Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классицизм в русской литературе.

Изменения в политической, культурной, экономической жизни России поставили перед литературой ряд неотложных задач: нужно было осознать произошедшие перемены и, осмыслив их, отобразить окружающую действительность. Литература этого периода уже не только воспроизводит новые явления, но и дает им оценку, сопоставляя с прошлым, выступая в защиту петровских завоеваний. В30-50 годы в литературе формируется новое направлениерусский классицизм. Это привело к радикальным изменениям в области литературы, которые можно назвать первыми шагами русского классицизма: создаются новые классицистические жанры, формируются литературный язык и стихосложение, пишутся теоретические трактаты, обосновывающие подобные нововведения. Основоположниками данного направления в русской литературе являются Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков творчество которых целиком принадлежит XVIII веку. Все они рождены в эпоху Петра, с детства дышали ее воздухом и своим творчеством стремились утвердить и защитить петровские реформы в годы, наступившие после смерти Петра Великого. Основанием русского классицизма в литературе была идеология, сложившаяся в результате осознания сильных сторон петровских реформ. Русский классицизм создавало поколение европейски образованных молодых писателей, отстаивающих эту идеологию.

Слово классицизм происходит от латинского слова classicus, т.е. образцовый. Так называли античную литературу, которую широко использовали классицисты. Наиболее яркое воплощение классицизм получил в XVII в., во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Буало. Фундаментом европейского классицизма становится абсолютизм и передовые философские учения того времени. Эстетическим идеалом классицизма становится человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному. В искусстве возникает понятие «долга» по отношению к своему государству, этот долг превыше всего. В конфликте страсти и долга всегда побеждает долг. Человек должен обладать высокими нравственными принципами, тогда он предпочтет исполнение государственного или общественного долга своим личным интересам.

Главное в идеологии классицизма – государственный пафос. Государство было объявлено высшей ценностью. Классицисты верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Государство в их представлении являлось разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. Человек, с точки зрения классицистов, эгоист, но он поддается воспитанию, воздействию цивилизации. Залогом позитивных изменений человеческой «природы» является разум, который классицисты противопоставляли эмоциям, «страстям». Разум помогает осознанию «долга» перед государством, в то время как «страсти» отвлекают от общественно полезной деятельности.

Русский классицизм формировался в сходных условиях абсолютистской власти императора, однако он возник гораздо позже, поэтому имеет свои отличия:

1. Русский классицизм формируется в эпоху европейского Просвещения, посему его главной задачей является переустройство общества на основе идей просветителей. Писатели-классицисты были уверены, что возможно на разумных основаниях, путем правильного воспитания, которое должно организовать государство во главе с просвещенным монархом, покончить с людским «злонравием», создать совершенное общество.

2. Русский классицизм возникает после смерти Петра I, в период реакции, и новая русская литература начинается не с од, прославляющих деяния императора, а с сатир Кантемира, героями которых становятся не античные герои, а современники, причем Кантемир осмеивает не конкретные человеческие пороки, а обличает социальные недостатки, борется с реакционерами.

3. Первым русским классицистам уже была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но этот тезис в то время еще не воплощался в требование равенства всех сословий перед законом. Кантемир, исходя из принципов «естественного права» призывал дворян к гуманному обращению с крестьянами. Сумароков указывал на природное равенство дворян и крестьян.

4. Главным отличием русского классицизма от европейского являлось то, что он соединил в себе идеи абсолютизма с идеями раннего европейского Просвещения. Прежде всего, это теория просвещенного абсолютизма. Согласно этой теории государство должен возглавлять мудрый «просвещенный» монарх, требующий от каждого из сословий и отдельных личностей честной службы на благо всего общества. Примером такого правителя был для русских классицистов Петр Великий. Русская литература начинает процесс поучения и воспитания самодержца.

Он царствует народа ко блаженству,

И пользу общую ведя ко совершенству:

Не плачет сирота под скипетром его,

Не устрашается невинный никово…

… Не преклоняется к стопам вельможи льстец

Царь – равный всем судья и равный всем отец…

– писал А. П. Сумароков. Царь должен помнить, что он такой же человек, как и его подданные, если он не может утвердить надлежащий порядок, то тогда это «идол гнусный», «враг народа».

5. Слово «просвещенный» означало не просто образованного человека, но человека-гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. «Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний, но и непонимание своего долга перед государством. Именно поэтому в русском классицизме 30-50 годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Почти во всех своих одах говорит о пользе наук М.В. Ломоносов. Защите «учения» посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему. На хулящих учение».

6. Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви, церковной идеологии. Они обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку и ее приверженцев от преследований со стороны церкви.

7. Искусство русских классицистов базируется не только на произведениях античности, оно достаточно тесно связано с национальной традицией и устным народным творчеством, их литература часто берет за основу события отечественной истории.

8. В художественной области перед русскими классицистами стояли очень сложные задачи. Русская литература этого периода не знала хорошо обработанного литературного языка, не имела определенной жанровой системы. Поэтому русские писатели второй трети XVIII века должны были не только создать новое литературное направление, но и привести в порядок литературный язык, систему стихосложения и освоить неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из авторов был первооткрывателем: Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий.

9. Русские классицисты создали множество теоретических работ в области жанров, литературного языка и стихосложения. В. К. Тредиаковский написал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735г.), в котором обосновал основные принципы новой силлабо-тонической системы, а Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) разработал и окончательно оформил силлабо-тоническую систему стихосложения /41/. В своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях». Сумароков в трактате «Наставление хотящим быти писателями» дал характеристику содержания и стиля классицистических жанров.

В результате подобных исследований было создано литературное направление, имевшее собственную программу, творческий метод и стройную систему жанров.

Художественное творчество рассматривалось классицистами как строгое следование «разумным» правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античных авторов и французской литературы XVII в. Согласно классицистическим канонам, различались «правильные» и «неправильные» произведения. К числу «неправильных» относились даже произведения Шекспира. Строгие правила существовали для каждого жанра и требовали строжайшего соблюдения. Жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Например, не разрешалось вводить в комедию «трогательные» эпизоды, а в трагедию – комические. Классицисты разработали строгую систему жанров. Жанры делились на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились ода, эпическая поэма, похвальная речь. К «низким» – комедия, басня, эпиграмма. Правда, Ломоносов предлагал еще «средние» жанры – трагедию и сатиру, но трагедия тяготела к «высоким», а сатира – к «низким» жанрам. В «высоких» жанрах изображались герои, которые могли служить примером для подражания – монархи, полководцы и т. п., самым популярным из них был образ Петра Великого. В «низких» жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной «страстью».

Основой творческого метода классицистов являлось рационалистическое мышление. Классицисты стремились разложить психологию человека на ее простейшие составные формы. В связи с этим, в литературе классицизма возникают абстрактно-обобщающие, без индивидуализации, образы (скупец, ханжа, щеголь, хвастун, лицемер и т. п.). Надо заметить, что в одном характере категорически запрещалось соединять различные «страсти» и тем более «пороки» и «добродетели». Интимные, бытовые стороны жизни обычного (частного) человека не интересовали писателей-классицистов. Их герои, как правило, цари, полководцы, лишенные типичных национальных черт, абстрактные схемы, носители авторских идей.

При создании драматических произведений необходимо было соблюдать столь же строгие правила. Эти правила касались «трех единств» - места, времени и действия. Классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни, поэтому сценическое время должно было быть приближено ко времени, которое зритель проводит в театре. Время действия не могло превышать 24 часов – это единство времени. Единство места обусловлено тем, что театр, разделенный на сцену и зрительный зал, давал возможность зрителям как бы увидеть чужую жизнь. Если действие будет перенесено в другое место, то эта иллюзия будет нарушена. Поэтому считалось, что лучше всего разыгрывать действие в одних, несменяемых декорациях, гораздо хуже, но допустимо, когда события развивались в пределах одного дома, замка или дворца. Единство действия требовало присутствия в пьесе только одной сюжетной линии и минимального числа действующих лиц. Строжайшее соблюдение трех единств, сковывало вдохновение драматургов. Однако в подобной сценической регламентации было рациональное зерно – стремление к четкой организации драматического произведения, концентрации внимания зрителя на самих героях и их взаимоотношениях. Все это делало многие театральные действа эпохи русского классицизма истинным искусством.

Несмотря на строгую регламентацию творчества, произведения каждого из классицистов отличались своими индивидуальными особенностями. Так, Кантемир и Сумароков большое значение придавали гражданскому воспитанию. Они призывали дворян к выполнению ими общественного долга, обличали своекорыстие и невежество. Для достижения этой цели Кантемир писал свои сатиры, а Сумароков – трагедии, где подвергал суровому суду самих монархов, взывая к их гражданскому долгу и совести.

В.К. Тредиаковский.

Тредиаковского и Ломоносова заботит общенациональный пафос петровских реформ: распространение наук, военные успехи, развитие Российского государства. Ломоносов в своих похвальных одах не судит монархов, а стремится их увлечь задачами дальнейшего совершенствования России. Тредиаковский же в победных одах воспевает русское воинство и дает «урок царям».

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) – поэт, эрудит, выученик Сорбонны, в которую проник тайком, убежав из России. Его жизненный путь похож на путь Ломоносова, но Тредиаковский не имел такой силы воли и энергии, да и поэтический дар Тредиаковского был гораздо меньше. Однако как теоретик литературы и писатель-экспериментатор, открывающий новые пути русской литературе, он заслуживает особого отношения, недаром А.С. Пушкин ставил его выше Ломоносова.

В 1730 году после возвращения из-за границы Тредиаковский выпускает перевод роман Поля Тальмана под названием «Езда в остров любви». Тонкости любовной культуры, разработанные во французской беллетристике, прославляющие утехи любви и галантного поведения, впервые открылись перед русским читателем, благодаря Тредиаковскому. В 1735 году он пишет свой первый теоретический трактат о стихосложении под названием «Новый и краткий способ к сложению русских стихов», положив тем самым начало преобразованию русского стиха. Поэтому поэт с полным правом мог сказать о себе: «… дерзаю надеяться, что благороднейшая, преславнейшая величайшая и цветущая Россия удостоит меня,… что… первый я … привел в порядок наши стихи…» /42/.

Если Кантемир первым в России стал писать сатиры, то Тредиаковскому принадлежит первая русская ода, которая называлась «Ода торжественная о сдаче города Гданска» (1734).

С 1738 года Тредиаковский принимается за титанический труд – перевод многотомной «Истории древнего мира» Шарля Роллена. Когда перевод был почти готов, случился страшный пожар, и труд Тредиаковского погиб, но Василий Кириллович начинает перевод заново. Для России XVIII-нач. XIX веков. «Древняя история» Роллена в переводе Тредиаковского становится своеобразной школой высокой гражданской морали. Поколения русских будут изучать историю Древней Греции и Рима по этому труду. «Древняя история» оказала сильное влияние на формирование мировоззрения декабристов.

В 1766 году поэт издает грандиозное сочинение под названием «Телемахида». Тредиаковский создает героическую поэму по образцу гомеровского эпоса. В «Телемахиде» говорится о деспотизме правителей, о пристрастии их к роскоши и неге, о неумении царей отличать добродетельных царей от корыстолюбцев и стяжателей. «Телемахида» вызывала различное отношение к себе и у современников, и у потомков. Очень высоко ценили это произведения Новиков и Пушкин, а Радищев сделает один из стихов поэмы эпиграфом к своему «Путешествию из Петербурга в Москву». Очень враждебно отнеслась к «Телемахиде» Екатерина II, поскольку поэма была полна критических замечаний в адрес самодержцев. Императрица ввела при дворе шуточное правило: за легкую вину полагалось выпить стакан холодной воды и прочитать страницу из «Телемахиды», за более серьезный проступок – выучить из нее шесть строк.

Не смотря на свои литературные заслуги, Тредиаковский страшно нуждался, был неоднократно унижен и бит. Только в 1745 году он станет профессором Академии Наук, но в 1759 году в результате сложных отношений с Академией и литературной борьбы с Ломоносовым и Сумароковым вынужден подать в отставку. Умер Тредиаковский в полной нищете и безвестности.

А. П. Сумароков.

Если Кантемир и Тредиаковский создали новые в России жанры: сатиры и оды, то Александра Петровича Сумарокова (1717-1777) с полным правом можно назвать родоначальником русской классицистической драматургии.

Творческий диапазон А.П. Сумарокова очень широк. Практически не было такого литературного жанра классицизма, в котором Сумароков не испробовал бы своих сил. Он автор множества од, сатир, любовных песен, басен, но главное, чем он обогатил русскую литературу это создание первых русских трагедий и комедий. Фанатически преданный театру, Сумароков заложил основы национального репертуара. Именно Сумароков становится директором первого русского публичного театра, основанного в 1756 г. Причем в должности директора он совмещал в одном лице администратора, режиссера, преподавателя, составителя репертуара и т. п. В 1759 году театр попал в ведение Придворной конторы, с чиновниками («подьячими») и начальником которой у Сумарокова начались резкие столкновения. В результате в 1761 году драматург подает в отставку и становится первым в России писателем-профессионалом, умер Сумароков в полной нищете, хоронили его за свой счет актеры.

Потомственный дворянин, сын полковника петровского времени, воспитанник Сухопутного шляхетного корпуса, адъютант фаворита Елизаветы А. Разумовского, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но считал, что дворянин, прежде всего, обязан быть образованным и заниматься общественно-полезной деятельностью. Высокие привилегии не могут позволить дворянину унижать человеческое достоинство холопа и отягощать его непосильными поборами. В своих сатирах, баснях и комедиях Сумароков резко критикует невежество и алчность многих представителей дворянского сословия.

Монархия, с точки зрения Сумарокова, является лучшей формой государственного устройства, но высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным, уметь подавлять в себе низменные страсти, поэтому одной из главных тем трагедий Сумарокова была задача отразить пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского долга. Воплощение своей идеологической программы Сумароков связывал с театром.

Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первым ввел этот жанр в русскую литературу, недаром восхищенные современники называли его «русским Расином». Всего он написал девять трагедий, в том числе «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет», «Дмитрий Самозванец» и 12 комедий, либретто двух опер и балета - произведений, которые в течение нескольких десятилетий (с конца 1740-х до 1770-х гг.) составляли основу национального репертуара. Сумароков не боялся признаваться, что в своем драматургическом творчестве он следовал урокам великих французских мастеров XVII- XVIII вв., в частности Расину и Корнелю. Однако это не означает, что Сумароков слепо копировал французские классицистические образцы, трагедии Сумарокова многим отличались от французского канона. Прежде всего, авторы французских трагедий писали пьесы на античные, испанские или «восточные» сюжеты, Сумароков же пишет свои пьесы на сюжеты, взятые из отечественной истории. Драматург обращается к легендарным или полулегендарным событиям Древней Руси Киевского периода, что позволяет ему свободно варьировать факты. Важным для драматурга было не воспроизведение колорита эпохи, а передача своих политических идей, провести которые в массы позволял исторический сюжет.

Трагедии Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских добродетелей, которая рассчитана не только на рядовых дворян, но и на монархов. Этим во многом объясняется негативное отношение к драматургу русских правителей. Не посягая на устои монархического государства, Сумароков в своих пьесах говорит о его нравственных ценностях. Драматург разделяет просветительскую идею о праве народа на свержение монарха-тирана, естественно, что под народом подразумеваются только дворяне.

Заслуга Сумарокова перед русской трагедией состоит в том, что он создал особый тип трагедий, который продержался в русском репертуаре весь XVIII век. Героем сумароковских трагедий является правитель, поддавшийся какой-либо пагубной страсти – подозрительности, честолюбию, ревности – и тем самым причиняющий страдания своим подданным. Кроме правителя в сюжет пьесы вводятся двое влюбленных, счастью которых препятствует деспотизм правителя. Поведение влюбленных определяется борьбой в их душе долга и страсти. Однако в тех пьесах, где существует монарх-деспот, борьба между долгом и страстью влюбленных уступает место борьбе с правителем-тираном. Развязка пьесы может быть не только печальной, но и счастливой (это еще одно отличие от пьес французских классицистов, в которых финал мог быть только трагическим), что свидетельствует об уверенности драматурга в возможности обуздания деспотизма. Герои пьес Сумарокова мало индивидуализированы, они, прежде всего, выполняют ту общественную роль, которую отводит им автор: несправедливый монарх, хитрый вельможа, самоотверженный военачальник. Все пьесы, написанные шестистопным ямбом, отличает простой и ясный язык. («И не бренчи в стихах пустыми мне словами, / Скажи мне только то, что скажут страсти сами»).

В качестве примера приведем сюжет самой популярной трагедии Сумарокова «Хорев». Действие происходит в Древнем Киеве. Князь Кий, одержав победу над бывшим киевским князем Завлохом, захватил его престол. В Киеве осталась дочь Завлоха Оснельда, ее полюбил Хореев – брат и наследник Кия. Но счастью влюбленных мешает намерение Завлоха вернуть престол. Хорева назначают предводителем войска, выступающего против Завлоха. В душе влюбленных происходит борьба между чувством и долгом. Создателем трагической коллизии становится Сталверх – фаворит Кия, который доносит Кию на Хорева, обвиняя его в измене ради любви к Оснельде. Этот донос приводит к гибели Оснельды, (Кий отсылает ей кубок с ядом). Хореев же, выполнив свой долг и разгромив войско Завлоха, кончает жизнь самоубийством, не выдержав разлуки с любимой. 1747 год – год написания «Хорева» с полным правом можно назвать годом рождения новой русской драматургии, превратившей сцену русского театра в трибуну пропаганды высоких нравственных и политических идеалов «просвещенной монархии».

Основание Русского театра.

На основе классицистической драматургии начал активно развиваться театр. Было бы не правильным говорить об истории русского театра именно с этого момента, поскольку к тому времени русский театр прошел уже долгий и трудный путь. (О театре поры Алексея Михайловича и Петра I мы рассказывали в первой части учебного пособия). В период правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны театр становится очень популярным, им увлекались знать, дворяне, мещане. Музыка, танцы, театр были темами для разговоров в светском обществе. Культура той эпохи была проникнута театральным духом. Торжественные шествия, пышные придворные церемонии и выезды, костюмы и манера держаться, все находилось под влиянием театра. Даже армейская форма с ее нарядными мундирами и пышными париками выглядела как театральный костюм.

В 30-е годы при дворе Анны Иоанновны не исчезает интерес к драматическому театру, однако это был закрытый театр, который посещали только приближенные императрицы. Театр был необходим двору, поскольку пышные театральные представления входили составной частью в официальную жизнь европейских дворов того времени. Стало модным иметь свои труппы и выписывать артистов из-за границы. Русский двор, особенно при Елизавете, так любившей всяческие развлечения, не хотел отставать от моды. В 40-50-х годах при русском дворе систематически играли заезжие иностранные труппы: французские, немецкие, итальянские. Немецкая труппа Каролины Нейберг и французская труппа Сериньи познакомила придворного зрителя со всем лучшим классицистическим репертуаром (Корнель, Расин, Мольер, Вольтер). В конце 50-х годов начала гастроли итальянская оперная труппа. Некоторые из этих трупп играли не только при дворе, но и давали публичные представления.

Посещение музыкально-театральных развлечений при дворе было обязательным, иначе грозила «немилость» и «высочайший гнев», а с ними – отстранение от дел, отъезд из столицы в захудалую вотчину и т. д. Во времена «веселой царицы Елисавет» придворным дамам запрещалось являться в театр в «темноцветных» платьях: темные цвета Елизавета не любила.

Начиная с 1751 года, Елизавета специальным указом позволила допускать в театр «знатное и чужестранное купечество» с условием, «только бы одеты были негнусно». Однако, не смотря на то, что представления посещались сравнительно небольшим количеством зрителей, значение придворного театра было очень велико: сведения о спектаклях сообщали газеты и журналы, издавались переводы иностранных пьес. Так, например, в 1738 году было напечатано параллельно на русском и итальянском языках либретто оперы Метастазио «Артаксеркс». Переводами иностранных пьес занимался Тредиаковский, его перу принадлежит перевод нескольких итальянских интермедий.

В 40-е годы театром увлеклась дворянская молодежь. В Шляхетном корпусе был создан любительский театр, в котором ставились «исторические комедии», комедии и инсценировки рыцарских романов. Все это возбуждало интерес к театру, готовило почву для создания постоянного, общедоступного театра с русским репертуаром.

Деятельность Ф. Г. Волкова.

В конце 1751 года до столицы дошло известие о создании в Ярославле постоянного русского театра, организатором которого стал Ф. Г. Волков. Большая часть труппы была приглашена в Петербург, вместе с актерами придворного театра они составили труппу Русского театра. 30 августа 1756 года вышел указ императрицы, которым был учрежден «русский для представления трагедии и комедии театр», который должен был ставить пьесы не только для придворных, но и давать открытые спектакли для горожан. Под театр было приспособлено помещение в бывшем доме Г.И. Головкина, на 2-й линии Васильевского острова, сейчас на этом месте находится Академия художеств.

С этого времени русский театр стал государственным, профессиональным и постоянным. То есть данным указом государство признало художественно-просветительскую роль театрального искусства, поскольку театр становится государственным учреждением. Все это обеспечивало возможность создания профессиональных актеров, режиссеров, декораторов. Важно отметить, что изначально театр был организован как публичный. То есть открытый для широкой публики, тем самым первый русский театр получил возможность обратиться к самым широким слоям городского населения, стал общественным явлением в жизни страны.

Первые открытые спектакли состоялись в начале 1757 года. 5 февраля 1757 года давали «Синава и Трувора» Сумарокова и какую-то одноактную комедию. Наряду с пьесами Сумарокова на сцене театра шли комедии Мольера, Руссо и т. п. В первое время в театре было только семь актеров. Женские роли исполняли мужчины, однако вскоре в труппе театра уже было несколько актрис, среди них жены актеров театра – Дмитревского и Григория Волкова (брата Федора). На содержание театра было отпущено всего лишь 5 тысяч рублей в год, тогда как иностранные труппы получали 50 тысяч в год. Вполне естественно, что с первых же дней основания театра начались мытарства и муки директора театра, которым был назначен А.П. Сумароков. Актерам нередко задерживали жалование. В 1759 году дом Головкина отошел к Академии художеств, и Русскому театру пришлось скитаться почти три четверти века по разным помещениям.

Ведущим актером Русского театра становится Федор Григорьевич Волков (1729-1763). «Отцом русского театра» назовет его В.Г. Белинский и поставит рядом с Ломоносовым. Сын костромского купца, Волков получил образование в Москве, а в 1746 году отправился в Петербург изучать коммерцию и «заболел» театром. В Петербурге он побывал в итальянской опере, в немецком театре, на русском спектакле. Надо сказать, что в это время в Петербурге были очень популярны так называемые частные общедоступные театры. Их организовывали мелкие чиновники, школяры, купцы. Ставили в этих театрах сатирические комедии и инсценировки рыцарских романов. Обычно для постановки спектакля арендовалось помещение в больших домах, принадлежавших знати, на время святок, когда на Руси принято развлекаться, устраивать скоморошьи игрища, ряжение.

Подобные театры возникали не только в столице, но и в провинции, поэтому вполне естественно, что Ф.Г. Волков в конце сороковых годов организовал такой театр в Ярославле, куда он переехал с семьей в семилетнем возрасте. Первые театральные представления ставились в собственной комнате Волкова с помощью братьев и нескольких друзей. Позже, собрав деньги, был построен театр, вмещавший до 1000 человек. Театр пользовался большой популярностью и за пределами Ярославля, конечно же, Елизавета, прослышав об этом театре, в 1752 году пригласила Волкова вместе с труппой в Петербург. Первоначально давались представления в Царском селе, а позже труппа была распущена, и несколько актеров во главе с Ф. Волковым были отправлены на обучение в Шляхетный корпус. А с 1756 года Ф. Волков становится ведущим актером нового театра.

Мы можем только догадываться, каким был актерский талант Волкова, но, по отзывам современников, это был великий трагический актер, игравший роли героев, восстающих против тирании монарха. Столь же хорош он был и в комедиях. По свидетельству Н.И. Новикова: «Сей муж был великого, объемчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением лучших книг. Театральное искусство знал он в высшем степене; при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах, посредственный (т.е. «неплохой») скульптор…» /43/.

В 1763 году труппа выехала на коронацию Екатерины II в Москву. Ф.Г. Волков, который после отставки Сумарокова занимал еще и пост директора, создал сценарий грандиозного театрализованного шествия «Торжествующая Минерва», которое проходило на улицах Москвы в честь коронации Екатерины II. В нем принимало участие около 4000 человек. Карнавал продолжался четыре дня, с 30 января по 2 февраля и прославлял Екатерину, осмеивая при этом пьянство, злословие, невежество и другие человеческие пороки. Федор Волков верхом на коне руководил действом. От перенапряжения он простудился, слег, и через два месяца, в возрасте 35 лет скончался. После смерти Волкова директором театра стал актер И. А. Дмитревский. Несомненно, что в судьбе русского театра Волков сыграл очень важную роль: после открытия публичного театра в Петербурге вскоре был открыт театр Московского университета, познакомивший москвичей с пьесами Мольера, Руссо, Сумарокова, Хераскова. Известен публичный театр в Казани, открывшийся представлением пьесы Мольера «Школа мужей».

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...