Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественное движение в России в пореформенное времяПодготовка и проведение либеральных реформ в начале 60-х гг. вызвали подъем общественного движения в России. Основными его участниками были деятели либеральной и демократической интеллигенции. Центрами, вокруг которых группировались общественные силы в 60-е гг., становятся редакции общественно-политических изданий. За границей это газета А. И. Герцена и Н.П. Огарева «Колокол», в России журнал «Современник» во главе с Н.Г. Чернышевским и Н.А. Некрасовым, «Отечественные записки», редактировавшиеся М.Е. Салтыковым-Щедриным. Участников демократического движения начала 60-х гг. называли«шестидесятниками». В радикальных кругах интеллигенции реформы вызвали резкое недовольство. А.И. Герцен на страницах «Колокола» раскрыл грабительский характер реформы и выдвинул лозунг «В народ!» Этот призыв нашел отклик среди демократической молодежи. Создаются организации, ставившие своей целью пропаганду среди различных слоев населения. В 1861 г. появились листки«Великорусов», «Молодой России», «К молодому поколению». В них содержались требования углубления реформ: широкого наделения крестьян землею, введение выборных учреждений, демократических свобод. Активизация радикальных настроений вызвали репрессии правительства. Власти закрыли редакцию «Современника» и арестовали Н.Г. Чернышевского. В 1864 г. он был приговорен к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибири. В 1862 г. создается революционная организация «Земля и воля», в руководство которой вошли Н.А. Серно-Соловьевич, Н.И. Утин, Н.Н. Обручев. Программа организации ставила целью ниспровержение самодержавия, созыв Земского собрания и проведение демократических преобразований. Революционеры предполагали к 1863 г. подготовить крестьянское восстание, однако их надежды на революционность крестьянства не оправдались. Жестокая расправа царизма над участниками восстания в Польше и арест руководящего ядра «Земли и воли» в 1864 г. привели к ее самороспуску. Новый этап общественного движения наступает в конце 60-х гг. Он был связан с тем, что к этому времени уже обозначились отрицательные последствия крестьянской реформы. Деревню захлестнул вал спекулятивного капитала, крестьяне, оказавшись во власти перекупщиков и ростовщиков, разорялись и нищали. На фоне этих негативных социальных явлений, капитализм в общественном сознании стал восприниматься как строй, не совместимый с прогрессом, социальной справедливостью, гуманным отношением к человеку. Поэтому среди определенной части интеллигенции усиливается интерес кутопическому социализму — теориям, которые обосновывали возможности некапиталистического пути развития. Идеи перехода России к социализму минуя стадию капитализма развивались в трудах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Они связывали эту перспективу с сохранением общины(общинный социализм), однако не указывали конкретные пути ее осуществления. Разработка этих вопросов принадлежала идеологам революционного народничества: М.А. Бакунину, П.Л. Лаврову, П.Н. Ткачеву. Лавров полагал, что экономическую основу будущего социалистического строя должна составлять общественная собственность: в сельском хозяйстве это община, в промышленности — артель рабочих. Путь к социализму лежит через революцию, главным участником которой должен быть народ. Но необходимым условием участия народа в революции Лавров считал определенный уровень его политического сознания. Формирование политического сознания в народе возлагалось им на интеллигенцию. В этом, по мнению Лаврова, состоял ее долг перед народом. Главным средством формирования политического сознания в народе он считал пропаганду. Теоретикомбунтарского, илианархическогонаправления в народничестве являлся М.А. Бакунин. В отличие от Лаврова он считал, что в народе не надо пропагандировать социализм, так как в его сознании уже есть социалистический идеал. Он основывался на представлении о том, что земля должна быть не в частной собственности, а в общинной, власть должна принадлежать мирской сходке. Но поскольку осуществлению народного социалистического идеала мешает власть чиновников и помещиков, то это вызывает в крестьянстве ненависть к существующему строю и делает его готовым к участию в революции. Задача интеллигенции состоит в том, чтобы организовать и направить революционный протест народа. Бакунин выступает с призывом к молодежи идти в народ. Бакунин и его сторонники (анархисты) выступали против государства, утверждая, что общественное устройство при социализме должно основываться на самоуправлении снизу до верху. Поэтому они отрицали борьбу за конституционные свободы, утверждая, что это выгодно только буржуазии. Подлинное освобождение народу может дать только уничтожение государства и частной собственности. Идеологом заговорщического направления в народничестве был П.Н. Ткачев. Он был убежден, что капитализм в России не имеет условий для развития, а насаждается сверху государством. Но чтобы насаждаемый властью капитализм не смог разрушить общину, с которой он связывал перспективу социализма в России, необходимо свергнуть существующую власть. Главной движущей силой революции, по мнению Ткачева, должна стать интеллигенция, объединенная в революционную организацию. Ткачев был сторонникомбланкизма, идейного течения, провозглашавшего захват власти революционной организацией для осуществления социалистических преобразований. Несмотря на различия в вопросах о формах борьбы, представителей разных течений в народничестве объединяли общие черты, составлявшие сущностьнародничества как идеологии демократической интеллигенции: вера в особый некапиталистический путь развития России, в основе которого лежит самобытный уклад народной жизни (община) и убеждение в необходимости революционной борьбы. Идеи народнических теоретиков стали лозунгами участников«хождения в народ» — движение демократической интеллигенции в деревню с целью социалистической пропаганды и организации крестьянских выступлений. Его пионерами стали деятели кружка «чайковцев» — Д. Рогачев, С.М. Кравчинский, Д.А. Клеменц. В 1874-1875 гг. движением было охвачено 40 губерний европейской России. Преобладающей формой движения была«летучая пропаганда», при которой участники переходили от одной деревни к другой, распространяя революционную литературу, пропагандируя свои идеи среди крестьян. Практиковались и длительные поселения пропагандистов в деревнях под видом врачей, учителей. Однако движение шло стихийно, не было общего центра, четкой программы, пропаганда была оторвана от насущных нужд крестьян. Эти причины, по признанию самих участников движения, привели к его поражению. Но неудачи не остановили народников. Проанализировав их причины, они пришли к выводу о необходимости создания революционной организации, выработки единой программы, приближении ее требований к интересам крестьян. В 1876 г. в Петербурге возникает революционная организация«Земля и воля». Ее возглавили М. Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, С. Кравчинский, Д. Клеменц. Главными программными требованиями землевольцев стали: передача земли в собственность крестьянским общинам, разделение империи на самоуправляющиеся области, передача власти на местах общинам и союзам общин, свобода вероисповедания. Главным средством осуществления программы землевольцы считали социальную революцию, для подготовки которой должна быть развернута пропаганда среди крестьян, в армии, среди рабочих, интеллигенции. Землевольцы основывали поселения пропагандистов в Тамбовской, Саратовской, Воронежской, Нижегородской губерниях, на Северном Кавказе. В 1876 г. с участием землевольцев была организована первая в России демонстрация в Петербурге у Казанского собора. В 1877 г. землевольцы попытались поднять крестьянское восстание в Чигирине Киевской губернии. Однако в практической деятельности землевольцы постоянно сталкивались с полицейским произволом, препятствовавшим свободной деятельности среди народа. Это подводило их к переоценке прежних программных установок и выдвижению на первый план задач борьбы за политические права и свободы, установление конституционного строя, что раньше воспринималось как чисто буржуазное требование, несовместимое с борьбой за социализм. Поэтому с конца 70-х гг. основное направление в деятельности землевольцев сводится к политической борьбе, главным методом которой становится политический террор. Усиление сторонников политической борьбы(«политиков»)привело к столкновению с приверженцами пропаганды среди крестьян«деревенщиками», следствием которого стал раскол «Земли и воли» в 1879 г. на«Народную волю» и «Черный передел». В состав Исполнительного комитета «Народной воли» вошли А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, Л.А. Тихомиров. В состав «Черного передела» вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод. В программе новой организации ставилась цель захвата власти путем революционного переворота и передачи власти выборному «Учредительному собранию», введению всеобщего избирательного права, свободы слова, собрания, печати, широкое местное самоуправление, замена армии ополчением. Выдвигая на первый план общедемократические требования, народовольцы не отказывались и от социалистических задач. В программе говорилось о передаче всей земли в собственность общин, а промышленных предприятий рабочим артелям. Средства борьбы: пропаганда среди рабочих, крестьян, армии, организация восстания, политический террор. Однако на практике главным направлением деятельности стал политический террор. Народовольцами был подготовлен ряд покушений на Александра II, а 1 марта 1881 г. взрывом на Екатерининском канале император был смертельно ранен. В письме к новому императору Александру Ш Исполнительный комитет «Народной воли» предъявил ультиматум с требованием конституционных преобразований и широкой политической амнистии. Однако аресты членов Исполнительного комитета привели к самороспуску «Народной воли». Хотя в 80-е гг. революционные организации продолжали действовать, движение уже не могло возродиться в прежних масштабах. Кризис народничества в 80-90-х гг. привел к пересмотру программно-тактических установок, усилению в них общедемократических требований. Народничество способствовало активизации рабочего движения. В 1875 г. возник «Южнороссийский союз русских рабочих» под руководством Е.О. Заславского. В 1878 г. В. Обнорским и С.Н. Халтуриным был организован «Северный союз русских рабочих». Под влиянием народников в программных документах этих организаций провозглашались задачи борьбы за социальное освобождение трудящихся. Рост рабочего движения, с одной стороны, и кризис народничества, с другой, привели к тому, что в общественном сознании усиливается интерес кмарксизму — идеологии, обосновывавшей историческую миссию пролетариата в уничтожении капитализма и построении социализма. Первой российской марксистской организацией стала «Группа Освобождения труда», созданная в 1883 г. в Женеве Г.В. Плехановым. В состав группы вошли П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов. Плеханов выступил с рядом работ «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», в которых он подвергнул критике народническую теорию некапиталистического развития России. В 80-е гг. стали появляться в России кружки, в программах которых проявилось влияние марксизма: кружок Д. Благоева в Петербурге (1884), П.Б. Точисского (1885), Н. Федосеева (1889). В своей деятельности участники кружков изучали и распространяли марксистскую литературу, пропагандировали марксизм среди рабочих. Однако зарождение в России социал-демократического движения, идеологией которого являлся марксизм, проходило в условиях исторического отставания страны, кризисного характера российского капитализма, что предопределило преобладание в нем радикального направления над реформистским. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |