Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства и методы развития специальных физических качеств баскетболистов

Развитие тех или иных физических (двигательных) способностей обусловливается, в первую очередь, особенностями биомеханических и физиологических механизмов, определяющих их проявление, зависящих, в свою очередь, от механических характеристик соответствующих движений. Поэтому изучение соответствующих механизмов позволило бы сформировать основу для рассмотрения опыта скоростно-силовой подготовки в различных видах спорта (в том числе в баскетболе), отбора и конструирования средств и методов развития прыгучести баскетболистов

Наличие в мышце сократительного и упругих компонентов означает наличие как минимум двух механизмов энерго-продукции при взаимодействии с внешними телами.

Наличие у мышцы как сократительных, так и упругих свойств определяет особенности взаимодействия опорно-двигательного аппарата человека с внешними предметами. При приземлении после предыдущего шага на опорно-двигательный аппарат человека действует значительная сила. Причём, физиологические механизмы не могут обеспечить развития необходимого максимума усилия мышцы в короткий промежуток времени. Поэтому в результате приобретения двигательного опыта выработан следующий механизм взаимодействия с опорой в этих условиях: 1) сократительный аппарат активизируется до начала контакта с опорой, подтверждением чему служат, например, данные И.М. Козлова (1998) о том, что в беге наибольшая активность мышечного аппарата наблюдается не только во время контакта с опорой, но и непосредственно перед ним, причём, сказанное верно как для агонистов, непосредственно осуществляющих усилие в фазах амортизации и отталкивании, но и антагонистов; 2) при взаимодействии с опорой мышцы, осуществляющие амортизацию и отталкивание, реализуют преимущественно упругие свойства, что позволяет им достигать величин скорости сокращения и развития усилия, значительно превышающих возможности сократительного элемента.

Следует отметить, что методики воспитания различных силовых способностей взаимосвязаны, поэтому начать обзор основных методов воспитания скоростно-силовых способностей целесообразно с описания общих методов силовой подготовки.

В.М. Зациорский (1967, 1970), основываясь на экспериментальных данных зарубежных исследователей, отмечает, что силовая тренировка может быть эффективной только в том случае, если в ней тем или иным способом достигается максимальное мышечное напряжение. В связи с этим автор выделяет три метода воспитание силы: 1) метод повторных усилий; 2) метод максимальных усилий: 3) метод динамических усилий.

Основным требованием метода повторных усилий является выполнение упражнения "до отказа". В этом случае непредельное в первых повторениях мышечное напряжение в заключительных повторениях достигает максимума. В итоге наблюдаемая физиологическая картина становится близка к той, которая характерна при преодолении максимальных сопротивлений. Силу сопротивления (вес отягощения) подбирают таким образом, чтобы упражнение можно было выполнить 8-12 раз. Большее число повторений, как отмечает В.М. Зациорский (1967, 1970), приводит к преимущественному росту выносливости. В то же время, автор показывает, что применение метода повторных усилий в скоростно-силовой подготовке ограничено вследствие ряда причин, из которых основными являются следующие: 1) невыгодность работы "до отказа" в энергетическом отношении; 2) последние наиболее ценные попытки происходят на фоне угнетения возбудимости центральной нервной системы, что затрудняет формирование тонких условно-рефлекторных отношений, обеспечивающих дальнейшее развитие силы; 3) скорость выполнения движений невысока, что не соответствует характеру проявления силы в скоростно-силовых движениях. Сказанное определяет место метода повторных усилий в скоростно-силовой подготовке: его применяют в основном на начальных этапах скоростно-силовой подготовки с целью укрепления мышечно-связочного аппарата, а также тогда, когда применение максимальных сопротивлений невозможно (например, после травм), или необходимо обеспечить больше возможностей для контроля за техникой.

Метод максимальных усилий характеризуется преодолением максимально возможных сопротивлений в 1-3 повторениях в одном подходе. Периоды отдыха между подходами должны обеспечивает полное восстановление. Тренировка проводится до наступления утомления. Использование этого метода наиболее интенсивно началось в послевоенные годы и привело к значительному повышению результатов во многих видах спорта. Его применение обосновано в работах Дьячкова В.М., (1961), Фомина Н.А., (1972), Матвеева Л.П., (1976), и других авторов. В.М. Зациорский (1967, 1970) отмечает, что этот метод способствует образованию тех нервно-координационных отношений, которые обеспечивают рост силы. В то же время, автором особо указывается, что этот метод не должен являться единственным в арсенале методов силовой подготовки, т.к. любой метод при его однообразном применении становится привычным и теряет эффективность.

Отмечая, что в процессе силовой подготовки, направленной на повышение скорости движений решаются две основные задачи: 1) повышение максимальной мышечной силы и 2) воспитание способности к проявлению большой силы в быстрых движениях, В.М. Зациорский (1970), описывает метод динамических усилий. Суть этого метода заключается в создании максимального мышечного напряжения при помощи перемещения непредельного отягощения с наивысшей скоростью. В.М. Зациорский (1970), ссылаясь на более ранние работы других авторов, предупреждает, что широкое применение методов повторных и максимальных усилий приводит к временному снижению скорости движений. Её повышение происходит через 2-6 недель после исключения интенсивных силовых нагрузок. В это время и применяют метод динамических усилий.

К средствам силовой подготовки В.М. Зациорский относит:

1) упражнения с внешним сопротивлением, для создания которого обычно используют вес предметов, противодействие партнера, сопротивление упругих предметов, сопротивление внешней среды (например, бег по глубокому снегу);

2) упражнения с отягощением, равным весу собственного тела.

Автором отмечается, что если речь не идёт о воспитании силовой выносливости, то процесс силовой (и в ещё большей степени скоростно-силовой ) подготовки должен происходить в «неутомлённом состоянии». Это определяет место упражнений скоростно-силовой подготовки как в занятии, так и в недельном тренировочном цикле, необходимость достаточного для восстановления времени отдыха.

Особо следует остановиться на "ударном" методе силовой подготовки. Этот метод, как признано специалистами, является одним из наиболее эффективных методов при развитии скоростно-силовых способностей, когда речь идёт о тех из них, которые связаны со "взрывным реактивно-баллистическим напряжением" в прыжках и быстром беге. Его автором является Ю.В. Верхошанский (1970; 1985: 1988). Идея, лежащая в основе метода, заключается в том, чтобы стимулировать мышцы ударным растягиванием, предшествующим активному усилию. Для этого, указывает Ю.В. Верхошанский (1970), надо использовать не отягощение, а его кинетическую энергию, накопленную им при свободном падении с определённой высоты. Телом, кинетическая энергия которого используется, может быть как внешний предмет (гиря, диск или диски от штанги), так и тело спортсмена. В первом случае энергия падающего тела передается к рабочему сегменту тела спортсмена через блок или систему блоков посредством гибкой связи. Наиболее распространенный пример использования энергии падающего тела спортсмена-выпрыгивание после спрыгивания с возвышения имеет непосредственное отношение к воспитанию прыгучести. Ю.В. Верхошанский (1970) отмечает, что при выполнении упражнений ударного характера учитывается следующее:

1) Величина ударной нагрузки определяется весом груза и высотой его свободного падения. Оптимальное сочетание того и другого подбирается эмпирически в каждом конкретном случае, однако преимущество следует отдавать большей высоте, нежели большему весу.

2) Амортизационный путь должен быть минимальным, но достаточным для того, чтобы создать ударное напряжение в мышцах. Поэтому углы в суставах в исходной позе должны соответствовать положению, в котором начинается рабочее движение в специализируемом упражнении.

3) Ударной тренировке должна предшествовать хорошая разминка.

4) Дозировка ударного упражнения не должна превышать ориентировочно 5-8 движений в одной серии в зависимости от веса груза и подготовленности занимающихся.

При развитии прыгучести автор рекомендует подбирать высоту спрыгивания таким образом, чтобы обеспечить развитие значительного динамического усилия без замедления переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую (Ю.В. Верхошанский, 1970). В связи с темой работы приведём также рекомендации автора по применению непосредственно прыжка в глубину.

1) Прыжок в глубину требует специальной предварительной подготовки, которая выражается в выполнении значительного объема прыжковых упражнений. Имеет смысл вначале выполнять отталкивание после спрыгивания вперед-вверх и лишь после достаточной подготовки только вверх.

2) Оптимальная дозировка прыжка в глубину (при активном отталкивании вверх) не должна превышать 4 серий по 10 раз для хорошо подготовленных спортсменов, и 2-3 серий по 5-8 раз для менее подготовленных. Отдых между сериями следует заполнять легким бегом и упражнениями на расслабление 10-15 мин.

3) Прыжки в глубину в указанном объёме следует выполнять один-два раза в неделю в занятии, посвященном специальной силовой подготовке. В такой тренировке прыжки в глубину можно сочетать со специальными силовыми упражнениями локального характера и общеразвивающими упражнениями в небольшом объеме. Возможно применение прыжков в глубину в конце технической тренировки.

4) Прыжки в глубину оказывают сильное воздействие на нервную систему, поэтому их следует выполнять не менее чем за 3-4 дня до тренировки технического характера, а следующее за ними занятие рекомендуется посвящать общей физической подготовке с небольшим объёмом.

5) Основное место прыжков в глубину в годичном цикле - вторая половина подготовительного периода. Однако в соревновательном периоде они являются действенным средством для поддержания достигнутого уровня специальной силовой подготовленности. В это время их следует включать в занятия один раз в 10-14 дней, но не позже чем за 10 дней до соревнований. Специалисты в области спортивной тренировки называют ещё один метод развития силы, имеющий прямое отношение и к скоростно-силовой подготовке, это — метод электростимуляции [14]. Основная причина эффективности этого метода заключается в том, что человек не в состоянии максимально активировать мышцы, а внешний электрический разряд позволяет достигнуть состояния максимальной активации (напряжения) мышцы. Однако применение метода электростимуляции в скоростно-силовой подготовке ограничивается двумя обстоятельствами: 1) напряжение мышц при помощи внешнего раздражителя исключает проявление волевых усилий, исключительно важных при проявлении силы; 2) на столь "острое" средство силовой подготовки организм человека реагирует ограниченное число раз, что обусловливает быстрое исчерпание адаптационных резервов.

Завершая обзор методических подходов в воспитании силовых и скоростно-силовых способностей, необходимо сделать три принципиальных замечания.

Во-первых, конкретные средства рассмотрены в качестве примеров при использовании методов скоростно-силовой подготовки, в целом это упражнения, позволяющие преимущественно проявлять в движении либо большую силу, либо большую скорость, чем в реальном движении, эффективность которого требуется повысить. Здесь важно отметить, что современные представления о многолетней скоростно-силовой подготовке спортсменов не позволяют принять бытующее в практике тренировки в некоторых видах спорта (в том числе в баскетболе) мнение о том, что в подростковом и юношеском возрасте нет необходимости заниматься скоростно-силовой подготовкой. Якобы это может угнетать рост юных спортсменов, являться источников травм, истощит адаптационные резервы организма и не позволит в более взрослом возрасте совершенствовать скоростно-силовые способности. Учёт индивидуальных особенностей занимающихся, соблюдение методических рекомендаций при применении средств скоростно-силовой подготовки позволяют исключить негативные явления для здоровья и развития юных спортсменов, а своевременная смена средств скоростно-силовой подготовки позволяют даже при очень раннем начале их использования повышать уровень скоростно-силовой подготовленности до конца спортивной карьеры. Более того, имеются сведения, что отсутствие упражнений скоростно-силового характера на ранних стадиях спортивной подготовки часто невозможно восполнить позже. Это связано с наличием в подростковом и юношеском возрасте сенситивных периодов развития скоростно-иловых способностей, а также с тем обстоятельством, что силовые и скоростно-силовые упражнения в раннем возрасте способствуют также повышению прочности опорно-связочного аппарата, свойству, совершенствование которого возможно в основном до 17-18 - летнего возраста [23] Добавим к этому, что, по мнению известного специалиста в области баскетбола Корягина В.М.,(1997), в возрасте 15-16 лет скоростно-силовая подготовленность является фактором, в большой мере определяющей успешность соревновательной деятельности баскетболистов.

Наконец, в третьих, применение средств и методов скоростно-силовой подготовки в годичном цикле может иметь успех только при соблюдении закономерностей и принципов их распределения по периодам цикла.

Планируя нагрузку в микроциклах, необходимо учитывать следующее:

1. Среди тренировочных нагрузок, включаемых в тренировочное занятие, надо выделять главные, которые определяли бы его преимущественную направленность. Преимущественная направленность нагрузки определяет задачу тренировки.

2. Нагрузки в микроциклах должны иметь волнообразный характер. Волнообразность нагрузки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстановления до оптимального уровня. Необходимо чередовать предельные нагрузки с нагрузками средней и малой интенсивности и активным отдыхом.

3. Выбор оптимального варианта планирования динамики тренировочной нагрузки должен основываться на знании индивидуальных качеств баскетболистов.

4. На этапе ОФП можно сохранять однородность микроциклов, если тренировочная программа выполняется на одном уровне объема и интенсивности. Это позволяет придерживаться привычного тренировочного режима, улучшает течение восстановительных процессов, но средства и методы необходимо менять, чтобы избежать однотонности занятий.

5. Содержание и объем нагрузки по дням целесообразно планировать на один микроцикл (в крайнем случае, на два), а остальные микроциклы расписывать после выяснения, как спортсменам удалось выполнить план прошедшего микроцикла.

6. В каждой тренировке основной части занятия должна предшествовать качественная разминка.

В одном тренировочном занятии целесообразно давать нагрузку определенного тренирующего воздействия, в противном случае не исключено снижение тренировочного эффекта из-за отрицательного взаимодействия упражнений разной направленности. Доказано, что положительное взаимодействие достигается, если в тренировочном занятии выполняются:

- скоростные упражнения, затем - упражнения на специальную выносливость;

- скоростно-силовые, затем - упражнения на общую выносливость;

- упражнения на специальную выносливость (в небольшом объеме), затем -упражнения на общую выносливость;

- упражнения на ловкость, затем - на развитие «взрывной» силы;

- упражнения на быстроту, затем - на силу;

- упражнения на ловкость, затем - на быстроту;

 

Надо строить микроцикл так, чтобы повышать эффективность тренировки за счет правильного распределения нагрузки. Положительный эффект в микроцикле дает следующая преимущественная направленность тренировочных заданий (по данным научных исследований):

- 1-й день микроцикла - скоростно-силовая работа;

- 2-й день микроцикла - воспитание специальной и общей выносливости;

- 3-й день микроцикла - развитие скоростных качеств и общей выносливости;

- 4-й день микроцикла - день отдыха.

В следующие три дня (после дня отдыха) преимущественная направленность тренировочных нагрузок повторяется.

При такой последовательности сменяемости нагрузок и применении одних и тех же средств и методов тренировки в каждом последующем занятии одной преимущественной направленности должны увеличиваться: продолжительность выполнения упражнения, количество повторений и уменьшаться паузы отдыха (Матвеев Л.П.,1976).

Наличие в двигательной деятельности баскетболиста таких двигательных действий как быстрый бег на короткие дистанции, прыжки, броски мяча определяют значимость скоростно-силовых способностей для баскетболиста. Это признаётся подавляющим числом специалистов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...