Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития аудиальных средств коммуникации.

Основные этапы развития аудиальных средств коммуникации.

Пиктограмма – 1 вид письма и 1 монтажный ряд, иконические знаки/знаки-символы по ч. Пирсу (древнейшие находки – 4200лет до н.э.). Их использование ныне ширится в связи с международностью многих видов спорта, техники и пр. Идеографическое письмо – стилизация пиктограммю. 1 фонетическое письмо – алфавит 1450г ж он.э. обн. в Унгарите – Сирия – 32 знака. Затем финикийское → греческое письмо → старославянский алфавит → реформа рус. яза Петром 1. Фиксация – камень, глина, металл, дерево папирус, шкуры, пергамент. От свитка к кодексу, от рулона к плоскости (во всех видах фиксации – аудио (восковой валик, пластинка) и видео (бобина с плёнкой-сидишка) Алфавит – появление человека читающего и письменной традиции. Писали – стилем, тростником, перьями, кисточкой, а 1 карандаш придумали римляне, но совр. из графита появился на востоке. Затем 1450 – Гуттенберг и его станок. 1 пишущая машинка Ремингтон – 1873, М. Твен, Л. Андреев.

Передача инфы на расстояние – проблема разв. вместе с языком. Исп. и ауд. и виз. средства в зав. от местности – где что лучше. Огни, жесты, барабаны и там тамы (двоичный код, кодирование и декодирование). Крикуны царя Кира и закон и необходимой избыточности информации. Затем – рупор. Оптический телеграф у французов 1794г. Флажный семафор на флоте. И революция произ. с изобретением электромагнитных волн (Г.Герц -1888) и радио

1835 –телеграф Морзе. Самюэль Морзе придумал способ передавать электромагнитные сигналы и записывать их на бумаге. В этом первом самопишущем электромагнитном аппарате передача сигнала производилась с помощью клопфера. Замыкание и размыкание ключа передавалось на приемный аппарат. Постоянный ток, проходя через электромагнит, передавался на якорь рыжачка и то приподнимал, то опускал его конец. На конце рычажка было прикреплено колесико, опущенное в корытце с краской. Приподнимаясь, колесико касалось движущейся на роликах бумажной ленты и оставляло на ней следы. Первая телеграмма, отправленная Морзе 24 мая 1844 года на довольно значительное расстояние, содержала 4 слова «what hath God wrought» (это сделал Бог).

Заслугой Морзе стало не только изобретение телеграфного аппарата, но и специальной азбуки, ктр получила со временем имя своего изобретятеля. Комбинируя длинный и короткий сигналы, оставлявшие на ленте тире и точки, Морзе передал в такой закодированной форме все буквы англ.алфавита. Фактически он превзошел систему двоичного кода.

1855 – изобр. аппарат - предтеча телетайпа, записывающий не код, а привычные буквы.

7 марта 1876 – Белл ( запатентовал) изобрел телефон. Позже он открыл первую в мире телефонную станцию.

1877 – Эдисон изобрел фонограф, ктр воспроизводил записанный на восковой валик голос. Суть механической записи заключается в том, что звук через мембрану – тонкую упругую пластинку, передается на соединенную с этой мембраной иглу, ктр оставляет свои следы на вращающемся восковом валике. В зависимости от силы хар-ра звука углубления в выдавливаемой иглой канавке имели разную глубину. Передвигалась игла по валику с помощью червячной передачи, то есть прочерчивая спираль.

Направленность микрофона

Знание и понимание того, какую диаграмму направленности имеет тот или иной микрофон, помогает подать на приборы обработки звук высокого качества.

1. Микрофон направленного спектра действия. Применяется для выделения одного говорящего из большой группы людей. При работе с ним нужно обратить внимание на то, что запись зависит от правильного направления, так как чувствительна только верхняя поверхность микрофона. То есть направляйте ее на рот говорящего. Такой микрофон позволяет избежать сильных посторонних шумов.

- кардиоидный (безразличен к звуку, идущему сзади)

- суперкардиоидный (спереди более узкая зона захвата звука; при этом он частично захватывает звук, идущий сзади; имеют две "нулевые" области)

- гиперкардиоидный(более узкая зона чувствительности спереди и более широкая сзади; имеют две "нулевые" области)

- полукардиоидный (используются при необходимости расположить микрофон на поверхности стола)

- “восьмерка” (одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков)

2. Микрофон широкого спектра действия. В равной степени ловит все окружающие звуки. У него чувствительна вся поверхность. Лучше запишется тот, кто стоит ближе к этому микрофону, но если главный говорящий сделает паузу, то на той же громкости будет записываться второй по громкости звук (например, шум проезжающих машин).

3. Микрофон с полусферической направленностью чувствителен только к сигналам, исходящим из одной полусферы окружающего мира. Такую направленность имеют микрофоны с краевым эффектом (PZM).

Творческие профессии на радио.

Репортёр -- наиболее универсальная специализация, требующая от журналиста способности к оперативному сбору инф-ции, умения произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью. Репортёр - точный посредник между аудиторией и реальностью. Функции репортёра: сбор информации, организация съемки, руководство оператором, подготовка текста, подготовка видеоряда к монтажу, начитка.

На радио жанр репортажа отходит в прошлое, т.к. репортаж, особенно с места событий требует визуального ряда, а иначе степень его достоверности у зрителя падает.

В отличие от репортёра интервьюер воздерживается от высказывания оценок и мнений. Интервьюер -- самостоятельная журн. специализация, хотя нет журналиста, который не занимался интервьюированием. В информационном интервью репортёр и собеседник выступают как сотрудники, которым надо проинформировать аудиторию о каком-то факте. Интервьюер должен чётко знать тему, мягко подчинять собеседника своему статегическому плану беседы.

Редактор. Литературное редактирование как таковое - малая часть функций редактора. В радиожурналистике, в его ведении слово и звук, в тележурналистике к слову и звуку (на радио) еще и изображение. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели. Вместе с журналистом разрабатывает темы, выстраивает последовательность ключевых вопросов, обозначает гоаницы затрагиваемых проблем.Редактор как организатор творческого процесса заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов – исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики.

Модератор -- журналист, ведущий "круглые столы", за которыми собираются сторонники противоположных мнений. Модератор должен следить за справедливым распределением времени высказываний, не давать участникам уходить от предмета дискуссии, не допускать общения за рамками приличия (при этом сохраняя эмоциональность спора), не становиться на сторону кого-то из участников (что не исключает права модератора выражать свою позицию).

Шоумен - ведущий эфира, ток-шоу, массовой передачи, в которой разговор по ходу действия становится зрелищем. В организационном плане сложнее интервью и беседы, т.к. в студии присутствуют зрители, гости; ведущих может быть двое.От шоумена требуются эрудиция, раскованность, доброжелательность, быстрая реакция на происходящее. Важным качеством является артистичность. Все эти качества востребованы в игровых передачах (викторинах, конкурсах, играх), а также среди ведущих эфира (ви-джей на ТВ и ди-джей на радио).

Комментатор и обозреватель представляют моножанровые авторские программы.

Комментатор появляется в новостной прогамме (или после неё), когда нужно разъяснить какую-то проблему, проанализировать сообщённый в новостях факт. Для отстаивания своей позиции комментатор может предъявлять аудитории новые факты. Он отличается прогностичностью мышлений, критичностью, аналитическим умом.

Обозреватель - специалист в какой-то области, который ведёт персональную передачу, высказывая личные размышления и объясняя смысл видеоряда. Обозреватель, как правило, перерабатывает готовый материал, систематизируя его, давая свою оценку. От комментатора обозреватель отличается умением создавать сценарии передачи журнального типа. В отличие от комментатора он скорее энциклопедист, а не пропагандист или агитатор; его личная позиция носит нейтральный характер.

Диктор, – это человек, который доносит и освещает до своей аудитории такие актуальные вопросы, как новости, события в сфере политики, культуры, спорта. Это человек, который читает чужой текст, т.е. сам он не журналист, а только озвучивает. Его задача быть максимально беспристрастным, не показывать личное отношение, иронию и т.д. Но при этом дикторы профессионально работают над речью, если журналисту простят зажевывание слов от эмоциональности, то диктор должен говорить идеально. Дикторы были распространены на ТВ и радио в СССР, вспомните такие размеренные голоса с идеальными интонациями из советских фильмов, потом в 90-е наступила новая тенденция - когда ведущими становились простые журналисты, сейчас снова кое-где возвращаются к дикторам. На ТВ отличное произношение, правильная дикция, спокойная уверенность в себе, ухоженный внешний вид - это внешняя сторона профессии. Профессия диктор получила толчок к развитию в первой половине 20-го века в качестве радиодиктора. В те, не избалованные техническими устройствами годы, радио для людей заменяло окно в мир. Неудивительна поэтому любовь, которую слушатели испытывали к ведущим радионовостей. Например, известный диктор СССР Левитан, пользовался всенародным обожанием, и был завален благодарственными письмами.

Ну а на радио дикторы распространены больше, т.к. для радиоведущего голос - главное рабочее оружие))) Но с начала 90-х они тоже вытесняются ди-джеями и т.д., потому что сейчас общая тенденция для ТВ и радио - быть ближе к народу, проще и эмоциональнее, беспристрастность была нужна в СССР, когда нужно было какие-то партийные идиотские новости доносить совершенно беспристрастно. Ныне дикторы уходят на «задний план рекламы, трейлеров, промо и.т.п.

Обязательные профессиональные свойства – хорошая память, находчивость, сообразительность.

Ведущий новостей зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст. Имеет право импровизировать. ведущему требуются актерские навыки перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Ведущий не может претендовать на роль автора программы.

 

Специфика электронной журналистики такова, что основной объем работы делается вне эфира, с помощью большого количества творческих и технических сотрудников", - замечают авторы книги. Это связано со сложностью технологического и технического процесса. Редакторы, режиссеры, операторы, монтажеры, осветители, администраторы, звукорежиссеры, осветители, администраторы активно трудятся для того, чтобы журналист мог выйти в эфир. Любой выпуск программы - это плод коллективного труда.

По презентациям Бережной

Журналист работающий в эфире

• Корреспондент (репортер)

• Комментатор

• Обозреватель

• Интервьюер

• Ведущий информационной программы

• Ведущий дискуссии (модератор)

• Ведущий ток-шоу

Монтажный лист.

В нем прописываются все параметры, по ктр можно быстро найти нужный план, подготовить аппаратуру к созданию необходимого спецэффекта, расписать звуковую партитуру, чтобы монтажер мог оптимально распределить звук по разным дорожкам.

Поскольку репортаж может сниматься на нескольких кассетах, то кроме таймкода, по ктр можно быстро и точно найти нужный план, указывается еще и номер кассеты. Синхроны в монтажном листе записываются не полностью, помечаются начальными и конечными словами.

Работа журналиста на радио. Требования, предъявляемые к звукозаписи.

Радио обладает уникальными возможностями воздействия на население и используется весьма активно как инструмент социального управления обществом.

Основным средством реализации акустической природы радиовещания явилось звучащее слово. Устное слово в электронных СМИ и на радио – особая репрезентативная роль. Слово на радио – важнейшее природное выразительное средство радио (кроме природных есть технические)

В работе со словом перед журналистом возникает 3 задачи:

1) слова должны точно описывать событие, кот. явл. объектом журн. внимания, достоверно передавать его атмосферу.

2) нужно найти наиб. точную интонац, кот. часто несёт ничуть не меньше инф., чем само содержание.

3)поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений.)

Радиовещание существенно усиливает функциональную нагрузку таких речевых характеристик, как:

- Речь

- Дикторское слово– информация индифферентная по отношению к автору. Как правило – официальный характер. У дикторской речи есть темп, постановка, интонация, грамотность, правильная речь. Но сейчас дикторов на радио стало мало, и они используются, как ведущие.

- Актёрское слово –актёры на радио сейчас тоже используются, как ведущие. Из особенностей слова – так же постановка, интонация и др. Но больше разнообразия в речи. Актерское слово, впитав традиции театра и кино, в эфире служит созданию образа, усилению внутренней драматургии действия (радио –аудиокниги, в рекламных блоках)

- Слово журналиста– журналист сам написал сам рассказал: сообщил инфу, новость, историю, взял интервью и.т.п., либо его речь- элемент экспромта провоцируемый необходимостью немедленного описания и отценки ситуации( прямые включения и т.д.). Как выразительное средство – оно наиболее репрезентативно в информационно-аналитических программах – подчеркивает личную позицию автора. Но голос при этом может быть не поставлен.

- Слово ДиДжея –Совершенно иное функционирование – общение, поддержание настроения. Главное не молчать. Постановка голоса, работа с текстом, его композицией – не нужна. Но разговор должен быть не более 7 минут, потом музыка, иначе теряется внимание.

- Слово участника передачи– может быть оч. разным в зависимости от ситуации. Является важнейшим свидетельством документальности передачи, привносит личностное начало в соц. общение.

 

Особенности восприятия эфирной информации:

- Массовая направленность информации, но – индивидуальный приём оной.

- Пространственная и психологическая рассредоточенность аудитории

- Мимолётность

- Слабая обратная связь

- Фоновое слушание

 

Язык эфира должен быть универсален, так как предполагает воздействие на самую широкую аудиторию, которая, в свою очередь, имеет различное воплощение речевой культуры.

Основные требования к эфирным текстам журналиста:

1) начинать всегда нужно с главного!

Литературный язык

(в зависимости от канала и направленности на опр. аудиторию)

Краткость

(вообще сестра таланта J, чем короче текст – тем легче он воспринимается)

Активные конструкции

Простота и выразительность

(язык должен быть как можно более простым, что так же облегчает восприятие. Следует избегать громоздких конструкций, причастных оборотов)

Логика изложения

(чистота и смысловая точность языка)

Музыкальность и благозвучность

Свет.

Являясь необходимым условием для получения изображения – он представляет собой одно из действенных образных средств современной ж-ки. С помощью света можно выявить и обозначить самые тонкие нюансы настроений и чувств. Один и тот же кадр, по разному освещенный производит совершенно различное впечатление. Изв. оператор А. Головня считал что искусство оператора – особый вид изобр. исск-ва, - изображение посредством света движущихся трёхмерных предметов в двухмерном пространстве. Одна из осн. экранных функций света – пространственная, которая называется еще глубинностью и объёмностью.

Для создания эффекта трёхмерности оператор должен решить три задачи (освещение с трёх точек):

- выявить форму с пом. рисующего (основного) света

- с пом. заполняющего (рассеянного) света уменьшить глубину теней, образованных рисующим светом.

- используя контровой (контурный) свет, или контражур, отделить объект съёмки от фона.

Рисующий свет создаётся приборами направленного яркого освещения. Он чётко разделяет световую и теневую стороны объекта, хорошо выделяет объём, форму и фактуру. Наиболее естественно выглядит лицо когда этот свет на 30-40 градусов выше оси съёмки и на 35-45 градусов смещен в сторону от объекта (имитация солнечного освещения)

В качестве рассеянного света на улице оператор может воспользоваться отражением света от белой стены или переносным отражателем.

Подсветка или заполняющий свет решают проблему слишком резкой светотени от рисующего света, смягчая густые провалы теней и увеличивая общую освещенность (исп-ся приборы рассеянного света или приспособления затянутые спец-м белым материалом)

Контровой (контурный) свет или контражур освещает объект сзади, обрисовывая фигуру и отделяя её от фона. Выделяет первоплановые фигуры от второго плана (эффект трёхмерности).

Применение этих видов света – отправная точна в установке света. Оператор волен варьировать их сочетание в зависимости от места и условий съёмки.

Так же существуют:

- моделирующий свет (узконаправленный и точечный - тончайшая обработка деталей лица или световой акцент на предметах)

- фоновый свет (освещает стены помещения. Светлый фон – жизнерадостный настрой, тёмный - драматизм)

- ровное, заполняющее освещение (созд-ся зонтиками, создающими эффект равномерного рассеянного освещения, либо потоком света направленным на белый потолок или др. отраж-ю поверхность.)

В целом операторы придерживаются простого правила – светлое должно проецироваться на тёмном, тёмное – на светлом. Есть два вида свето-тонального решения кадра – в высокой тональности (светлой или очень светлой) и низкой тональности (тёмной, приглушенной).

Цвет.

это важнейшая составляющая окружающей действительности. Адекватная передача цветовой реальности на экране достигается правильным и достаточным освещением. Современная техника передаёт цвет очень точно, но во избежание ошибок оператор должен знать все возможности видеокамеры.

Колористическое решение передачи решает оператор совместно с художником(если такой есть). Следует избегать пестроты и цветности ради цветности. Колористическое решение достигается доминированием нескольких гармонирующих цветов, так же опр-ся цветовая гамма (холодная или тёплая, светлая или тёмная). Важное техническое требование – настройка камеры на опр. цветовую температуру (дневной свет и искусственный значительно отличаются по своему спектральному составу – в дневном синие и фиолетовые лучи, в искусственном – жёлтые и оранжевые, отсюда разные виды кино и фотоплёнок и разные настройки в видеокамерах). Настройка осуществляется регулировкой баланса белого. Надо настроить камеру на белый лист бумаги, нажать кнопку балансировки и не отпускать пока камера не настроится. Следует избегать смешанного освещения (с разной цветовой температурой).

С помощью цвета так же решаются пространственные задачи с помощью выступающих (тёплая гамма) и отступающих (холодная гамма) цветов. Выступающие, тепло окрашенные объекты следует помещать на переднем плане, иначе они нарушат баланс в кадре, отвлекая от главного объекта.

Композиция кадра.

Это эстетическое осмысление пластических (объёмных и линейных) объектов визуальной информации, их подбор, группировка и последовательность. При помощи композиции создаётся единство действия, эмоциональное настроение, эстетическая пропорциональность. Основными элементами кадра являются:

· градация кадра (изменение/смена ракурса, масштаба и др.)

· сюжетно-композиционный центр

· перспектива изображения

· масштаб

· ракурс

· движение

Эти правила связаны с кадрированием, сочетанием основных элементов построения кадра, с пространственной перспективой, светотональным и колористическим решением.

Искусство кадрирования – поиск наиболее удачных и выразительных картинок, выбора границ изображения и умелой организации входящих в кадр объектов, т е нахождения самой выразительной точки съёмки, благодаря которой все объекты выстраиваются в опр. порядок.

В первую очередь определяется сюжетно композиционный центр кадра, т.е. та его часть, кот. заключает в себе изобразительный и сюжетный смысл или характеристику показываемого объекта. Лучше не помещать его в геометрический центр кадра! Лучше сместить его чуть в сторону.

Ракурс - изображение объекта с различных точек зрения как неподвижной, так и движущейся кинокамерой. Активный приём операторского искусства, используемый для построения изобразительно-монтажной композиции фильма. Даёт возможность всесторонне показывать действие, событие, явление, а также мимику, жесты и движения человека, создавать монтажные метафоры, как бы совмещать точку съёмки оператора с точкой зрения персонажа и др. Другими словами, ракурс это позиция, с которой зритель будет смотреть на снимаемый сюжет. Очень часто ракурс помогает зрителю соотнести себя с героями фильма.

Так, съемка снижней точкивозвышает снимаемый объект. Объект, снятый с такого ракурса, вызывает уважение у зрителя.

А съемка с верхней точки наоборот, визуально уменьшает объект. Снимая героя с такого ракурса, вы подчеркнете его незначительность и беспомощность. Этот ракурс также поможет вызвать сочувствие у зрителя к герою.

Героя, снятого камерой, расположенного на уровне его глаз, зритель воспринимает как равного. Этот ракурс часто используется при съемке людей. Следует помнить, что детей нужно всегда снимать с уровня их глаз

Перспектива – главное что помогает воспринимать на плоскости трёхмерное пространство. Такая перспектива, где видно уменьшение объектов по мере их отдаления называется линейной, она строится по прямым линиям, кот. соответствуют ходу световых лучей. (можно включить в кадр объекты с линейными параметрами – рельсы, мост через реку, набережную, использовать длиннофокусную оптику для уменьшения эффекта перспективы или короткофокусную для увеличения её, производить наезд и объезд камеры, перемещать камеру во время съёмки – это создаёт динамическую перспективу, которая выделяет глубинность изображения)

Масштаб изображения на экране – крупность объекта по сравнению с крупностью его окружения. В качестве единицы масштаба на экране исп-ся фигура человека, в зависимости от того какая часть фигуры помещается на экране происходит разделение на соотв. планы. В самом общем виде их три – общий (фигура целиком), средний (фигура по пояс), крупный (лицо во весь экран). Но современные классификации включают в себя 10 и более градаций масштаба.

Так же следует упомянуть микросъёмку (д. объектов не видимых невооруженным взглядом) и макросъёмку (съёмка видимых глазом, но очень мелких объектов) – здесь главными проблемами являются фокусирование и освещение.

Внутрикадровый монтаж».

Внутрикадровый монтаж – это построение композиции, объединяющей все выразительные средства в новое художественное целое – мизанкадр, кот. является элементов общего монтажного ряда. Каждый мизанкадр отражает реальное событие, не нарушая единства времени, места и действия. Такой кадр – в сущности – минифильм со своей минитемой и минидействием. Он помогает раскрыть отношение автора к событию, герою т.е. является одной из форм внутреннего монолога как автора так и персонажа.

Виды внутрикадрового монтажа:

- панорамная съёмка

- съемка с движения за объектом

- трансфокаторная съёмка

 

Панорама – творч. приём, заключающийся в том, что оператор меняет направление оси объектива во вр. съёмки. Это как бы имитация нашего взгляда, когда мы поворачиваем голову. В отличие от съёмки с движения, камера зафиксирована в 1 месте. Есть 3 вида панорам:

Панорама оглядывания – позволяет осмотреть пейзаж, предмет, фигуру, чтобы сведения были более полными. Кмамера должна оглядеть объект съемки для его лучшего обзора. Масштаб при этом зависит от той хар-ки, которую автор собирается дать объекту. а темп панорамирования зависит от того какое отношение объект должен вызывать у героя. Медленная и плавная съемка должна создавать ощущение покоя, а быстрая – тревоги.

Панорама сопровождения – съёмка движущегося объекта во вр. которой направление оптической оси объектива меняется в зав. от траектории движения этого объекта. Зритель судит о динамике действия по фону и переднему плану. если сделать объект во весь экран эффект движения будет потерян. Траектория панорамы, её направление и темп зависят от происходящего действия и подчинены его динамике. Это легко себе представить, вспомнив сложные панорамы во вр. спортивных соревнований например.

Панорама-переброска – стремительное движение кадра с одного объекта на другой с эффектом смазки. Для такого скачка всегда нужна причина, иначе это можно будет счесть за технический брак. Такая панорама не всегда выдерживает 1 план т.к. в начале и в конце переброски – разные объекты на разных расстояниях от камеры и разница в планах может быть существенной

 

Съёмка с движения осущ-ся движущейся вместе со штативом камерой и так же представляет немало выразительных возможностей, хотя в техническом плане она более сложна, нежели панорамирование (доп. ср-ва передвижения, стабилизация изображения и др.) Сюда относятся наезды и отъезды, так где нужно что-то выделить или наоборот, связать объект с окр. его обстановкой. Так же можно объект обойти, объехать, облететь, миновать и пр. Применяется всё это для придания динамики даже статичному сюжету (съёмка архитектурных объектов, например). При съёмке с движения камера становится глазами зрителей. Может передать настроение гл. героя имитируя скачкообразно походку человека, или совершать тревеллинг (проезд), т.е. двигаться вместе с объектом не меняя расстояния и угла зрения на него.

Трансфокаторная съёмка – производится в условиях оперативной ТВ съёмки. Здесь наезды, отъезды, проезды осуществляются не сходя с места с помощью технологических возможностей видеокамеры. Укрупнение объекта происходит с приближением фона, что вносит некоторую диспропорцию и зритель негожует. Поэтому часто операторы совмещают это с небольшим движением камеры.

Метод внутрикадрового монтажа заключается в том, что фиксация развития сюжета происходит непрерывно. Поэтому камера берёт на себя психологические функции, всматривание (трансфок. съемка), прослеживание взглядом (съёмка с движения или панорама). При этом камера то укрупняет, то обобщает, то ускоряет, то замедляет, создавая динамику сюжета. И если эти действия подчинены логическому сюжету, то это совпадает с желанием зрителя быть в центре событий, видеть всё глазами камеры, приблизиться к герою. Кадр при этом есть и самостоятельная комбинация и должен встроиться в единый смысловой ряд видеосюжета. Поэтому важно соединение принципов внутрикадрового монтажа с межкадровыми. Это предоставляет огромные выразит. возможности.

Природа радиовещания

Акустическая: осуществляется в звуке,и только в звуке.В этом - преимущества радио и его ограничения. Радио обладает почти безусловной, безграничной вездесущностью. Затем, что важнее, отсутствие зрелищности дает радио определенные преимущества перед телевидением: оперируя одним только звуком, радиовещание способно сильнее влиять на воображение, на творческую фантазию слушателя. Слово – великая сила, и изображение ограничивает меру использования слова, заставляет принципиально по-иному употреблять его. Радиопередача, особенно музыкальная, не требует абсолютного сосредоточения слушателя у приемника, как того безоговорочно требует телевидение.

Природа ТВ

Аудиовизуальная:звукозрительная конкретность.«Великий немой» +«великий невидимка».

Воздействие телевидения на сознание через зрение не так мощно, как, скажем, кино или балета. Но все же наличие экрана означает, что основа телевизионной передачи – образ звукозрительный, воздействующий на сознание и через зрение, и через слух. Нужно помнить, что по причинам физиологическим и психологическим зрение – путь, по которому информация легче, четче и с меньшими потерями достигает сознания. Но, телевидение, по причине все той же зрелищности, больше утомляет человека.

В техническом аспекте радиопередача и телепередача одно и то же: по эфиру из вещательного центра передаются электромагнитные колебания, принимаемые одновременно в миллионах точек. В первом случае сигнал несет информацию только о звуке, во втором – о звуке и изображении.

Выразительные средства радио.

Группы выразительных средств радио:

Природные (формообразующие) - исходный материал, студийный и документальный:

• Речь

Слово(человеч.речь)-в работе со сл.перед ж-ом возн.3 задачи:

1)слова должны точно описывать событие, кот. явл. объектом журн. внимания, достоверно передавать его атмосферу.

2)нужно найти наиб. точную интонацию, кот. часто несёт ничуть не меньше инф., чем само содержание.

3)поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений.) (держат внимание слушателя)

• Музыка

• Шумы

Музыка и шумы -время от времени утверждался взгляд на муз. и ш. лишь как на дополнение к слову. В основе - две тенденции:

1)стремлен. иллюстрир-ть действие муз.и ш., вводить их в передачу в качес. звук. аккомпанемента.

2)мнение, что музыка может быть включ. только в худ. программу.

Но: Музыка и шумы могут предствал. собой самостоят. части сюжета благодаря заложен. в них информ-ии.

• Пауза

• Документальные записи сделанные вне студии

Включают человеческую речь, музыку и шумы, отражающие реальную звуковую атмосферу жизни в том или ином конкретном месте, времени, выступают в радиожурналистике сразу в двух ипостасях.

- как выразительное средство, помогающие корреспонденту радио рассказать с возможной полнотой об этом событии, передать его психологическую атмосферу, акцентировать внимание на том или ином обстоятельстве времени, места и действия.

- во-вторых, всякая документальная запись является фонодокументом, выступающим самостоятельным или дополнительным аргументом для доказательства подлинности фактического материала передачи.

Цель – создание звукового образа -совокупности звуковых элементов (речи, музыки, шумов), создающих у слушателей посредством ассоциаций представление о материальном объекте, жизненном событии, характере человека.

Технические (стилеобразующие)

• Монтаж

• Голосовой грим

• Звуковая мизансцена

• Технические способы звукообразования (реверберация (эхо) и пр.)

Рассматривая группу стилеобразующих выразительных средств, мы идем от более простого к наиболее сложному, к комплексу эмоций и выделяем прежде всего специфические способы звукообразования.

 

Реверберация –эффект «эха». Этот прием часто используется для того, чтобы акцентировать внимание слушателя.

Прием «буратино» - убыстрение или замедление хода магнитофонной пленки. Оно позволяет подчеркнуть ироническое отношение корреспондента к речи кого-либо из интервьюируемых.

Звуковая мизансцена –положение микрофона по отношению к участникам события, о котором идет речь в эфире. Микрофон можно установить так, чтобы всех было слышно одинаково, можно передавать его из рук в руки или приближать и отдалять от работающего механизма, создавая эффект присутствия на событии в самом общем представлении. А можно выбрать для микрофона такую точку, чтобы один звук или чей-то один голос выходил на первый звуковой план, как на крупный план в кино.

Голосовой грим – Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, передающих атмосферу события.

Главн. место в этой группе занимает акустический монтаж - технический процесс, позволяющий соединять на пленке отдельные звуковые элементы или звуковые фрагменты радиосообщения в целостную композицию

Монтаж бывает параллельный – здесь объединение событий различных по времени и месту.

Монтаж бывает последовательный. Он заключается в построении четко развивающегося смыслового и эмоционально завершенного звукового фрагмента, сохраняющего самостоятельность и внутреннюю присущую ему логику и вне контекста всего радиосообщения.

Метод акустического коллажа (т.е. соединение разнофактурных звуковых элементов), один из самых современных и мощных средств логического и эмоционального воздействия на слушателя. Он создает максимально благоприятные условия для возбуждения широкого круга ассоциаций в воображении.

Формообразующие выразит. ср-ва

(изображение, звучащее слово, музыка, шумы, пауза)

Изображение - главное выразительное ср-во ТВ. Экранное изображение не существует вне таких понятий, как кадр, план и ракурс.

Кадр - это изображение части пр-ва, заключенного в рамку экрана; это длительность пребывания изображения на экране; это часть передачи, снятая «одним взглядом» камеры. До её выключения.

План - это масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображения предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой, от фокуса. Обычно выделяют: общий, средний и крупный. (деталь, крупный, поясной, средний до колен, общий, дальний, микро, макро – Лев Кулешов )

Ракурс - обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в т.ч.и прямой. Звук и изображение находятся в непрерывной взаимосвязи.

Стилеобразующие выразит. ср-ва - монтаж.

Монтаж – основополаг. средство организации экранного материала. Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом. Основы монтажа были заложены в работах первых кинематографистов в самом начале XX в. Сегодня на ТВ при помощи электр.техники возм.сам.разн.трансформ-ии при монтаже:

1)изобр. можно вытягивать, сжимать

2)использ. эффект соедин. двух разн. форматов в одной пл-ти экрана

3) «размножать» изобр.

4)вычленять отд. детали и тд.

Виды монтажа:

1)технический (механич. соединение отснятых кусков плёнки, а место соединения двух кадров называют склейкой)

2)конструктивный (омсыслен. соединение кадров таким образом, чтобы м/у ними сущ. очевидн. связь)

3)худож-ый (такое соединен. Кадров, кот. обеспеч. их образную связь.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...