Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Функциональные роли коммуникантов.

Вопросы и задания:

1. Однозначны ли понятия «роль» и «функция» коммуниканта?

2. Что означает смена ролей «говорящий» и «слушатель» с позиций риторического анализа диалога?

3. Проанализируйте приведенные ниже выражения.

Обратите внимание на то, что понятийное содержание слов

«оружие, меч, огонь, шпага» £ «слово, язык».

Составьте общее рассуждение на эту тему.

1) «Слово – самое сильное оружие человека» (Аристотель).

2) «Меч и огонь менее разрушительны, чем язык» (Р. Стил).

3) «С тех пор, как вышло из обычая носить на боку шпагу, совершенно необходимо иметь острый язык» (Г. Гейне).

4. Проанализируйте приведенные ниже выражения.

Обратите внимание на то, что понятийное содержание слов

«деньги, слава, власть» < «красноречие»,

более общее понятие «все, что имею» сопоставимо (со знаком равенства) с понятием «моя речь».

Составьте общее рассуждение на эту тему.

1) «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию» (Скилеф).

2) «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел» (Д. Уэбстер).

 

5. Рассказывают, что однажды во время путешествия по Греции великий римский оратор Цицерон встретился с известным греческим оратором Аполлонием:

…Аполлоний не знал языка римлян и попросил Цицерона произнести речь по-гречески. Цицерон согласился.

Когда он закончил, Аполлоний сказал:

– Ты достоин похвалы, Цицерон. Твое искусство восхищает. Но мне больно за Грецию, чья последняя слава – образованность и красноречие – по твоей вине уходит к римлянам.

Дайте характеристику понятиям «образованность» и «красноречие» как составляющим понятия «сила оратора».

 

6. «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем нужно; вторая – застенчивость, не говорить, когда это нужно; третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем». В этом выражении легендарного китайского мудреца Конфуция, по сути, заключены основные правила человеческого общения.

Сформулируйте эти правила. Согласны ли вы с тем, что нарушение каждого из них приводит к тому, что диалог между коммуникантами прекращается (иногда так и не состоявшись)? Проиллюстрируйте примерами.

Проанализируйте собственные коммуникативные привычки. Каких ошибок вам не всегда удается избежать? Сделанные выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

 

7. Проанализируйте приведенные ниже цитаты. Соотнесите их с правилами Конфуция.

1) «Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Книга Притчей Соломоновых, гл. 18:13).

2) «Слово, удержанное тобой, – раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, – господин твой» (Хафиз).

3) «Когда у вас нет серьезных доводов для возражения, лучше ничего не говорите. Слабая защита лишь увеличивает силы противника, а молчание меньше вредит, чем неумелый ответ» (Колтон).

4) «Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен» (Сенека).

5) «Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво» (Грасиан).

6) «Никогда не следует говорить: "Вы меня не поняли". Лучше сказать: "Я плохо выразил свою мысль"» (Робер).

7) «Человек с человеком испокон веку ведут монолог» (С. Лец).

8) «Святая наука расслышать друг друга сквозь годы во все времена…» (Б. Окуджава).

9) «Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь» (Л.Н. Толстой).

10) «Самое главное в общении – услышать то, что не было сказано» (Дракер).

Какие новые нюансы общения вам раскрылись благодаря этим высказываниям? Сформулируйте их и оформите как «памятку».

 

8. В одном из своих ранних юмористических рассказов Даниил Хармс писал: «Жизнь – это море, судьба – ветер, а человек – это корабль. И как хороший рулевой может использовать противный ветер и даже идти против ветра, не меняя курса корабля, так и умный человек может использовать удары судьбы и с каждым ударом приближаться к своей цели».

В пример автор поставил человека, который хотел стать оратором, но волею судьбы онемел. «…Но он не сдался, – сказано у Хармса, – а научился показывать дощечки с фразами, написанными большими буквами, и при этом, где нужно, рычать, а где нужно, подвывать, и этим воздействовать на слушателей еще более, чем это можно было сделать обыкновенной речью».

Согласны ли вы с таким утверждением? А с примером? Приведите пример, подтверждающий или опровергающий это положение.

 

9. Одна из многочисленных историй об Аристотеле повествует о том, как однажды к нему пристал человек с длинным и нудным рассказом. За все это время Аристотель не проронил ни слова. Наконец рассказчик спросил молчащего философа:

– Я не утомил тебя?

Тот ответил:

– Нет, я не слушал.

Как вы думаете, что значит этот ответ из уст мудреца? И какова последовавшая затем реакция рассказчика?

 

10. Еще одна история об Аристотеле рассказывает, как однажды к нему в ученики был отдан очень разговорчивый молодой человек. После долгой вступительной беседы он спросил у своего наставника, какую плату тот возьмет с него за обучение.

– С тебя – вдвое больше, чем с остальных, – ответил философ.

– Почему?

– Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде чем научить тебя говорить, мне надо научить тебя молчать.

Как вы думаете, равноценно ли здесь понятие «молчать» понятию «слушать»? Что подсказывает вам ваш собственный коммуникативный опыт? Приведите пример.

 

11. На важность знания оратором аудитории, ее состава и характерных особенностей указывал еще М.В. Ломоносов.

«...Разумный ритор прилежно наблюдать должен хотя бы главные слушателей свойства, то есть:

1) возраст, ибо дети малые на приятные и нежные вещи обращаются и склоннее к радости, милосердию, боязни и к стыду, взрослые способнее приведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страстьми склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти, страсти в них возбудить и утолить труднее, нежели в молодых;

2) пол, ибо мужеский пол к страстям удобнее склоняется и скорее оные оставляет, но женский пол, хотя на оные еще и скорее побуждается, однако весьма долго в них остается и с трудом оставляет;

3) воспитание, ибо кто к чему привык, от того отвратить трудно; напротив, большую к тому же возбудить склонность весьма свободно;

4) наука, ибо у людей, обученных в политике и многим знанием и искусством важных, надлежит возбуждать страсти с умеренною живностию и с благочинною бодростию, предложениями важного ученого исполненными; напротив того, у простаков и у грубых людей должно употреблять всю силу стремительных и огорчительных страстей, для того, что нежные и плачевные столько у них действительны, сколько лютна у медведей»[1].

Вслед за автором первого руководства по красноречию, написанному на русском языке, продолжите характеристику структурных особенностей аудитории.

 

12. Однажды у М.М. Жванецкого спросили: – Почему слушающий засыпает, а говорящий нет? – Тот больше устает, – последовал ответ юмориста-философа. Конечно, это шутка. Но в каждой шутке, как известно…

Составьте небольшой текст (из 8-10 предложений) на тему «Почему слушающий может заснуть?»

Стиль и жанр текста выберите по своему усмотрению.

13. Определите, можно ли расценивать ситуацию, произошедшую с героем рассказа Марка Твена «Как меня выбирали в губернаторы» как обратную коммуникативную связь?

«…Наконец бесстыжая травля, которой подвергли меня враждебные партии, достигла наивысшей точки: по чьему-то наущению во время предвыборного собрания девять малышей всех цветов кожи и в самых разнообразных лохмотьях вскарабкались на трибуну и, цепляясь за мои ноги, стали кричать: «Папа!» Я не выдержал. Я спустил флаг и сдался. Баллотироваться на должность губернатора штата Нью-Йорк оказалось мне не по силам…».

14. Прочтите отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Определите количество сторон коммуникативной ситуации и нарисуйте ее схему. Подумайте, не было ли у вас подобного рода ситуаций (например, в общественном транспорте). И какую роль в них играли вы? Сделайте выводы.

…– Ваши билеты! – сказал Контролер, всовывая голову в окошко. Все тут же предъявили билеты; размером билеты были не меньше пассажиров, и в вагоне поэтому сразу стало очень тесно.

– Та-ак, – протянул Контролер и сердито взглянул на Алису. – А где твой билет, девочка? И все хором закричали («Словно припев в песне», – промелькнуло у Алисы в голове): – Не задерживай его, девочка! Ты знаешь, сколько стоит время? Тысячу фунтов – одна минута!

– К сожалению, у меня нет билета, – испуганно сказала Алиса. – Там, где я села, не было кассы... И хор голосов подхватил: – Там не было места для кассы! Знаешь, сколько стоит там земля? Тысячу фунтов – один дюйм!

– Не оправдывайся, девочка! – сказал Контролер. – Надо было купить билет у машиниста. И снова хор голосов подхватил: – У человека, который ведет паровоз! Знаешь, сколько стоит дым от паровоза? Тысячу фунтов – одно колечко!

– Лучше мне промолчать, – подумала Алиса. На этот раз, так как она не произнесла ни слова, никто нечего не сказал, но, к величайшему ее удивлению, все хором подумали (надеюсь, ты понимаешь, что значит «думать хором»): – Лучше промолчи! Знаешь, сколько стоит разговор? Тысячу фунтов – одно слово!»

 

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Ростов н/Д., 2002.

2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.

3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2006.*

4. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004.*

6. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2003.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...