Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественно-политическая жизнь в 1996-1999 гг.
В декабре 1995 г. состоялись новые выборы в Государственную Думу. Они дали больше, чем на предыдущих выборах, мест коммунистам, за что новую Думу стали называть "красной". Она оказалась менее "пестрой" по политическому составу, чем первая, и более оппозиционной президентско-правительственной власти. Две трети голосов в ней получили КПРФ - 147 мест, НДР ("Наш Дом - Россия") - 67, ЛДПР -51 и "Яблоко" - 45. Спикером Думы стал коммунист Г.Н. Селезнев. Итоги парламентских выборов отразили глубокое противоречие между проводимым "командой" Ельцина жестким курсом реформ и нараставшим сопротивлением этой политике в российском обществе. Возглавляемый В.С. Черномырдиным проправительственный блок НДР по федеральным спискам получил только 10% голосов, а рейтинг президента Б.Н.Ельцина, по данным многочисленных социологических обследований во время предвыборной кампании, упал до минимума - 1-2%. Но выборы 1995 г., как и выборы 1993 г., не изменили характера российской власти и политического режима. Решающую роль в государстве продолжал играть президент. Главным политическим событием для страны на этом этапе стали президентские выборы летом 1996 г., поскольку они определяли курс дальнейшего развития России. В ходе ожесточенной борьбы с коммунистом Г. Зюгановым победил Б. Ельцин. Избрание его президентом на второй срок означало сохранение прежнего курса экономических и политических реформ до 2000 года. Результаты выборов также показали, что большая часть избирателей не приняла предложенную коммунистами модель дальнейшего развития общества. Потерпев поражение на президентских выборах, коммунисты пытались взять реванш на выборах глав местных администраций и губернаторов. Команда президента также включилась в борьбу. В результате коммунисты смогли выиграть только треть выборов. Баланс политических сил в регионах был в целом сохранен. Осень 1996 - зима 1997 г. ознаменовались длительной болезнью Б.Н. Ельцина, которая в специфических условиях России стала важным фактором, определявшим политическую жизнь страны. Оппозиция, возглавляемая коммунистами, использовала болезнь президента как повод для борьбы с исполнительной властью за перераспределение властных полномочий. Эта борьба приобрела затяжной характер и фактически продолжалась вплоть до отставки Б.Н. Ельцина. Весна 1997 г. ознаменовалась самой массовой за 1990-е гг. Всероссийской акцией протеста против политики правительства. Выдвигались требования не только выплаты зарплаты и пенсий, но и отставки президента и. премьера, смены курса реформ. Вернувшись после болезни к активной деятельности весной 1997 г., Б.Н. Ельцин заявил о начале нового этапа социально-экономических реформ и начал "наводить порядок" в правительстве. Первыми заместителями премьер-министра В.С. Черномырдина были назначены "молодые" реформаторы А.Б. Чубайс и Б.Е. Немцов, что должно было свидетельствовать о готовности власти к обновлению. Политикам "новой генерации" предстояло "демонтировать" естественные монополии (Газпром, РАО ЕЭС, МПС), провести жилищно-коммунальную и пенсионную реформы. К предстоящим преобразованиям негативно отнеслись законодатели, осудившие реформаторов за попытки перенести на плечи населения всю тяжесть очередных реформ. В это же время развернулась борьба с коррупцией. Началось декларирование доходов высших государственных чиновников и их семей. Вызвавшая многочисленные скандалы, в том числе "войну компроматов" в СМИ, эта акция стала причиной нескольких громких отставок и судебных разбирательств, но развития не получила. В ходе информационной "войны" иногда в поле зрения общественности попадали олигархи. Они к этому времени окрепли настолько, что стали оказывать едва ли не решающее влияние на выработку российской властью политического курса. Борьбу с олигархами возглавили А.Б. Чубайс и Б.Е. Немцов, два первых вице-премьера. Этот конфликт власти с бизнес-элитой отодвинул на некоторое время уже ставший традиционным конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти. В 1997 г. в российском обществе активно пропагандировалась идея об успехе политики правительства, о близости начала экономического подъема. "Самое тяжелое уже позади", - заявлял президент. Однако в действительности ситуация в стране была очень тяжелой. В марте 1989 г. президент отправил в отставку правительство во главе с В.С.Черномырдиным, а новое правительство возглавил С.В. Кириенко. Главной задачей руководства России стала выработка мер, способных нейтрализовать допущенные прежним правительством многочисленные просчеты в финансовой политике и не допустить тотального кризиса, угрожавшего стране. Однако кризис валютно-финансовой системы России предотвратить не удалось. Кризис грянул 17 августа 1998 г., когда Центральный банк России объявил о принятии экстренных мер по нормализации финансовой и бюджетной ситуации, в частности, об отказе платить в срок по внешним и внутренним долгам, о девальвации рубля и расширении рамок "валютного коридора". Тут же упал рубль, курс которого по отношению к доллару обесценился втрое. Обвал национальной валюты вызвал многочисленные экономические катаклизмы и резкое падение уровня жизни населения. Вслед за финансовым банкротством последовал политический кризис. Сложившаяся в стране ситуация многими аналитиками оценивалась как свидетельство провала не только идеи либеральных экономических реформ, проводившихся в России с 1992 г., но и основанной на принципах либерализма модели всего общественного устройства, по которой создавалась новая Россия. Страна оказалась в системном кризисе. В очередной раз встал вопрос о выборе пути дальнейшего развития России. В августе правительство С.В. Кириенко было отправлено в отставку, а между президентом, Госдумой и региональной элитой начались трудные политические консультации по кандидатуре нового премьера. В результате "консолидированного решения" всех ветвей власти на этот пост был выдвинут авторитетный политик Е.М. Примаков, занимавший в последние годы пост министра иностранных дел. Новое правительство России фактически было коалиционным, так как в него вошли представители широкого спектра политических сил - от коммунистов до либералов-рыночников. Такой состав кабинета обеспечил политическую и экономическую устойчивость России в конце 1998 - начале 1999 г. Тем самым была решена задача-минимум - экономического, а за ним и политического краха удалось избежать. Но правительство не смогло выработать и предложить обществу программу дальнейшего развития страны. Медлительность текущих экономических преобразований, неудачные попытки согласовать позиции различных группировок в правящей элите, а также уменьшение поддержки со стороны президентских структур, обеспокоенных укреплением позиций Е.М.Примакова как потенциального кандидата на пост президента страны, привели правительство к отставке. После 17 августа 1998 г. политический "ландшафт" в стране изменился. НДР во главе с В.С. Черномырдиным как "партия власти" переживала кризис. Начала формироваться новая, альтернативная ей организация "Отечество" во главе с московским мэром Ю.М. Лужковым, объединившаяся летом 1999 г. с новым блоком "Вся Россия" (Е.М. Примаков). В конце 1998 г. попытались объединиться партии правого толка в блок "Правое дело", но безуспешно. Слабела КПРФ, от которой стали отходить союзники. Из активной политики исчезли многие олигархи, но четко обозначилось их главное звено - "семья". Это политическое "образование" включало семью самого президента с ближайшими родственниками и пользовавшихся его покровительством нескольких бизнесменов и высших государственных чиновников. По мнению общественности, самым влиятельным членом "семьи" и "серым кардиналом" окружения президента был Б. Березовский. Имея большое влияние на Ельцина, члены "семьи" заняли прочные позиции у "кормила" исполнительной власти. Их активности приписывается отставка Генерального прокурора Ю. Скуратова и даже премьера Е.М. Примакова. В связи с ослаблением здоровья Б.Н. Ельцина, а, также учитывая настроения многих депутатов Думы, пытавшихся с помощью импичмента отстранить от власти президента и угрожавших уголовным преследованием, "семья" начала искать ему преемника. Было решено, что будущий президент должен сначала проявить себя на посту премьер-министра. Первым в качестве преемника был испытан С.В. Степашин, прежде бывший руководителем ФСБ, министром юстиции и министром внутренних дел. В мае 1999 г. он был назначен премьер-министром. Однако С.В. Степашин не оправдал ожиданий. Несмотря на отсутствие явных провалов, как во внутренней, так и во внешней политике, в августе он был отправлен в отставку, а на смену ему пришел другой "силовик" - руководитель ФСБ и секретарь Совета Безопасности России В.В. Путин, которого Б.Н. Ельцин вскоре и объявил своим преемником на посту президента России. За время своего второго президентского срока Б.Н. Ельцин сменил 5 премьер-министров и более 160 федеральных министров. Эта "чехарда" отражала глубокий раскол в политической элите России, который в решающей степени определял общественно-политическую жизнь страны. Летом 1999 г. вновь обострилась ситуация на Северном Кавказе. Эксперимент с предоставлением фактической независимости Чечне показал, что она была использована исключительно для укрепления криминального режима. С июня 1999 г. крупные отряды чеченских боевиков начали вторгаться на территорию соседнего Дагестана и захватывать населенные пункты. Начатая в августе федеральными войсками операция по освобождению Дагестана от боевиков вскоре переросла во вторую чеченскую войну. В конце сентября федеральные части, освободив территорию Дагестана, перешли административную границу с Чечней и развернули крупномасштабную антитеррористическую операцию. Ликвидация отрядов боевиков и их баз, восстановление контроля над чеченской территорией стали главной политической задачей премьера В.В.Путина. Новый глава правительства демонстрировал готовность к решительным действиям по укреплению российской государственности, что способствовало стремительному росту его рейтинга в разных слоях общества.
Социально-экономические преобразования в начале 1990-х гг. Осенью 1991 г. положение экономики России было близким к краху, поэтому основная деятельность российского руководства сконцентрировалась в экономической сфере. Было создано новое правительство (во главе с Б.Н. Ельциным) для проведения радикальной экономической реформы. Перед российской властью фактически стояли две задачи: ближайшая - остановить падение экономики, стабилизировать ее и создать условия для будущего подъема; стратегическая - модернизировать российскую экономику, преодолеть ее отставание от стран Запада. Опыт СССР показал, что решить эти задачи в рамках централизованного планирования и управления невозможно. Поэтому в основу российской реформы, подготовленной и проводимой под непосредственным руководством Е.Т. Гайдара, вице-премьера по экономической политике, была положена идея перехода экономики на рыночные отношения. В начале 90-х гг. в обществе широко пропагандировалась мысль, что рыночная конкуренция хороша для всего - промышленности, сельского хозяйства, торговли, культуры и науки - и что только экономическая свобода является основой подлинной демократии и средством повышения благосостояния народа. В мире нет какой-либо единой теории перехода от планово-распределительной экономики к рыночной, как нет и универсальной модели рыночной экономики. Избранная российскими реформаторами модель основывалась на идее монетаризма, согласно которой основой функционирования рыночной экономики являются финансы, денежные отношения. При этом государство перестает вмешиваться в экономику, поскольку роль регулятора рынка, под диктатом которого перестраивается производство и вся экономическая жизнь, играют деньги. Обязательным условием для создания такого типа рыночной экономики должна быть финансовая стабилизация в стране, формирование разветвленной сети финансовых учреждений для обслуживания рынка. Предложенная командой Е.Т. Гайдара программа реформы предусматривала в первую очередь освобождение (либерализацию) цен, введение свободы внутренней и внешней торговли, приватизацию госсобственности, структурную перестройку производства, финансовую стабилизацию (снижение инфляции, достижение устойчивости и конвертируемости рубля). Способ перехода к рынку, по мнению большинства экспертов, был выбран самый жесткий и отнюдь не обязательный для России. Он на Западе получил название "шоковая терапия" за особо тяжелые социальные последствия для населения. Для реформаторов же его привлекательность заключалась в возможности провести преобразования за короткий срок. Планировалось, что благодаря этим жестким мерам в течение 1992 г. удастся остановить падение российской экономики, стабилизировать ее и создать условия для дальнейшего роста. Реформа началась с 1 января 1992 г., когда правительство объявило свободными большинство цен на товары и услуги. Была также разрешена свободная торговля. Одновременно правительство начало ограничивать и отменять централизованное материально-техническое снабжение предприятий сырьем и ресурсами, государственное дотирование убыточных отраслей. Промышленные предприятия получили возможность самостоятельно определять поставщиков, объемы и структуру своей продукции, самим ее реализовывать. Предприятиям ВПК был сокращен госзаказ (на 68% за два года) и предложено переходить на производство гражданской продукции (провести конверсию). Это вызвало коренную перестройку структуры промышленности. Произошла либерализация внешнеэкономических связей. Начался переход к принципиально иной инвестиционной политике, смысл которой заключался в том, что стали стимулироваться негосударственные инвестиции. Таким образом, в стране стали закладываться первые основы рыночной экономики. Государство, отказавшись от прямого вмешательства в экономику, начало проводить жесткую финансово-денежную и кредитную политику, гарантируя тем самым быстрый ход реформ. Реформы, проводимые в стране с очень слабой государственной властью, не могли быть безболезненными. К их началу у России не было соответствующих экономических госструктур. Пришлось создавать российскую таможню, налоговую службу, Центральный банк, арбитражный суд, а имевшиеся учреждения перестраивать на ходу. Финансовое положение России к началу 1992 г. было катастрофическим. Государственный бюджет на 90% пополнялся за счет эмиссии. Внешэкономбанк обанкротился, а валютные резервы правительства составляли всего 25 млн. долл. Для проведения реформы планировалось создать стабилизационный фонд за счет средств, которые обещали предоставить России международные финансовые организации. Но в 1992 г. Россия не получила ни доллара на стабилизацию экономики. Тем не менее, реформы начались. Власти стремились запустить рыночные механизмы в России даже без институциональной подготовки в первую очередь по политическим причинам - важно было как можно быстрее обеспечить необратимость всех процессов. При этом особенности российской экономики недооценивались. Плата за начало реформы в столь сложных условиях оказалась очень высокой. "Отпущенные на свободу" цены выросли значительно больше, чем ожидалось. Свобода внутренней торговли обернулась "диким рынком", а внешней - разграблением страны. В это время были сделаны состояния новых русских "рыночных" фирм, "игравших" на разнице мировых и внутренних цен при экспортно-импортных операциях, разнице биржевых и государственных цен на внутреннем рынке, разнице валютных курсов при конвертации рубля. С началом реформы в тяжелом положении оказалась большая часть промышленности. Рост цен вызвал резкое повышение тарифов на перевозки товаров, сырье и энергию, а инфляция "съела" оборотные средства товаропроизводителей. Возник кризис взаимных неплатежей, вызванный тем, что в новых условиях промышленныепредприятия перестали оплачивать прибывавшую от смежников продукцию и, соответственно, получать деньги за свою. За полгода сумма взаимных долгов предприятий достигла 2 трлн. руб., а промышленность, отпущенная "в свободное плавание", оказалась на грани краха. Благодаря либерализации внешней торговли рынок быстро "насытился" импортными товарами. А обратной стороной этого стало падение спроса на отечественную продукцию, трудности с ее реализацией. Правительству поначалу удалось обуздать взметнувшуюся с началом реформы инфляцию. Если в январе 1992 г. она составила 246%, то в феврале - 38, а в июне - лишь 9%. Это свидетельствовало о начале финансовой стабилизации и считалось залогом успеха дальнейших преобразований. Однако трудности первых месяцев 1992 г. привели к формированию в российском обществе широкой оппозиции курсу реформ, которую фактически возглавил Верховный Совет РФ. Под его нажимом Центральный банк России начал в июле выдавать дешевые кредиты "парализованным" неплатежами промышленным предприятиям, сельскому хозяйству и бывшим советским республикам, которые еще входили в единое с Россией рублевое пространство. В 1992 г. было предоставлено кредитов на сумму около 40% ВВП. Это привело к новому скачку инфляции, которая в конце года составляла 25% в месяц. Жесткая кредитная политика, являвшаяся основой реформы, таким образом, была сорвана, что привело к провалу гайдаровского варианта "шоковой терапии" и изменению характера и сроков процесса вхождения России в рынок. Под давлением протестующего народа и оппозиционных сил в Верховном Совете правительство летом 1992 г. прибегло к широкой денежной эмиссии (к январю 1993 г. было напечатано в 4 раза больше денег, чем в середине 1992 г.). Рост денежной массы не подкреплялся соответствующим ростом производства продукции. Напротив, спад производства за год составил 35%, что усиливало инфляцию. В таких условиях правительство не могло формировать сбалансированный бюджет. Проблема дефицита государственного бюджета была очень острой в течение всех 90-х гг. Важнейшей составляющей реформы являлась приватизация - перевод государственной собственности в частную. Ею руководил Госкомитет по управлению имуществом во главе с А.Б. Чубайсом. Официально считается, что приватизация прошла два этапа. На первом этапе (осень 1992 - лето 1994 гг.) всем жителям России были выданы приватизационные чеки - ваучеры, которые означали передачу каждому гражданину части государственной собственности. Ваучеры обменивались на акции предприятия, и таким образом каждый россиянин мог стать владельцем части этого предприятия. По словам руководства, чековая приватизация должна была привести к строительству в России "народного капитализма" - формированию широкого слоя собственников. В действительности чековая приватизация стала "прикрытием" процесса захвата фантастического богатства страны меньшинством россиян, который уже скрытно шел с конца 80-х гг. До начала объявленной властями массовой приватизации (к 1993 г.) была уже в основном закончена приватизация экономической инфраструктуры - управления промышленностью, банковской системы и системы распределения. На месте министерств были созданы концерны в виде АО (например, "Газпром"), на базе финансовых управлений министерств или спецбанков появились коммерческие банки, а приватизация советской распределительной системы закончилась образованием бирж (МТБ, МЦФБ и др.), торговых домов и совместных предприятий. Наряду с приватизированными банками появлялись новые (Инкомбанк, Менатеп, Столичный и др.), капиталы которых в значительной степени имели также государственное происхождение. Экономика раскололась на приоритетный ("уполномоченный") сектор и остальные, отрасли. В "уполномоченный" сектор попали все наиболее прибыльные сферы бизнеса (банки, ТЭК, металлы и другие экспортные отрасли). Этот бизнес стал сразу крупным и остался под контролем государства. Практически каждая приоритетная отрасль имела своего политика - куратора. К "лакомым кускам" допускались лишь свои люди. Так началось формирование, пока незаметное для населения, олигархов - тех, кто разбогател благодаря власти, позволившей им ("уполномочившей") стать богатыми. Эта практика быстро распространилась и в регионах. На чековом этапе приватизации новая российская "элита", в которую вошли, помимо олигархов, директора предприятий, высокие государственные чиновники, финансовые спекулянты, криминальные элементы, сумела сосредоточить у себя прибыльные акции, собственность и экономическую власть. Результатом политики либерализации внутриэкономической жизни стало резкое повышение цен на все потребительские товары и услуги. Цены выросли за 1992 г. не в 3-4 раза, как обещали реформаторы, а в 26 раз. При этом рост зарплаты очень отставал от роста цен, а вклады населения в сберегательных кассах обесценились, так как не был предусмотрен механизм их компенсации. В итоге резко ухудшилась жизнь россиян: по уровню и структуре потребления они оказались на уровне 60-х гг. Резко увеличилось неравенство в распределении национального дохода: большая его часть стала сосредоточиваться в руках бизнесменов, посредников, чиновников и т.п. "новых русских", меньшая - в руках рабочих, интеллигенции, крестьян. За год Россия превратилась в страну социальных контрастов. Сократилось финансирование здравоохранения, образования, культуры и науки, которые оказались в глубоком затяжном кризисе. Так, число занятых в науке сократилось на 27%. Началась "утечка мозгов" за границу и в российские коммерческие структуры. Но еще страшнее был процесс обнищания (материального и духовного) всей интеллигенции. В 1992 г. до минимума сократились все виды научной и художественной деятельности.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |