Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кафедра гражданского и предпринимательского праваСЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Кафедра гражданского и предпринимательского права С.Е. Хейгетова ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Ростов-на-Дону
Северо-Кавказская академия государственной службы
Кафедра гражданского и предпринимательского права
Хейгетова С.Е. Транспортное право: Учебно–метод.пособие.Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2008. 84с.
Учебное пособие разработано для оказания помощи преподавателям и студентам при проведении лекционных и семинарских занятий по транспортному праву и подготовке к ним. Охватывает все темы соответствующего курса. По каждой теме содержит определение целей, указание на наиболее важные правовые акты, материалы судебной практики, библиографический список. Основную часть пособия составляют задания и задачи (казусы). Предназначено для студентов очной, заочной и вечерней форм обучения.
Печатается по решению Кафедры. Протокол № 5 От 18 января 2008 г. СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕНЯЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ……………………………………...4 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..5 УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………..……………..7 ПРОГРАММА КУРСА …………………………………………………….8 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ…………………………………………………………………...13 Тема 1. Сущность транспортного права ………………………….13 Тема 2. Организация и управление транспортом. Лицензирование на транспорте ………………………………………………………..19 Тема 3. Транспортные правоотношения ………………………... 23 Тема 4. Понятие и виды договора перевозки ……………….… . 26 Тема 5. Перевозки железнодорожным транспортом ……….….. 31 Тема 6. Перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом… ………………………….........… 42 Тема 7.Перевозки воздушным транспортом ………………….... 51 Тема 8. Перевозкиморским транспортом………………………….59 Тема 9.Перевозки внутренним водным транспортом …………… 67 Тема 10. Международные перевозки ………………………………72 Тема 11. Правовое регулирование транзита товаров……………...76 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ……………………………………………...80 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ………………….…….. 82
ПРИМЕНЯЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
ВАС РФ –Высший арбитражный суд Российской Федерации ВК РФ –Воздушный кодекс Российской Федерации ГК РФ– Гражданский кодекс Российской Федерации КВВТ РФ –Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации КТМ РФ –Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации УЖТ РФ –Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации УАТ– Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта ВВЕДЕНИЕ В современных экономических условиях все более широкое распространение получают перевозки различными видами транспорта, базирующиеся на договорных началах. Масштабы перемещения товаров, сырья, комплектующих, его всеохватывающий характер требуют подробной регламентации договорно-документационного обеспечения перевозок, регулирования правового статуса сторон перевозочного процесса, оперативного разрешения спорных ситуаций, возникающих при осуществлении перевозок. К 2000 году в сфере транспорта практически завершились структурные и институциональные преобразования первого этапа экономических реформ, преобладающая часть предприятий претерпела приватизацию и акционирование, начата отработка новых хозяйственных и административных механизмов, регулирующих транспортную деятельность в новых социально - экономических условиях, а это, в свою очередь, потребовало разработки совершенного правового механизма транспортной деятельности, отвечающего современным условиям. Перечисленные проблемы являются объектом исследования транспортного права. Оно изучает организацию и деятельность федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, регулируемый законодательством порядок перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа различными видами транспорта, его организацию и осуществление, способы обеспечения выполнения участниками транспортных правоотношений возложенных на них обязанностей. Процесс транспортировки опосредуется различными договорами, имеющими неодинаковое значение для доставки грузов, пассажиров и их багажа. В связи с этим не существует единого транспортного договора, способного охватить все разнообразные отношения, складывающиеся в процессе транспортировки либо подготавливающие или завершающие этот процесс. Центральным звеном системы так называемых транспортных договоров принято считать договор перевозки конкретного груза, пассажира или багажа. Что касается остальных так называемых транспортных договоров, то им обычно отводится вспомогательная роль, а их значение видится в обеспечении и обслуживании центрального договора перевозки груза, пассажира или багажа. При этом в зависимости от вида транспорта правовое регулирование перевозки имеет свои специфические особенности. Усвоению указанных проблем, изучению договоров, обеспечивающих процесс перевозки, уяснению их сущности служит данное пособие. Его цель – оказать студентам помощь в изучении законодательства в области регулирования перевозки различными видами транспорта, приобретении ими практических навыков и приемов применения транспортных норм к конкретным ситуациям, связанным с перевозкой. Методическое пособие включает темы учебной программы по дисциплине « транспортное право», планы практических занятий, перечень нормативных источников и литературы, темы курсовых и дипломных работ. Планы контрольных заданий рассчитаны на глубокое усвоение теоретических аспектов рассматриваемой темы, изучение транспортных норм, ознакомление с практикой их применения. Центральное место в выполнении практических заданий отводится решению задач. Решение задач со ссылкой на соответствующие правовые акты необходимо зафиксировать в письменном виде, подробно изложив доводы и аргументы, которыми оно подтверждается. Каждое задание к практическим занятиям содержит перечень нормативных источников и литературы. Для самоконтроля знаний по отрабатываемой теме предлагаются контрольные вопросы и тестовые задания.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММА КУРСА РАЗДЕЛ 1. Общие положения Основные нормативные источники
5. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001г. (ред. 14.07.2008) // СЗ РФ.2001.№11. 6. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999г. (ред. 14.07.2008) // СЗ РФ.1999.№18. 7. Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003г. (ред. 08.11.2007) // СЗ РФ.2003.№2. 8. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007г. // РГ.2007.17 ноября. 9. ФЗ от 09.02.2007г. №16–ФЗ « О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. №7. 10. ФЗ от 30.06.2003г. № 87-ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности»// СЗ РФ. 2003.№27. 11. ФЗ от 10.01.2003г. №17-ФЗ (ред. 08.11.2007) «О железнодорожном транспорте в РФ» // СЗ РФ. 2003.№2. 12. ФЗ от 08.01.1998г. №10-ФЗ « О государственном регулировании развития авиации» // СЗ РФ.1998.№2. 13. ФЗ от 08.11.2007г. №261-ФЗ (ред. 14.07.2008) « О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007.№46. 14. Закон РФ от 07.02.1992г. №2300–1 (ред.25.01.2007) « О защите прав потребителей» // СЗ РФ.1996.№3. 15. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004г. №395 « Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ» // РГ.2004.10августа. Основная литература
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ( вопросы к темам, задания, задачи, научная и нормативная литература, тесты контроля знаний) Тема 1. Сущность транспортного права Задания для самостоятельной работы
Рекомендации по выполнению заданий При изучении данной темы необходимо сначала уяснить влияние перестройки на транспортную систему Российской Федерации, роль транспорта в развитии экономики. В условиях рыночных отношений произошел резкий переход от централизованной организации перевозок, основным методом которой был административно– командный метод, к децентрализации транспортных процессов, что потребовало существенных изменений в правовом регулировании. Рассматривая принципы транспортного права, необходимо опираться на общеметодологическую трактовку принципов как основополагающих, руководящих начал, положений, которые определяют сущностные стороны того или иного явления, его наиболее характерные черты. Поэтому критериями определения принципов транспортного права являются, во–первых, проявление в каждом принципе сущностного характера данной отрасли права, того, что пронизывает ее, отличает от других явлений и отраслей права, и, во–вторых, закрепление принципа в нормативных актах. Определяя перечень принципов транспортного права, следует исходить из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, транспортных кодексов и уставов.
Вопросы для самоконтроля
План семинарского занятия 1.Транспортное право– комплексная отрасль права: а) предмет транспортного права; б) метод транспортного права; в) отграничение транспортного права от смежных отраслей права. 2. Система и особенности источников транспортного права: а) сущность и виды источников транспортного права; б) особенности источников транспортного права; в) классификация источников транспортного права; г) становление и развитие транспортного законодательства. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Рассматривая понятие транспортного права, следует иметь в виду различные мнения ученых–юристов о его сущности и месте в общей системе права. Для определения предмета транспортного права необходимо выявить специфический признак отношений, регулируемых этим правом. Так, например, в ст.1 Устава железнодорожного транспорта установлено, что Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Нормативные источники, регулирующие перевозки различными видами транспорта, представляют собой совокупность законов и иных нормативно–правовых актов, которые устанавливают, изменяют или отменяют правоотношения в области организации и осуществления перевозок. Среди законов выделяется Конституция Российской Федерации, где закрепляются основы транспортного права: принцип свободного перемещения товаров и услуг, важнейшие положения, касающиеся управления федеральным транспортом и деятельности транспорта. Конституционные положения получили конкретизацию в главе 40 Гражданского кодекса РФ «Перевозка », в которой закрепляются общие условия перевозки, установлены правила ее организации, порядок подачи транспортных средств для выгрузки и погрузки, определены основания ответственности. Отдельная глава Гражданского кодекса РФ посвящена вопросам организации и выполнения услуг, связанных с перевозкой грузов. Это глава 41 «Транспортная экспедиция», в которой регулируются содержание и форма договора транспортной экспедиции, ответственность по этому договору. К специальным транспортным законам, регулирующим условия и порядок осуществления перевозок различными видами транспорта, относятся Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта, Устав железнодорожного транспорта, Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Важная роль в организации и осуществлении перевозок принадлежит подзаконным нормативным актам, которые развивают и конкретизируют положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, транспортных законов. Подзаконные акты, регулирующие перевозки, по юридической силе подразделяются на указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств. Задачи Задача1. 6 июля 2007г. в адрес АО «Вымпел» поступил доставленный железнодорожным транспортом груз. При его выгрузке была обнаружена недостача 250 банок краски на сумму 475 500 руб. По факту недостачи был составлен и надлежаще оформлен коммерческий акт. В акте отмечено, что груз прибыл с поврежденной пломбой, что свидетельствует о доступе к грузу при перевозке и указывает на причину его несохранности. 1 марта 2008г. АО «Вымпел» предъявило претензию СКЖД о взыскании в его пользу 475 500руб. убытка. Перевозчик оставил претензию без рассмотрения, мотивируя свое решение пропуском срока предъявления претензии, ссылаясь на ст.123 УЖТ РФ, в соответствии с которой срок предъявления претензии составляет шесть месяцев. АО «Вымпел» обратилось с иском в арбитражный суд. В исковом заявлении, приведя все мотивы, изложенные в претензии, АО сослалось на ст.797 ГК РФ, в соответствии с которой срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год. Какое решение вынесет суд? Каким нормативным источником следует руководствоваться при разрешении данного спора? Задача 2. Петров В.И. совершал на речном судне «Тихий Дон» круиз из порта Ростов-на-Дону в порт Астрахань. В пути следования во время дискотеки Иванов В.И. самовольно в компании с другими пассажирами на корме судна устроил фейерверк. Он запустил несколько приобретенных в коммерческом магазине ракет, при этом он едва не попал в находившегося рядом пассажира. Капитан судна потребовал прекратить опасное развлечение. Не добившись выполнения своего распоряжения, капитан, с помощью двух членов экипажа судна задержал Петрова В.И. и поместил его в изолированное помещение. В ближайшем порту Петров был снят с судна и передан работникам милиции. Являются ли действия капитана судна правомерными? На каких началах строятся отношения между перевозчиком и пассажиром? Задача 3. Предприниматель Зуев В.С. заключил с Нефтеюганской базой ОАО "Юганскнефтегаз" договор на перевозку работников и грузов базы принадлежащим ему автомобильным транспортом. В сентябре - декабре 2006г. база не оплатила стоимость услуг, оказанных Зуевым, в связи с чем он обратился в арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с иском к ОАО "Юганскнефтегаз" о взыскании 65 тыс. 540 руб. задолженности за оказанные в сентябре - декабре 2006г. автотранспортные услуги и 14 тыс. 250 руб. в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами. Регулируются ли взаимоотношения между предпринимателем В.С. Зуевым и Нефтеюганской базой ОАО "Юганскнефтегаз" Уставом автомобильного транспорта? Подлежит ли в данном случае применению ст. 395 ГК РФ? Какое решение должен принять арбитражный суд?
Нормативные материалы 1. Конституция РФ // РГ. 1993. 25 декабря. 2. Гражданский кодекс РФ (Ч.2) от 26.01.1996г. №14-ФЗ (ред.14.07.2008) // СЗ РФ. 1996. №5. 3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195–ФЗ (ред. 22.07.2008) // СЗ РФ.2002.№1. 4. Воздушный кодекс РФ от 19.07.97г. (ред. 14.07.2008) // СЗ РФ. 1997.№12. 5. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001г. (ред. 14.07.2008) // СЗ РФ.2001.№11. 6. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999г. (ред. 14.07.2008) // СЗ РФ.1999.№18. 7. Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003г. (ред. 08.11.2007) // СЗ РФ.2003.№2. 8. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007г. // РГ.2007.17 ноября. 9. ФЗ от 09.02.2007г. №16–ФЗ « О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. №7. 10. ФЗ от 30.06.2003г. № 87-ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности»// СЗ РФ. 2003.№27. 11. ФЗ от 10.01.2003г. №17-ФЗ (ред. 08.11.2007) «О железнодорожном транспорте в РФ» // СЗ РФ. 2003.№2. 12. ФЗ от 08.01.1998г. №10-ФЗ « О государственном регулировании развития авиации» // СЗ РФ.1998.№2. 13. ФЗ от 08.11.2007г. №261-ФЗ (ред. 14.07.2008) « О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007.№46. 14. Закон РФ от 07.02.1992г. №2300–1 (ред.25.01.2007) « О защите прав потребителей» // СЗ РФ.1996.№3. 15. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004г. №395 « Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ» // РГ.2004.10августа. 16. Закон Ростовской области от 04.06.1999г. №34–ЗС (ред. 18.09.2006) « Об автомобильных дорогах Ростовской области » // Наше время.1999. 10 июня. 17. Постановление Главы Администрации Ростовской области от18.07.2000г.№245 (ред.23.04.2003) « Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Ростовской области»// Наше время.2002.22ноября. Арбитражная практика 1. Постановление Пленума ВАС РФ №30 от 6.10.2005. «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации » // Вестник ВАС РФ.2006.№1. 2. Письмо ВАС РФ N С1-7/уп-389 от 02.04.2004 «О некоторых вопросах, связанных с подсудностью споров, вытекающих из договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом » // Вестник ВАС РФ.2003.№10. 3. Письмо ВАС РФ N С5-7/УЗ-886 от 05.08.2003 О Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности »// Вестник ВАС РФ.2003.№10.
Литература
Рекомендации по выполнению заданий Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации определены Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2004 г. № 274. Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395. Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с передачей ей функций по контролю и надзору упраздняемых Министерства путей сообщения Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации, а также функций по техническому надзору за спортивными судами упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту. Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 184 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта", Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля
План семинарского занятия
а) органы субъектов Российской Федерации, ведающие транспортом; б) полномочия органов местного самоуправления по организации и регулированию работы транспорта. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию При подготовке к семинарскому занятию необходимо ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2004 г. № 274 и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395). Законодательство не дает определения транспортной системы как единого хозяйственного комплекса. С организационно-правовой точки зрения такого комплекса не существует, поскольку не существует единого централизованного управления транспортом, единого законодательства. Новый ГК также не внес в этот вопрос существенных изменений, так как практически почти все статьи гл. 40 ("Перевозка") содержат отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам. Кроме того, общественный транспорт страны утратил свое монопольное положение: субъектами транспортных отношений все в большей мере становятся частнопредпринимательские структуры.
Нормативные материалы
5. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001г. (ред. 14.07.2008) // СЗ РФ.2001.№11. 6. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999г. (ред. 14.07.2008) // СЗ РФ.1999.№18. 7. Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003г. (ред. 08.11.2007) // СЗ РФ.2003.№2. 8. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007г. // РГ.2007.17 ноября. 9. ФЗ от 09.02.2007г. №16–ФЗ « О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. №7. 10. ФЗ от 30.06.2003г. № 87-ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности»// СЗ РФ. 2003.№27. 11. ФЗ от 10.01.2003г. №17-ФЗ (ред. 08.11.2007) «О железнодорожном транспорте в РФ» // СЗ РФ. 2003.№2. 12. ФЗ от 08.01.1998г. №10-ФЗ « О государственном регулировании развития авиации» // СЗ РФ.1998.№2. 13. ФЗ от 08.11.2007г. №261-ФЗ (ред. 14.07.2008) « О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007.№46. 14. Закон РФ от 07.02.1992г. №2300–1 (ред.25.01.2007) « О защите прав потребителей» // СЗ РФ.1996.№3. 15. ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. 29.12.2006) « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » // СЗ РФ.2003.№40. 16. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004г. №395 « Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ» // РГ.2004.10августа. 17. Постановление Правительства РФ от 24.01.1998г. №85 (ред.26.01.2007) «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации» // СЗ РФ.2004.№32. 18. Постановление Правительства РФ от 23.06.2007.№397 « О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок»// СЗ РФ.2007.№27. 19. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004г. №395 (ред.14.12.2006) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ.2004.№32. 20. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004г №398 (ред.14.12.2006) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // СЗ РФ.2004.№32. 21. Постановление Администрации Ростовской области №542 от 26.11.2002г. (ред.07.02.2007) «Об утверждении положения, структуры и штатного расписания министерства автомобильных дорог, транспорта и связи » // Консультант Плюс. Арбитражная практика 1. Постановление Пленума ВАС РФ №30 от 6.10.2005. « О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации »// Вестник ВАС РФ.2006.№1. Литература
8. Комментарий к Воздушному кодексу Российской федерации / Под ред. А.Н.Иванова, А.М.Симонова.М., 2004. 9. Модин Н. Проблемы правового регулирования заключения договора перевозки пассажиров органами местного // Транспортное право. 2001.№3. 10. Морозов С.Ю. Транспортное право. М.,2007. 11. Некрасова И., Уваров Д. Современное законодательство о лицензировании деятельности на железнодорожном транспорте // Транспортное право.2005.№4. 12. Хейгетова С.Е. Муниципальный заказ как способ формирования конкурентной среды на рынке транспортных услуг // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006.Спецвыпуск. 13. Хейгетова С.Е. Роль органов местного самоуправления в регулировании деятельности общественного транспорта // Инновации в местном самоуправлении: Юг России в контексте национального и европейского опыта (Проблемы правового регулирования). Тезисы докладов и сообщений на Российско-Германской научно-практической конференции. Май 2005г. / Отв. ред. В.Г.Игнатов. Ростов н/Д, 2005.
Вопросы для самоконтроля
План семинарского занятия
а) понятие транспортных правоотношений; б) признаки транспортных правоотношений; в) особенности транспортных правоотношений.
а) понятие структуры транспортных правоотношений; б) субъекты транспортных правоотношений; в) объект транспортных правоотношений; г) содержание транспортных правоотношений.
Рекомендации по выполнению задания и подготовке к семинарскому занятию Транспортные правоотношения традиционно рассматривают как отношения, которые складываются по поводу оказания транспортных услуг, участники которых выступают в качестве юридических носителей прав и обязанностей. Рассматривая транспортные правоотношения, целесообразно особое внимание уделить их структурным элементам: содержанию, субъектам и объектам. Необходимо иметь в виду, что на практике возникновение, изменение или прекращение транспортных правоотношений связано нередко не с одним юридическим фактом, а с их совокупностью.
Нормативные материалы
5. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001г. (ред. 14.07.2008) // СЗ РФ.2001.№11. 6. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999г. (ред. 14.07.2008) // СЗ РФ.1999.№18. 7. Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003г. (ред. 08.11.2007) // СЗ РФ.2003.№2. 8. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007г. // РГ.2007.17 ноября. 9. ФЗ от 09.02.2007г. №16–ФЗ « О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. №7. 10. ФЗ от 30.06.2003г. № 87-ФЗ «О транспортно – экспедиционной деятельности»// СЗ РФ. 2003.№27. 11. ФЗ от 10.01.2003г. №17-ФЗ (ред. 08.11.2007) «О железнодорожном транспорте в РФ» // СЗ РФ. 2003.№2. 12. ФЗ от 08.01.1998г. №10-ФЗ « О государственном регулировании развития авиации» // СЗ РФ.1998.№2. 13. ФЗ от 08.11.2007г. №261-ФЗ (ред. 14.07.2008) « О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007.№46. 14. Закон РФ от 07.02.1992г. №2300–1 (ред.25.01.2007) « О защите прав потребителей» // СЗ РФ.1996.№3. Арбитражная практика 1. Постановление Пленума ВАС РФ №30 от 6.10.2005. « О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации »// Вестник ВАС РФ.2006.№ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |