Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Рецепция античности в древнерусской культуре.

Семинар № 1.

Тема: Рецепция античности в древнерусской культуре.

 

1. Греко-римские и византийские исторические сочинения и хроники в Древней Руси (Иосиф Флавий, Иоанн Малала, Георгий Амартол). Какие тексты и почему переводились?

2. Архитектурные традиции нового Рима в Древней Руси. (Планировка Киева, Храмы)

3. Грекофильское искусство в Москве и Новгороде XIV - XV вв. (подражание грекам, рецепция, Феофан Грек, Андрей Рублев)

4. Античное наследие в богословии (исихазм на Руси XIV - XV вв.).

5. Античные традиции в древнерусской литературе (до XVIIв.).

 

 

Литература:

1. Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. München: Sagner, 1991.456 с.

2. Кнабе Г.С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России: Программа-конспект лекционного курса. М.: Российск. гос. гуманитарный ун-т, 2000. 240 с.

3. Кошелева О.Е. Античность в русской средневековой педагогической традиции // Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991. С. 97-113.

4. Радциг С.И. Античное влияние в древнерусской культуре // Вопросы классической филологии. М., 1971. С. 3-65.

5. Творогов О.В. Античные мифы в древнерусской литературе XV-XVI // Труды Института русской литературы. Отдел древнерусской литературы. Т. 33. Л., 1979. С. 3-31.

6. Этингоф О.Е. Античные традиции в древнерусской художественной культуре V – XV вв.//Античное наследие в культуре России. Под ред. Г.С. Кнабе. –М., 1996. –С. 52-96.

 


 

 

Семинар № 2.

Греко-римская мифология в русской культуре XVIII века

 

1. Роль и функции античной мифологии в культуре нового времени.

2. Мифология в визуальных видах искусств

3. Мифология в аудиовизуальных жанрах (маскарады, фейерверки и т.п.)

4. Мифология в гуманитарно-философской словесности

5. Мифология в научной и просветительской литературе

6. Мифология в эпистолярном жанре и беллетристике

7. Мифология в системе образования

8. Античность в русской поэзии XVIIIв. (классицизм).

 

Литература:

1. Античность в русской поэзии (XVIII – нач.XX в.). – СПб., 2012. – 480 с.

2. Васильев В.Н. Старинные фейерверки в России. Л., 1960.

3. Веселовский А.А. Кантемир — переводчик Горация: (Классический мир в представлении русского писателя первой половины XVIII века) // Известия отделения рус.яз. и словесности. СПб., 1914. Кн. I. С. 242-254.

4. Воробьев Ю.К. Греко-римская мифология в русской культуре XVIII века. Саранск, 2003. – 100 с.

5. Воробьев Ю.К. Латинский язык в русской культуре XVII-XVIIIвв. – Саранск, 1999. – 240 с.

6. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIXвв. Л., 1964.

7. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964. 703 с.

8. Очерки русской культуры XVIIIвека. Т. 1-5. М., 1985-1990.

9. Русское искусство барокко. М., 1977.

10. Тахо-Годи A.A. Античные мотивы в поэзии Г.Р. Державина // Писатель и жизнь: Сб. ист.-лит., теор. и критич. статей. М.: Изд-во МГУ, 1978. С. 117-132.

11. Шляпкин И.А. Старинные действа и комедии петровского времени. Пг., 1921. 212 с.

12. Шубинский С.Н. Летний Сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом. СПб., 1864. 19 с.

 

 


 

 

Семинар № 3.

Петербург - град святого Петра: концепт имперской столицы.

1. Идея регулярной столицы империи и ее реализация.

2. Античная мифология в архитектуре и скульптуре Петербурга.

3. Классическо-имперские образы Петербурга в русской поэзии.

4. Петербург в русской литературе (А. Белый «Петербург» и др.).

5. Образ Петербурга в литературе и мемуарах русской эмиграции.

Литература:

1. Андрей Белый. Петербург. СПб., 2007.

2. Античность в русской поэзии (XVIII – нач.XX в.). – СПб., 2012. – 480 с.

3. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. СПб., 2001.

4. Метафизика Петербурга. СПб., 1993.

5. Петербург в поэзии русской эмиграции (Первая и Вторая волна). СПб., 2006. 848 с.

6. Петербург в русской поэзии.XVIII–начало ХХ вв. Л., 1988.

7. Раков Ю. Античные стражи Петербурга. СПб., 2000.

8. Сергей Горный. Санкт-Петербург (Видения). СПб., 2000.

9. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. – СПб.: Искусство-СПБ, 2003. – 616 с.


Семинар № 4.

Семинар № 5

Античность в русской классической гимназии XIX – нач. ХХ в.

1. Классическая гимназия в 1 пол. XIXв.

2. Классицизм в русской гимназии 2 пол. XIX – нач. ХХ вв.

3. Древние языки и их роль в обучении.

4. Античная история в русской гимназии.

5. Античная литература в русской гимназии.

6. Классическая русская гимназия в воспоминаниях ее выпускников и художественной литературе.

 

Литература:

1. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII-XIXвв.). СПб., 1912. 340 с.

2. Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы. СПб., 1995.

3. Капнист П.А. Классицизм как необходимая основа гимназического образования. М., 1891. 203 с.

4. Козлова Г.Н. Русская классическая гимназия как воспитательная система (2 пол.XIXв.). Дисс. Н. Новгород, 1996.

5. Кулаковский Ю.А. Классические языки в русских гимназиях // Русская школа. 1889. № 1. С. 46-74; 1890. № 3. С. 63-74.

6. Люгебиль К.Е. О преподавании древних языков. СПб., 1884. 54 с.

7. Максимова С.Н. Преподавание древних языков в русской классической гимназии XIX – начала XX века. М., 2005.

8. Подосинов А.В. Латинский язык в школе. История, задачи и методы преподавания. М., 1996. 96 с.

 

 


 

Семинар № 6.

Античность и ее изучение в российских университетах 1861-1917 гг. (М.И. Ростовцев, Ф.Ф. Зелинский, В.В. Латышев, Ю.А. Кулаковский).

 

 

1. Становление русского антиковедения. Начало изучения античности в российских университетах.

2. Историко-филологическое направление.

3. Культурно-историческое направление.

4. Социально-политическое направление.

5. Социально-экономическое направление.

6. Портреты великих антиковедов (М.И. Ростовцев, Ф.Ф. Зелинский, В.В. Латышев, Ю.А. Кулаковский).

 

 

Литература:

1. Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIXначале ХХ века. М., 2008. 832 с.

2. Историография античной истории. М., 1980.

3. Пучков А.А. Юлиан Кулаковский и его время. СПб., 2004.

4. Скифский роман. Документы и материалы о М.И. Ростовцеве. М., 1997.

5. Ф.Ф. Зелинский (1859-1944) // Древний мир и мы. Т. 4. СПб., 2012. С. 12-220.

6. Фролов Э.Д. Русская наука об античности (историографические очерки). СПб., 1999.

 

 


 

Семинар № 7.

Семинар № 8.

Семинар № 9.

Семинар № 10.

Петербургский аполлинизм Серебряного века (А. Блок, А. Белый, И. Анненский). Петербургское дионисийство (Вяч.Иванов).Петербургскоеалександрийство (М. Кузмин).

1. Петербургский неоклассицизм эпохи модерна.

2. Античная классика и А. Блок.

3. Андрей Белый и античность.

4. Иннокентий Анненский и его творчество.

5. Вячеслав Иванов и апология античности.

6. Михаил Кузмин и Александрия на Неве.

Литература:

1. Античность и культура Серебряного века. – М.: Наука, 2010. - 544 с.

2. Барковская Н.В. Поэзия Серебряного века. Екатеринбург, 1999. 190 с.

3. Булавкин К.В. Лирика И. Анненского и античное наследие. Дисс. М., 2003.

4. Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. Т. 1. СПб., 2010. 426 с.

5. Смирнов А. Античный Петроград в поле культурных кодов // Вопросы литературы, 1999. Март-апрель. С.44-62.


Семинар № 11.

Семинар № 12.

Неомифология (А. Кондратьев). Изживание классической традиции в 20-е гг. (литература - К. Вагинов, А. Скалдин, С. Ауслендер; критика – В. Вейдле, А. Бенуа). Античность в поэзии Русской эмиграции.

1. Неомифология А. Кондратьева.

2. Конец античных мотивов в Ленинграде 1920-х гг. (Вагинов, Скалдин, Ауслендер).

3. Античность в критике русской эмиграции.

4. Античные мотивы в поэзии русской эмиграции.

 

 

Литература:

1. Античность и культура Серебряного века. – М.: Наука, 2010. - 544 с.

2. Барковская Н.В. Поэзия Серебряного века. Екатеринбург, 1999. 190 с.

3. Вейдле В. В. Умирание искусства / Сост. М. В. Толмачева. – М.: Республика, 2001. – 447 с.

4. Завьялова А. Е. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. М.: Театралис, 2012. — 208 с.

5. Кнабе Г.С. Гротескный эпилог классической драмы. Античность в Ленинграде 20-х гг. М., 1996. 40 с.

 

 


Семинар № 13.

Семинар № 1.

Тема: Рецепция античности в древнерусской культуре.

 

1. Греко-римские и византийские исторические сочинения и хроники в Древней Руси (Иосиф Флавий, Иоанн Малала, Георгий Амартол). Какие тексты и почему переводились?

2. Архитектурные традиции нового Рима в Древней Руси. (Планировка Киева, Храмы)

3. Грекофильское искусство в Москве и Новгороде XIV - XV вв. (подражание грекам, рецепция, Феофан Грек, Андрей Рублев)

4. Античное наследие в богословии (исихазм на Руси XIV - XV вв.).

5. Античные традиции в древнерусской литературе (до XVIIв.).

 

 

Литература:

1. Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. München: Sagner, 1991.456 с.

2. Кнабе Г.С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России: Программа-конспект лекционного курса. М.: Российск. гос. гуманитарный ун-т, 2000. 240 с.

3. Кошелева О.Е. Античность в русской средневековой педагогической традиции // Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991. С. 97-113.

4. Радциг С.И. Античное влияние в древнерусской культуре // Вопросы классической филологии. М., 1971. С. 3-65.

5. Творогов О.В. Античные мифы в древнерусской литературе XV-XVI // Труды Института русской литературы. Отдел древнерусской литературы. Т. 33. Л., 1979. С. 3-31.

6. Этингоф О.Е. Античные традиции в древнерусской художественной культуре V – XV вв.//Античное наследие в культуре России. Под ред. Г.С. Кнабе. –М., 1996. –С. 52-96.

 


 

 

Семинар № 2.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...