Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»

Юрий Александров – один из немногих режиссеров, равно востребованных как в России, так и за рубежом. Его постановкам аплодировали зрители США, Италии, Турции, Литвы, Латвии, Беларуси, Казахстана. Он, пожалуй, единственный из российских оперных режиссеров, чьи спектакли шли на самых престижных сценах мира: Арена ди Верона, Метрополитен Опера, театр Ла Скала. Всего же в российских и зарубежных оперных театрах им поставлено более 200 спектаклей. В 1987 году Юрием Александровым был основан Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссером изначально, со временем выросла в профессиональный государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», хорошо известный не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Юрий Александров – один из немногих режиссеров, имеющих академическое музыкальное образование. В большой степени это определяет специфику его постановок, которые отличаются точным прочтением музыкальной партитуры.

В 1974 году Юрий Александров окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Л.Б. Уманской), а в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента М.Д. Слуцкой). Дипломный спектакль – «Дон Паскуале» Доницетти в ГАБТ Белорусской ССР.

С 1978 года по настоящее время Юрий Александров сотрудничает с Мариинским театром. Постановки, осуществленные им на сцене Мариинского театра, всегда становятся событием в культурной жизни Санкт-Петербурга: «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, «Королева мая» Кристофа Глюка, «История Кая и Герды» Сергея Баневича, «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, «Мавра» Игоря Стравинского, «Аида», «Дон Карлос» и «Отелло» Джузеппе Верди, «Семен Котко» Сергея Прокофьева (в 1999 году удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший оперный режиссер», «Лучший оперный художник», «Лучший оперный дирижер»), «Нос» Дмитрия Шостаковича (в 2004 году удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссера в опере»), «Мазепа» Петра Чайковского (в 2007 году удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль»), «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова и другие.

Более двухсот спектаклей поставлено Юрием Александровым в оперных театрах России и зарубежья. В Москве: «Хованщина» Мусоргского (Большой театр), «Любовный напиток» Доницетти («Новая Опера» им. Евгения Колобова). В Турции: «Вертер» Массне, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского, «Да здравствует мама!» Доницетти. В Италии: «Черевички» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта. В США – «Пиковая дама» Чайковского, в Белоруссии – «Сказки Гофмана» Оффенбаха. В Латвии – «Любовный напиток» Доницетти, в Литве – «Дон Жуан» Моцарта. В Казахстане (Алма-Ата): «Турандот» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аблай Хан» Еркегали Рахмадиева.

Особенно успешным в творческом плане для Юрия Александрова стал сезон 2005-2006 годов. Он осуществил 11 постановок, в числе которых: «Мазепа» Чайковского в Метрополитен Опера (США), «Черевички» Чайковского в прославленном театре Ла Скала (Италия), «Турандот» Пуччини в Арена ди Верона – беспрецедентный случай в театральном мире: впервые в истории итальянский оперный театр доверил постановку оперы итальянского композитора российскому режиссеру!

В 2007 году польскую публику потрясла опера «Борис Годунов» Мусоргского, ее оригинальное современное прочтение. Спектакль был поставлен на гигантской сцене театра «Hala Ludowa» (Вроцлав), зал которого вмещает 6000 зрителей.

Стиль режиссуры Юрия Александрова – это оригинальность замыслов, парадоксальность и неожиданность решений, своеобразие эстетического восприятия. Его творчество исключительно многообразно, для него не существует строгого, канонизированного понятия «опера», он смело экспериментирует с классическим оперным текстом. Наблюдать за развитием мысли в его постановках и увлекательно, и непросто: спектакли насыщены аллегорическими приемами и метафорическими ходами. Сценическая метафора – один из основных приемов Юрия Александрова, через который объемно и образно раскрывается богатый внутренний, философски-поэтический мир режиссера.

Основанный и бессменно руководимый Юрием Александровым Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» за двадцать восемь сезонов сформировался как единый творческий организм с уникальной, своеобразной программой. В труппе театра – талантливые солисты, музыканты. Многие из них – заслуженные артисты России, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов. В репертуаре представлены все жанры оперного искусства – от комической оперы и классической оперетты до музыкальной драмы. Не обойдены вниманием и произведения современных авторов.

В Петербурге многие оперы были поставлены только на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Это: «Петр I, или Необыкновенные приключения русского царя» Гаэтано Доницетти, «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, «Сокол» Дмитрия Бортнянского, «Белая роза» Циммермана, «Верую» Валерия Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» Александра Смелкова, «Игроки-1942», «Антиформалистический раек» и «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича, «Адриенна Лекуврер» Франческо Чилеа, «Русская тройка, семерка, туз» по произведениям Николая Гоголя на музыку русских композиторов, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко, «Туда и обратно» Пауля Хиндемита, опера-митинг «Крым» на музыку Мариана Коваля. Многие из этих произведений поставлены впервые в России.

Многие спектакли, созданные Юрием Александровым в театре «Санктъ-Петербургъ Опера», стали обладателями высоких наград. Так, постановка оперы «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева удостоена высшей театральной премии Петербурга «Золотой софит» как лучший спектакль в оперном театре в сезоне 2011-2012 гг., постановка оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло была отмечена премией «Золотой софит» как лучший оперный спектакль сезона 2009-2010 гг., также спектакль стал обладателем национальной театральной премии «Золотая маска» в двух номинациях – как лучший спектакль в оперном театре и лучшая работа режиссера. Постановка оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» стала лауреатом премии Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль» сезона 2013-2014 гг. В разные годы премий «Золотой софит» и «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль» и «Лучшая работа режиссера в опере» были удостоены спектакли «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» Зигфрида Маттуса, «Белые ночи Федора Достоевского» Юрия Буцко, «Игроки-1942» Дмитрия Шостаковича, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Травиата» Джузеппе Верди, «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини.

Несмотря на творческую востребованность в родной «Санктъ-Петербургъ Опере» и во многих известных музыкальных театрах, Александров успевает реализовать и свои выдающиеся организаторские способности. Так, по просьбе правительства Казахстана он принял активное участие в создании Национального театра оперы и балета им. Куляш Байсеитовой в Астане (Казахстан). Он является одним из основоположников театра и режиссером-постановщиком ярких оперных спектаклей, идущих на его сцене, таких как «Травиата», «Риголетто», «Аида» Джузеппе Верди, «Чио-Чио-сан», «Тоска» Джакомо Пуччини, «Евгений Онегин» Петра Чайковского и др.

Юрий Александров первым из иностранцев был удостоен Государственной премии Казахстана и награжден орденом «Достык».

В 2008 году ему удалось возродить Оперный театр в Петрозаводске, за что он получил звание «Человек года республики Карелия».

28 февраля 2008 года Юрию Александрову было присвоено звание Народного артиста России.

Среди постановок последних лет в Мариинском театре:

«Свадьба Фигаро», «Дон Карлос», «Семен Котко» (Национальная театральная премия «Золотая маска» за лучший оперный спектакль и режиссуру, 2000 год), «Отелло», «Нос», «Мазепа» (совместная постановка с театром Метрополитен-опера, Нью-Йорк, 2006 год).

А.Степанюк

Алексей Степанюк с 1993 года – режиссер-постановщик Мариинского театра. До этого окончил Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова и в течение семи лет являлся главным режиссером Челябинского академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки.

Дебютом Алексея Степанюка на сцене Мариинского театра стала опера Римского-Корсакова "Садко". С 1993 года по сегодняшний день этот спектакль идет с неизменным успехом и был показан на лучших мировых оперных сценах, в том числе на Эдинбургском фестивале в 1995 году. Известный музыковед Джон Элисон писал в "Таймс": "Постановка Алексея Степанюка достоверна насколько это возможно. Но подлинность не превращает ее в экспонат музея, наоборот, каждая из семи сцен оперы наполнена настоящей театральной жизнью. Спектакль стал кульминацией фестиваля". После гастролей Мариинского театра в Париже в 1995 году Кристоф Кристи писал в "Опера-Интернасиональ": "Постановка оперы "Садко", безусловно, самая удачная из всех четырех представленных нам спектаклей. В ней есть тонкая стилизация и что-то такое, что подводит нас к эстетике "Русских сезонов". Спектакль "Садко" (дирижер Валерий Гергиев) в постановке Алексея Степанюка был снят на видеофильм компаниями Philips и NHK.

 

В 1994 году вместе с Валерием Гергиевым режиссер осуществил постановку оперы Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Спектакль вызвал споры и в России, и за рубежом. Известный исследователь творчества Римского-Корсакова А. Кандинский писал: "из пяти постановок "Китежа", которые мне приходилось видеть, спектакль Мариинского театра 1994 года – самый цельный и в музыкальном, и в художественном отношениях, что само по себе – сложнейшая задача (...) В спектакле все находилось в идеальном равновесии: солисты, оркестр, хор, режиссерское решение с многозначительными символами. А гениальнейшая сцена письма Февронии Гришке была решена и музыкально, и постановочно так, что, быть может, впервые стало абсолютно понятно: все, время кончилось, дальше – вечность".

На гастролях в Нью-Йорке спектакль был показан четыре раза и имел большой успех, о чем свидетельствует Edward Rothstein в "Нью-Йорк Таймс".

На сцене Мариинского театра Алексей Степанюк осуществил постановки опер "Травиата" Верди и "Свадебка" Стравинского. В 1995 году в Лондоне в Королевском Альберт Холле режиссер с труппой Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева представил публике грандиозную постановку "Князя Игоря" Бородина. После премьеры Джон Алисон писал: "..."Князь Игорь", без сомнения, остается одним из самых значительных событий года".

С 1998 года с неизменным успехом идет "Аида" Верди в постановке Алексея Степанюка.

А летом 2004 года Алексей Степанюк сделал новую версию оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Это событие было связано с возвращением в Россию Тихвинской иконы Божьей Матери.

В Москве, в зале им. П.И. Чайковского, несколько лет подряд Алексей Степанюк осуществляет необычные решения оперных спектаклей. В 2004 году "Пиковая дама", в 2005 году "Тристан и Изольда", в планах – "Электра" Штрауса.

Музыкальное руководство этими проектами осуществляет Валерий Гергиев.

Последней премьерой Алексея Степанюка на сцене Мариинского театра стала постановка оперы Бизе "Кармен". На сцене Концертного зала Мариинского театра в 2008 году осуществил постановку оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник».

Алексей Степанюк имеет ряд постановок за рубежом, среди которых надо отметить постановку в 1998 оперы Чайковского "Евгений Онегин", художественным руководителем которой был Юрий Темирканов.

Алексей Степанюк много и плодотворно работает в театрах России и ближнего зарубежья (Латвия, Литва, Украина). В театрах Новосибирска (где на протяжении трех лет являлся главным режиссером), Челябинска, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, других городов режиссером было поставлено более 60-ти спектаклей. "Кармен" в Новосибирске, "Пиковая дама" в Челябинске номинированы на фестиваль "Золотая маска", как лучшие спектакли года.

По рейтингу газеты "Музыкальное обозрение" и СТД в 2002 году Алексей Степанюк назван "Режиссером года".

Алексеем Степанюком поставлено более 70-ти оперных спектаклей.

В 2006 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств России".

Профессор кафедры «Режиссура музыкального театра» Санкт-Петербургской консерватории.

В последнее время в Мариинском театре А.Степанюк поставил «Левша» , «Евгений Онегин», «Пиковая дама».

 

А.Жагарс

Андрейс Жагарс (латыш. Andrejs Žagars; 16 октября 1958, Черногорск — советский и латвийский актёр, театральный режиссёр, ресторатор.

Окончил актёрское отделение театрального факультета Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола (1982). В 1982—1993 годах работал в Театре Дайлес, снимался в кино.

В августе 1996 года назначен директором Латвийской Национальной оперы. В 2002 году дебютировал как режиссёр оперы

Режиссёрские работы в театре

Летучий голландец (Р.Вагнер)- Латвийская национальная опера

Демон (Рубинштейн)- Латвийская национальная опера

Пиковая дама (Чайковский)- Латвийская национальная опера

Травиата (Верди) - Латвийская национальная опера

Кармен — Латвийская национальная опера

Леди Макбет Мценского уезда — Латвийская национальная опера

Дон Жуан ( Моцарт ) – Латвийская национальная опера

Набукко — Новая Опера

Бал-маскарад — Михайловский театр (Санкт-Петербург)

Аида (Верди) – Красноярский театр оперы и балета

Кавалер роз (Штраус) – Пермский театр оперы и балета

Вертер ( Массне) – Эрфуртский театр

Князь Игорь (Бородин) – Театр оперы Эссена

Аида (Верди ) – Театр оперы Любляна

В настоящее время ведет активную постановочную деятельность в качестве режиссера музыкального театра в России и за рубежом.

С 2012 г. является мастером курса , факультета Режиссура музыкального театра ,РАТИ ГИТИС

 

 

А.Жолдак

Андрей Валерьевич Жолдак (Жолдак-Тобилевич IV) — украинский театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Украины, кавалер украинского ордена «За заслуги» III степени.

Андрей Жолдак происходит из знаменитой династии Тобилевичей-Тарковских. Он является праправнуком украинского драматурга И. К. Карпенко-Карого и Надежды Тарковской, внучатым племянником актёров и режиссёров М. Садовского и П. Саксаганского и имеет общие корни с Арсением и Андреем Тарковскими. [источник не указан 63 дня

Андрей Жолдак учился в Национальной художественной школе им. Т. Г. Шевченко (Киев). Окончил ГИТИС (1989; курс А. Васильева). В 2002—2005 годах — художественный руководитель Харьковского драматического театра им. Т. Г. Шевченко. Президент с 1995 г. Международного фонда «Ukraine-Culture-Europe». Проживает в Германии.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...