Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное движение в России в пореформенное время

Подготовка и проведение либеральных реформ в нача­ле 60-х гг. вызвали подъем общественного движения в Рос­сии. Основными его участниками были деятели либераль­ной и демократической интеллигенции. Центрами, вокруг которых группировались общественные силы в 60-е гг., ста­новятся редакции общественно-политических изданий. За границей это газета А. И. Герцена и Н.П. Огарева «Колокол», в России журнал «Современник» во главе с Н.Г. Чер­нышевским и Н.А. Некрасовым, «Отечественные записки», редактировавшиеся М.Е. Салтыковым-Щедриным. Участ­ников демократического движения начала 60-х гг. называ­ли«шестидесятниками». В радикальных кругах интеллиген­ции реформы вызвали резкое недовольство. А.И. Герцен на страницах «Колокола» раскрыл грабительский характер реформы и выдвинул лозунг «В народ!» Этот призыв нашел отклик среди демократической молодежи. Создаются орга­низации, ставившие своей целью пропаганду среди различ­ных слоев населения. В 1861 г. появились листки«Велико­русов», «Молодой России», «К молодому поколению». В них содержались требования углубления реформ: широкого наделения крестьян землею, введение выборных учрежде­ний, демократических свобод.

Активизация радикальных настроений вызвали репрес­сии правительства. Власти закрыли редакцию «Современ­ника» и арестовали Н.Г. Чернышевского. В 1864 г. он был приговорен к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибири.

В 1862 г. создается революционная организация «Земля и воля», в руководство которой вошли Н.А. Серно-Соловьевич, Н.И. Утин, Н.Н. Обручев. Программа организации ставила целью ниспро­вержение самодержавия, созыв Земского собрания и прове­дение демократических преобразований. Революционеры предполагали к 1863 г. подготовить крестьянское восстание, однако их надежды на революционность крестьянства не оправдались. Жестокая расправа царизма над участниками восстания в Польше и арест руководящего ядра «Земли и воли» в 1864 г. привели к ее самороспуску.

Новый этап общественного движения наступает в конце 60-х гг. Он был связан с тем, что к этому времени уже обо­значились отрицательные последствия крестьянской рефор­мы. Деревню захлестнул вал спекулятивного капитала, кре­стьяне, оказавшись во власти перекупщиков и ростовщиков, разорялись и нищали. На фоне этих негативных социальных явлений, капитализм в общественном сознании стал воспри­ниматься как строй, не совместимый с прогрессом, социаль­ной справедливостью, гуманным отношением к человеку. Поэтому среди определенной части интеллигенции усилива­ется интерес кутопическому социализму — теориям, которые обосновывали возможности некапиталистического пути развития. Идеи перехода России к социализму минуя стадию капитализма развивались в трудах А.И. Герцена, Н.Г. Чер­нышевского. Они связывали эту перспективу с сохранением общины(общинный социализм), однако не указывали конк­ретные пути ее осуществления. Разработка этих вопросов принадлежала идеологам революционного народничества: М.А. Бакунину, П.Л. Лаврову, П.Н. Ткачеву.

Лавров полагал, что экономическую основу будущего социалистического строя должна составлять общественная собственность: в сельском хозяйстве это община, в промыш­ленности — артель рабочих. Путь к социализму лежит че­рез революцию, главным участником которой должен быть народ. Но необходимым условием участия народа в рево­люции Лавров считал определенный уровень его политичес­кого сознания. Формирование политического сознания в народе возлагалось им на интеллигенцию. В этом, по мне­нию Лаврова, состоял ее долг перед народом. Главным средством формирования политического сознания в наро­де он считал пропаганду.

Теоретикомбунтарского, илианархическогонаправле­ния в народничестве являлся М.А. Бакунин. В отличие от Лаврова он считал, что в народе не надо пропагандировать социализм, так как в его сознании уже есть социалистичес­кий идеал. Он основывался на представлении о том, что земля должна быть не в частной собственности, а в общин­ной, власть должна принадлежать мирской сходке. Но по­скольку осуществлению народного социалистического иде­ала мешает власть чиновников и помещиков, то это вызы­вает в крестьянстве ненависть к существующему строю и делает его готовым к участию в революции. Задача интел­лигенции состоит в том, чтобы организовать и направить революционный протест народа. Бакунин выступает с при­зывом к молодежи идти в народ.

Бакунин и его сторонники (анархисты) выступали про­тив государства, утверждая, что общественное устройство при социализме должно основываться на самоуправлении снизу до верху. Поэтому они отрицали борьбу за конститу­ционные свободы, утверждая, что это выгодно только бур­жуазии. Подлинное освобождение народу может дать толь­ко уничтожение государства и частной собственности. Идеологом заговорщического направления в народни­честве был П.Н. Ткачев. Он был убежден, что капитализм в России не имеет условий для развития, а насаждается сверху государством. Но чтобы насаждаемый властью ка­питализм не смог разрушить общину, с которой он связы­вал перспективу социализма в России, необходимо сверг­нуть существующую власть. Главной движущей силой ре­волюции, по мнению Ткачева, должна стать интеллигенция, объединенная в революционную организацию. Ткачев был сторонникомбланкизма, идейного течения, провозглашав­шего захват власти революционной организацией для осу­ществления социалистических преобразований.

Несмотря на различия в вопросах о формах борьбы, представителей разных течений в народничестве объединя­ли общие черты, составлявшие сущностьнародничества как идеологии демократической интеллигенции: вера в особый некапиталистический путь развития России, в основе кото­рого лежит самобытный уклад народной жизни (община) и убеждение в необходимости революционной борьбы.

Идеи народнических теоретиков стали лозунгами учас­тников«хождения в народ» — движение демократической интеллигенции в деревню с целью социалистической про­паганды и организации крестьянских выступлений. Его пионерами стали деятели кружка «чайковцев» — Д. Рогачев, С.М. Кравчинский, Д.А. Клеменц.

В 1874-1875 гг. движением было охвачено 40 губерний европейской России. Преобладающей формой движения была«летучая пропаганда», при которой участники перехо­дили от одной деревни к другой, распространяя революци­онную литературу, пропагандируя свои идеи среди кресть­ян. Практиковались и длительные поселения пропагандис­тов в деревнях под видом врачей, учителей. Однако движе­ние шло стихийно, не было общего центра, четкой програм­мы, пропаганда была оторвана от насущных нужд кресть­ян. Эти причины, по признанию самих участников движе­ния, привели к его поражению.

Но неудачи не остановили народников. Проанализиро­вав их причины, они пришли к выводу о необходимости создания революционной организации, выработки единой программы, приближении ее требований к интересам крестьян. В 1876 г. в Петербурге возникает революционная организация«Земля и воля». Ее возглавили М. Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, С. Кравчинский, Д. Клеменц. Главными программными требованиями землевольцев ста­ли: передача земли в собственность крестьянским общинам, разделение империи на самоуправляющиеся области, пере­дача власти на местах общинам и союзам общин, свобода вероисповедания.

Главным средством осуществления программы землевольцы считали социальную революцию, для подготовки которой должна быть развернута пропаганда среди кресть­ян, в армии, среди рабочих, интеллигенции. Землевольцы основывали поселения пропагандистов в Тамбовской, Са­ратовской, Воронежской, Нижегородской губерниях, на Се­верном Кавказе.

В 1876 г. с участием землевольцев была организована первая в России демонстрация в Петербурге у Казанского собора. В 1877 г. землевольцы попытались поднять кресть­янское восстание в Чигирине Киевской губернии.

Однако в практической деятельности землевольцы по­стоянно сталкивались с полицейским произволом, препят­ствовавшим свободной деятельности среди народа. Это подводило их к переоценке прежних программных устано­вок и выдвижению на первый план задач борьбы за поли­тические права и свободы, установление конституционно­го строя, что раньше воспринималось как чисто буржуаз­ное требование, несовместимое с борьбой за социализм. Поэтому с конца 70-х гг. основное направление в деятель­ности землевольцев сводится к политической борьбе, глав­ным методом которой становится политический террор. Усиление сторонников политической борьбы(«политиков»)привело к столкновению с приверженцами пропаганды сре­ди крестьян«деревенщиками», следствием которого стал раскол «Земли и воли» в 1879 г. на«Народную волю» и «Чер­ный передел». В состав Исполнительного комитета «Народ­ной воли» вошли А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перов­ская, Л.А. Тихомиров. В состав «Черного передела» вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод.

В программе новой организации ставилась цель захва­та власти путем революционного переворота и передачи власти выборному «Учредительному собранию», введению всеобщего избирательного права, свободы слова, собрания, печати, широкое местное самоуправление, замена армии ополчением. Выдвигая на первый план общедемократичес­кие требования, народовольцы не отказывались и от соци­алистических задач. В программе говорилось о передаче всей земли в собственность общин, а промышленных пред­приятий рабочим артелям. Средства борьбы: пропаганда среди рабочих, крестьян, армии, организация восстания, по­литический террор. Однако на практике главным направ­лением деятельности стал политический террор. Народо­вольцами был подготовлен ряд покушений на Александра II, а 1 марта 1881 г. взрывом на Екатерининском канале император был смертельно ранен. В письме к новому импе­ратору Александру Ш Исполнительный комитет «Народной воли» предъявил ультиматум с требованием конституцион­ных преобразований и широкой политической амнистии. Однако аресты членов Исполнительного комитета приве­ли к самороспуску «Народной воли». Хотя в 80-е гг. рево­люционные организации продолжали действовать, движе­ние уже не могло возродиться в прежних масштабах. Кри­зис народничества в 80-90-х гг. привел к пересмотру про­граммно-тактических установок, усилению в них общеде­мократических требований.

Народничество способствовало активизации рабочего движения. В 1875 г. возник «Южнороссийский союз русских рабочих» под руководством Е.О. Заславского. В 1878 г. В. Обнорским и С.Н. Халтуриным был организован «Север­ный союз русских рабочих». Под влиянием народников в программных документах этих организаций провозглашались задачи борьбы за социальное освобождение трудящихся.

Рост рабочего движения, с одной стороны, и кризис на­родничества, с другой, привели к тому, что в обществен­ном сознании усиливается интерес кмарксизму — идеоло­гии, обосновывавшей историческую миссию пролетариа­та в уничтожении капитализма и построении социализма. Первой российской марксистской организацией стала «Группа Освобождения труда», созданная в 1883 г. в Же­неве Г.В. Плехановым. В состав группы вошли П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов. Плеханов выступил с рядом работ «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», в которых он подвергнул кри­тике народническую теорию некапиталистического разви­тия России.

В 80-е гг. стали появляться в России кружки, в програм­мах которых проявилось влияние марксизма: кружок Д. Благоева в Петербурге (1884), П.Б. Точисского (1885), Н. Федосеева (1889). В своей деятельности участники круж­ков изучали и распространяли марксистскую литературу, пропагандировали марксизм среди рабочих.

Однако зарождение в России социал-демократического движения, идеологией которого являлся марксизм, прохо­дило в условиях исторического отставания страны, кризис­ного характера российского капитализма, что предопреде­лило преобладание в нем радикального направления над ре­формистским.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...