Социологические исследования показывают, что значительная часть журналистов плохо знает свою предполагаемую аудиторию. Огромный массив публикаций обращен к некоему абстрактному читателю. Это влечет за собой усредненный стиль материалов, без­ликость изданий и их похожесть друг на друга. Позволить себе рос­кошь рассчитывать на интерес всех слоев населения могут разве что ведущие общенациональные издания и программы вещания. Издательские характеристики. Имеется в виду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Это отнюдь не формальные атрибуты. Различают ежедневные издания, недельные, декадные, помесячные, ежеквартальные, а также не имеющие регулярной периодичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике. Формат обозначается стандартными параметрами. В вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостна модель программы или канала (например, музыкальный или ин формационно-музыкальный форматы). Для прессы установлен стандартные размеры страниц: А2, A3 и А4. Названные параметры обязаны своим проис­хождением размерам типографской бумаги, на которые настрое­ны печатные машины. С появлением возможнос­ти печатания тиража на зарубежной технике в издательское дело пришел новый формат - таблоид — он чуть меньше привычного A3. Таблоидный фор­мат можно встретить в еженедельниках газетного типа, новых тон­ких журналах, а также в газетах, генетически связанных со своими западными прообразами. В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хроно­метраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т.п.). В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц, как говорят далекие от журналистики люди): четырехпо­лосное, восьмиполосное издание и т.д.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систе­му журналистики. В структурном плане ее представляют три груп­пы средств информации: - печатная пресса: газеты, журналы, еженедельники (газет­ного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари; - аудиовизуальные СМИ - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, про­межуточную подгруппу образует телетекст; - информационные службы — телеграфные агентства, реклам­ные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

 

11.Периодическая печать в системе СМИ: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.

Печать - наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений. Они характеризуются ограниченным и непостоянным распространением изданий, адресованностью узкой аудитории, отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать продукцию. Типологические признаки: 1. Издатель. 2. Цели и задачи. Один из основных типоформирующих признаков издания. Для его определения в процессе анализа следует ответить на вопросы:

- какие задачи стоят перед изданием в соответствии с задачами учредителя и издателя (из государственных и отраслевых нормативных документов); - какова программа периодического издания? (из редакционных статей в первых номерах года и из других источников); - как издание выполняет свои задачи и программу фактически? (тематика материалов, их содержание, жанры, разделы, рубрики, авторский состав, направленные на решение данной программы; примеры выполнения и невыполнения программы); - какую роль в выполнении задач и программы играют жанры, структура, читательский и авторский состав и другие признаки? (без подробностей, только в связи с программой, т.к. анализ других типологических признаков будет выполнен отдельно). 3. Читательская аудитория. Читательскую аудиторию следует определить из: а) материалов читательских конференций (если таковые редакцией проводились); б) редакционных отчетов или передовых статей; в) по письмам читателей и их обзорам; г) по характеру материалов.

4. Авторский состав. Определяется из материалов читательских конференций, редакционных отчетов и по подписям к публикациям. 5. Внутренняя структура. Следует выписать все разделы и рубрики из журнальных номеров, отметить их повторяемость, определить физическое и содержательное соотношение между ними. Одни разделы в журнале постоянны, появляются из номера в номер, другие - 2-3 раза в год, третьи, появившись однажды, исчезают совсем, уступив место новым. 6. Жанры. Кроме известных жанров публицистики (статья, корреспонденция, репортаж, очерк, зарисовка, заметка и пр.) имеется ряд специфических жанров, присущих только отдельным изданиям. Среди них, например, для специальных журналов нужно различать (и применять в процессе анализа) следующие: научная статья, сообщение, специальная статья, заметка, информационная специальная статья, рецензия, обзор и т.д. 7. Оформление. Определить количество иллюстраций различных типов - цветные и черно-белые фотоснимки, рисунки, диаграммы, схемы и т.п., а также площадь, которую они занимают в общем объеме журнального или газетного номера (например, в переводе на число полос или в процентах).8.Периодичность. Определить, насколько периодичность издания соответствует его задачам и типу. Сравнить с другими аналогичными изданиями. В какие промежутки времени издание выходит в свет фактически? 9. Объем. Данные по объему берутся из выходных сведений в учетно-издательских и физических листах. Эти данные следует сравнить между собой с целью определения плотности печатного листа. Определить число полос в номере при данном формате журнала, газеты. Сопоставить объем издания с другими, аналогичными по типу, отметить изменения этого показателя во времени, если таковые имеют место, и их причины. Для листового издания термин “объем” может быть заменен термином “площадь”. 10. Тираж. Среди разных понятий тиража (годовой, месячный и др.) для исследования обычно применяется понятие разовый тираж одного номера (выпуска). Определяется тираж как средний показатель из выходных сведений по всем номерам года (для журнала) или месяца, недели (для газеты).

В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I. Любопытно, что на западе первые газеты были коммерческого характера, то у нас «Ведомости» были газетой пропагандистской, издаваемой самодержцем с целью продвижения государственных реформ. Плюсы печати: – возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер; – возможность отложенного чтения – до удобного времени; – возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе. Минус печати:– недостаток оперативности;– отсутствие непосредственной интерактивности;– дороговизна. Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики: - по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);- по учредителю (государственная и негосударственная пресса);- по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);- по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);- по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);-по содержательному наполнению (качественная и массовая).

Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные. Универсальные реализуют модель "для всех обо всем". Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели: – "для всех не обо всем" (тематическая профилизация прессы - "Спорт-Экспресс", "СПИД-инфо", "Финансовая Россия");– "не для всех не обо всем" (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские).

Интернет как СМИ.

Интернет.

В 85 году интернет только начал захватывать пространства.

Новая структура общества - инф.общество:

1) быстрый доступ к инф.

2) глобализация

3) превращение инф. В производительную силу (телевизионная медицина)

4) нац. границы легко преодолеваются с помощью интернета

5) общество суток - 24 часа (развитие в течение суток).

Информация идет с Востока на Запад как Солнце. Инф. Технологии затрагивают все фин.потоки и создаются сети. Изменения в МИ - цифровые технологии. Конвергенция - соединение разных видов информации. Билл Гейтс пытается создать новый компьютер, другие умные чуваки пытаются подключить телевизор к интернету (и на метле в космос). Инф.общество - общество знания. Изменения методов обмена инф. Рассекречиваются мощные инф.структуры, бывшие до этого секретными. Рассекретили интернет. Сначала использовали только для почты.

В 90 гг. Новые подходы в передаче звука и изображения. Дигитализация позволила передавать по сетям звук и изображение.

Инф.супермагистраль - система оптико-волок. Струк., по кот. с большой скоростью передается информация, космич.ТВ и газеты (Inf. General tribune, Financial time, etc). С политической т.з. нет границ для информации - идея ликвидации нац.гос-в. Сетевые организации - опред.группы общ. Между собой, игнорируя границы. По их галлюцинациям будущее общество - не общество гос-в, а общ-во сетей.

В инф.общ-ве решающую роль играют инф.связи.

2 подхода к инф.общ-ву:

1) евр.подход - обеспечить всем равный доступ, чтобы избежать инф.неравенства. Ввести библиотеки, где можно пользоваться и-нетом.

2) у нас- комп для каждой семьи, развитие телефонной сети, улучшение обучению технологиям в школе

А в США:

1) компы вместо ТВ, ставить декодер и передавать инф. Через антенну.

 

С 85 по 99г. Изменения: газеты не умерли, но и не выросли. Радио растет. Иногда газета быстрее, чем и-нет иТВ. Газета, ТВ и РВ - путеводит. По инф.

В Европе - соц.направленность инф.об-ва, в США - коммерческая. Европейский Союз сохранил за собой право определить основные направления политики перехода к инф.общ-ву., но единая политика пока не осуществляется из-за различного уровня экономического и технологического развития, разная степень готовности нац.инф.структур, несхожие гос.приоритеты.

Англия - обеспечила себе обширные рынки, лидирует по внедрению инф.техники в госуправление и общественную жизнь. Рейтер -самые крутые. Роль библиотек как гаранта свободного доступа к минимальному набору новых инф и коммуникационных услуг. Финансировать все должен частный бизнес.

Германия - не супер, но ничего так (дойче телеком). 96 - нац.программа «инфо 2000. Путь Германии к инф.общ-ву.» 97 - первый в Европе закон по и-нету, предусматривающий ответственность за распространение всех материалов, которые не должны появляться на экране компьютера - насилие, порнография, оскорбления чел.достоинства.

Франция - пионер. Первая сеть интерактивных терминалов «Минитель» -82-83гг. Некоторые терминалы обеспечивают и доступ к и-нету. У Фр. Есть все условия для развития инф и коммуникационной инфраструктуры. 95 -проект по созданию супермагистралей, чтобы создать франкоязычные серверы. С другой стороны политика по защите языка и культуры тормозит развитие и-нета.

 

 

Прежде всего, стоит отметить, что все компьютерное сетевое пространство представляет собой новое средство массовой информации.

Адреса для поиска сетевых периодических изданий в Интернете: www.rambler.ru; www.ru/media; www.au.ru; www.list.ru; www.stars.ru и др.

Сетевые периодические издания представлены в двух видах:

а) электронные версии печатных изданий, которые все солидные газеты и журналы (“Московский комсомолец”, “Московские новости”, Общая газета”, “Огонек”, “Новый мир” и др.) помещают в Интернет, и

б) собственно электронные издания.

Эффективность электронных версий состоит в способе их передачи и доставки, которыми пользуется часть читателей как единственным источником информации, и в скорости её получения, не сравнимой с традиционными формами. Ведь текст электронной версии можно прочитать намного раньше, чем издание выйдет в свет. Особенно это относится к толстым журналам. Электронная версия не всегда является копией бумажного издания. Редакции иногда практикуют публикацию текстов, существующих только в электронном виде и отсутствующих в бумажном варианте.

Электронные версии, однако, не следует относить к электронным СМИ. Это только форма передачи печатного издания. Иное дело – оригинальные электронные издания, изначально созданные и функционирующие в сетях.

В сети Интернет представлены все крупные информационные агентства России - ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, Интерфакс и др. Кроме того, созданы и функционируют собственно электронные информационные агентства. Одним из таких агентств является НСН (Национальная служба новостей), в англоязычном варианте – NNS (Nasional news service). Это агентство основано в 1994 г. в виде акционерного общества закрытого типа.

Основу сетевых СМИ составляют принципиально новый вид периодических изданий - сетевые газеты и журналы. стоит отметить журнал «Московский либертариум», общественно-политический журнал «Intellectual Capital», «Zhurnal.Ru», «Русский журнал», «Вечерний Интернет», «Форум»; газеты «Ежековская правда» и «Gazeta.Ru».

Началом выпуска сетевых периодических изданий как системы можно считать возникновение в 1996 г. известного “Журнала.Ру” и нескольких других сетевых органов. Этапом в развитии сетевой периодики явилось создание “Содружества on-line периодических изданий”, о чем было впервые объявлено 19 марта 1997 г. в “Журнале.Ру”. Затем был опубликован Манифест Содружества, где говорилось об объединении “более пятидесяти различных по тематике электронных изданий”, а само “Содружество” названо “неофициальной гильдией российского Интернета”. Авторы Манифеста объявили о создании ЕЖЕ-движения, задачи которого – объединять создающиеся сетевые периодические издания – ЕЖЕдневные, ЕЖЕнедельные, ЕЖЕмесячные и т. п. Варьирование с приставкой “Еже” (ЕЖЕпроект, ЕЖЕавторы и т. п.) привели к созданию терминов: “ежедневки” и “еженедельки”. Эти понятия определяют подборки актуальных информационных сообщений для ежедневных и еженедельных изданий. Тексты подборок готовятся профессиональными журналистами для своих сетевых изданий, но предлагаются для бесплатного использования всем другим. Можно сказать, что в данном случае Содружество выступает как информационное агентство. Единственно, что требуется от любого издания, пожелавшего пользоваться этой информацией, – это установить на своем сервере рисованные эмблемки “ежедневок” и “еженеделек”.

Центральным органом “ЕЖЕ-движения”, призванным реализовать идеологию последнего, стала “ЕЖЕковская правда” [http://www.ezhe.com/pravda], как обозначено в подзаголовке, “ежедневная газета Содружества on-line периодических изданий”. С 5 июня 1998 г. газета “обновляется в режиме on-line”, что фактически превратило ее в дайджест сетевых изданий. Тексты газеты состоят из подборок анонсов с гиперссылками на публикации из различных изданий. Так, в одном из номеров 1999 г. приводятся подборки из “Русского журнала” (“Ежедневные политические новости Андрея Левкина”, “Книги на завтра” от Александра Зайцева и др.); “Журнала on-line”, “Московского либертариума”, “Неофициальной Москвы”, “The Internet Times”. Приводятся обзоры различных, в том числе частных, серверов: “Сидор Синебрюхов”, “Новости ЕЖЕсервера”, “Новости с сайта Sentinel”, “HackZone-обозрение”. Наряду с этим “ЕЖЕковская правда” публикует подборки материалов по тематическому принципу: “Джаз в России”, “Сетевая словесность”, “Музыка-Шоубизнес”, “Новости электронных библиотек”, “Дамский клуб”, “KINNO-NET” и др. Часть публикаций в тематических подборках являются оригинальными, готовятся специально для “ЕЖЕковской правды”.

1 марта 1999 г. ознаменовалось важным событием в истории отечественной российской сетевой периодики – вышел первый номер новой газеты под названием “Gazeta.RU”. Высокий уровень художественного оформления, созданное известным сетевым дизайнером Артемием Лебедевым, автором дизайна ряда лучших сетевых изданий, оформителем известных сайтов и серверов; хороший подбор качественных текстов, актуальность тематики, публицистичность, язык, стиль и редактура, - все это уже ставит “Газету.Ру” в ряд самых значительных сетевых органов. Однако главной чертой нового издания стала сверхоперативность: газета выходит ежедневно, в рабочие дни, пять раз в неделю, в режиме “прямого эфира”. В выходных данных проставляются: дата, часы, минуты и секунды – время вхождения в электронный адрес газеты. Это отражает истинное положение дел, потому что обновление информационных сообщений производится круглосуточно. Как сообщает редакция, в течение суток публикуется около 20 новых материалов. Естественно, публикация такого массива оперативной информации была бы невозможна, если бы готовилась собственными корреспондентами или кругом “своих” авторов. “Газета.Ру”, исходя из представлений большинства ведущих деятелей российского Интернета о всеобщности информационного пространства (в смысле доступа и права использования информации), публикует и предоставляет читателям возможность читать с помощью ссылок большое количество материалов из других, самых разных источников.

Если же придерживаться традиционной терминологии, то газета, которая, как тип периодического издания, вследствие жесткой конкуренции,стала в последнее десятилетие сдавать свои позиции телевидению ввиду безнадежного отставания в оперативности, возродилась, по закону отрицания, в новом, более совершенном виде. Если же отойти от традиции, мы просто имеем дело с новым явлением, в другой видовой иерархии – сетевых СМИ.

Среди многих сетевых изданий российского Интернета по уровню идей, культуры, языка, профессионализму журналистов и дизайнеров, постановке проблем явно выделяются два журнала – это “Zhurnal.RU” и “Русский журнал”. Оба издания связаны друг с другом общим кругом авторов, взаимным обменом публикуемых материалов, перекрестными ссылками - и по тематике, и по рубрикам, и по авторам. Оба журнала распространяются по бесплатной подписке.

“ZHURNAL.RU” [http://www.zhurnal/ru] начал выходить с 1996 года. В настоящее время является одним из лидеров сетевых изданий. Главный редактор - Евгений Горный. Имеет высокие рейтинги в информационно-поисковых системах, высокий индекс цитирования как в сетевых, так и в бумажных изданиях. Основные проблемно-тематические направления журнала – общественно-политическое, литературно-художественное, публицистическое, культурологическое, искусствоведческое. Рассчитан на интеллектуальную элиту. Наиболее употребительные жанры – информационные сообщения, аналитические статьи и заметки, обзоры, рецензии.

“Журнал.Ру” имеет четкую, неизменяемую в целом структуру, включающую постоянные тематические разделы. На первом месте в журнале – общественно-политические новости в разделе “Полит.Ру”, который ведет Андрей Левкин, один из самых активных авторов не только “Журнала Ру”, но и “Русского журнала”, и других изданий Содружества сетевой периодики, охотно публикуя как перепечатки, так и оригинальные работы А.Левкина.

“РУССКИЙ ЖУРНАЛ” [www.russ.ru] – одно из самых значительных сетевых изданий. Первый номер “Русского журнала” вышел 14 июля 1997 года. Этому предшествовала весьма тщательная подготовка, связанная с поиском эффективной типологической модели издания, включающей цели, задачи, концепцию и основное проблемно-тематическое направление. Создатель и главный редактор - Глеб Павловский. Судя по высказанным идеям, при создании “Русского журнала” свои намерения и амбиции редакция связывала с фундаментальной гуманитарной культурологической информацией. Недаром речь шла о “культуре книги”, о “книжном обозрении”, о банке “управляющих идей” и периодичность издания соответственно предполагалась ежемесячная.

Наряду с фундаментальной частью издания на сервере журнала хранятся и пополняются (в основном путем гиперссылок) электронные версии печатных газет и журналов (раздел “Пресса в Сети”): “Огонек”, “Известия”, “Русская мысль”, “Комсомольская правда”, “Московские новости”, “Толстые журналы”, “Искусство кино”, “Профиль”, “Эксперт”. Кроме того, в разделе “Сетевые издания” представлены: “Zhurnal.Ru”, “Газета.Ру”, “Вечерний Интернет”, “Паравозов-news”, “Либертариум”, “Intellectual Capital”, “ЕЖЕковская правда” и др. обзоры иностранной прессы, современной российской литературы и торговли сетевыми книжными изданиями в “Русском журнале” также представлены соответствующими разделами. Один из них посвящен рекламе, где помещены рекламные сообщения в основном культурологического характера (периодика, книги, искусство и пр.).

 

СМИ и конвергенция

Конвергенция

Пришла на смену информационным супермагистралям - information highway. Алберт Гор - глобальная информ-я инфраструктура - national information infrastructure. Необходимость внедрить компьютеры в школы, Вузы, библиотеки, в организации здравоохранения, чтобы максимально использовать доступ к ним. Принцип универсальной услуги - во всех развитых странах с пользователей телефонов и телекоммуникаций собирается плата, на эти деньги частично субсидируют Инет в Вузах, школах, и т.д. Гос-во не делает прямых инвестиций в телеф. телекомм-ции - частный бизнес. Раньше шли деньги на телефонизацию всей страны. Универсальная услуга направлена лишь на развитие Инета: поощрение прокладки оптико-волоконных кабелей.

Информационная супермагистраль: проблема информатизации богатых и бедных стран, доступна только развитым странам.

Конвергенция (слияние термин, употребляемый в политологии - в будущем лучшие черты капитализма и социализма сольются) = инф. техн-и +телеф. комм-ции + компьютеры и софт.

Общество создает множество инф-и, технологий, чтобы зафиксировать, обработать и доставить эту инф-ю, средства получения, а также хранения инф-и. Но конвергенция всех этих сфер еще не состоялась. К конвергенции подталкивают определенные факторы технического развития:

1 ) платформа (способ доставки инф-го сигнала - цифровой, через спутник или кабель, телефонный, телевизионный, эфир, радиоспектр)

2 ) спутник (объемное оборудование после сбивки () сигнала, удаленность).

3 ) кабель (самый надежный - телефонный, но необходимо его круто модерни­зировать, а на это нужны инвестиции)

4 ) эфир (ненадежен из-за атмосферных помех, отражений. Микроволновый способ передачи: на расстоянии прямой видимости расставлены ретрансляторы. А все вокруг - жареные окорочка (шутка))

Инфо к размышлению: Комп более удобен, чем ТВ. Отсюда мысль - ТВ будущего.

Проблема разрыва между информационно богатыми и бедными странами или Какого хрена нам нужны новости Бурунди!

Вариант решения: Инет будет дешеветь и подтянет бедные страны. Обломались. Развитие использ

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...