Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новый этап государственного строительства в России(конец 1993 -1995 гг.). 12 декабря 1993 г. состоялись всероссийский референдум по предложенной президентом новой Конституции, которая была одобрена, и выборы нового высшего законодательного органа власти - Федерального Собрания, состоящего из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Среди партий и блоков, принимавших участие в выборах в Думу, победили 10, в том числе проправительственный "Выбор России" (Е.Т. Гайдар), противостоявшая ему КПРФ (Г.А. Зюганов), национал-партиотически настроенная ЛДПР (В.В. Жириновский), а также Аграрная партия, "Яблоко", ПРЕС, "Женщины России". Сравнительно небольшое число мест в Думе, полученных партиями либерально-демократической ориентации, свидетельствовало об ослаблении их влияния в обществе. В верхнюю палату Собрания - Совет Федерации - вошли в основном руководители местных органов власти, т.е. региональная элита, что создало предпосылки усиления ее "политического веса". Федеральное Собрание получило по новой Конституции более скромные, чем Съезд народных депутатов, полномочия. Основная часть властных функций была закреплена за исполнительной властью - президентом, который еще к тому же наделялся рядом законодательных полномочий. В России была создана модель государственной власти, в которой президент пользовался самыми большими полномочиями по сравнению с президентами других развитых стран. Разграничение сфер ведения между ветвями власти отчасти стабилизировало политическую ситуацию в стране. Свидетельством этого факта стало подписание в 1994 г. Договора об общественном согласии между представителями федеральных органов власти (исполнительной и законодательной - обеими палатами Федерального Собрания), субъектами Федерации, руководителями политических партий, общественных движений и других организаций. Но это, однако, не означало установления полного согласия всех политических сил. КПРФ (Коммунистическая партия РФ) и некоторые близкие ей по духу другие организации Договор не подписали. Коммунисты демонстрировали по отношению к президентскому курсу непримиримость и находились в жесткой оппозиции. Для разрешения противоречий между интересами федеральных властей и местных элит началось подписание двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. В процесс подписания договоров, растянувшийся на несколько лет, включились все субъекты Федерации, кроме Чечни. Ее руководство во главе с генералом Д. Дудаевым не признавало российского законодательства и неоднократно заявляло о своем политическом суверенитете. Двухлетние переговоры федеральной власти с Чечней не дали результатов. Тогда 10 декабря 1994 г. туда были введены федеральные войска "для разоружения незаконных вооруженных формирований и восстановления конституционного строя и правопорядка". Однако эта военная акция не принесла результатов и растянулась на годы. После уничтожения армейских подразделений Чеченской республики федеральные силы были вынуждены начать вооруженную борьбу с чеченскими партизанскими формированиями. Первая чеченская война (1994-1996 гг.) стала трагедией России, привела к огромным человеческим жертвам и материальным потерям, углубила раскол в обществе. Она обнажила многие пороки в организации российских вооруженных сил, в политических структурах власти. В августе 1996 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны ("Хасавюртовские соглашения") и выводе федеральных войск из Чечни. Решение вопроса о политическом статусе Чечни было отложено до 2000 года. В начале 1997 г. президентом Ичкерии (Чечни) был избран генерал А. Масхадов. Новое чеченское руководство пришло к власти под лозунгом завоевания политической самостоятельности республики и активно стало проводить его в жизнь. В 1994-1995 гг. в России в целом сформировалась политическая система, характерная для демократий западного толка: с широкой сетью средств массовой информации, плюрализмом мнений и идеологий, свободными выборами, многопартийной системой, разделением властей, представительством различных партий и организаций в парламенте, наличием политической оппозиции. Оформилась новая политическая элита. Основным стержнем внутриполитической жизни стали выборы - региональные, парламентские и президентские, которые позволяли официально зарегистрированным 56 политическим партиям претендовать на места во властные органы. Однако сложившийся в России политический режим нельзя считать демократическим. По мнению большинства исследователей, он был гибридным авторитарно-демократическим, с явным преобладанием авторитарного начала. При этом крайне неразвитыми оставались гражданское общество и демократические институты. Развитие политической жизни осложнялось тяжелой экономической ситуацией в стране и во многом определялось ею. Продолжалась политическая поляризация общества, активизировались противники официального курса во главе с КПРФ, рассчитывавшие на опору в массах, недовольных своим социально-экономическим положением. Важнейшим событием в общественно-политической жизни в России стало формирование олигархии. Олигархи были "рождены" процессом приватизации госсобственности и в большинстве являлись "своими" для власти людьми, которым она отдала в собственность самые прибыльные сферы бизнеса. Быстро окрепнув, олигархи проявили себя публично в 1994-1995 гг., а через пару лет уже все население знало поименно этих новых "хозяев жизни". Среди бизнес-элиты особенно выделялись глава "Газпрома" Р. Вяхирев, "Менатепа" - М. Ходорковский, "СБС-Агро" - А. Смоленский, "Моста" - В. Гусинский, "Лукойла" - В. Алекперов, "Логоваза" - Б.Березовский, "ОНЭКСИМбанка" - В. Потанин. Получив собственность из рук власти, олигархи вынуждены были платить тем, кто позволил им стать богатыми. Оплачивая свои экономические привилегии, олигархия фактически стала содержать государство в лице его чиновников. И положение каждого олигарха определялось тем, кого во власти он содержал. Олигархи регулярно оплачивали лоббирование нужных им законов в Думе лидерам думских фракций, "подбрасывали деньжат" профсоюзам, "помогали" губернаторам и "не забывали" о своих людях в ФСБ, милиции, суде и прокуратуре. Под их контролем оказались самые влиятельные СМИ, через которые они манипулировали общественным мнением и воздействовали на политическую элиту. Для этой же цели на них работали различные экспертные институты, публиковавшие результаты различных опросов и рейтинги политиков. Олигархи делегировали в руководство страны В.Потанина и Б.Березовского. Все эти факты позволяли некоторым аналитикам делать вывод, что в России складывается олигархический капитализм, представляющий большую угрозу для общества и демократии.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |