Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Понятие диалогового пространства.

Вопросы и задания:

1. Как вы трактуете понятие «диалоговое пространство»? Какими фазами публичной речи ограничивается диалоговое пространство для оратора? Для аудитории?

Как вы думаете, диалоговое пространство существует только для публичной речи или имеет место и для других видов коммуникации, где речь является средством взаимодействия? Можно ли выявить диалоговое пространство для двоих коммуникантов, ведущих частную беседу?

 

2. «Интерес является могучим чародеем, который меняет форму всех предметов в глазах всех тварей земных», – заметил Гельвеций.

Как вы думаете, к какой фазе публичной речи в первую очередь применимо это выражение французского философа? Может ли оно быть распространено на все диалоговое пространство?

 

3. Прочтите фрагмент из 75 письма Сенеки к Луцилию[2]. Сформулируйте тему письма, дайте ему заголовок.

Сенека приветствует Луцилия!

Ты пеняешь мне за то, что письма мои не так тщательно написаны. Но кто же говорит тщательно, кроме тех, кто хочет говорить напыщенно? Какой была бы моя речь, если бы мы вместе сидели или гуляли, – такими же необработанными и непринужденными пусть будут и мои письма, в которых я не хочу никакой изысканности, никакой нарочитости.

Будь это возможно, я предпочел бы без слов прямо показать тебе все, что я чувствую. Даже и споря, я бы не топал ногою, не указывал бы рукой, не повышал бы голоса, – все это я бы оставил ораторам, довольствуясь тем, что донес бы до тебя свои чувства, не приукрасив их и не унизив.

Одно только я хочу тебе доказать: что я говорю, то и чувствую, и не только чувствую, но и люблю. <…> Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим. Тот исполнил свое обещание, кто одинаков, слушаешь ли ты его, или смотришь. Мы увидим, каков он, велик ли он, если только он един. Пусть наши слова приносят не удовольствие, а пользу. А если украшения красноречия даются без хлопот, если они под рукой и стоят немного, – пусть будут и они, но лишь сопутствуя вещам более прекрасным. Пусть красноречие прежде показывает их, чем себя. Все прочие науки совершенствуют дарованье, здесь же дело идет о душе.

Больной ищет не того врача, что красно говорит. А кто встретит такого, что и лечить умеет, и изящно рассуждает о необходимых средствах лечения, тот, конечно, будет доволен. Но и напав на врача, к тому же еще красноречивого, не с чем себя поздравлять: это все равно, как если опытный кормчий окажется красавцем…»

4. Прочтите фрагмент из диалога Платона «Гиппий Больший»[3] и определите, какие мотивы движут Гиппием к трибуне, а лакедемонян – слушать его речи? Почему жители Лакедемона не нанимают его в качестве учителя мудрости для своих детей? Какие человеческие качества Гиппия раскрываются в беседе с Сократом? Еще раз вдумайтесь в сократовское изречение «Заговори, чтоб я тебя увидел!».

Сократ. Гиппий, славный и мудрый, наконец-то ты прибыл к нам в Афины!

Гиппий. Все недосуг, Сократ. Всякий раз, как Элиде нужно бывает вести переговоры с каким-нибудь государством, она обращается ко мне прежде, чем к кому-нибудь другому из граждан, и выбирает меня послом, считая наиболее подходящим судьею и вестником тех речей, которые обычно произносятся от каждого из государств. Много раз я бывал послом в различных государствах, чаще же всего и по поводу самых многочисленных и важных дел – в Лакедемоне. Это-то и есть мой ответ на твой вопрос, ведь я не часто заезжаю в ваши места.

Сократ. Вот что значит, Гиппий, быть поистине мудрым и совершенным человеком. Ведь ты умеешь и в частной жизни, беря с молодых людей большие деньги, приносить им пользу еще большую, чем эти деньги; с другой стороны, ты и на общественном поприще умеешь оказывать благодеяния своему государству, как и должен поступать всякий, кто не желает, чтобы его презирали, а, напротив, хочет пользоваться доброй славой среди народа. Однако, Гиппий, какая причина того, что древние мужи, прославившие свои имена мудростью, – и Питтак, и Биант, и последователи милетянина Фалеса, да и позднее жившие, вплоть до Анаксагора, – все или большинство из них, по-видимому, держались в стороне от государственных дел?

Гиппий. Какая же, Сократ, иная причина, если не та, что они были не в силах и не способны обнять разумом и то и другое – дела общественные и дела частные?

Сократ. Значит, клянусь Зевсом, подобно тому как все остальные искусства сделали успехи и по сравнению с нынешними старые мастера плохи, то же самое придется сказать и о вашем искусстве – искусстве софистов: оно сделало успехи, а мудрецы из древних плохи по сравнению с вами.

Гиппий. Совершенно правильно. <…>

Сократ. Ты, Гиппий, приводишь прекрасное и важное доказательство мудрости и своей собственной, и вообще нынешних людей, – насколько же они отличаются ею от древних! Велико было, по твоим словам, невежество людей, живших прежде. <…>

Итак, мне кажется, ты приводишь прекрасное доказательство мудрости нынешних людей по сравнению с прежними. Многие согласны в том, что мудрец должен быть прежде всего мудрым для себя самого. Определяется же это так: мудр тот, кто заработал больше денег. Но об этом достаточно. Скажи мне вот что: ты-то сам в каком государстве из тех, куда заезжаешь, заработал больше денег? Видно, в Лакедемоне, где бываешь чаще всего?

Гиппий. Нет, Сократ, клянусь Зевсом! Я там вообще никогда ничего не получал.

Сократ. Странные вещи говоришь ты, Гиппий, удивительные! Скажи мне: разве не в состоянии твоя мудрость делать более добродетельными тех, кто следует и учится ей?

Гиппий. И даже очень.

Сократ. Значит, сыновей иникян ты был в состоянии сделать лучшими, а сыновей спартиатов нет?

Гиппий. Далеко до этого.

Сократ. Тогда, стало быть, сицилийцы стремятся стать лучшими, а лакедемоняне – нет?

Гиппий. И лакедемоняне очень стремятся, Сократ.

Сократ. Может быть, они избегали общения с тобой из-за недостатка денег?

Гиппий. Нет, конечно, денег у них достаточно.

Сократ. Какая же причина, что, хотя у них есть и желание, и деньги, а ты мог помочь им в самом важном, они отпустили тебя не нагруженным деньгами? Ведь невероятно же, чтобы лакедемоняне могли воспитывать своих детей лучше, чем это можешь ты? Или это так и ты с этим согласен?

Гиппий. Никоим образом.

Сократ. Быть может, ты не сумел убедить молодых людей в Лакедемоне, что через общение с тобой они преуспеют в добродетели?… Или ты не мог убедить отцов этих молодых людей, что… им следует скорее поручать их тебе, чем самим о них заботиться? Ведь не из зависти же отцы мешали своим детям стать как можно лучше?

Гиппий. Не думаю, чтобы из зависти.

Сократ. Лакедемон, конечно, имеет хорошие законы?

Гиппий. Еще бы!

Сократ. А в государствах с хорошим законодательством выше всего ценится добродетель?

Гиппий. Конечно.

Сократ. Ты же умеешь прекраснее всех людей преподавать ее другим.

Гиппий. Именно прекраснее всех, Сократ!

Сократ. Ну а тот, кто прекраснее всех умеет преподавать искусство верховой езды, не в Фессалии ли он будет пользоваться почетом больше, чем где бы то ни было в Элладе, и не там ли получит больше всего денег, равно как и во всяком другом месте, где ревностно занимаются этим?

Гиппий. Вероятно.

Сократ. А тот, кто может преподать драгоценнейшие знания, ведущие к добродетели, разве не в Лакедемоне будет пользоваться наибольшим почетом? Разве не там заработает он больше всего денег, если пожелает, равно как и в любом эллинском городе из тех, что управляются хорошими законами?..

Гиппий. Все дело, Сократ, в том, что изменять законы и воспитывать сыновей вопреки установившимся обычаям несогласно у лакедемонян с заветами отцов. … Несогласно с законами давать чужеземное воспитание. Знай твердо: если бы кто другой когда-либо получал от них деньги за воспитание, то и я получил бы их, и гораздо больше всех; по крайней мере, они бывают рады и слушать меня, и хвалить, но, повторяю, нет у них такого закона. <...>

Сократ. Итак, друг мой, что же именно они рады бывают слушать и за что тебя хвалят? Очевидно, за то, что ты лучше всего знаешь, – за науку о звездах и о небесных явлениях?

Гиппий. Нисколько; такой науки они и вовсе не выносят.

Сократ. А о геометрии они рады бывают слушать?

Гиппий. Никоим образом, потому что и считать-то, собственно говоря, многие из них не умеют.

Сократ. Значит, они далеки от того, чтобы слушать твои речи о вычислениях?

Гиппий. Очень далеки, клянусь Зевсом.

Сократ. Но уж конечно, они рады бывают слушать о том, что ты умеешь разбирать точнее всех: о значении букв и слогов, ритмов и гармоний?

Гиппий. Каких там гармоний и букв, мой добрейший?!

Сократ. Но о чем же они тогда слушают с удовольствием и за что тебя хвалят?

Гиппий. О родословной героев и людей, Сократ, о заселении колоний, о том, как в старину основывались города, – одним словом, они с особенным удовольствием слушают все рассказы о далеком прошлом, так что из-за них я и сам вынужден был очень тщательно все это изучить…

 

5. «С мыслями своими обходись, как с гостями, а со своими желаниями – как с детьми», – гласит китайская народная мудрость. Спроецируйте эту пословицу на коммуникативную ситуацию публичного выступления. Каким образом, по вашему мнению, следует относиться:

а) к желанию сказать речь перед публикой?

б) к желанию оратора «поразмышлять вслух»?

в) к желанию слушателя «подумать вслух»?

 

6. История повествует не только о том, как жил, но и о том, как умер легендарный философ Древней Греции Сократ[4]. Посвященные последним месяцам его жизни главы многих книг рассказывают, что Сократ мог не явиться в суд или покинуть Афины (впрочем, как и сбежать уже после вынесения ему смертного приговора). Однако почтенный мудрец, как истинный страж истины, которого многие жители Эллады называли своим Учителем, предпочел «претерпеть чужую несправедливость, чем самому творить ее» и исполнить волю закона.

Известен такой эпизод: накануне судебного разбирательства его дела Сократа спросили, почему он не готовится к защите, на что великий мыслитель резонно заметил: «Разве я не провел всю жизнь в этом занятии?».

Проанализируйте суждение Сократа с позиций побудительно-мотивационной фазы публичной речи.

7. В 1720 году Петром I был издан Указ, который гласил: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писанному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».

Предположите, чем было вызвано такое волеизъявление великого монарха?

 

8. Физику Уильяму Брэггу, лауреату Нобелевской премии, принадлежат слова: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал – это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Как считаете вы? Ответ аргументируйте.

 

9. Известный отечественный языковед первой трети XX века, исследователь грамматики и стилистики русского литературного языка и методов его преподавания А.М. Пешковский отмечал:

«…Говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличия психики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто литературно. Это особый вид собственно литературной речи – вид, который я бы назвал в известном смысле подделкой письменной речи под устную.

Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную»[5].

В чем, по вашему мнению, заключается первопричина противоречия написанного и воспроизводимого текста публичной речи? Элементы каких стилей сочетает в себе публичная речь?

 

10. В одной известной истории рассказывается о том, как однажды к знаменитому английскому профессору-медику после лекции обратился с вопросом студент:

– Скажите, профессор, что нужно читать, чтобы стать хорошим врачом?

– Читайте «Дон Кихота».

Совет был столь неожиданным и на первый взгляд парадоксальным, что студент в недоумении воскликнул:

– Как же так, профессор?! Неужели медицина не заслуживает должного внимания, и мне необходимо читать только Сервантеса?

– Нет, – отвечал профессор, – вы меня не так поняли. Я хотел сказать, что, помимо медицины как науки, вам, как будущему врачу, необходимо постигнуть глубокую тайну «Дон Кихота».

Как вы думаете, почему студент не сразу понял профессора? Объясните смысл и продолжите совет профессора, проиллюстрировав его примером.

Какой бы вы дали совет, если бы у вас спросили: «Что нужно читать, чтобы стать хорошим оратором?» Ответ аргументируйте.

Заведите (если еще не заведена) в тетради и начинайте заполнять «памятную страницу» с пометой: «Прочитать!».

 

11. Рассказывают, что однажды А.В. Луначарскому задали вопрос:

– Как Вам удается так легко выступать, оперируя при этом огромным фактическим материалом?

– Я готовился к этому всю жизнь, – ответил оратор и публицист, первый нарком просвещения.

С той поры эта фраза стала крылатой.

Что такое, по вашему мнению, импровизация? Можно ли овладеть искусством импровизации? Что означает фраза «Я готовился к этому всю жизнь»? Значит ли, что великий Демосфен, который не решался выступать без подготовки (считая, что только тот, кто готовит речи заранее, предан народу и не проявляет равнодушия к тому, как воспримет речь большинство), не умел импровизировать?

Пробовали ли вы импровизировать? Всегда ли ваши импровизации были удачными? Помните ли вы свои «находки»? Были ли они найдены во время вашего публичного выступления или это была другая коммуникативная ситуация? Кто были ваши слушатели? Проанализируйте свое эмоциональное состояние, когда импровизации вам особенно удаются.

 

12. Сопоставьте каждое их приведенных ниже выражений с соответствующим ему этапом работы над выступлением.

1) «К чему речей пустых туман? Молчи, людей других не зная» (С. Стальский).

2) «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как» (Л.Н. Толстой).

3) «Кто рассчитывает молчанием усовершенствовать свою речь, поступает так же глупо, как и человек, думающий обеспечить себе здоровье, пребывая в лени» (перефразированный Плутарх).

 

13. Соотнесите рекомендации известного современного ритора А.А. Волкова с технологией создания публичной речи:

«Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо:

1) понимать, как устроена аргументация, т. е. знать теорию;

2) читать и понимать классические произведения, развить в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора;

3) упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом;

4) писать и говорить публично».[6]

 

14. Охарактеризуйте этапы работы над деловой беседой и публичной речью и проанализируйте каждый из них с позиций организации диалога.

 

15. Составьте текст выступления на тему: «Телевидение: полезное или вредное времяпрепровождение», соблюдая правила оформления текста (отдельные листы, большие поля и интервалы).

На полях слева определите свою роль как автора текста и дайте характеристику аудитории, для которой предназначена речь.

На полях справа сформулируйте вопросы, которые могут быть заданы слушателями (и подготовьте на них ответы).

Еще раз прочтите текст речи, соотнесите его с предполагаемыми вопросами и проанализируйте, каких вопросов (особенно не желательных для вас) можно избежать.

 

16. «Всякому творящему речь подобает применяться к слушателям, кто не хочет на ветер говорить», – наставлял своих учеников Сократ.

Попытайтесь развить эту мысль великого философа, используя ее в качестве темы для рассуждения о диалоговом пространстве.

 

17. В своей книге «Непричесанные мысли» С. Лец писал: «Недостаточно, чтобы твои слова были сказаны к месту, надо, чтобы они были обращены к людям».

Используйте это положение в качестве темы для рассуждения о посткоммуникативной фазе публичной речи.

 

18. «Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас слушатель», – учил П.С. Пороховщиков.

Соотнесите это положение с посткоммуникативной фазой публичного выступления. Какой резонанс может вызвать несоблюдение этого условия в диалоговом пространстве?

 

19. Со времен Петра I известно предупреждение оратору: «Словами не размолвишь, пальцами не растычешь».

На чем основано это утверждение? И какой, по вашей оценке, при таком положении дел следует ожидать посткоммуникативную фазу речи?

20. Спроецируйте проверенную веками народную мудрость «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» на риторическую ответственность оратора относительно каждой фазы публичной речи.

 

21. Однажды Ш. Монтескье заметил: «Обычно боятся отступления в речи, а я думаю, что те, которые умело делают отступления, подобны длинноруким – они больше могут захватить».

Какую роль, по-вашему, играют такие отступления в посткоммуникативной фазе речи?

 

22. Индийскому принцу Сиддхартху Гаутаму принадлежит следующее изречение:

«Пусть мудрец стережет свою мысль, трудно постижимую, крайне изощренную, спотыкающуюся, где попало. Стереженная мысль приводит к счастью. Как пчела, набрав сока, улетает, не повредив цветка, его окраски и запаха, так же пусть мудрец поступает. Пусть смотрит он не на ошибки других, на сделанное или не сделанное другими, но на сделанное и не сделанное им самим...

Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата».

Соотнесите это рассуждение человека, известного также под именем Будда (т. е. Просветленный), с посткоммуникативной фазой речевого общения. Обратите внимание на образность выражений.

 

23. Приведите пример посткоммуникативной фазы нескольких учебных лекций, митинговых речей и деловых бесед, на которых вы были.

 

24. Каким образом вы как коммуникант учитываете особенности посткоммуникативной фазы речи?

 

Литература

1. Волков А.А. Курс русской риторики. – М., 2001.

2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.

3. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2004.*

5. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. – М., 2003.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...