Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прыгучесть, как проявление скоростно- силовых качеств спортсменов-баскетболистов

 

Деятельность спортсменов требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенных в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенности. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), а у других иные. Выигрывая в проявление одних двигательных качеств, человек проигрывает в других.

Для достижения высоких спортивных результатов в любом виде спорта немалую роль играет уровень развития физических (двигательных) качеств спортсмена. Эта истина не является новой, однако проблема развития физических качеств спортсмена в каждом конкретном виде спорта, в частности в баскетболе, на сегодняшний день остается по-прежнему далеко не решенной.

Анализируя специальную литературу по баскетболу до 50-х гг., можно отметить, что на страницах печати лишь упоминалось о том, что спортсмену в тренировочном процессе необходимо применять специальные упражнения, развивающие качества, присущие баскетболисту.

Позднее, в начале 60-х и до конца 70-х годов, в литературе стали обращать внимание на необходимость развития тех качеств, к которым в игре предъявляются особенно повышенные требования, и предлагался соответствующий перечень физических качеств, необ­ходимых баскетболисту.

В 70-х годах в учебниках и пособиях по баскетболу стали появ­ляться определения таких физических качеств, как сила, быстрота и др., но эти определения освещены в ряде учебников и раскрывают качества, присущие любому виду спорта, но не характерные, специфичные для какого-либо конкретного вида спорта, в том числе и для баскетбола [13].

В специальной литературе и до сегодняшнего дня каждый ав­тор или группа авторов предлагают свой комплекс факторов, акцентов, определяющий высокий уровень физической подготовленности баскетболиста. Акцентируя внимание на необходимости развития тех или иных физических качеств, авторы, в основном, говорят о значимости того или иного качества и предла­гают физические упражнения или перечисляют методы, необходи­мые для развития этого качества, не раскрывая при этом сущность самого физического качества, а если и затрагивают ее (например, скоростные качества), то подразумевают под этим прирост быстро­ты, ее информативные тесты и формы проявления (Корягин В.М., 1994; Озеров Ю.В., 1980).

Например, Озеров Ю.В., Корягин В.М. (1994) считают, что баскетболистам необходимы в первую очередь высокий уровень прыжковой выносливости, прыжковой ловкости, быстроты перемещения. Бабушкин В.З.(1985), Горбашев И.А.(1984) останавливаются на силе, быстроте, выносливости, ловкости.

А.Б. Саблин (2002) рекомендует юным баскетболистам дополнительно к прыгучести, ловкости постоянно развивать координацию движений в опорном и безопорном положениях, ориентировку в действиях, скорость, быстроту, умение быстро переключаться в действиях и т.д.

Т.А.Зельдович, В.М. Левин (1970) выделяют несколько физических качеств, необходимых для игровой деятельности баскетболистов. Это скоростно-силовые качества, которые особенно проявляются в прыгучести (в сочетании с выносливостью), в бросках (в прыжке) и реагировании на раздражители, а также выносливость с ее разновидностями (прыжковая и выносливость защитника), ловкость, акробатическая ловкость, гибкость.

Помимо вышеперечисленных качеств, акцентируют внимание на развитие быстроты (двигательной реакции и ориентировки, наблюдательности, быстроты ответных действий и перемещений), прыгучести Бабушкин В.З., (1985).

Такое обилие и разнообразие всевозможных акцентов вызвано тем, что каждый из авторов, вводя новое качество, допустим, акробатическая ловкость, «выносливость защитника», «игровая выносливость» и др., не дает определения этим качествам, не раскрывает сущности его содержаний.

Иногда один и тот же автор пишет о необходимости развития быстроты реакции и быстроты ответных действий или о координации движений в опорном по­ложении и ориентировке в действиях, о необходимости развития скорости и быстроты и т.д., не раскрывая, чем отличается быстрота двигательной реакции от быстроты ответных действий (ведь быстрота ответных действий характеризует быстроту двигательной реакции человека); какое понятие вкладывает автор в слова «скорость» и «быстрота», когда предлагает заниматься развитием того и другого качества Левин В.М.,(2002).

В современной системе спортивной тренировки раздел физической подготовки занимает одно из ведущих мест.

В спортивной тренировке, в плане реализации физической подготовки, необходимо осуществлять три частных задачи. Первая - используя широкий комплекс средств и мероприятий укреплять состояние здоровья и повышать сопротивляемость организма к различным заболеваниям, особенно инфекционным и простудным и «профессиональную» устойчивость организма против травм опорно-двигательного аппарата. Главный критерий оценки здоровья баскетболиста - не должно быть никаких отклонений в функционировании систем организма в целом. Вторая задача физической подготовки связана с формированием телосложения и должна осуществляться по двум направлениям. Одно направление - это использование разнообразных физических упражнений, обеспечивающих формирование общепринятых норм человеческого тела. Второе направление основано на формировании специальных для баскетбола тотальных размеров, пропорций и конституции тела и, прежде всего, топографии силы мышечной системы. Наиболее важной является третья задача физической подготовки, связанная с развитием и совершенствованием физических качеств. Этот раздел физической подготовки вносит основополагающий вклад, в рост спортивно-технического мастерства обеспечивая необходимый уровень функциональных возможностей и работоспособности баскетболиста. [22,8].

Процесс физической подготовки должен определяться: во-первых, закономерностями возрастного развития организма и его биологического возраста и, во-вторых, особенностями многолетнего построения и содержания спортивной тренировки [15, 10, 19].

Чтобы методически правильно осуществлять физическую подготовку баскетболиста, необходимо иметь в виду, что это одна из сторон спортивной тренировки, где более всего проявляется действие биологических факторов. И тренер должен уметь ответить на вопрос: как надо тренировать, чтобы повысить уровень силы, скоростных, скоростно-силовых и других качеств? Отсюда вытекает два ответа. Во-первых, необходимо знать, что следует тренировать. Во-вторых, почему надо тренировать у баскетболистов развитие физических качеств именно так, а не иначе [9].

Физическая подготовка представляет многокомпонентный длительный процесс, направленный на эффективное развитие и совершенствование скоростных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах, ловкости баскетболиста. В связи с этим тренер должен разрабатывать тренировочные программы, которые бы эффективно и при меньших физических и нервных затратах способствовали росту физических качеств и, как следствие, спортивных результатов. Такие разнонаправленные тренировочные программы, связанные с развитием и совершенствованием физических качеств, должны действовать параллельно и последовательно в условиях тренировочного процесса. При этом программы могут вступать в различные виды взаимодействия от «сотрудничества», когда усиливают друг друга (положительный) до «помех», когда тормозит одна программа другую (отрицательный перенос) Корягин В.М.,(1994), Мацак А.Б.,(1998), Фураева Н.В.,(2001).

Например, при развитии скоростных качеств и выносливости на начальном этапе годичного цикла, оба этих качества могут совер­шенствоваться последовательно в микроцикле тренировки. Однако, по мере усиления тренировочных воздействий на последующих этапах тренировки, одна более сильно действующая программа может отрицательно влиять на двигательный эффект другой. В данном случае неправильно спланированное использование упражнений на выносливость может существенно подавлять и сдерживать темпы развития скоростных качеств. Следовательно, важным обстоятельством является не только подбор и использование специфических средств для развития или совершенствования физических качеств, но и использование эффективной связи их взаимодействия и рационального распределения в тренировочном занятии, микроцикле, этапе, годо­вом цикле.

В настоящее время классифицированы следующие физические качества: скоростные, сила, выносливость, гибкость и подвижность в суставах, ловкость. Как известно, развитие и совершенствование физических качеств должно осуществляться в плане общей и специ­альной физической подготовки.

Общая физическая подготовка (ОФП)предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем, слаженность их проявлений в процессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка должна связываться не формально с всесторонним развитием вообще, а должна быть направлена на постоянное совершенствование физических качеств, влияющих на рост спортивного мастерства и эффективность учебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим под общей физической подготовкой понимают длительный и направленный процесс развития физических качеств положительно влияющих на максимально возможные достижения в баскетболе и повышающей качество учебно-тренировочного процесса.

Специальная физическая подготовка (СФП)направлена на развитие и совершенствование специальных физических качеств, строго в соответствии с биомеханическими и морфофункциональными требованиями, предъявляемыми спецификой движений, особенностями соревновательной деятельности, которые непосредственно определяют достижения в баскетболе [13, 19].

В спортивных играх умения и навыки представляют собой сложнейшие по координации двигательные действия, и выполнение их предъявляет специфические требования к развитию физических качеств спортсмена.

Одним из важнейших двигательных качеств для баскетболиста является прыгучесть, которая реализуется в скоростно-силовых проявлениях сократительных способностей мышц нижних конечностей.

Аналитическое изучение сущности прыгучести, рассмотрение реальных примеров кинематических и динамических характеристик различных видов прыжков и исследование мнений других авторов позволит дать характеристику прыгучести и характеризовать ее как одну из скоростно-силовых способностей человека. Данное заключение делает обоснованным рассмотрение с целью поиска подходов к развитию прыгучести у баскетболистов физиологических и биомеханических механизмов, лимитирующих скоростно-силовые способности человека, и опыта скоростно-силовой подготовки в различных видах спорта.

По степени соответствия режиму работы организма, при выполнении соревновательного упражнения ( скоростно-силовой направленности), можно выделить три группы средств:

- специфические упражнения, направленные на адаптацию организма к режиму его работы в условиях соревнований;

- специализированные упражнения, которые адекватны соревновательным по наиболее существенным параметрам режима работы организма и играющие основную роль в развитии процесса специализированной морфофункциональной адаптации;

- неспецифические,формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной ориентации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении. Их задача заключается в усилении тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на нужные системы и функции организма.

При выборе средств специальной физической подготовки (скоростно-силовой направленности) необходимо адекватно целям подбирать режимы мышечных сокращений - преодолевающий, уступающий (плиометрический), изометрический, изокинетический, статодинамический, ударный.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...