Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое развитие СССР в 1960 — первой половине 1980-х гг.

Пришедшее в 1964 г. к власти новое руководство начало очередную экономическую реформу. Это была еще одна попытка добиться ускорения развития про­мышленности и сельского хозяйства без изменения ос­нов общественно-политической системы. Основной ак­цент делался на материальном стимулировании работ­ников и предоставлении им самостоятельности, что, как предполагалось, вызовет их заинтересованность в высо­копроизводительном труде.

Реформа началась с сельского хозяйства. Её основные положения были определены на пленуме ЦК КПСС в марте 1965 г. Предстояло: 1) повысить закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, ввести еже­месячную оплату труда колхозников и увеличить ее раз­меры; 2) изменить систему планирования и управления сельским хозяйством, предоставив больше самостоя­тельности колхозам и совхозам; 3) осуществить индус­триализациюотрасли, т.е. перевести производство на машинную основу; 4) провести мелиорациюземель, хи­мизациюрастениеводства и животноводства; 5) осуще­ствить комплекс мер по социальному развитию села, чтобы закрепить там трудовые ресурсы. Резко увеличи­лись ассигнования в аграрный сектор. Прекратилась борьба с ЛПХ.

Попытки реализации решений пленума натолкну­лись на сопротивление системы. Экономические мето­ды управления сразу же были отвергнуты. Более пос­ледовательно проводились мероприятия по мелиорации земель, которые имели гигантские масштабы. Увеличи­лись поставки химических удобрений, кормовых доба­вок. Росли объемы поставок техники. Однако все сред­ства производства использовались крайне неэффектив­но. Качество техники было низким, мелиорация прино­сила больше вреда, чем пользы, химизация осуществ­лялась бездумно. Темпы роста производства стремитель­но сокращались, потери продукции доходили до 40% и более от валового сбора.

В 70-начале 80-х гг. в аграрной политике упор де­лался на проведении межхозяйственного кооперирова­ния(объединение нескольких хозяйств) и агропромыш­ленной интеграции(объединение сельского хозяйства с отраслями промышленности и торговлей), чтобы повы­сить эффективность производства и сократить потери продукции. Эти меры назвали второй коллективизаци­ей.Избранный курс не принес результатов. Трудности в сельском хозяйстве нарастали. Продовольственная проблема из экономической превратилась в политичес­кую, поскольку хронический дефицит продуктов в стра­не подрывал авторитет СССР за границей, дискредити­ровал идею социалистического сельского хозяйства.

В 1982 г. была принята Продовольственная программа,которая планировала решить продовольственный вопрос в СССР до 1990 г. Однако она тоже ничего не изменила. Производство не получило стимулов разви­тия. Перебои в продовольственном снабжении населе­ния в 80-х гг. стали нормой советского образа жизни. Несостоятельность "социалистического сельского хо­зяйства" правительство пыталось компенсировать за­купками зерна и других продуктов за границей. Они оплачивались нефтедолларами(валютой, полученной от экспорта нефти и газа).

Основные положения реформы в промышленности были определены в сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС. Предусматривалось вернуться к отраслевому управлению, твердому планированию, сократить до минимума число плановых показателей производства, перевести предприятия на хозрасчет. Для экономическо­го стимулирования работников государство разреши­ло оставлять в распоряжении предприятий часть дохо­дов и направлять их на развитие производства, оплату труда и социально-культурные нужды.

Экономическая реформа дала неплохие результаты в VIII пятилетке (1966-1970 гг.). Объем промышленного производства вырос на 50%, ускорилось развитие груп­пы "Б". Однако в началу 70-х гг. реформа "ушла в пе­сок", хотя ее не отменяли. Директивная система управле­ния "задавила" рыночные механизмы. Министерства захватили все права предприятий, лишив их самоуправ­ления. Число плановых показателей предприятиям уве­личилось многократно. Усиление тенденций централиза­ции управления продолжалось до середины 80-х гг.

В рассматриваемый период приоритетной для систе­мы отраслью по-прежнему оставалась промышлен­ность, развитию которой была подчинена остальная экономика. Упор делался на рост тяжелой индустрии и особенно ВПК (военно-промышленного комплекса).

Систематически провозглашаемый курс на интенси­фикацию производства не выдерживался. Промышлен­ность продолжала развиваться экстенсивным путем. Неквалифицированное руководство страны эксплуати­ровало природно-географический фактор – огромную пользовали зачастую варварским способом.

С конца 50-х гг. осуществлялся курс на форсирован­ное индустриальное освоение Сибири. Продвижение в необжитые восточные районы вызвало появление новой формы промышленного развития - в районах "нового освоения" были созданы ТПК (территориально-произ­водственные комплексы).Главное внимание уделялось Западно-Сибирскому ТПК, где добывались нефть и газ. Экспорт их за границу обеспечивал приток валюты в страну, которая бесхозяйственно использовалась для "латания экономических дыр". "Нефтедоллары" сыгра­ли также политическую роль. Они продлили существо­вание советской системы, которая к тому времени исчер­пала возможности экономического роста. Экспорт энер­гоносителей способствовал еще большему технико-тех­нологическому отставанию СССР от западных стран, поскольку руководство считало, что выгоднее зани­маться добычей сырья, чем развивать наукоемкие про­изводства.

В 70-х гг. ускорилось развитие угледобычи, в том числе открытым способом. В Красноярском крае стал формироваться КАТЭК (Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс).Восток страны превратился в "строительную площадку". Создавались Саянский, Братско-Усть-Илимскийи др. ТПК. Для активизации развития сибирской территории с 1974 г. началось стро­ительство БАМа (Байкало-Амурской магистрали).Оно в основном закончилось в 1984 г. Однако запланирован­ного комплексного освоения этой территории не полу­чилось, и БАМ оказалась нерентабельной, как и мно­гие другие стройки.

Хронические трудности испытывали отрасли, произ­водившие предметы народного потребления. Несмотря на то, что повышение благосостояния народа провозг­лашалось главной целью IХ-ХI пятилеток, группа "Б" планы не выполняла и не обеспечивала возрастающие потребности людей. Дефицит товаров и услуг к началу 80-х гг. стал всеобщим.

В течение 60-80-х гг. увеличивалось отставание Со­ветского Союза от передовых западных государств.

Разрыв приобрел стадиальный характер: если страны За­пада, в70-х гг. стали вступать в постиндустриальное об­щество,то СССР даже к середине 80-х гг. не достиг уровня развитого индустриального общества.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...