Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элемент жанрового ядра - протяжная песня

Казачьи песни раннего музыкально-стилевого слоя являются художественно совершенным воплощением стиля традиционной протяжной песни. Помимо лирических, лиро-эпических и исторических песен «внешнего быта», к стилевой группе протяжных принадлежат также былины, относящиеся к числу жанров «внутреннего быта» (в прошлом былины пелись мужчинами, а с течением времени стали исполняться и женщинами на свадебных пирах и беседах). Протяжные (в местной терминологии «долгие», «старинные», «первобытные») помнят сейчас немногие казаки старшего [17, с. 8].

Важно отметить, что протяжным песням свойственны слоговые музыкально-ритмические формы (со структурной равнозначностью стиха и с ведущей ролью мелоса) [12, с. 137].

Главная особенность напевов протяжных песен обусловлена сочетанием в них двух типов мелодики — «слогового» (без распевания слогов) и «внутрислогового» (с распеванием слогов) строя. Первый вид («скороговорочный», по местному наименованию) характерен для сольных запевов, второй («продолжительный») — для ансамблевых разделов песенной формы. Очень выразительны ритмически и темпово свободные декламационные сольные запевы долгих песен. В одних случаях запевы имеют волновое строение, образуемое чередованием мелодического подъема, нередко скачкообразного, с плавным спадом (как в песне «Ты, раздольице моё широкое»), в других — воссоздают особенности речевого интонирования уральских казаков [17, с. 11].

Необходимо подчеркнуть, что диалогическая композиция в оренбургском казачьем фольклоре встречается в лирических протяжных песнях. Существуют произведения, в которых речь первого и второго героев одинаково значимы в раскрытии содержания, как, например, в песне «Прослужил казак три года…», записанной в ст. Богуславской в 1904 г. от казака Полуднева: «Прослужил казак три года, / Стал казак коня ласкать: / ―Конь мой верный, конь ретивый / Нет мне лучшего коня, / Скоро ль к родине счастливой / Ты, лихой, домчишь меня?...‖ / Вдруг сосед навстреч приходит, / Речь печальну говорит: / ―Без тебя, мой друг любезный, / Бог отряд наш наказал: / Двор твой брошен, разгорожен / И зарос густой травой… [20, с. 210].

Большинство мелодических ячеек в протяжных песнях развивается на основе малообъемных (в том числе бесполутоновых) звукорядов, в которых нередко варьируется высота отдельных ступеней лада. Звуковая шкала в развернутых сольных запевах и в партии подголоска может быть семи-восьмиступенной. В соотношении концевых опор мелодических ячеек заметны две тенденции: 1) к завершению всех мелодических оборотов напева главной опорой — первой ступенью лада; 2) к группировке заключительных опорных тонов ячеек по звукам квартовых либо квинтовых трихордов [17, с. 11].

Таким образом, протяжная песня является основным элементом жанрового ядра уральской и оренбургской казачьей культуры. Главная особенность напевов протяжных песен - это сочетание в них двух типов мелодики — «слогового» (без распевания слогов) и «внутрислогового» (с распеванием слогов) строя. Протяжные песни передают душевную, внутренние чувства, они могут быть различными - лирические, былинами, историческими.

 


Выводы

Певческая традиция казачества Урала - это наиболее яркий и насыщенный пласт культуры России. В ходе исследования данной традиции, в работе были выполнены все поставленные задачи:

1. Подробно были изучены певческих традиций уральского и оренбургского казачества, рассмотрены основные исторические аспекты (например, становление и развитие казачества, притеснение его во времена советской власти и возрождения в настоящее время).

2. Выявление песенного фольклора и песенных жанров уральских и оренбургских казаков привело к тому, что выяснилось великое разнообразие казачьих песен (это и мужские лирические, лиро-эпические, исторические, военно-бытовые, баллады, а также песни с текстами литературного происхождения).

3. Подробное изучение песен внутреннего быта заставило понять, то что казачьи песни не только могут быть строевыми (казачество - это в первую очередь военная организация), боевыми, но и мирным.

4. Рассмотрение многоголосья в казачьих песнях, а также манеры исполнения лирических баллад позволили выявить наиболее яркие моменты исполнения песен. В многоголосье важным является подголосок. именно благодаря ему строится касота песни.

5. Изучение жанров обрядового фольклора и беседных песен позволило познакомиться с культурой свадебных песен, выявилось, что большенство из них печальные, несущие в себе тоску и горечь.

6. При рассмотрении песенных ансамблей уральских и оренбургских казаков были выявлен такой оренбургский ансамбль как «Воля», который существует в настоящее время, его деятельность направлена на обогащение казачьей культуры, на то, чтобы традиции культуры не были забыты, а напротив были возрождены. При изучение протяжной песни, как элемента жанрового ядра, были выделены основные моменты исполнения и применения данной песни в казачьей культуре.

Заключение


Становление уральского казачества имеет глубокие корни. Его история имеет тяжелые периоды, однако, казачество всегда было и остается верно своим традициям. Песенный фольклор казачества разнообразен. Делится он на 2 типа - внешний (военный), который чаще всего включает именно строевые песни (они присущи зачастую только фольклору) казачьей культуры и внутренние - это песни о мирной жизни казака.

Существуют различные жанры казачьих песен. Например, на свадьбе поются частушки (припевки), исполняются скоморошины. Существуют и балладные песни, которые могут передавать исторические факты (например, о персоналиях - исторических личностях). Кроме того исполнение казачьих песен может быть протяжным, а также многоголосным. Важно отметить, что существуют казачьи ансамбли, деятельность которых направлена на сохранение и обогащение казачьей культуры.

Казачьи песни уральского и оренбургского края богаты своей лирической красотой, они полны различных сравнительных образов. например, часто казачку сравнивают с голубицей, утицей, а казака с голубем, селезнем. Богатство эпитетов помогает слушателю более ясно прочувствовать песню, к тому же поющий с помощью голоса выделяет наиболее яркие моменты, что также позволяет наиболее точно передать суть песни, ее смысл.

 


Список используемой литературы

 

1. Баллада / ин-т истории и археологии УрО РАН [Текст] ; ред. В.В.Алексеев // Уральская историческая энциклопедия / Ин-т истории и археологии УрО РАН ; ред. В.В.Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : Академкнига : УрО РАН, 2000. - С. 68

2. Бахнюк, О. История Исетского казачества на Урале [Электронный ресурс] / О. Бахнюк. - Режим доступа: http://zema.su/blog/istoriya-isetskogo-kazachestva-na-urale (4. 06.15)

3. Гурская, Н. В. Культурные истоки формирования социально-политических отношений в среде уральского казачества [Текст] / Н. В. Гурская // Власть. – 2010. – № 5. – С. 104-107

4. Гурская, Н. В. Образование и просвещение уральского (яицкого) казачества в XVIII – XIX вв. [Текст] / Н. В. Гурская // Омский научный вестник. – 2010. – № 6 (92). – С. 20-23

5. Гурская, Н. В. Особенности религиозного образования уральского казачества (XIX начало XX века) [Текст] / Н. В. Гурская // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2012. – № 2. – Режим доступа: www.sisp.nkras.ru (6.06.15)

6. Ерохин, И. Ю. Не только Доном казачество прирастало [Текст] / И. Ю. Ерохин // Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 7. - С. 59-64

7. Ерохин, И. Ю. Современное казачество и государство [Текст] / И. Ю.Ерохин // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2013. - № 2 (17). - С. 65 - 78

8. Ерохин, И. Ю. Уральское и сибирское казачьи войска: к вопросу территориального и этнического своеобразия [Текст] / И. Ю. Ерохин // Армия и общество. - 2014. - № 4 (41). – С. 76 - 78

9. Казачество [Текст] / ин-т истории и археологии УрО РАН ; ред. В.В.Алексеев // Уральская историческая энциклопедия / Ин-т истории и археологии УрО РАН ; Ред. В.В.Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : Академкнига : УрО РАН, 2000. - С. 249 - 250

10. Калужникова, Т. И. Роль кантовости в казачьем песенном фольклоре [Электронный ресурс] / Т. И. Калужникова.-Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19377/1/fu6-1982-08.pdf (6.06.15)

11. Кашина, Н. И. Музыкальные традиции казаков в патриотическом воспитании учащихся казачьих кадетских классов на Урале [Электронный ресурс] / Н. И. Кашина // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2009. - № 4. - Режим доступа: art-education.ru/AF-magazine (6.05.15)

12. Кашина, Н.И. Проблема освоения казаками-кадетами Урала музыкальной культуры оренбургского и уральского казачества / Н.И. Кашина // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 135-139

13. Ковалев, Г. П. Казачество и современность [Электронный ресурс] / Г. П. Ковалев, Б. М. Янко. - Режим доступа: http://kazakural.ru/arhiv2010/09112009/ (4. 06.15)

14. Коробейникова, А. А. Лексическая презентация казака в оренбургских казачьих песнях [Текст] / А. А. Коробейникова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 5 (36). - С. 253 - 255

15. Коротин, Е. И Бытовая лирика Уральских Казаков [Электронный ресурс] / Е. И. Коротин // Устное поэтическое творчество уральских (яицких) казаков / Е. И. Коротин, О. Е. Коротин - Самара-Уральск, 1999. - Режим доступа: http://www.yaik.ru/rus/forces/folk/index.php?ELEMENT_ID=2330&SECTION_ID=260 (7.06.15)

16. Панькин, П. В. Начало XX века как переломный период в истории Уральского казачьего войска [Текст] / П. В. Панькин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. - 2014. - Т. 14. - № 2. - С. 21-23

17. Песни уральских казаков [Текст] / запись, нотирование, составление, вступ. статья и комментарии Т. И. Калужниковой. - Екатеринбург: СФЕРА, 1998. - 236 с.

18. Сам я уральский казак [Электронный ресурс] // Фонд казачьей культуры: офиц. сайт. - Режим доступа: http://ww.bratinafolk.com/Uralskiy_kazak.php (7.06.15)

19. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество [Текст] : учебное пособие / Ю. А. Толмачев. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с.

20. Шарапова, О. А. Поэтика песен оренбургского казачества[Текст] / О. А. Шарапова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 4 (42): в 2-х ч.- Ч. I. - C. 209-212.

21. Энциклопедии, словари: толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/ozhegov/Kazak-11497/ (4. 06.15)

22. Ягудина, О. В. Роль старообрядчества в общественно-религиозной жизни Оренбургского и Уральского казачества (вторая половина XIX - начало XX в.) [Текст] / О. В. Ягудина // Вестник ОГУ. - 2012. - №5 (141). – С. 121 - 126


Приложение № 1

Яик ты наш, Яикушка,
Яик сын Горынович,
Про тебя, про Яикушку,
Идет слава добрая,
Про тебя, про Горыныча,
Идет речь хорошая.
Золоченое у Яикушки
Его было донышко,
Серебряна у Яикушки
Его была покрышечка.
Жемчужные у Яикушки
Его круты бережки…

 

 

[15].


 

Приложение № 2

 

Уж ты, поле мое, поле чистое,

Свет раздолье мое широкое!

Чем ты полюшко приукрашено?

Приукрашено все цветочками,

Все цветочками, василечками;

Посреди поля част ракитов куст.

Под кустом-то лежит тело белое,

Тело белое – молодой казак,

Не убит лежит шибко раненый.

В головах у него – бел горюч камень,

Во руках у него – сабля острая,

Во груди у него – пуля быстрая,

А у ног его стоит добрый конь.

―Уж ты, конь ли, мой конь,

Ты, товарищ, ли мой!

Ты ступай-ка, беги во русскую землю.

Ты скажи-ка, скажи родному батюшке,

Поклонись-ка ты родной матушке,

Ты скажи-ка, скажи молодой жене,

Как женил-то меня бел горюч камень,

Обвенчала меня сабля острая,

Молодая жена – пуля лютая.

[20, с. 210].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...