Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В территориальных водах Украины столкнулись два грузовых судна, оба под мальтийским флагом, что и кому делать? Порядок действий?

26 декабря

Отвечает: Андрей Селютин
руководитель Южно-украинского офиса Arzinger

Несмотря на все попытки мирового транспортного сообщества снизить уровень аварийности на море и минимизировать последствия от морских происшествий, столкновения судов, к сожалению, все еще случаются в мировом судоходстве. При этом любая, даже самая незначительная подобная авария, всегда создаёт риск причинения вреда либо жизни и здоровью членов экипажа, либо имуществу, а в некоторых случаях и окружающей среде. Учитывая серьезность происшествий, связанных со столкновениями, участникам происшествия нужно действовать любым образом, чтобы минимизировать степень угрозы от столкновения и оптимизировать правовые последствия столкновения для всех сторон. В целом, действия, предпринимаемые капитанами и судовладельцами после столкновения можно разделить на те, которые связаны с уменьшением вреда и те, которые связаны с определением вины и возмещением ущерба. Естественно, приоритет имеет первая группа действий.

В первую очередь при столкновении с судном за пределами порта капитан должен:

  • запросить, не требуется ли второму судну помощь и при необходимости оказать её, если это может быть сделано без серьёзной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров;
  • установить название и тип судна другой стороны, его принадлежность, порт приписки, а также порт отправления и назначения, либо ближайший порт, в который зайдёт судно, название клуба взаимного страхования, в котором застрахована ответственность судовладельца;
  • направить капитану второго судна заявление о его ответственности за повреждения и все убытки, которые могут возникнуть вследствие данного столкновения;
  • уведомить о происшедшем столкновении судовладельца для принятия необходимых мер в порту захода второго судна (сюрвейерный осмотр повреждений, арест судна до оформления требуемой гарантии и др.).

Если вред одному из судов существенен и есть риск гибели экипажа и судна, следует незамедлительно запросить помощи у ближайших судов и спасательных служб. Ни в коем случае нельзя покидать район происшествия без взаимного согласования всеми участниками столкновения, следует помнить, что оставление капитаном судна людей в опасности является преступлением по украинскому законодательству. Дальнейшее движение судна после ликвидации последствий столкновения капитан решает исходя из степени повреждений и других объективных обстоятельств. В случае нанесения вреда окружающей среде или гибели людей пограничная служба может запретить судну покидать территориальные воды Украины до установления всех обстоятельств. В этом случае капитану стоит следовать распоряжениям службы.

На практике нередки случаи, когда стороны не предъявляют взаимных претензий из-за незначительности или отсутствии ущерба. В таком случае капитаны, действующие по инструкции судовладельцев, обмениваются расписками о взаимном отказе от претензий. Но в такой ситуации необходимо проявить чрезвычайную осмотрительность. Дело в том, что в странах общего права (к которым частично относится и Мальта) отказ от претензии, как правило, лишает сторону возможности обратиться в суд, но в большинстве стран с системой гражданского права судебная защита является конституционным правом, от которого сторона не может отказаться. Поэтому, если столкновение произошло в территориальных водах Украины, то даже выдача расписки об отказе от претензий не лишает сторону, выдавшую расписку, права обратиться в украинский суд, хотя наличие такой расписки может и ослабить позицию стороны в последующем судебном споре.

Независимо от обстоятельств, капитаном должны быть приняты необходимые меры к закреплению доказательств по происшествию. Доказательства могут относиться либо к опровержению наличия вины в действиях экипажа, либо на подтверждение нанесенного вреда. К подобным доказательствам относятся письменные пояснения членов экипажа и других лиц, находящихся на борту судна, записи имеющихся на судне приборов (курсографа, реверсографа) фотографии повреждений, запись радиопереговоров, записи судового и машинного журналов и т.д.

Если столкновением все же был нанесен ущерб, то следует оценить перспективы дальнейшего его возмещения и возможную юрисдикцию рассмотрения спора о возмещении нанесенного ущерба. При определении стороны, несущей ответственность за ущерб, причиненный столкновением, обычно применяются правила Конвенции для объединения некоторых правил относительно столкновений судов 1910 года. Так, если столкновение стало результатом действий непреодолимой силы, то убытки от столкновения несет та сторона, которая их потерпела. Если столкновение вызвано неправильным действием одного из судов, то возмещение убытков падает на того, кто в нем виновен. Если неправильное действие общее, то ответственность каждого из судов соразмерна тяжести неправильных действий каждого из судов. Однако если по обстоятельствам дела соразмерность не может быть установлена или если неправильные действия представляются равнозначными, то ответственность разделяется в равных долях.

Юрисдикция суда, полномочного рассматривать спор о столкновении, может быть определена в соответствии с Международной конвенцией о некоторых правилах, относящихся к гражданской юрисдикции по вопросу о столкновении судов 1952 года. У истца есть три варианта для подачи иска: (а) в суд по месту жительства ответчика или регистрации его судна; (б) в суд, арестовавший судно ответчика (если в связи со столкновением был произведен морской арест); (в) в суд страны по месту столкновения (в этом случае может возникнуть проблема с определением подсудности иска конкретному украинскому суду, если столкновение случилось за пределами определённой территориально-административной единицы). По взаимному согласию стороны также могут передать рассмотрение спора в арбитраж.

Стоит отметить, что на территориальные воды Украины распространяется суверенитет Украины и в них действует законодательство Украины. Поэтому для определения права, согласно которому будет разрешаться спор о причинении вреда вследствие столкновения, могут быть использованы и нормы Кодекса торгового мореплавания Украины. В случае если при столкновении судов не был нанесен вред третьим лицам, то спор относительно возмещения причиненного вреда будет разрешаться в соответствии с законодательством Мальты. Если же задеты интересы третьего лица, то споры разрешаются по законодательству места причинения вреда, в данном случае – по украинскому законодательству.

Нужно также обратить внимание, что согласно директиве Европейского Союза 2009/20/EC, имплементированной в национальное законодательство Мальты, ответственность судовладельцев на случай возникновения морских требований должна быть застрахована в обязательном порядке. Поэтому капитанам судов стоит, кроме осуществления ранее описанных действий, в незамедлительном порядке уведомить аварийную службу определенного страхового клуба, которая также даст рекомендации капитану относительно его последующих действий.

Столкновение судов в территориальных водах Украины, в зависимости от последствий, может вылиться в административную и даже уголовную ответственность капитана судна согласно законодательству Украины, а нанесение вреда окружающей среде может повлечь за собой возмещение такого вреда со стороны судовладельца.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...