Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самый лирический художник своего времени.

Происхождение и отчество неизвестны.

Вместе с Никитиным в числе первых пенсионеров. Учился в Амстердаме. С 1727 года работает в Петербургской Канцелярии от строений. Большинство работ до нас не дошли.

Оформлял многие здания Петербурга: Петропавловскую крепость, Двенадцать коллегий, Новый Зимний дворец.

 

 

Художественные особенности.

• Эмоциональная выразительность работ.

• Богатство, изысканность колорита.

• Точность, выверенность композиции.

• Значение.

• Принес тонкость и изысканность в русский портрет.

 

"Автопортрет с женой" Русский музей.

Одухотворенность.

Впервые в русском искусстве прославление женщины. Открытость чувств, показ любви - достижение Петровской эпохи. Обратить внимание на ту роль, которую играла при Петре женщина.

Словник.

• Выразительность.

• Скорбь.

• Зрелость.

• Одухотворенность.

• Лиричность.

• Изысканность.

• Композиция.

Домашнее задание.

1. Посмотреть картины Никитина и Матвеева в Русском музее.

2. С кем бы Вы сравнили творчество Матвеева и Никитина?

3. Какие поэтические и музыкальные ассоциации вызывают у Вас творчество этих художников?

4. Попробуйте письменно выразить свои ощущения и понимание любой работы этих художников. Вступите в общение с героями.

5. Какими приемами достигают художники выразительности образов?

Литература.

1. Андреева В. Г. Первые художники Петербурга". Л., 1984.

2. Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1975.

 

Тема 4. Архитектура первой четверти 18 века. "Петровское барокко".

План изучения темы.

1. Богатейшее историческое наследие русского зодчества.

2. Значение творчества иностранных зодчих:

• опыт;

• принципы европейской архитектуры;

• опыт, который помог быстро научиться.

1. Русская архитектура 18 века начинается в Москве. 1700 г. указ о строительстве в Москве каменных домов.

2. Выделяют несколько периодов в стиле барокко:

Московское -1701-1703

Петровское 1703-1730

Анненское 1703-1730

• Елизаветенское 1741-1761.

1. Выдающиеся памятники русской архитектуры начала 18 века:

Церковь Знамения в селе Дубровицы 1704г.

Церковь архангела Гавриила (Меншикова башня) 1707г.

Успенский собор в Кеми -1717 г.

• Церковь Преображения в Кижах -1714.

1. Архитектура занимает ведущее место в искусстве первой четверти 18 столетия. Именно в ней с наибольшей силой, размахом и убедительностью проявились прогрессивные стороны русской культуры этого времени, государственный пафос смелых и решительных перемен.

2. Русская архитектура петровского времени - архитектура переходного периода, В это время меняется восприятие мира, складывается новый общественный быт, начинается строительство портов, городов, крепостей, что требовало быстрых темпов освоения новых материалов, строительных приемов, новых типов зданий.

3. Архитектура петровского времени перерабатывает на русский лад элементы европейского барокко, французского "регенства". Это время сложного переплетения стилей, которое благодаря соединению таланта и мастерства иностранных и русских архитекторов вылилось в Санкт-Петербурге в "Петровское барокко".

4. Характерные черты "петровского барокко":

компактность и четкость,

симметрия в решении объемов и пространства,

• наполненность внутренним движением,

• богатство орнамента.

5. В это время закладывался будущий блестящий расцвет искусства русской архитектуры.

6. Архитектура была призвана выразить силу, мощь, величие новой России.

7. Начало строительства Петербурга.

• мая 1703г. - Заячий остров.

• Рубленый домик Петра I.

Учреждение Канцелярии от строений, начало широкого строительства.

8. Доменико Трезини 1670-1734 - первый иностранный архитектор:

• Проекты "образцовых" жилых домов.

• Летний дворец Петра I:

регулярный характер фасадов с ритмично размещенными проемами,

• наличники,

декоративная рустовка на углах.

• Петропавловский собор - полное отступление от композиционной традиционности русского храмостроения. Новаторство для России. Зальный тип культового здания. Пилястры формируют архитектурный облик.

Иван Петрович Зарудный.

• Крупнейший русский архитектор 18 века.

• Работы.

• Церковь архангела Гавриила.

• Церковь Знамения в селе Дубровицы.

• Иконостас Петропавловского собора.

• Писал иконы, был скульптором, в честь Полтавской победы и Ништадского мира соорудил триумфальные ворота.

• Характерная черта Зубова - светские образы и формы.

Литература.

1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинах. 1703-1903. СПБ. 1993.

3. Анциферов Н.П. Непостижимый город. Л., 1991.

4. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура. СПБ. 1994.

5. Глинка Н. Строгий стройный вид. М., 1992.

6. Пилявский В.И. История русской архитектуры. СПБ., 1984.

 

КУЛЬТУРА РОССИИ АННЕНСКОГО И ЕЛИЗАВЕТИНСКОГО ПЕРИОДОВ.

 

 

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА.

 

1. История развития России данного периода:

· смена монархов на российском престоле;

· фаворитизм, «бироновщина».

2. Русское барокко – основное стилевое направление данного периода:

· возврат к идеям древнерусского искусства;

· обилие декоративных элементов, пышность и богатство;

· взаимовлияние архитектуры, живописи и скульптуры;

· русское рококо.

3. Архитектура русского барокко. Творчество Ф.-Б. Растрелли и С.И. Чевакинского.

· связь с петровским барокко, отличия;

· русское барокко;

· архитектурный ордер;

4. Литература русского классицизма. Творчество А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, В.И. Тредиаковского, А.П. Сумарокова:

· основа метода – рационалистическое мышление;

· отличие русского классицизма от европейского – соединение идей абсолютизма с идеями раннего европейского Просвещения;

· ориентация на нравственное совершенство;

· сатирическое и просветительское направление литературы данного периода;

· приоритет общественного над личным, понятие «долга», государственный пафос литературы русского классицизма;

· изменение роли поэта в жизни общества, «урок царям»;

· ориентация на отечественную историю;

· реформа литературного языка, стихосложения, теория «трех штилей», «трех единств».

5. Живопись. Творчество И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова:

· парадный и камерный портрет;

· интимный портрет;

· живопись рококо;

· появление новых жанров живописи;

· возрождение мозаики.

6. Русский театр и его деятели.

7. Развитие музыкальной культуры.

 

 

ТЕМА 1. АРХИТЕКТУРА РОССИИ 30-50 ГОДОВ.

 

План изучения темы:

1. «Аннинское барокко».

2. Творчество С. И. Чевакинского, Д. В. Ухтомского.

3. «Елизаветинское барокко».

4. Творчество Ф.-Б. Растрелли.

 

Развитие искусства середины XVIII века делится на два этапа:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...