Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественная мысль и наука во второй четверти

XVIII века.

 

В это время общественная мысль продолжала свое интенсивное развитие. Темы размышлений и рассуждений этого периода во многом были сходными с темами, которые вызывали интерес в эпоху Петра Великого. Это, прежде всего, попытки решения проблемы государственной власти - от защиты абсолютизма до усилия аргументировать власть олигархов. Все более важной становится обсуждение проблем экономики, социальной политики, религии, взаимоотношений государства и церкви, места образования, науки, искусства в жизни русского общества.

В обсуждение этих проблем включаются представители интеллигенции: первые академики-иностранцы, русские политические и общественные деятели, и, конечно, творцы искусства.

Со времени правления Петра Великого в России формируется новый тип европеизированной после петровской интеллигенции, который руководствуется «мирскими», а не религиозными интересами и идеями. Это люди подлинно образованные, весьма чутко следящие за всем, что происходит в России и Западной Европе, стремящиеся к созданию русской национальной идеологии. Главнейшей идеей этой интеллигенции является идея Великой России. Она зажигала души людей горделивым сознанием мощи и величия своей державы.

«Ученая дружина».

Особенно любопытной в этом отношении была деятельность так называемой «ученой дружины». «Ученой дружиной» назывался кружок, в состав которого входили: уже известный нам, Феофан Прокопович, поэт и просветитель Антиох Кантемир, историк и общественный деятель Василий Татищев.

В общественно-политических взглядах Татищева, Кантемира и Феофана много общего. Особенно ярко это проявилось во время событий, связанных с воцарением на престол Анны Иоанновны. Все трое были активными участниками событий и выказали себя решительными сторонниками самодержавия, противниками олигархии.

В истории русской общественной мысли данного периода эти люди оставили свой значительный след. Каждый из них являлся незаурядным человеком, интеллигентом новой формации. В этом отношении очень интересна личность Антиоха Дмитриевича Кантемира (1709-1744), дипломата, работавшего в Париже и Лондоне, друга многих европейских писателей и общественных деятелей, блестящего поэта, создавшего новый жанр в русской литературе - сатиру, и великолепного переводчика. О его литературной деятельности мы поговорим позже, а сейчас речь пойдет о Кантемире – общественном деятеле и просветителе.

Объектом сатиры Кантемира становились гонители наук и просвещения. Его первая сатира посвящена защите «учения». В произведениях сатирика ощущается призыв борьбы против церковной идеологии. Кантемир большое внимание уделяет гражданскому воспитанию, болезненно воспринимая своекорыстие и невежество дворянства, забвение им своего общественного долга.

Вместе с поэзией Кантемир занимается и научно-просветительской деятельностью. К своим сатирам он пишет примечания, которые по объему нередко превосходят текст сатир и отличаются энциклопедичностью содержания. Автор дает в них сведения по античной мифологии, по русской и европейской истории, по астрономии и медицине, поясняет, чем занимается алгебра и геометрия, рассказывает о древних и современных писателях.

Будучи блестящим переводчиком, он переводит на русский язык «Персидские письма» Монтескье, книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», запрещенную по приказу Синода. В книге в легкой и доступной форме приводились сведения о строении Вселенной, о Солнце и звездах, о жизни на других планетах.

Кантемиру принадлежит также философская работа «Письма о природе и человеке» - попытка популярно изложить основы естествознания. Работа написана в духе распространенного в XVIII веке деистического мировоззрения, которого придерживались и Вольтер, и Ломоносов, и многие другие писатели и ученые того времени.

Острый сарказм, верность изображения российской действительности, содержательность сатир Кантемира были таковы, что и через столетие его литературная деятельность казалась опасной царской цензуре. И при Николае I, и при Александре II переиздание сочинений Кантемира было запрещено.

Крупное место в становлении и развитии общественной мысли принадлежит еще одному члену «ученой дружины» Василию Никитичу Татищеву (1686-1750). По словам Ю. М. Лотмана, «…историк и государственный деятель Татищев, писавший, что все, чем он обладает (а «обладал» он многим: изучал в Швеции финансовое дело, строил заводы и города, «управлял» калмыцким народом, был географом и историком), он получил от Петра, и главное, подчеркивал он, разум». /26/

Как Прокопович и Кантемир, Татищев был идеологом дворянской абсолютной монархии. Но в его рассуждениях есть многое отличное от рассуждений других членов «ученой дружины». Татищев не считает самодержавие единственным двигателем прогресса и культуры. Он предлагает завести книгопечатание, независимое от правительства, благодаря этому, по мнению Татищева, развитие просвещения станет более интенсивным.

К религии Татищев относится рационалистически. В своем сочинении «Разговор о пользе наук и училищ» он пишет, что «главнейшее есть вера», народу нужно религиозное воспитание, для этого необходимы образованные попы, материально обеспеченные, не приниженные бедностью до крестьянского состояния. Если хороший поп в деревне, то помещик может быть спокоен…

Очень много сделал В.Н. Татищев для развития исторической науки в России. Фактически именно Татищев является первым историком России. В его трудах история становится самостоятельной наукой, основывающейся на критическом изучении источников. В ведении к своему фундаментальному труду «История Российская» он определяет предмет науки истории (изучение «деяний» и «приключений», то есть событий). Вскрывает причинность исторических явлений, (они зависят от свойств и качеств людей), дает характеристику источникам, с которыми работал (летописи, античные, византийские, древнерусские авторы, европейские хроники и т.п.). Там же Татищев рассказывает о методах работы с источниками (сравнительный метод, критический подход). Указал Татищев на необходимость и важность вспомогательных дисциплин для изучения истории. Самое главное в работе ученого, он наметил периодизацию истории России, в основу которой была положена история русского самодержавия. В своей работе историк собрал и изложил обширный материал истории России, доведя его до 1577 г.

Различия во взглядах Прокоповича, Кантемира и Татищева объясняются тем, что они имели различный социальный статус, образование, образ жизни и жизненный опыт. Прокопович – вице-президент Синода, человек близкий ко двору, Кантемир - сын молдавского господаря, дипломат, много времени проведший заграницей. А В.Н. Татищев - идеолог среднего дворянства. Он выполнял различные поручения правительства часто далеко от столицы, нередко находился в опале. Поэтому Татищев хорошо знал реальную жизнь столицы и провинции.

Значение деятельности членов «ученой дружины» весьма важно для дальнейшего развития просветительской мысли в России. Их любовь к науке и просвещению, литературе и искусству, непримиримость к религиозному ханжеству, критика недостатков просвещения в России – все это делало их предшественниками русского просветительства.

Деятельность М. В. Ломоносова.

Истинным просветителем был Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) – человек другого поколения, он смотрел на проблемы власти, религии, науки и искусства с иных позиций, Однако во взглядах Ломоносова чувствуется преемственность и некоторая общность взглядов с деятелями «ученой дружины».

Ломоносов вступал в открытую борьбу за независимость научных исследований, против попыток церкви помешать распространению научных знаний. Писал злые и веселые памфлеты, направленные против церковного мракобесия. Наиболее известный из них, «Гимн бороде» - одно из самых смелых антиклерикальных произведений XVIII века.

А в строках из «Вечернего размышления о божием величестве при случае великого северного сияния» («Открылась бездна звезд полна:/ Звездам числа нет, бездне дна») - звучит вызов Синоду, запрещавшему «писать и печатать» о множестве миров.

Сторонников средневекового мировоззрения было множество, они были весьма агрессивны, и бороться с ними было очень непросто. Однако Ломоносов всячески старался добиться того, чтобы невежды, по крайней мере, не могли «ругать наук в проповедях».

Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи – не простое переложение в стихотворную форму достижений науки. Это настоящая поэзия, рожденная вдохновением.

«Научные» стихотворения Ломоносова в большей части посвящены явлениям природы и космосу. Ломоносов, будучи философом-деистом, видел в природе проявление творческой мощи Бога. Но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение Бога через природу, а изучение природы, созданной Богом.

Свои взгляды на власть Ломоносов раскрывает в многочисленных одах, чаще всего посвященных ежегодно отмечавшимся дням восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.

Теория просвещенного абсолютизма была широко распространена в XVIII веке во многих европейских государствах. Согласно этой теории, просвещенный монарх способен подняться над эгоистическими интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо всему обществу. Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели. Таким «учителем монархов» хотел стать и Ломоносов. Да и к кому еще он мог обратиться со своими планами и советами? Крестьянство в большинстве было неграмотно, забито и не могло услышать его голос. Дворянство, даже самое образованное, сочло бы постыдным брать уроки государственной мудрости у выходца из «подлого» сословия. Оставалась одна надежда на то, что его идеи услышит монарх.

Ломоносов предъявляет высокие требования к личности монарха. Его идеал – это царь, заботящийся о просвещенности и благе народа. В своих одах Ломоносов призывает правителей заботиться о сохранении мира. У него была четко продуманная программа мирного процветания государства. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России, которые требуют «искусством утвержденных рук». Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. В одах он обращается к точным наукам – механике, химии, астрономии, метеорологии с призывом исследовать природу России и обогатить русское государство своими открытиями.

Ломоносов говорил о просвещении, которое должно служить сохранению и размножению, народа. Образование, вплоть до университетского, должно быть доступно всему народу. По мнению ученого, талантливых людей, «собственных» «Платонов» и «Невтонов», может «рождать» вся «российская земля».

Смелая, стройная общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь при одном условии: ее должен принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит в свои оды образ Петра Великого. Его образ становится живым и убедительным примером для каждого из наследников престола. В ломоносовских одах нет индивидуальных характеристик воспеваемых царей и цариц. Восхваляя очередного монарха, он восхвалял в нем идеальный образ «премудрого учителя и просветителя».

Основная идея, которой руководствовался в своей жизни и деятельности М. В. Ломоносов, была идея служения Родине. Об этом хорошо сказал Н. Г. Чернышевский: «Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а отечеству»./27/

Ломоносов стоял на самых передовых позициях науки того времени. Он последовательно развивал атомистические представления, близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений. Ученый впервые начал внедрять физические методы исследования химии и стал отцом физической химии. Ломоносов первым провозгласил союз физики, химии и математики, ставший данностью в XIX веке. Работал в различных областях физики, изучал твердое, жидкое и газообразное состояние тел. Проводил опыты по электричеству. В 1761 году, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов открыл атмосферу на Венере. Ему принадлежит доказательство при помощи эксперимента «закона сохранения энергии». Ученый руководил устройством фабрики по изготовлению цветных стекол – «смальт», сам создал несколько мозаичных панно. Блестяще работал Ломоносов в области гуманитарных наук, в частности именно его перу принадлежат: самый первый учебник по русской грамматике, разработка «Теории трех штилей», завершение реформы русского стихосложения, начатой Тредиаковским. Его филологические труды оказали громадное влияние на становление и развитие русской литературы и русского литературного языка.

Ломоносов продолжил исторические исследования, начатые Татищевым, именно Михайло Васильевича (так называли его современники) Татищев попросил написать предисловие к своей «Истории Российской». Ломоносов постепенно собрал по подлинным документам «Древнюю Российскую историю от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» и «Краткий Российский летописец с родословием», представляющий собой перечень важнейших событий, включая эпоху Петра Великого. Исторические труды Ломоносова имели не только познавательное значение, но и способствовали формированию самосознания русской нации.

Много сделал Ломоносов для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет, им были возрождены гимназия и университет при Академии наук. Преодолевая сопротивление некоторых немецких профессоров Академии, он энергично выдвигал отечественных ученых. Его учениками были будущие филологи Николай Поповский и Антон Барсов, естествоиспытатели Иван Лепехин и Николай Озерецкий, этнограф Василий Зуев, астроном Петр Иноходцев, химик Никита Соколов и многие другие, продолжившие дело великого ученого.

Пушкин с огромным уважением писал о Ломоносове, о его умении сохранять человеческое достоинство, а Белинский называл ученого и поэта Петром Великим русской словесности.

Количество выполненных Ломоносовым исследований, широта охвата наук поразительно. Он обладал, по истине, энциклопедическими знаниями и умениями. Его личность вполне правомерно сравнивать с личностями титанов эпохи Возрождения.

Деятельность Академии наук.

Ломоносов разрабатывал в той или иной степени почти все отрасли тогдашней науки. Рядом с ним работали и другие ученые, они не были столь энциклопедичны, но трудились над разработкой важных теоретических и практических проблем.

В области математики работал крупнейший математик XVIII века Леонард Эйлер (1707-1783), приехавший в Россию в 1727 г. двадцатилетним юношей. Здесь он прожил до 1741 года, а затем уже заграницей работал для Петербургской Академии наук. Научные интересы Эйлера были очень широки: техника и теория машин, логика, конструкция оптических линз, расчеты движения небесных светил, гидравлика, строительство и многое другое. На трудах и учебниках Эйлера воспитывалось не одно поколение русских математиков.

В области физики работал Георг Вильгельм Рихман (1711-1753) –близкий друг и соратник Ломоносова.Он вывел формулу для определения температуры смеси жидкостей, имеющих разные температуры. Рихман погиб при проведении опыта с атмосферным электричеством.

Одной из важнейших задач русской науки было изучение природы своей страны и населявших ее народов. Для изучения богатств России снаряжались экспедиции, которые длились многие годы, уносившие здоровье и жизнь исследователей. Крупнейшими и наиболее результативными были, так называемые, Камчатские экспедиции под предводительством Витуса Беринга (1681-1741). Первая проходила с 1725 по 1730 год, а вторая – с 1733 по 1743. Особенно результативной была вторая экспедиция. Недаром ее называли Великой Северной. Благодаря этой экспедиции был открыт пролив, названный Беринговым, открыта северо-западная Америка, исследована Камчатка, северные берега Сибири, нанесены на карту Курильские острова и северная Япония. Камчатские экспедиции – научный и гражданский подвиг ее членов. Многие участники экспедиции умерли, погиб и глава экспедиции Витус Беринг. Пролив и остров Беринга, море Лаптевых, мыс Челюскина названы именами участников второй Камчатской экспедиции.

Благодаря трудам этих ученых и многих других в России начали интенсивно развиваться география, геология, минералогия, ботаника, зоология. Развитие этих наук способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, охотничьих промыслов и т. п. Вместе с тем развитие народного хозяйства способствовало развитию изобретательства. Появились русские изобретатели, имена которых известны и нам. Это А. Нартов, И. Ползунов, И. Кулибин и многие другие. Множество изобретений и усовершенствований машин, станков, инструментов создано было этими людьми. Но часто их изобретения не находили применения, а жизнь заканчивалась трагически. Блестящий мастер-самоучка И. Ползунов – изобретатель паровой машины - умер от чахотки, а его машина была забыта, так и не найдя применения в народном хозяйстве. И. Кулибин умер в нищете, так и не сумев осуществить свои гениальные замыслы, он вынужден был тратить время на создание хитроумных игрушек и фейерверков для царского двора.

Русские ученые были объединены в научном центре, который назывался Академия наук. Основана она была 22 января 1725 года по проекту Петра I. Перед Академией ставились важные задачи и возлагались большие надежды, в частности, в проекте основания Академии писалось, что будет создано «такое здание», «…через которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем разпространялась, но и через обучение и разположение оных польза в народе впредь была».

В начале своего существования Академия приглашала западноевропейских ученых. Причем стремились приглашать крупных ученых («самолутчих ученых людей»). В более позднее время в стенах Академии трудились лучшие отечественные ученые.

В отличие от иностранных Академий, Петербургская Академия наук была не добровольным обществом, а государственным учреждением, поэтому у нее был твердый бюджет. Однако это привело к тому, что ученым приходилось тратить время и силы на организацию фейерверков для придворных торжеств, сочинять хвалебные оды царям и их фаворитам. Кроме того, зависимость от государства привела к расцвету бюрократии, с которой ученым приходилось бороться не на жизнь, а на смерть. Вспомним борьбу Ломоносова с советником Канцелярии, библиотекарем Шумахером и его зятем Таубергом, борьбу, которая унесла много жизненных сил великого ученого.

Однако благодаря Академии, среди русских людей возникало особое отношение к научным знаниям, уважение к науке, причем не только той, которая дает немедленную, сиюминутную практическую пользу, но и теоретической ее ипостаси. Члены Академии часто устраивали публичные лекции и демонстрации опытов, на которых не брезговали появляться самые знатные особы. Издательство Академии наук выпускало календари, научно-популярные журналы, книги. В частности, издавался весьма популярный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Все это имело большое значение для развития русской науки и культуры.

Воспитание и образование во второй четверти XVIII века.

Выше мы уже говорили, что культура второй четверти XVIII века становится «дворянской», ее создателями и, прежде всего ценителями и потребителями, были дворяне. Эта тенденция, по словам Ю. М. Лотмана, существовала вплоть до середины XIX века. Какие же причины привели к развитию «дворянской» культуры в России? Давайте разберем эту ситуацию на примере образования.

Именно в период калейдоскопической смены правителей в России значительно меняется правовое и социальное положение дворянства. В 1736 году издается чрезвычайно важный закон, который существенно ограничивает служебную повинность дворянства, наложенную на него Петром Великим. Благодаря этому закону, среди дворян появляются люди, которые по закону могли не служить, а заниматься хозяйством, да и служащие дворяне теперь могли получить отставку в 45 лет. Таким образом, в России возникла особая группа не служащих дворян-помещиков. Еще раньше Анна Иоанновна отменила закон о единонаследии, который требовал отдавать земли одному наследнику, дворянам снова разрешалось делить свои имения между всеми детьми, вместе с тем владение землями и крепостными людьми было признано правом толькодворянского сословия. Благодаря этим преимуществам, дворянство становится привилегированным и обособленным от остального населения сословием.

В связи с этим появляются закрытые дворянские учебные заведения, и складывается система дворянского сословного образования. Одной из первых привилегий, данных Анной Иоанновной дворянству, явилось открытие специальных школ для дворян.

В 1731 году императрица учредила в Петербурге так называемый “Сухопутный шляхетный корпус” (который в 1752 году получил название кадетского). Среди дворян его называли “Рыцарской академией”. Это была военная школа для дворян в возрасте от 13 до 18 лет, сначала там училось 200 человек, а через год уже 360. Учащиеся получали военное и общее образование. Главным было то, что после окончания корпуса воспитанники поступали в армию офицерами “не быв в солдатах, матросах и других нижних чинах”, то есть они миновали тягостный период солдатской “лямки” и муштры.

В 1752 году из Морской академии, гардемаринской роты и морской артиллеристской школы был образован Морской корпус, который давал его воспитанникам такие же привилегии.

Вполне естественно предположить, что эти учебные заведения носили замкнутый сословный характер, и выходцу из других сословий место там находилось с большим трудом.

Однако дело было не только в привилегиях дворян и не в их борьбе за сословную чистоту. Дворянское государство пеклось о том, чтобы сделать это сословие более образованным “для совершенной пользы государственной”.

В эти годы система дворянского обучения выглядела следующим образом. Все дворянские дети 7 лет должны были явиться на смотр и записаться в Петербурге у герольдмейстера, в губерниях – у губернаторов. Через 5 лет они являлись на второй смотр, к этому времени каждый недоросль должен был овладеть грамотой и чистописанием. После этого недоросли до 16 лет могли либо учиться у домашних учителей, либо в государственных школах. Учились арифметике, геометрии, закону божьему. В 16 лет молодых дворян свидетельствовал Сенат. Дальше дворянские юноши обучались географии, фортификации и истории, тоже дома или в учебных заведениях. Учащихся кадетских корпусов, инженерной, артиллерийской и гарнизонных школ свидетельствовали в науках в столице в присутствии члена Военной коллегии.

Однако нередко обучение велось из рук вон плохо, иногда учителями были люди, не владевшие науками, которые преподавали. Часто учителями становились иностранцы, приезжавшие на заработки в Россию и не удосужившиеся выучить русский язык. Вспомните фонвизинского Митрофанушку и его домашних горе-учителей. Хороших учителей было мало, но все же они встречались, благодаря ним ученики получали неплохие знания.

Главным в этой системе образования было то, что «ученость» становилась одним из главных преимуществ и отличий дворянского сословия, ни одно сословие в России не могло получить такое же воспитание и образование как дворяне.

Не смотря на сословную изолированность, в дворянских школах иногда учились и представители других сословий. Государству нужны были грамотные люди, поэтому приходилось создавать школы для «подлого» народа, а иногда допускать «подлых» людей в дворянские школы.

Естественно, что в тех учебных заведениях, где вместе учились дети разных сословий, равенства не было. Если дворяне в школы поступали по свободному желанию родителей, то разночинцев направляли Адмиралтейство, духовное ведомство и другие учреждения, в которых после окончания учебного заведения они должны были работать. Недворян не учили «дворянским наукам» – фехтованию, танцам, верховой езде, иностранным языкам. Сидели они за отдельными столами, иногда классные комнаты делили перилами на две части - для дворян и «подлых», кормили и одевали учеников разных сословий по-разному, даже наказания придумывали для разночинцев более строгие, чем для дворян.

Мысль о том, что воспитание и образование должны быть сословными являлось вполне естественным для того времени. Однако в России уже появлялись люди с более широким взглядом на воспитание и образование. Они считали, что образование должно служить национальным интересам, задачам подъема хозяйства и культуры Отечества. Одним из ярых сторонников такой идеи был М. В. Ломоносов, который возглавил борьбу с «шумахерщиной» (выражение Ломоносова) за коренное улучшение учебной деятельности Академии наук и образование первого русского университета.

В 1741 году Ломоносов после учебы и работы заграницей вернулся в Россию. В Академии наук, где он должен был работать, разворачивались бурные события.

В первые годы после образования Академии в ней работали в основном иностранные ученые. Между ними не было согласия, да и не все из них были выдающимися учеными, некоторые выбрали работу в Академии, как способ обогащения и продвижения по карьерной лестнице. С течением времени в Академии появились русские ученые, но им не давали ходу карьеристы от науки. Особенно рьяно притесняли русских ученых ученый секретарь и библиотекарь Академии Шумахер и его зять Тауберг. Против Шумахера и его зятя выступила группа ученых. Была создана следственная комиссия, которая обнаружила вопиющие нарушения в работе Академии.

Академия была не только ученым, но и учебным заведением, при ней существовала гимназия и Университет, а Шумахер сделал, кажется, все возможное, чтобы привести академические учебные заведения в полный упадок.

Ученикам гимназии, прежде всего, необходимо было овладеть латынью, на которой велось преподавание в Университете, а гимназистам преподавали малоквалифицированные немецкие учителя, часто не знавшие русского языка. Изучить латынь с немецкого было почти нереально. К тому же учащихся часто истязали телесными наказаниями.

В Университете положение было не лучше. Поскольку Шумахер досаждал всем ученым, которые преподавали в Университете, то многие из них уехали. Крупных ученых заменили бездарности и карьеристы, не умевшие читать лекции, поэтому на несколько лет чтение лекций прекратилось.

Однако изворотливый Шумахер сумел оправдаться перед комиссией, и, в конечном счете, наказали тех, кто на него жаловался. Но теперь в борьбу против Шумахера и его приспешников вступил Ломоносов.

Главной задачей великого ученого было сделать так, чтобы в полной мере раскрылись дарования русских ученых, чтобы они могли работать в русской науке в полную силу, не отвлекаясь на борьбу с карьеристами и бездарностями. Необходимо было добиться того, чтобы талантливым представителям разных сословий была открыта «зеленая улица» или, как говорил сам Михайло Васильевич, сделать так, чтобы из гимназии и Университета могли произойти «многочисленные Ломоносовы». Эта борьба была очень трудной и долгой, но, в конце концов, завершилась победой Ломоносова и его учеников.

В начале 50-х годов Ломоносов, не прекращая борьбы за улучшение академических учебных заведений, основное внимание уделяет подготовке к открытию Московского университета. Для этого он использовал дружбу и покровительство фаворитов Елизаветы: И.И. Шувалова - человека незаурядного, одного из первых просветителей России и президента Академии наук К. Г. Разумовского – брата морганатического мужа Елизаветы, Андрея Разумовского. Благодаря покровительству этих вельмож, Ломоносовым был разработан проект университета в Москве. Москва была выбрана потому, что это центральный город России, который больше Петербурга был доступен провинциальному дворянству и разночинцам. В проекте университета большое внимание уделялась его правам: добиться инаугурации университета, то есть торжественно и публично провозгласит его существование, разрешить учебу разночинцам, дать университету кое-какие вольности и свободы и, главное, дать ему право присвоения ученых степеней.

Борьба за эти права была направлена на то, чтобы повысить авторитет русской науки в глазах мировой ученой общественности и вместе с тем обеспечить ученым, профессорам и студентам университета более прочное и независимое положение.

Вторая половина 1754 года ушла на ремонт и переоборудование отведенного университету здания бывшей Главной аптеки у Воскресенских ворот, которые вели на Красную площадь (сейчас на этом месте расположен Исторический музей), работами руководил архитектор Д. В. Ухтомский. В 1755 году Московский университет был открыт.

В университете преподавали 10 профессоров, было открыто три факультета: юридический, медицинский и философский. При университете было две гимназии: одна для дворян, другая для разночинцев. Недаром Ломоносов говорил: ”Университет без гимназии, что пашня без семян». Именно в Московском университете воплотилась идея о преемственной связи различных ступеней образования.

Московский университет стал первым русским университетом. Университет при Академии наук, не смотря на то, что он сыграл важную роль в истории русского образования, был университетом только по названию, а во второй половине XVIII он и вовсе прекратил свое существование. Основанный в 1818 году Петербургский университет никакого отношения к нему не имеет.

Хотя университет предназначался не только для дворянства, однако дворян училось там гораздо больше, чем представителей всех других сословий. Происходило это, во-первых, потому что на дворянстве лежала так называемая повинность обучения, а, во-вторых, ко времени царствования Елизаветы дворянство раньше других сословий осознало необходимость просвещения. Этому стремлению дворян учиться правительство сознательно шло навстречу, открывая в столицах и на периферии множество дворянских учебных заведений, которые давали возможность русским дворянам (причем преимущественно средних и мелких) получать образование у себя на родине. Это стремление к образованию во многом сказалось на формировании дворянской культуры. «Целый период в 150 лет будет отмечен печатью государственного и культурного творчества, высокими духовными поисками, произведениями общенационального и общечеловеческого значения, созданными в недрах русской дворянской культуры и одновременно вошедшими в историю общечеловеческой духовной жизни». /28/

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...