Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественно-стилистический анализ картины «Портрет жены художника».

Курсовая работа

Описание и анализ картины К. Е. Маковского

«Портрет жены художника».

 

Выполнил студент:

I курса

заочного отделения

Ахметвалиева

Карина Илдаровна

_______________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

_______________________

(ученая степень, звание)

_______________________

(фамилия, и.о.)

_______________________

(подпись)

 

 

Санкт-Петербург

2016 г.

Содержание

 

1. Введение.

 

2. Описание и анализ картины «Портрет жены художника» К. Е. Маковского.

 

3. Заключение.

 

4. Список использованной литературы.

 

5. Иллюстрации.

 

 

Введение.

Константин Егорович Маковский – известный русский живописец, представитель академического романтизма. Являлся, несомненно, одним из ярчайших художников своей эпохи. Его творческий и жизненный пути были весьма многогранны: Маковский учился у известнейших мастеров своего времени, участвовал в студенческой забастовке, находился под покровительством императора Александра II, много путешествовал. Он прожил яркую, насыщенную жизнь, творил в разных жанрах и на совершенно разные темы, пережил свое время, уйдя из жизни много позже зенита своей карьеры.

 

Константин Маковский родился 8 июня 1839 года в Москве в семье Егора Ивановича Маковского, известного деятеля искусств и коллекционера. Он рос в истинно творческой атмосфере, что оказало огромное влияние на его интерес к искусству и формирование таланта будущего художника. Не последнюю роль сыграла, что неудивительно, и близкая дружба семьи Маковских с известными художниками: такими мастерами живописи, как Карл Брюллов, Василий Тропинин и другими. И если в ранних работах Константина Маковского чувствуется влияние наставников, дававших советы, то впоследствии он создает свой собственный узнаваемый стиль.

Но Маковский превыше всего ценил влияние отца и привитую им с самого детства любовь к искусству и писал в своем автобиографическом очерке следующее: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». [1] Именно Егор Иванович с ранних лет давал сыну рисунки и гравюры из своей обширной коллекции и тот старательно копировал их.

-> Лучше объединить: В ранних работах К. Маковского безусловно чувствуется влияние художественного языка старших товарищей, почти наставников, – это неудивительно, если принимать во внимание величину Тропинина и Брюллова в отечественной истории искусств. И всё же, не смотря на преемственное заимствование лучших приемов у каждого из названных художников (яркий и роскошный колорит Брюллова, тонкость Тропинина), сам Маковский наибольшую роль в формировании собственного мастерства отдавал родному отцу. [цитата] и факт о копировании с гравюр.

 

В 1851 году юный Маковский поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, продолжает учебу в Академии художеств в Петербурге, получает медали, участвует в выставках. В 1863 году присоединяется к возглавляемому И. Н. Крамским «бунту четырнадцати». В дальнейшем Маковский числился в членах организованного Товарищества передвижных художественных выставок, но со временем потерял интерес к коллективной деятельности. ß напиши о бунте больше, объясни причины, их идеологию, и причину присоединения самого Маковского к этой группе.

 

В последующие годы слава и умения Маковского только растут и наступает расцвет его творчества. Он становится одним из самых модных художников своего времени и заслуженно просит за свои работы огромные суммы денег. В ту пору он создает свои самые знаменитые произведения, его клиентами становятся самые влиятельные люди Петербурга, в том числе и император Александр II. Обыкновенно говорящий о творчестве Маковского в отрицательном ключе В. В. Стасов называл лучшей работой художника знаменитый портрет императора, написанный спустя два часа после его гибели. Глубочайшие эмоции, испытываемые художником в тот момент, в полной мере нашли свое выражение на холсте.

 

Константин Маковский писал совершенно разные сюжеты: жанровые реалистичные полотна на современные темы, портреты известнейших личностей эпохи и первых красавиц Петербурга, исторические картины о жизни боярской патриархальной Руси, благодаря которым он становится известен за рубежом.

В начале двадцатого века наступает закат творчества художника, он уже не создает ничего нового. Константин Маковский, бывший популярным и дорогим живописцем в царской России, оказался совершенно забыт после резких изменений, произошедших в искусстве за короткий период на рубеже веков и последующей революции.

 

Именно потому, что Константин Маковский был забыт искусствоведами (не очень корректная формулировка. Лучше: был забыт историей), существует не так много исследовательской литературы о его творчестве. С. Зильберштейн в своей статье о Маковском, опубликованной в 1964 году в журнале «Огонек» упоминает об этом (??? О том, что Маковского мало изучают? Подробнее, лучше привести цитату). Первые публикации о Константине Маковском появились еще в конце 19 века, но в основном это были не крупные монографические труды, а простые каталоги его работ: серьезных исследований его творчества не проводилось. В 1848 году выходит книга Л. Тарасова, где присутствует оценка творчества художника. Автор пишет о Маковском следующее: сперва в работах его присутствовали демократические начинания, но после художник изменяет им и превращается в модного современного автора, работая в угоду публике и не задумываясь об отражении в своем искусстве проблем общества <- это цитата? Пересказ цитаты? подробнее. Нельзя не согласиться с Л. Тарасовым, поскольку при ознакомлении с работами художника в хронологическом порядке выстраивается такое же мнение.

 

С момента опубликования статьи Зильберштейна список посвященных Маковскому монографий пополнился не только по количеству, но и по качеству. С его слов, сын художника Сергей Маковский тоже с горечью отмечал то, что ни при жизни, ни после смерти отца ему не было посвящено ни одной монографии. В статье Зильберштейн говорит, что Сергей Маковский проделал большую работу и записал свои воспоминания об отце, которые являются, пожалуй, одним из самых важных текстов, служащих ключом к пониманию творчества художника.

Эта работа - книга «Портреты современников», написанная Сергеем Маковским совместно со своей матерью Юлией Маковской, является одним из самых важных текстов, обязательных к прочтению тем, кто изучает творческий путь К. Маковского. В ней С. Маковский рассматривает все грани творчества отца, историю создания самых известных его работ, пишет о рассматриваемом портрете несколько немаловажных строк. Именно из этой книги можно узнать то, каким именно образом из-под кисти Маковского появилась эта картина.

В этой же книге автор приводит слова известного и уже упомянутого критика В.В. Стасова. Тот разделял распространенное мнение о том, что Маковский обладал недюжинным талантом, но после успехов юности принялся писать салонные картины: «…художник, в сущности, богато одарённый и начинавший когда-то блистательно, так свежо и размашисто, что всех удивлял и радовал. Но это время давно прошло: он давно пишет всё больше французские будуарные панно и будуарные картины, или французские маленькие конфетные головки…»

Действительно, по словам Зильберштейна, многие критики и ценители живописи того времени незаслуженно обвиняли Маковского в «салонной эстетике» и «сладкой красивости». Он (Зильберштейн) ссылается на слова И. Е. Репина, который считал Маковского «истинным художником», а так же А. Н. Бенуа (???) – последний отзывался о Маковском следующим образом: «Попробуйте открыть Маковского и я уверяю вас, вам это удастся, но вдруг неожиданно для себя вы увидите, что перед вами исключительно мастерские произведения, не лишенные поэзии».

В действительности же Маковский выбивается из ряда салонных художников того времени. Во многих его картинах, несмотря на нарочитую выписанность антуража, любовь к деталям и простым, незамысловатым сюжетам, проскальзывает эта самая упомянутая Александром Бенуа чистая поэзия, красота, заставляющая смотрящего возвращаться к созерцанию его работ снова и снова.

 

В 2003 году Е. В. Нестерова публикует посвященную Маковскому монографию. На сегодняшний момент эта книга является наиболее полным источником информации о художнике. Помимо большого числа репродукций его работ, в книге присутствует обширная биография, оценка его творчества, воспоминания современников. Нестерова упоминает о мнении советских искусствоведов насчет творчества К. Маковского и считает, что такой подход к оценке творчества художника несколько однобок. По ее словам, в советское время Маковский был забыт, а его работы отправлены в запасники музеев, так как все, что не укладывалось в рамки демократического искусства, не принималось искусствоведами во внимание, оценивалось как образцы деградации и упадка.

 

Рубеж 19 - 20 веков – время, насыщенное политическими изменениями в стране. С наступлением кризиса в стране искусство стремительно развивалось, старые направления менялись или изживали себя, появлялись новые тенденции. Народническое движение способствовало тому, что многие из художников ис­пытывали творческий упадок, ушли в «мелкотемье» развлекательной жанровой картины. И публика, и творцы пытались отыскать красоту и гармонию в океане хаоса, что отчасти способствовало популяризации салонного искусства в России.

Публика требовала простого и понятного искусства, Маковский чувствовал публику и был способен дать ей желаемое, его работы были воплощением буржуазного вкуса конца 19 века. Академизм тогда противопоставлялся реализму, но Маковский был далек от споров об искусстве и трудился в свое удовольствие, создавая незамысловатые салонные картины, идеальные для среднестатистического зрителя, желающего оторваться от реальности для созерцания чистой красоты.

Его много критиковали за то, что он чересчур увлекался красивым антуражем, салонной живописью. Действительно, многие его работы относятся к салонному искусству. Но это ничуть не умаляет его живописных талантов.

 

“Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству” - писал Маковский.

Из этих слов можно сделать вывод, что он осознавал, что так и не раскрыл свои художественные таланты в полной мере. При желании он мог бы создавать реалистичные картины на острые животрепещущие темы, однако, предпочел простые сюжеты, хоть и гениально написанные, развивая свое творчество по линии салонного искусства.

 

В этой работе будет проведен художественно-стилистический анализ картины Константина Егоровича Маковского «Портрет жены художника», ее описание, исследование изобразительных средств, которыми воспользовался художник для создания выразительного образа своей героини. На основе обзора литературы о творчестве Маковского и собственного искусствоведческого анализа будут сделаны выводы о том, какое место занимает этот портрет в творчестве художника.

Заключение.

Константин Маковский написал большое количество портретов, но этот можно смело назвать одной из его лучших работ, так как он выбивается из ряда подобных ему салонных картин, предназначенных для украшения гостиных, и является подлинным произведением искусства, заслужившим свое место в музее. Многие заказные портреты Маковского были чересчур одинаковыми, поверхностными, чего нельзя сказать об этой работе. Очевидна связь между художником и моделью, его теплое к ней отношение, которое он стремился передать в своей работе.

Не столько это произведение, сколько сама Юлия Маковская оказала большое влияние на творчество художника. На многих портретах Маковского, написанных после знакомства с ней, изображенные имеют какое-то легкое сходство с его любимой моделью. Неясно, намеренно ли или случайно он искал в других знакомые черты, но подобные работы появляются и во время их семейной жизни и после разрыва.

Некоторые историки считают, что И. Е. Репин изобразил жену на картине «Отдых», вдохновившись портретом Маковского. Композиционный замысел полотен практически одинаков и на обеих картинах модель в красном платье сидит в кресле, развернувшись на зрителя. Так же наблюдается схожее положение рук и ног, наклона головы. Однако портрет Маковского по настроению более динамичен, композиция остра, чего не сказать о спокойном, теплом, но не жарком, полотне Репина, полностью оправдывающем свое название. Увы, в отличие от работ Репина, картинам Константина Маковского не удалось приобрести такое же значение для русского искусства, но многие последующие художники вдохновлялись его творчеством, стремясь овладеть таким же мастерством работы с колоритом.

Уже после первого взгляда на эту работу складывается мнение, что по своему настроению и живописной технике портрет является более импрессионистическим, чем традиционно академическим. Скорее всего, Маковский стал бы приверженцем импрессионизма, если бы он родился в более позднее время (ОПАСНО ОЧЕНЬ ОПАСНО, ПОДУМАЙ НАД ФОРМУЛИРОВКОЙ).

Маковский не претендует на серьезные жанры (??? Портрет – один из самых важных жанров. Лучше написать про избегание исторического жанра, то есть – будь конкретнее), популярность которых вызвана переменами в России конца 19 в., его зажигательный темперамент не был предназначен для создания реалистичных наполненных глубоким смыслом произведений. Он создает свой стиль и пишет в особой, легко узнаваемой манере. Размашистые мазки, импрессионистические настроения во многих работах, яркий колорит, живая картинка – основные составляющие портретной живописи Маковского, выделяющие его из ряда современников.

 

 

Список использованной литературы.

 

К.Е.Маковский. «Автобиография». М., Журнал “Огонёк” N50 1910 г.

 

Маковский Константин Егорович — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

 

Журавлева В.Е. Владимир Егорович Маковский. М., 1972.

 

Ильина Т.В. История искусств - М., 2003

 

Е. В. Нестерова. “К. Е. Маковский”, СПб, 2003.

 


[1] Нужно давать сноски с указанием книги и другого вида источника (пример: К. Маковский. Сборник писем и воспоминаний. Москва, издательство такое-то, такой-то год, страница такая-то), из которого взята цитата.

Курсовая работа

Описание и анализ картины К. Е. Маковского

«Портрет жены художника».

 

Выполнил студент:

I курса

заочного отделения

Ахметвалиева

Карина Илдаровна

_______________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

_______________________

(ученая степень, звание)

_______________________

(фамилия, и.о.)

_______________________

(подпись)

 

 

Санкт-Петербург

2016 г.

Содержание

 

1. Введение.

 

2. Описание и анализ картины «Портрет жены художника» К. Е. Маковского.

 

3. Заключение.

 

4. Список использованной литературы.

 

5. Иллюстрации.

 

 

Введение.

Константин Егорович Маковский – известный русский живописец, представитель академического романтизма. Являлся, несомненно, одним из ярчайших художников своей эпохи. Его творческий и жизненный пути были весьма многогранны: Маковский учился у известнейших мастеров своего времени, участвовал в студенческой забастовке, находился под покровительством императора Александра II, много путешествовал. Он прожил яркую, насыщенную жизнь, творил в разных жанрах и на совершенно разные темы, пережил свое время, уйдя из жизни много позже зенита своей карьеры.

 

Константин Маковский родился 8 июня 1839 года в Москве в семье Егора Ивановича Маковского, известного деятеля искусств и коллекционера. Он рос в истинно творческой атмосфере, что оказало огромное влияние на его интерес к искусству и формирование таланта будущего художника. Не последнюю роль сыграла, что неудивительно, и близкая дружба семьи Маковских с известными художниками: такими мастерами живописи, как Карл Брюллов, Василий Тропинин и другими. И если в ранних работах Константина Маковского чувствуется влияние наставников, дававших советы, то впоследствии он создает свой собственный узнаваемый стиль.

Но Маковский превыше всего ценил влияние отца и привитую им с самого детства любовь к искусству и писал в своем автобиографическом очерке следующее: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». [1] Именно Егор Иванович с ранних лет давал сыну рисунки и гравюры из своей обширной коллекции и тот старательно копировал их.

-> Лучше объединить: В ранних работах К. Маковского безусловно чувствуется влияние художественного языка старших товарищей, почти наставников, – это неудивительно, если принимать во внимание величину Тропинина и Брюллова в отечественной истории искусств. И всё же, не смотря на преемственное заимствование лучших приемов у каждого из названных художников (яркий и роскошный колорит Брюллова, тонкость Тропинина), сам Маковский наибольшую роль в формировании собственного мастерства отдавал родному отцу. [цитата] и факт о копировании с гравюр.

 

В 1851 году юный Маковский поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, продолжает учебу в Академии художеств в Петербурге, получает медали, участвует в выставках. В 1863 году присоединяется к возглавляемому И. Н. Крамским «бунту четырнадцати». В дальнейшем Маковский числился в членах организованного Товарищества передвижных художественных выставок, но со временем потерял интерес к коллективной деятельности. ß напиши о бунте больше, объясни причины, их идеологию, и причину присоединения самого Маковского к этой группе.

 

В последующие годы слава и умения Маковского только растут и наступает расцвет его творчества. Он становится одним из самых модных художников своего времени и заслуженно просит за свои работы огромные суммы денег. В ту пору он создает свои самые знаменитые произведения, его клиентами становятся самые влиятельные люди Петербурга, в том числе и император Александр II. Обыкновенно говорящий о творчестве Маковского в отрицательном ключе В. В. Стасов называл лучшей работой художника знаменитый портрет императора, написанный спустя два часа после его гибели. Глубочайшие эмоции, испытываемые художником в тот момент, в полной мере нашли свое выражение на холсте.

 

Константин Маковский писал совершенно разные сюжеты: жанровые реалистичные полотна на современные темы, портреты известнейших личностей эпохи и первых красавиц Петербурга, исторические картины о жизни боярской патриархальной Руси, благодаря которым он становится известен за рубежом.

В начале двадцатого века наступает закат творчества художника, он уже не создает ничего нового. Константин Маковский, бывший популярным и дорогим живописцем в царской России, оказался совершенно забыт после резких изменений, произошедших в искусстве за короткий период на рубеже веков и последующей революции.

 

Именно потому, что Константин Маковский был забыт искусствоведами (не очень корректная формулировка. Лучше: был забыт историей), существует не так много исследовательской литературы о его творчестве. С. Зильберштейн в своей статье о Маковском, опубликованной в 1964 году в журнале «Огонек» упоминает об этом (??? О том, что Маковского мало изучают? Подробнее, лучше привести цитату). Первые публикации о Константине Маковском появились еще в конце 19 века, но в основном это были не крупные монографические труды, а простые каталоги его работ: серьезных исследований его творчества не проводилось. В 1848 году выходит книга Л. Тарасова, где присутствует оценка творчества художника. Автор пишет о Маковском следующее: сперва в работах его присутствовали демократические начинания, но после художник изменяет им и превращается в модного современного автора, работая в угоду публике и не задумываясь об отражении в своем искусстве проблем общества <- это цитата? Пересказ цитаты? подробнее. Нельзя не согласиться с Л. Тарасовым, поскольку при ознакомлении с работами художника в хронологическом порядке выстраивается такое же мнение.

 

С момента опубликования статьи Зильберштейна список посвященных Маковскому монографий пополнился не только по количеству, но и по качеству. С его слов, сын художника Сергей Маковский тоже с горечью отмечал то, что ни при жизни, ни после смерти отца ему не было посвящено ни одной монографии. В статье Зильберштейн говорит, что Сергей Маковский проделал большую работу и записал свои воспоминания об отце, которые являются, пожалуй, одним из самых важных текстов, служащих ключом к пониманию творчества художника.

Эта работа - книга «Портреты современников», написанная Сергеем Маковским совместно со своей матерью Юлией Маковской, является одним из самых важных текстов, обязательных к прочтению тем, кто изучает творческий путь К. Маковского. В ней С. Маковский рассматривает все грани творчества отца, историю создания самых известных его работ, пишет о рассматриваемом портрете несколько немаловажных строк. Именно из этой книги можно узнать то, каким именно образом из-под кисти Маковского появилась эта картина.

В этой же книге автор приводит слова известного и уже упомянутого критика В.В. Стасова. Тот разделял распространенное мнение о том, что Маковский обладал недюжинным талантом, но после успехов юности принялся писать салонные картины: «…художник, в сущности, богато одарённый и начинавший когда-то блистательно, так свежо и размашисто, что всех удивлял и радовал. Но это время давно прошло: он давно пишет всё больше французские будуарные панно и будуарные картины, или французские маленькие конфетные головки…»

Действительно, по словам Зильберштейна, многие критики и ценители живописи того времени незаслуженно обвиняли Маковского в «салонной эстетике» и «сладкой красивости». Он (Зильберштейн) ссылается на слова И. Е. Репина, который считал Маковского «истинным художником», а так же А. Н. Бенуа (???) – последний отзывался о Маковском следующим образом: «Попробуйте открыть Маковского и я уверяю вас, вам это удастся, но вдруг неожиданно для себя вы увидите, что перед вами исключительно мастерские произведения, не лишенные поэзии».

В действительности же Маковский выбивается из ряда салонных художников того времени. Во многих его картинах, несмотря на нарочитую выписанность антуража, любовь к деталям и простым, незамысловатым сюжетам, проскальзывает эта самая упомянутая Александром Бенуа чистая поэзия, красота, заставляющая смотрящего возвращаться к созерцанию его работ снова и снова.

 

В 2003 году Е. В. Нестерова публикует посвященную Маковскому монографию. На сегодняшний момент эта книга является наиболее полным источником информации о художнике. Помимо большого числа репродукций его работ, в книге присутствует обширная биография, оценка его творчества, воспоминания современников. Нестерова упоминает о мнении советских искусствоведов насчет творчества К. Маковского и считает, что такой подход к оценке творчества художника несколько однобок. По ее словам, в советское время Маковский был забыт, а его работы отправлены в запасники музеев, так как все, что не укладывалось в рамки демократического искусства, не принималось искусствоведами во внимание, оценивалось как образцы деградации и упадка.

 

Рубеж 19 - 20 веков – время, насыщенное политическими изменениями в стране. С наступлением кризиса в стране искусство стремительно развивалось, старые направления менялись или изживали себя, появлялись новые тенденции. Народническое движение способствовало тому, что многие из художников ис­пытывали творческий упадок, ушли в «мелкотемье» развлекательной жанровой картины. И публика, и творцы пытались отыскать красоту и гармонию в океане хаоса, что отчасти способствовало популяризации салонного искусства в России.

Публика требовала простого и понятного искусства, Маковский чувствовал публику и был способен дать ей желаемое, его работы были воплощением буржуазного вкуса конца 19 века. Академизм тогда противопоставлялся реализму, но Маковский был далек от споров об искусстве и трудился в свое удовольствие, создавая незамысловатые салонные картины, идеальные для среднестатистического зрителя, желающего оторваться от реальности для созерцания чистой красоты.

Его много критиковали за то, что он чересчур увлекался красивым антуражем, салонной живописью. Действительно, многие его работы относятся к салонному искусству. Но это ничуть не умаляет его живописных талантов.

 

“Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству” - писал Маковский.

Из этих слов можно сделать вывод, что он осознавал, что так и не раскрыл свои художественные таланты в полной мере. При желании он мог бы создавать реалистичные картины на острые животрепещущие темы, однако, предпочел простые сюжеты, хоть и гениально написанные, развивая свое творчество по линии салонного искусства.

 

В этой работе будет проведен художественно-стилистический анализ картины Константина Егоровича Маковского «Портрет жены художника», ее описание, исследование изобразительных средств, которыми воспользовался художник для создания выразительного образа своей героини. На основе обзора литературы о творчестве Маковского и собственного искусствоведческого анализа будут сделаны выводы о том, какое место занимает этот портрет в творчестве художника.

Художественно-стилистический анализ картины «Портрет жены художника».

Своими портретами Константин Маковский прославился еще в годы обучения в Академии художеств и с годами поток заказов только возрастал. Именно из-за обширного количества написанных Маковским заказных портретов, из-за того, что он оставил «демократические начинания» ради красивых и незамысловатых сюжетов, он и заслужил славу салонного живописца.

В 1863 году В. В. Стасов писал, что «Между тем нынешнее время вовсе не благоприятно портретной живописи: фотография почти совершенно убила портрет, и весь наш талант к нему затих, замолк, вдруг сошел со сцены». В 70 – 90-е гг. 19 века большую популярность набирают портреты художников-демократов В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, И. Е. Репина и других. Однако, названным авторам был присущ реалистический психоанализ портретируемых, часто критический. К. Маковский оказался художником иного толка, исключением, что разбавил колею этих авторов своими живыми, почти импрессионистическими (??? Подумай над корректностью формулировки) портретами, заслужив популярность умелого портретиста чуть ли не раньше всех своих коллег (??? Кого?? вышеназванных?).

 

Со своей главной музой, с пятнадцатилетней Юлией Павловной Летковой Маковский познакомился в 1874 году на балу в Морском корпусе. Леткова стала его женой спустя очень короткое время и по совместительству – его самой любимой моделью в течение последующих полутора десятилетий. Жена позировала ему не только для портретов, но и для исторических полотен, например, для картин «Болгарские мученицы» и «Боярский пир».

Современники единогласно восхищались красотой юной Маковской. «Ангел неизреченной красоты» – с таким трепетом И. Е. Репин отзывался о Юлии в своих мемуарах.

Семья Маковских часто проводила у себя музыкально-театральные вечера, на которые были приглашены художники, писатели, музыканты, актеры и другие творческие и известные личности того времени. Вся элита Петербурга посещала салон Маковских.

К этому времени Константин Маковский успел хорошо прославиться в кругах любителей живописи и людей искусства. Он был известен своими парадными портретами, в которых умело прописывал богатый красивый антураж (чего? Интерьеры? Архитектура? Что именно он прописывал?). Вот как отзывался Маковский о своих же работах: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».

Маковский написал множество несомненно прекрасных портретов, выглядящих чересчур заказными. Однако портрет жены Юлии в темно-красном платье выходит за рамки салонной живописи.

Это полотно занимает особое место в творчестве художника и выделяется среди других работ своей чувственностью, совершенством кисти, прекрасной передачей образа модели.

По словам сына Сергея, появление картины было случайным. Вот что он пишет о создании портрета: «Недели через три после тяжелых родов моя мать надела темно-красный бархатный капот, повязала свои вьющиеся пепельно-каштановые волосы голубой лентой, под цвет чулок, и в первый раз поднялась к мужу в мастерскую. Константин Егорович сосредоточенно писал что-то и сначала не обратил внимания на ее появление. Она надулась, села в кресло и, взяв со стола книгу, стала рассеянно разрезать страницы ножом из слоновой кости. Отец обернулся и, без дальних слов, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал в какой-нибудь час силуэт жены в рост, с книгой на коленях. В три сеанса портрет был окончен и о нем заговорил весь город». Всего за три сеанса Маковский сумел создать прекрасную картину, в полной мере передающую поэзию чувств художника по отношению к модели.

"Кисть порхала по холсту, краски смешивались словно сами собой, мазки ложились где надо", — вспоминал его сын, наблюдавший за процессом.

В своей работе Маковский использовал удачный композиционный прием, который был традиционным для художников эпохи Возрождения – изображение в фас сидящей на троне фигуры.

Портрет написан на узком вытянутом вертикальном холсте и представляет собою изображение женской модели во весь рост, сидящей на кресле. Вертикальный формат выбран не случайно: художник сразу подметил движение фигуры модели и определил композиционное решение. Не стоит забывать о том, что портрет был создан спонтанно, и Маковская изначально не собиралась позировать мужу, тем не менее, он сразу понял, как должна выглядеть будущая картина.

Портрет изобилует прописанными деталями, однако, на полотне нет ничего лишнего, что могло бы отвлечь взгляд зрителя и помешать ему воспринимать картину целиком, несмотря на обилие декоративности.

Сначала портрет кажется довольно статичным, композиция – простой, но взгляд по полотну скользит неустанно, и смотрящий постоянно разглядывает портрет. Сперва, приковывает к себе яркое пятно бархатного платья темно-малинового цвета, охватывающее половину пространства полотна. Полы платья уходят за пределы картины, красивыми материально вылепленными складками ниспадающие к левому нижнему углу.

По диагонали платья взгляд зрителя направляется вверх, задерживаясь на расположенных в композиционном центре картины книге и окольцованной браслетами кисти руки натурщицы, к пышному кружевному воротнику-жабо. Ну а еще выше - молодое красивое лицо, ради которого с таким упоением прописывались все элементы. Цель художника достигнута: благодаря нескольким основным диагоналям, задающим направление для созерцающего картину взгляда, в конце концов, он неизменно цепляется за мечтательное лицо героини, отвлекается на детали, но постоянно возвращается вверх, к этим глубоким темным глазам.

Детали играют большую роль в композиционной составляющей холста и являются аккомпанементом для передачи образа модели. Маковский задумывался главным образом не о том, чтобы выписать красивый антураж и декоративные элементы. Детали были прописаны художником только для того, чтобы показать красоту души модели, поэтичность ее облика, мимолетную эмоцию.

Облако светлых кружев кремового цвета служит обрамлением, подчеркивающим силуэт шеи и легкую бледность кожи. Задержавшись на прекрасно прописанных кружевах, взгляд продолжает рассматривать окружающие детали, скользя ниже к изящной кисти руки модели, держащей нож из слоновой кости для разрезания страниц. Застывшие в движении, почти слышимо шуршащие листы лежащей на коленях книги заставляют зрителя думать о том, что женщина отвлеклась от своего занятия только на мгновение, позволила себе задуматься о своем, глядя куда-то в пространство, и скоро снова примется за свое занятие.

Нож с красивой резной ручкой, золотистые браслеты на руке, воздушная пена кружев, переливающиеся шелковые ленты, украшающие бархатное платье – Маковский прописал различные детали и материалы так живо и мастерски, что все элементы на картине выглядят почти осязаемыми.

Работа выполнена в теплых тонах и из-за ярко-малинового пятна платья, занимающего около половины площади холста, кажется, что красный цвет охватывает все пространство картины.

«Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней» – говорил о портрете современник (кто?) Маковских.

Однако позади кресла, на котором сидит модель – более холодная охристо-зеленая драпировка с растительным узором и с вкраплениями красок голубоватых, золотистых и песочных оттенков, с тени превращающаяся в сплошное холодное пятно голубого с зеленым. Это, а так же темно-зеленое кресло, уравновешивает колорит полотна, охлаждает яркие красные краски платья, делает переход от цвета к цвету мягким, создает гармонию. Теплый, жаркий колорит разряжается еще и истинно холодными пятнами - светло-голубым бантом, более серого оттенка чулками, выглядывающими из-под подола платья, серыми бликами на каштановых волосах модели.

Выписанные детали, орнаментальные фоны и большие цветовые плоскости, осязаемость и текучесть формы модели - все это роднит картину со стилем модерн. Однако спонтанность изображения, случайно, мимолетно пойманная расслабленная поза героини, воздушность и живость изображения создают импрессионистические настроения в портрете.

Написана модель среди красивого интерьера мастерской Маковского, лишь фрагмента0: парчовая драпировка, старинное кресло в стиле ампир с золочеными навершиями на высокой спинке, ковер с длинным ворсом - художник любил окружать себя красивыми вещами и собрал богатую коллекцию антиквариата, картин. Любовь к собирательству ценностей была унаследовала Маковским от отца.

Рассмотрев детали, зритель снова возвращается к самому главному, тому, ради чего вообще затевался портрет – самой героине.

Сидящая на кресле модель, подол платья которой уходит куда-то за пределы пространства картины, а туфельки почти касаются края холста, драпировка, висящая позади – все это находится максимально близко и к зрителю, и друг к другу в рамках картины. Портрет – домашний, камерный, очевидна близость художника и натурщицы, но имеет место быть некая двойственность, так как задумчивый взгляд модели уходит куда-то в себя.

Усталый взгляд, мечтательный и отрешенный, направлен в сторону, вдаль, мимо всех забот и обыденной жизни. Модель погружена в себя, в свой внутренний мир и раздумья о чем-то, но эта задумчивость очевидно неглубока и через миг женщина вернется из своих грез и мечтательная эмоция уйдет. Маковскому удалось поймать это мгновение, в которое на лице модели появилось это задумчивое выражение, могущее исчезнуть в любую секунду.

Красивый рот приоткрыт, как будто женщина хотела что-то сказать своему мужу, однако чтобы не отвлекать его, вздохнула и отвела взгляд, погрузившись в раздумье.

Маковский всегда писал в первой половине дня и этот портрет не был исключением. Естественный свет падает на модель слева и сверху, мягко окутывая ее н<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...