Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая оценка колорита

Говоря о колорите, русский физик Ф. Ф. Петру-
шевский отмечал, что это слово принадлежит соб-
ственно живописи. Но это слово употребляют сей-
час и при обозначении ощущения, возникающего
при созерцании природы, скульптуры, гобелена или
ковра, архитектурного ансамбля, т. е. всего того,
что может видеть глаз. Охотно прибегают к нему
музыканты, говоря о музыкальном колорите. Очень
часто говорят о национальном колорите.


Легко заметить, что когда говорят о цвете, то
имеют в виду единственность (красный, желтый),
когда же хотят сказать о сочетании многих качеств
или черт предмета (явления), употребляют слово
«колорит». Общим для всех произведений искусст-
ва как физических объектов и предметов природы
является их способность отражать световые волны
(лучи). А для сетчатки глаза безразлично, от чего
поступили световые излучения. Она, грубо говоря,
делает свое дело, выполняя свойственную только
ей работу, т. е. производит первичный анализ и
отправляет информацию в мозг, который произво-
дит операции сличения, сравнения, синтеза, и мы
получаем образ предмета со многими его характе-
ристиками.

Некоторая трудность состоит в том, что цвет и
колорит — это не существующее нечто на поверх-
ности предметов или картины. Это ощущение, пе-
реходящее в факт сознания, это категория со-
знания, если пользоваться философскими поня-
тиями.

Отраженные от разных предметов (в том числе
и от картины) световые лучи достигают сетчатки
глаза, воздействуют на нее раздельно, каждый по-
своему («рисуют образы»), в зависимости от дли-
ны волны и вызывают ощущение различных цветов.
Но эти образы (следы на сетчатке) не остаются без-
различными друг к другу, они вступают во взаимо-
действие, синтезируются мозгом в общем ощуще-
нии, имя которому колорит.

В. И. Суриков в письме П. П. Чистякову из
Парижа писал в 1883 г., что когда в соборе Па-
рижской богоматери смотреть на фон, то он воз-
душный, темно-серовато-лиловатый, а когда смот-
реть на окно-розу, то все цвета его живо перено-
сятся глазом на окружающий фон.

Синтезированное ощущение осознается, оформ-
ляется в чувство, и человек ищет ему словесное
выражение: дивный колорит, золотистый колорит,
мрачный колорит. Художникам и искусствоведам
бывает очень трудно подобрать, найти слово для
обозначения ощущения. Часто просто пишут: коло-
рит Тициана, колорит Рубенса, Рембрандта, или
прибегают к разного рода ассоциативным назва-
ниям.

В результате анализа автором около 500 раз-
личных научных источников (монографии, обзор-
ные и критические статьи) был составлен своеоб-
разный колористический словарь от А до Я, кото-
рый приведен ниже.



А — апельсиновый, алый, аскетичный, абстрагированный, ани-
линовый, артистический

Б—благородный, броский, бесподобный, богатый, бедный,
бледный, блеклый, бурный, буроватый, блестящий, болез-
ненный, безрадостный, Буше колорит

В — вялый, высветленный, вологодский, возбужденный, взвол-
нованный, верный, воздушный, вибрирующий, веселый,
восточный, выразительный, великолепный, впечатляющий,
восхитительный, велеречивый, венецианский

Г — горячий, глубинный, глубокий, гармоничный, густой, гру-
бый, гнетущий, гобеленный, грязный, голубовато-розовый

Д — дымчатый, дивный, драматический, донской, Дейнеки ко-
лорит, декоративный, достоверный, действенный

Е — естественный, единый

Ж — жизненный, живописный, жесткий, живой, желтый, жиз-
нерадостный, желтовато-золотистый, жемчужно-синий, же-
манный

3 —звучный, земной, застывший, золотистый, золотисто-корич-
невый, зелено-оливковый, задуманный, звонкий, зелено-
охристый, затемненный, зыбкий, зеленовато-голубой, зна-
чимый, зализанный, зловещий

И — изысканный, интенсивный, искаженный, истинный, изы-
сканно-праздничный, интенсивно-яркий, исторический,
испанский

К — красивый, контрастный, коричневый, крепкий, киргизский,
крымский, красно-коричневый, Клуциса колорит

Л — легкий, лирический, локальный, лунный

М—музейный, мягкий, мусатовский, мужественный, матовый,
местный, музыкальный, мглистый, мажорный, монохромно-
серый, мощный, мрачный, монохромный, мутный, машков-
ский, многоцветный, могучий, многообразный, мистифици-
рованный, мерцающий

Н — натурный, народный, нежный, ночной, непритязательный,
неизбитый, насыщенный, неповторимый, напряженный,
неяркий, неожиданный, неглубокий, неубедительный, не-
выразительный, новгородский, нюансированный, наряд-
ный, невзыскательный, найденный, нежно-перламутровый,
неуловимый, неземной

О — однообразный, особый, общий, оливковый, отчужденный,
определенный, обособленный, ослепительный, однотипный,
охристо-коричневый, оригинальный, одушевленный, обед-
ненный, обильный, оранжево-красный, открытый, обман-
чивый, обязательный, организованный, охристо-пепельный,
органический, охмеляющий

П — приглушенный, праздничный, природный, прозрачный,
плотный, переливчатый, подвижный, просветленный, про-
извольный, прочувствованный, прозрачно-темный, пастель-
ный, поющий, позапленэрный, пименовский, правдивый,
политональный, простой, пестрый, перламутровый, пы-
лающий, придуманный, призрачный, прохладный, притор-
ный, пышный, полнокровный, полноценный, погашенный,
первоначальный, продуманный, певучий
Р — радостный, русский, рыжевато-коричневый, разный, рас-
считанный, Рафаэля колорит, романтический, разбеленный,
резкий, родной, розовато-сиреневый, разнообразный, ре-
шительный, размытый
С — солнечный, светоносный, сумрачный, свежий, строгий,
сдержанный, серо-охристый, серебристый, светлый, слож-
ный, своеобразный, смягченный, сияющий, самобытный,
спокойный, серо-зеленый, свой, субъективный, сверкаю-
щий, сказочный, суровый, содержательный, серебристо-се-
рый, сизоватый, серый, скучный, серенький, серо-фиолето-
вый, сочный, скромный, собранный, серо-стальной, суме-


речный, слащавый, светящийся, слепящий, сине-зеленый,
скупой, сурово-тусклый, серебристо-голубой, синий, серо-
коричневый, серебристо-перламутровый, сухой, сильный,
строгий, спиритуазный

Т — темный, тяжелый, тонкий, теплый, тональный, темно-ко-
ричневый, тревожный, тлеющий, традиционный, типичный,
трагический, торжественный, тусклый, таежный, таинст-
венный, тощий, трогательный

У — уродливый, условный, утонченный, увиденный, украин-
ский, удивительный, унылый, утонченный, утонченно-деко-
ративный

Ф — фальшивый, фантастический

X — холодный, холодноватый, хороший, характерный

Ц—цветной, целостный

Ч — черный, чистый, черно-красный, четкий

Ш— шаблонный, широкий

Щ— щедрый

Э — эмоциональный, энергичный, эффективный, экзотический

Я — яркий, японский, ясный

Искусствоведы и художники говорят и пишут
о колорите природы, картины, цветной линогравю-
ры или офорта, расшитой узором юбки и т. д.
Идут споры о том, что колорита в природе нет,
колорит создает художник. Создаются концепции
в зависимости от того, кто на какой точке зрения
стоит. Если стать на строго естественно-научную
материалистическую точку зрения, то мы должны
признать, что колорита нет ни в природе, ни на
картине. Накладывая краски на холст, художник
создает материальную предпосылку для образова-
ния чувства колорита сознанием зрителя. Природ-
ные предметы и картина обладают одинаковым
физическим свойством — способностью отражать
световые лучи, которые достигают глаза человека,
рисуют образы на сетчатке. Все остальное делает
наш мозг. Сознание человека объективирует воз-
никший образ реального мира во всем его физиче-
ском и опосредованном, очеловеченном значении.

От чего зависит колорит

Сто лет назад Ф. Ф. Петрушевский разъяснил,
что колорит картины — результат многих причин.
Причины, от которых зависит ощущение колорита,
можно разделить на две группы: объективные
и
субъективные. К первым относится наличие тех
или иных красящих веществ на палитре художни-
ка, характер световых излучений в природе в той
или иной местности в разное время суток и при
разной погоде, в помещении или на воздухе.
К субъективным причинам следует отнести, в ос-
новном, причины, связанные с состоянием зритель-
ного анализатора, а именно: здоров ли глаз, обла-


дает ли он нормальным цветоощущением, если есть
нарушения цветоощущения, то каковы они — врож-
денные или приобретенные.

Нечувствительность к тому или иному светово-
му излучению (цвету) не такое уж редкое явление.
Еще П. П. Чистяков задавал вопрос, отчего каж-
дый художник дает свой оттенок в колорите?

У человека может быть полное отсутствие цве-
тоощущения (врожденное), часто встречается не-
чувствительность к красному (дальтонизм) или к
зеленому. Может быть ослабленная чувствитель-
ность к сине-фиолетовой части спектра, встречают-
ся и другие виды частичной цветовой слепоты.
Английский ученый Джон Дальтон (1766—1844)
признавался, что он считает голубыми розу, фиал-
ку и многие виды гераниума, а пятно обыкновен-
ных чернил на бумаге представляет для него такой
же цвет, как и лицо особы с цветущим здоровьем.
Пятно крови казалось ему похожим на темнозеле-
ное бутылочное стекло. Чулки, забрызганные крас-
ной краской или испачканные грязью, казались ему
одного и того же цвета, а красные ягоды или виш-
ни— такого же цвета, как и листья. Великий Гёте,
неутомимый натуралист и художник, более 20 лет
своей жизни посвятил изучению цвета. По его
просьбе был написан в виде опыта пейзаж без
всякого употребления голубой краски, так как она
была заменена красной. Зрители, нечувствительные
к красному цвету, не находили колорит этого пей-
зажа неестественным.

Еще в конце прошлого века Ф. Ф. Петрушев-
ский задавался вопросом, не происходит ли раз-
личие колорита картин разных художников от не-
одинаковости цветовых ощущений у их авторов.
И. Е. Репин описывал, что художники-передвижни-
ки использовали прибор для измерения чувстви-
тельности глаза к тонким нюансам цветовых тонов,
изобретенный Д. И. Менделеевым и Ф. Ф. Петру-
шевским. Оказалось, что А. И. Куинджи побил
рекорд чувствительности до идеальных точностей,
а у некоторых художников чувствительность отсут-
ствовала вообще.

В прошлом, когда способов проверки цветоощу-
щения не существовало, человек мог прожить всю
жизнь, не замечая, что он ощущает цвет не так,
как все. В наше время, когда деятельность челове-
ка связана с транспортными средствами, с необхо-
димостью точно распознавать цвета, без проверки
цветоощущения обойтись нельзя. Для этой цели
лучшими считаются «Полихроматические таблицы


для исследования цветоощущения», разработанные
профессором Е. Б. Рабкиным, которыми снабжены
сейчас все кабинеты глазных болезней поликлиник.

Е. Б. Рабкину как-то встретилось восторженное
описание у французского живописца Э. Фроманте-
на (1820—1876) картины средневекового фламанд-
ского художника Генриха де Блеса «Искушение
святого Антония». Фромантен объявил необычные
краски картины новым словом в живописи, а де
Блеса — предвестником импрессионизма. Рабкин
показывает своему пациенту-художнику черпо-бе-
лую репродукцию с картины де Блеса и просит сде-
лать цветную в манере той эпохи и школы. Паци-
ент-художник был протапоп. Он принес картину,
которая по цвету абсолютно совпала с описанием
Фромантена. «Новатор» был развенчан.

Пятидесятилетний художник-педагог, если у
него хрусталик уже пожелтевший, увидит натуру в
ином колорите, нежели его двадцатилетний ученик.
П. П. Чистяков никогда не брал в руки кисть, что-
бы поправить этюд своему ученику. Когда И. Е. Ре-
пин реставрировал повреждения картины «Иван
Грозный», Грабарю пришлось на второй день
смыть записи автора и реставрировать картину за-
ново. Краски Репина «выпадали» из колорита кар-
тины, они были сине-фиолетовые.

Помутнение роговицы или внутриглазной жид-
кости, повышение внутриглазного давления, недо-
статок в организме человека витамина «А» — все
это может приводить к ослаблению или наруше-
нию цветоощущения. Если признать данные иссле-
дований нарушения цветоощущения правильными,
то на один миллиард людей 80 миллионов страда-
ют различными нарушениями цветоощущения. К со-
жалению, никто не проверял, сколько художников
с нарушением цветоощущения в секции живописи
Союза художников СССР, сколько их заседает в
художественных советах и сколько искусствоведов,
пишущих о живописи, ощущают колорит «несколь-
ко по-иному».

Задуманный колорит — это высшая форма ко-
лоризма, когда художник для выражения своей
идеи сочиняет, строит, компонует колорит, заранее
планируя и предвидя его воздействие на зрителя.
По натуре нужно только проверить верность ощу-
щения, но не пытаться «скопировать» ее. Гёте гово-
рил, что гармонию надо искать в человеческом
глазе, а Н. П. Крымов утверждал, что все искус-
ство у живописца в глазах.

Учить ощущать цвета нет надобности, так как



это происходит само собою, если глаз здоров.
Учить правильно ощущать цвета людей с нарушен-
ным цветоощущением — дело бесполезное. Нужно
учить правильно смотреть на натуру, ставить глаз,
вырабатывать суждение о тех ощущениях, которые
возникают от действия световых волн на сетчатку.

Добрая традиция

Мой учитель живописи М. Л. Вольштейн, за-
мечательный художник и педагог, постоянно твер-
дил своим ученикам о необходимости сохранять
первое впечатление. Позже мне стало известно,
что это одно из основных положений системы
П. П. Чистякова. М. Л. Вольштейн учился в Киеве
у А. А. Шовкупенко, замечательного колориста.
А кто же был учителем А. А. Шовкупенко? В Одес-
се он учился у К. К. Констанди, ученика Чистяко-
ва, а в Петербурге — у В. Е. Савинского, одного
из лучших учеников Чистякова, в совершенстве
усвоившего систему своего учителя. Каждое вос-
кресенье вся группа Савинского совершала поезд-
ку к Чистякову, где шли беседы с ним. Так добрая
традиция дошла до наших дней. Целая плеяда
украинских художников, учеников Шовкупенко,
продолжают традиции высокого колоризма в живо-
писи.

Искусство живописи в XIX в. достигло своих
вершин в Европе в творчестве Ван Гога, Матисса,
Сезанна, Гогена. В России были В. И. Суриков,
В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровий,
В. Э. Борисов-Мусатов. Творчество и Э. Грабаря,
К. Ф. Юона, М. В. Нестерова, М. С. Сарьяна,
Н. Д. Кузнецова, Н. Л. Крымова и многих дру-
гих — свидетельство животворного потока, идуще-
го к нашим дням. Достижения советских художни-
ков всех республик в области колорита еще не
нашли должной оценки в наших искусствоведче-
ских трудах.

Ван Гог считал, что художником будущего мо-
жет стать лишь невиданный еще колорист. Чтобы
подготовить такого колориста, нужна совершенней-
шая художественно-педагогическая система. Созда-
нию такой системы должны помочь хорошо разра-
ботанная теория живописи и колорита.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...