Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура системы СМИ: общая характеристикаПод массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; СИСТЕМА (от греч. sysntema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса. Среди функций СМИ выделяют следующие: - информационную (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях); - комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой); - познавательно-просветительную (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей); - функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью; их влияние на взгляды и поведения людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально - политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства); - гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата). Разнообразие изданий и программ, составляющих систему средств массовой информации, явилось результатом возникновение и преобразования разных типов газет, еженедельников, журналов, каналов радио и телевидения в совокупности составляющих их программ. Основой дифференциации послужило стремление разнообразить проблемно - тематическую направленность, обратится к разным слоям аудитории, сосредоточиться на освещении жизни различных регионов сфер деятельности, областях интересов, представить аудитории позиции разных общественных сил. Эти дифференцирующие факторы действуют постоянно и определяют процессы видоизменения системы СМИ в зависимости от характера содержания каждого из факторов. Таким образом, в процессе дифференциации, при формировании всего разнообразия изданий и программ, складывается большая совокупность СМИ. Аудитории предстоит выбрать некоторые из них в соответствии с запросами и интересами и независимо от того, сознают эти журналисты или нет, между СМИ возникают отношения как между всеми сразу, так и между теми, к которым обращаются тот или иной слой аудитории. Дополнения: Система СМИ – совокупность и совместное функционирование всех видов СМИ. Будь-то газета, радио или ТВ. Каждый из этих элементов влияет друг на друга. Радио и телевидение превосходят другие средства массовой информации по своей оперативности, возможности информировать людей непосредственно с места события. Газета, а тем более журнал или книга уступают им в оперативности, однако они более обстоятельны, располагают более широкими возможностями для анализа, обобщения, комментирования. Содержащуюся в них информацию можно сохранить, при необходимости возвратиться к ней, сравнить с вновь поступившей. Радиосообщения требуют значительно меньшего напряжения и усилия для понимания и восприятия, нежели сообщения печатные. Важна и скорость, с которой при помощи радио распространяются сообщения. Богатым арсеналом средств формирования эмоционального отношения слушателей к обсуждаемым проблемам обладают на радио устное слово, музыка, шумы и другие технические приемы радиовещания. Поток информации от источника к получателю с учетом специфики каждого канала может быть представлен следующим образом: «Изложение по радио репортажа о данном событии в его развертывании — каждый час новые детали, более многогранная и обобщающая картина этого события с показом видимых и поэтому особенно убедительных деталей — в тот же вечер по телевидению и в иллюстрированной вечерней газете, и, наконец, полная картина того же события с оценкой а обстоятельном комментарии, завершающем формирование социальной установки по отношению к нему, — на следующее утро в газете. А через две недели — на этот раз в кинохронике — напоминание о событии и закрепление сформированной ранее социальной установки. Через месяц — в журнале статья, анализирующая это событие во всех его взаимосвязях». Типология СМИ Типология - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. При изучении журналистики задача заключается в том, чтобы профессионально грамотно ориентироваться в тенденциях развития системы СМИ и уметь давать типологическое описание каждого конкретного издания или программы вещания. Сначала надо усвоить некоторые методологические положения. Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объему, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, художественное оформление и др.). Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных производственных объединений на базе отдельных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам. В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий. Наконец, еще одно предварительное замечание. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типологические системы, причем нередко среди специалистов разгораются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факторы и признаки типологизации, какие из них важнее — то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т.п. Параметры типологизации: Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-территориальным устройством государства. Подчеркнем, что за основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Если зона регулярного действия средства информации расширяется до международных масштабов, то оно получает статус транснационального (или наднационального). Следующий уровень — общенациональные СМИ (для нашей страны — общероссийские, федеральные). Таковыми они становятся, если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части.Конкретное содержание всякий раз вкладывается и в понятие «региональные СМИ». Это могут быть и издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации (республики, области, Москву и Петербург), и периодика, рассчитанная на более крупную, исторически сложившуюся часть страны, отличающуюся природными, экономическими, национально-культурными особенностями. Под местной прессой в последние годы стали понимать главным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потребительский спрос. В России получила распространение и муниципальная пресса — сравнительно новые у нас газеты городских районов, волостей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муниципальной власти). В то же время продолжают выходить газеты предприятий, учреждений и учебных заведений. В условиях конкуренции симпатии аудитории заметно перераспределяются в пользу региональных СМИ, что в большей степени характерно для печати и в меньшей — для телевидения. Это связано и с более полным учетом их редакциями запросов населения, и с относительно невысокой ценой «домашних» изданий. Учредители. На этом фоне как небольшая группа воспринимаются партийные издания. Со своей стороны определенные интересы в печати и на телевидении отстаивают и конкурирующие между собой группировки бизнесменов. Поэтому описание прессы «по учредителю» полезно дополнять характеристикой групп влияния, связанных с редакцией через спонсорство, личные взаимоотношения, совместную предпринимательскую и политическую деятельность. Впрочем, сложилась уже своеобразная типология крупнейших групп влияния и реальных собственников, фактически распоряжающихся большинством российских СМИ: промышленно-финансовые группы (Газпром, ЛУКОЙЛ, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.), пресс-монополии (так называемые медиаимперии Б. Березовского, «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.), администрация (в особенности через соучредительство вместе с редакциями региональных и местных изданий и владение большинством телеканалов). Аудитория. В самом широком плане существует деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные. В литературе прежних лет употреблялось наименование «общественно-политическая пресса». Сейчас же применительно к нашей прессе стоит употребить термин «универсальная газета» или издания общего профиля, предназначенные любой аудитории, без сегментирования, то есть разделения ее по какому-нибудь признаку. Под давлением условий существования редакции сами уточняют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так, в конце 90-х годов наиболее массовые по тиражу газеты («АиФ», «Комсомольская правда», «Труд») обозначили тематику публикаций как универсальную, политическими себя назвали только «Коммерсант-Daily», «Новые Известия» и «Правда». Специализированная периодика рассчитана на определенную аудиторию, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль ориентиров в этом случае играют социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка. Так, узко направленная пресса издается для групп потребителей, объединенных по личным интересам (для автомобилистов-любителей - «5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д.). Социологические исследования показывают, что значительная часть журналистов плохо знает свою предполагаемую аудиторию. Огромный массив публикаций обращен к некоему абстрактному читателю. Это влечет за собой усредненный стиль материалов, безликость изданий и их похожесть друг на друга. Позволить себе роскошь рассчитывать на интерес всех слоев населения могут разве что ведущие общенациональные издания и программы вещания. Издательские характеристики. Имеется в виду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Это отнюдь не формальные атрибуты. Различают ежедневные издания, недельные, декадные, помесячные, ежеквартальные, а также не имеющие регулярной периодичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике. Формат обозначается стандартными параметрами. В вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостна модель программы или канала (например, музыкальный или ин формационно-музыкальный форматы). Для прессы установлен стандартные размеры страниц: А2, A3 и А4. Названные параметры обязаны своим происхождением размерам типографской бумаги, на которые настроены печатные машины. С появлением возможности печатания тиража на зарубежной технике в издательское дело пришел новый формат - таблоид — он чуть меньше привычного A3. Таблоидный формат можно встретить в еженедельниках газетного типа, новых тонких журналах, а также в газетах, генетически связанных со своими западными прообразами. В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хронометраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т.п.). В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц, как говорят далекие от журналистики люди): четырехполосное, восьмиполосное издание и т.д. Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации: - печатная пресса: газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари; - аудиовизуальные СМИ - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст; - информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.
11.Периодическая печать в системе СМИ: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка. Печать - наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений. Они характеризуются ограниченным и непостоянным распространением изданий, адресованностью узкой аудитории, отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать продукцию. Типологические признаки: 1. Издатель. 2. Цели и задачи. Один из основных типоформирующих признаков издания. Для его определения в процессе анализа следует ответить на вопросы: - какие задачи стоят перед изданием в соответствии с задачами учредителя и издателя (из государственных и отраслевых нормативных документов); - какова программа периодического издания? (из редакционных статей в первых номерах года и из других источников); - как издание выполняет свои задачи и программу фактически? (тематика материалов, их содержание, жанры, разделы, рубрики, авторский состав, направленные на решение данной программы; примеры выполнения и невыполнения программы); - какую роль в выполнении задач и программы играют жанры, структура, читательский и авторский состав и другие признаки? (без подробностей, только в связи с программой, т.к. анализ других типологических признаков будет выполнен отдельно). 3. Читательская аудитория. Читательскую аудиторию следует определить из: а) материалов читательских конференций (если таковые редакцией проводились); б) редакционных отчетов или передовых статей; в) по письмам читателей и их обзорам; г) по характеру материалов. 4. Авторский состав. Определяется из материалов читательских конференций, редакционных отчетов и по подписям к публикациям. 5. Внутренняя структура. Следует выписать все разделы и рубрики из журнальных номеров, отметить их повторяемость, определить физическое и содержательное соотношение между ними. Одни разделы в журнале постоянны, появляются из номера в номер, другие - 2-3 раза в год, третьи, появившись однажды, исчезают совсем, уступив место новым. 6. Жанры. Кроме известных жанров публицистики (статья, корреспонденция, репортаж, очерк, зарисовка, заметка и пр.) имеется ряд специфических жанров, присущих только отдельным изданиям. Среди них, например, для специальных журналов нужно различать (и применять в процессе анализа) следующие: научная статья, сообщение, специальная статья, заметка, информационная специальная статья, рецензия, обзор и т.д. 7. Оформление. Определить количество иллюстраций различных типов - цветные и черно-белые фотоснимки, рисунки, диаграммы, схемы и т.п., а также площадь, которую они занимают в общем объеме журнального или газетного номера (например, в переводе на число полос или в процентах).8.Периодичность. Определить, насколько периодичность издания соответствует его задачам и типу. Сравнить с другими аналогичными изданиями. В какие промежутки времени издание выходит в свет фактически? 9. Объем. Данные по объему берутся из выходных сведений в учетно-издательских и физических листах. Эти данные следует сравнить между собой с целью определения плотности печатного листа. Определить число полос в номере при данном формате журнала, газеты. Сопоставить объем издания с другими, аналогичными по типу, отметить изменения этого показателя во времени, если таковые имеют место, и их причины. Для листового издания термин “объем” может быть заменен термином “площадь”. 10. Тираж. Среди разных понятий тиража (годовой, месячный и др.) для исследования обычно применяется понятие разовый тираж одного номера (выпуска). Определяется тираж как средний показатель из выходных сведений по всем номерам года (для журнала) или месяца, недели (для газеты). В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I. Любопытно, что на западе первые газеты были коммерческого характера, то у нас «Ведомости» были газетой пропагандистской, издаваемой самодержцем с целью продвижения государственных реформ. Плюсы печати: – возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер; – возможность отложенного чтения – до удобного времени; – возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе. Минус печати:– недостаток оперативности;– отсутствие непосредственной интерактивности;– дороговизна. Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики: - по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);- по учредителю (государственная и негосударственная пресса);- по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);- по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);- по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);-по содержательному наполнению (качественная и массовая). Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные. Универсальные реализуют модель "для всех обо всем". Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели: – "для всех не обо всем" (тематическая профилизация прессы - "Спорт-Экспресс", "СПИД-инфо", "Финансовая Россия");– "не для всех не обо всем" (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |