Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-политическая жизнь в 1996-1999 гг.

 

В декабре 1995 г. состоялись новые выборы в Государственную Думу. Они дали больше, чем на предыдущих выборах, мест коммунистам, за что новую Думу стали называть "красной". Она оказалась менее "пестрой" по политическому составу, чем первая, и бо­лее оппозиционной президентско-правительственной власти. Две трети голосов в ней получили КПРФ - 147 мест, НДР ("Наш Дом - Россия") - 67, ЛДПР -51 и "Яблоко" - 45. Спикером Думы стал коммунист Г.Н. Селезнев. Итоги парламентских выборов отрази­ли глубокое противоречие между проводимым "коман­дой" Ельцина жестким курсом реформ и нараставшим сопротивлением этой политике в российском обществе. Возглавляемый В.С. Черномырдиным проправительственный блок НДР по федеральным спискам получил только 10% голосов, а рейтинг президента Б.Н.Ельци­на, по данным многочисленных социологических об­следований во время предвыборной кампании, упал до минимума - 1-2%. Но выборы 1995 г., как и выборы 1993 г., не изменили характера российской власти и политического режима. Решающую роль в государстве продолжал играть президент.

Главным политическим событием для страны на этом этапе стали президентские выборы летом 1996 г., поскольку они определяли курс дальнейшего развития России. В ходе ожесточенной борьбы с коммунистом Г. Зюгановым победил Б. Ельцин. Избрание его прези­дентом на второй срок означало сохранение прежнего курса экономических и политических реформ до 2000 года. Результаты выборов также показали, что большая часть избирателей не приняла предложенную коммуни­стами модель дальнейшего развития общества.

Потерпев поражение на президентских выборах, коммунисты пытались взять реванш на выборах глав местных администраций и губернаторов. Команда пре­зидента также включилась в борьбу. В результате ком­мунисты смогли выиграть только треть выборов. Баланс политических сил в регионах был в целом сохранен.

Осень 1996 - зима 1997 г. ознаменовались длитель­ной болезнью Б.Н. Ельцина, которая в специфических условиях России стала важным фактором, определяв­шим политическую жизнь страны. Оппозиция, возглав­ляемая коммунистами, использовала болезнь президен­та как повод для борьбы с исполнительной властью за перераспределение властных полномочий. Эта борьба приобрела затяжной характер и фактически продолжа­лась вплоть до отставки Б.Н. Ельцина.

Весна 1997 г. ознаменовалась самой массовой за 1990-е гг. Всероссийской акцией протеста против поли­тики правительства. Выдвигались требования не толь­ко выплаты зарплаты и пенсий, но и отставки президен­та и. премьера, смены курса реформ.

Вернувшись после болезни к активной деятельнос­ти весной 1997 г., Б.Н. Ельцин заявил о начале нового этапа социально-экономических реформ и начал "наво­дить порядок" в правительстве. Первыми заместителя­ми премьер-министра В.С. Черномырдина были назна­чены "молодые" реформаторы А.Б. Чубайс и Б.Е. Нем­цов, что должно было свидетельствовать о готовности власти к обновлению. Политикам "новой генерации" предстояло "демонтировать" естественные монополии (Газпром, РАО ЕЭС, МПС), провести жилищно-коммунальную и пенсионную реформы. К предстоящим преобразованиям негативно отнеслись законодатели, осу­дившие реформаторов за попытки перенести на плечи населения всю тяжесть очередных реформ.

В это же время развернулась борьба с коррупцией. Началось декларирование доходов высших государ­ственных чиновников и их семей. Вызвавшая многочис­ленные скандалы, в том числе "войну компроматов" в СМИ, эта акция стала причиной нескольких громких отставок и судебных разбирательств, но развития не получила. В ходе информационной "войны" иногда в поле зрения общественности попадали олигархи. Они к этому времени окрепли настолько, что стали оказы­вать едва ли не решающее влияние на выработку рос­сийской властью политического курса. Борьбу с олигар­хами возглавили А.Б. Чубайс и Б.Е. Немцов, два первых вице-премьера. Этот конфликт власти с бизнес-элитой отодвинул на некоторое время уже ставший традиционным конфликт между исполнительной и законода­тельной ветвями власти.

В 1997 г. в российском обществе активно пропаган­дировалась идея об успехе политики правительства, о близости начала экономического подъема. "Самое тя­желое уже позади", - заявлял президент. Однако в дей­ствительности ситуация в стране была очень тяжелой. В марте 1989 г. президент отправил в отставку правитель­ство во главе с В.С.Черномырдиным, а новое прави­тельство возглавил С.В. Кириенко. Главной задачей ру­ководства России стала выработка мер, способных ней­трализовать допущенные прежним правительством многочисленные просчеты в финансовой политике и не допустить тотального кризиса, угрожавшего стране. Од­нако кризис валютно-финансовой системы России предотвратить не удалось.

Кризис грянул 17 августа 1998 г., когда Центральный банк России объявил о принятии экстренных мер по нормализации финансовой и бюджетной ситуации, в ча­стности, об отказе платить в срок по внешним и внут­ренним долгам, о девальвации рубля и расширении рамок "валютного коридора". Тут же упал рубль, курс которого по отношению к доллару обесценился втрое. Обвал национальной валюты вызвал многочисленные экономические катаклизмы и резкое падение уровня жизни населения. Вслед за финансовым банкротством последовал политический кризис. Сложившаяся в стра­не ситуация многими аналитиками оценивалась как сви­детельство провала не только идеи либеральных эконо­мических реформ, проводившихся в России с 1992 г., но и основанной на принципах либерализма модели всего общественного устройства, по которой создавалась но­вая Россия. Страна оказалась в системном кризисе. В очередной раз встал вопрос о выборе пути дальнейше­го развития России.

В августе правительство С.В. Кириенко было от­правлено в отставку, а между президентом, Госдумой и региональной элитой начались трудные политические консультации по кандидатуре нового премьера. В ре­зультате "консолидированного решения" всех ветвей власти на этот пост был выдвинут авторитетный поли­тик Е.М. Примаков, занимавший в последние годы пост министра иностранных дел.

Новое правительство России фактически было коа­лиционным, так как в него вошли представители широ­кого спектра политических сил - от коммунистов до либералов-рыночников. Такой состав кабинета обеспе­чил политическую и экономическую устойчивость Рос­сии в конце 1998 - начале 1999 г. Тем самым была реше­на задача-минимум - экономического, а за ним и поли­тического краха удалось избежать. Но правительство не смогло выработать и предложить обществу программу дальнейшего развития страны. Медлительность теку­щих экономических преобразований, неудачные попыт­ки согласовать позиции различных группировок в пра­вящей элите, а также уменьшение поддержки со сторо­ны президентских структур, обеспокоенных укреплени­ем позиций Е.М.Примакова как потенциального канди­дата на пост президента страны, привели правительство к отставке.

После 17 августа 1998 г. политический "ландшафт" в стране изменился. НДР во главе с В.С. Черномырдиным как "партия власти" переживала кризис. Начала фор­мироваться новая, альтернативная ей организация "Отечество" во главе с московским мэром Ю.М. Луж­ковым, объединившаяся летом 1999 г. с новым блоком "Вся Россия" (Е.М. Примаков). В конце 1998 г. попыта­лись объединиться партии правого толка в блок "Пра­вое дело", но безуспешно. Слабела КПРФ, от которой стали отходить союзники. Из активной политики исчез­ли многие олигархи, но четко обозначилось их главное звено - "семья". Это политическое "образование" вклю­чало семью самого президента с ближайшими родственниками и пользовавшихся его покровительством не­скольких бизнесменов и высших государственных чиновников. По мнению общественности, самым влия­тельным членом "семьи" и "серым кардиналом" окру­жения президента был Б. Березовский. Имея большое влияние на Ельцина, члены "семьи" заняли прочные позиции у "кормила" исполнительной власти. Их ак­тивности приписывается отставка Генерального прокурора Ю. Скуратова и даже премьера Е.М. Примакова. В связи с ослаблением здоровья Б.Н. Ельцина, а, также учитывая настроения многих депутатов Думы, пытав­шихся с помощью импичмента отстранить от власти президента и угрожавших уголовным преследованием, "семья" начала искать ему преемника. Было решено, что будущий президент должен сначала проявить себя на посту премьер-министра.

Первым в качестве преемника был испытан С.В. Сте­пашин, прежде бывший руководителем ФСБ, министром юстиции и министром внутренних дел. В мае 1999 г. он был назначен премьер-министром. Однако С.В. Степа­шин не оправдал ожиданий. Несмотря на отсутствие яв­ных провалов, как во внутренней, так и во внешней по­литике, в августе он был отправлен в отставку, а на сме­ну ему пришел другой "силовик" - руководитель ФСБ и секретарь Совета Безопасности России В.В. Путин, которого Б.Н. Ельцин вскоре и объявил своим преем­ником на посту президента России.

За время своего второго президентского срока Б.Н. Ельцин сменил 5 премьер-министров и более 160 федеральных министров. Эта "чехарда" отражала глубокий раскол в политической элите России, кото­рый в решающей степени определял общественно-поли­тическую жизнь страны.

Летом 1999 г. вновь обострилась ситуация на Север­ном Кавказе. Эксперимент с предоставлением фактичес­кой независимости Чечне показал, что она была исполь­зована исключительно для укрепления криминального режима. С июня 1999 г. крупные отряды чеченских бое­виков начали вторгаться на территорию соседнего Да­гестана и захватывать населенные пункты. Начатая в ав­густе федеральными войсками операция по освобожде­нию Дагестана от боевиков вскоре переросла во вторую чеченскую войну. В конце сентября федеральные части, освободив территорию Дагестана, перешли административную границу с Чечней и развернули крупномасштаб­ную антитеррористическую операцию. Ликвидация от­рядов боевиков и их баз, восстановление контроля над чеченской территорией стали главной политической за­дачей премьера В.В.Путина. Новый глава правительства демонстрировал готовность к решительным дей­ствиям по укреплению российской государственности, что способствовало стремительному росту его рейтин­га в разных слоях общества.

 

Социально-экономические преобразования в начале 1990-х гг.

Осенью 1991 г. положение экономики России было близким к краху, поэтому основная деятельность рос­сийского руководства сконцентрировалась в экономи­ческой сфере. Было создано новое правительство (во главе с Б.Н. Ельциным) для проведения радикальной экономической реформы. Перед российской властью фактически стояли две задачи: ближайшая - остановить падение экономики, стабилизировать ее и создать усло­вия для будущего подъема; стратегическая - модерни­зировать российскую экономику, преодолеть ее отста­вание от стран Запада. Опыт СССР показал, что решить эти задачи в рамках централизованного планирования и управления невозможно. Поэтому в основу российской реформы, подготовленной и проводимой под непосредственным руководством Е.Т. Гайдара, вице-премьера по экономической политике, была положена идея перехода экономики на рыночные отношения.

В начале 90-х гг. в обществе широко пропагандиро­валась мысль, что рыночная конкуренция хороша для всего - промышленности, сельского хозяйства, торгов­ли, культуры и науки - и что только экономическая свобода является основой подлинной демократии и средством повышения благосостояния народа.

В мире нет какой-либо единой теории перехода от планово-распределительной экономики к рыночной, как нет и универсальной модели рыночной экономики. Избранная российскими реформаторами модель осно­вывалась на идее монетаризма, согласно которой осно­вой функционирования рыночной экономики являются финансы, денежные отношения. При этом государство перестает вмешиваться в экономику, поскольку роль регулятора рынка, под диктатом которого перестраи­вается производство и вся экономическая жизнь, играют деньги. Обязательным условием для создания тако­го типа рыночной экономики должна быть финансовая стабилизация в стране, формирование разветвленной сети финансовых учреждений для обслуживания рынка. Предложенная командой Е.Т. Гайдара программа реформы предусматривала в первую очередь освобождение (либерализацию) цен,

введение свободы внутрен­ней и внешней торговли,

приватизацию госсобственно­сти,

структурную перестройку производства,

финансо­вую стабилизацию (снижение инфляции, достижение ус­тойчивости и конвертируемости рубля).

Способ перехо­да к рынку, по мнению большинства экспертов, был выбран самый жесткий и отнюдь не обязательный для России. Он на Западе получил название "шоковая тера­пия" за особо тяжелые социальные последствия для на­селения. Для реформаторов же его привлекательность заключалась в возможности провести преобразования за короткий срок. Планировалось, что благодаря этим жестким мерам в течение 1992 г. удастся остановить па­дение российской экономики, стабилизировать ее и со­здать условия для дальнейшего роста.

Реформа началась с 1 января 1992 г., когда правитель­ство объявило свободными большинство цен на това­ры и услуги. Была также разрешена свободная торгов­ля. Одновременно правительство начало ограничивать и отменять централизованное материально-техническое снабжение предприятий сырьем и ресурсами, государ­ственное дотирование убыточных отраслей. Промыш­ленные предприятия получили возможность самостоя­тельно определять поставщиков, объемы и структуру своей продукции, самим ее реализовывать. Предприя­тиям ВПК был сокращен госзаказ (на 68% за два года) и предложено переходить на производство гражданской продукции (провести конверсию). Это вызвало корен­ную перестройку структуры промышленности. Про­изошла либерализация внешнеэкономических связей. Начался переход к принципиально иной инвестицион­ной политике, смысл которой заключался в том, что стали стимулироваться негосударственные инвестиции. Таким образом, в стране стали закладываться первые основы рыночной экономики. Государство, отказавшись от прямого вмешательства в экономику, начало проводить жесткую финансово-денежную и кредитную политику, гарантируя тем самым быстрый ход реформ.

Реформы, проводимые в стране с очень слабой госу­дарственной властью, не могли быть безболезненными. К их началу у России не было соответствующих эконо­мических госструктур. Пришлось создавать российскую таможню, налоговую службу, Центральный банк, ар­битражный суд, а имевшиеся учреждения перестраивать на ходу.

Финансовое положение России к началу 1992 г. было катастрофическим. Государственный бюджет на 90% пополнялся за счет эмиссии. Внешэкономбанк обанкро­тился, а валютные резервы правительства составляли всего 25 млн. долл. Для проведения реформы планиро­валось создать стабилизационный фонд за счет средств, которые обещали предоставить России международные финансовые организации. Но в 1992 г. Россия не полу­чила ни доллара на стабилизацию экономики. Тем не менее, реформы начались. Власти стремились запустить рыночные механизмы в России даже без институцио­нальной подготовки в первую очередь по политическим причинам - важно было как можно быстрее обеспечить необратимость всех процессов. При этом особенности российской экономики недооценивались.

Плата за начало реформы в столь сложных услови­ях оказалась очень высокой. "Отпущенные на свободу" цены выросли значительно больше, чем ожидалось. Свобода внутренней торговли обернулась "диким рын­ком", а внешней - разграблением страны. В это время были сделаны состояния новых русских "рыночных" фирм, "игравших" на разнице мировых и внутренних цен при экспортно-импортных операциях, разнице бир­жевых и государственных цен на внутреннем рынке, разнице валютных курсов при конвертации рубля.

С началом реформы в тяжелом положении оказалась большая часть промышленности. Рост цен вызвал резкое повышение тарифов на перевозки товаров, сырье и энер­гию, а инфляция "съела" оборотные средства товаро­производителей. Возник кризис взаимных неплатежей, вызванный тем, что в новых условиях промышленныепредприятия перестали оплачивать прибывавшую от смежников продукцию и, соответственно, получать деньги за свою. За полгода сумма взаимных долгов предприятий достигла 2 трлн. руб., а промышленность, отпу­щенная "в свободное плавание", оказалась на грани кра­ха. Благодаря либерализации внешней торговли рынок быстро "насытился" импортными товарами. А обратной стороной этого стало падение спроса на отечествен­ную продукцию, трудности с ее реализацией.

Правительству поначалу удалось обуздать взмет­нувшуюся с началом реформы инфляцию. Если в янва­ре 1992 г. она составила 246%, то в феврале - 38, а в июне - лишь 9%. Это свидетельствовало о начале фи­нансовой стабилизации и считалось залогом успеха дальнейших преобразований. Однако трудности первых месяцев 1992 г. привели к формированию в российском обществе широкой оппозиции курсу реформ, которую фактически возглавил Верховный Совет РФ. Под его нажимом Центральный банк России начал в июле выда­вать дешевые кредиты "парализованным" неплатежами промышленным предприятиям, сельскому хозяйству и бывшим советским республикам, которые еще входили в единое с Россией рублевое пространство. В 1992 г. было предоставлено кредитов на сумму около 40% ВВП. Это привело к новому скачку инфляции, которая в кон­це года составляла 25% в месяц. Жесткая кредитная по­литика, являвшаяся основой реформы, таким образом, была сорвана, что привело к провалу гайдаровского ва­рианта "шоковой терапии" и изменению характера и сроков процесса вхождения России в рынок.

Под давлением протестующего народа и оппозици­онных сил в Верховном Совете правительство летом 1992 г. прибегло к широкой денежной эмиссии (к янва­рю 1993 г. было напечатано в 4 раза больше денег, чем в середине 1992 г.). Рост денежной массы не подкреплял­ся соответствующим ростом производства продукции. Напротив, спад производства за год составил 35%, что усиливало инфляцию. В таких условиях правительство не могло формировать сбалансированный бюджет. Проблема дефицита государственного бюджета была очень острой в течение всех 90-х гг.

Важнейшей составляющей реформы являлась прива­тизация - перевод государственной собственности в час­тную. Ею руководил Госкомитет по управлению имуще­ством во главе с А.Б. Чубайсом. Официально считается, что приватизация прошла два этапа.

На первом этапе (осень 1992 - лето 1994 гг.) всем жителям России были выданы приватизационные чеки - ваучеры, которые оз­начали передачу каждому гражданину части государ­ственной собственности. Ваучеры обменивались на ак­ции предприятия, и таким образом каждый россиянин мог стать владельцем части этого предприятия. По словам руководства, чековая приватизация должна была привести к строительству в России "народного капита­лизма" - формированию широкого слоя собственников. В действительности чековая приватизация стала "прикрытием" процесса захвата фантастического богат­ства страны меньшинством россиян, который уже скрытно шел с конца 80-х гг. До начала объявленной властями массовой приватизации (к 1993 г.) была уже в основном закончена приватизация экономической ин­фраструктуры - управления промышленностью, бан­ковской системы и системы распределения. На месте ми­нистерств были созданы концерны в виде АО (например, "Газпром"), на базе финансовых управлений министерств или спецбанков появились коммерческие банки, а приватизация советской распределительной системы закончилась образованием бирж (МТБ, МЦФБ и др.), торговых домов и совместных предприятий. Наряду с приватизированными банками появлялись новые (Ин­комбанк, Менатеп, Столичный и др.), капиталы которых в значительной степени имели также государственное происхождение.

Экономика раскололась на приоритетный ("упол­номоченный") сектор и остальные, отрасли. В "уполномоченный" сектор попали все наиболее прибыльные сферы бизнеса (банки, ТЭК, металлы и другие экспорт­ные отрасли). Этот бизнес стал сразу крупным и остал­ся под контролем государства. Практически каждая при­оритетная отрасль имела своего политика - куратора. К "лакомым кускам" допускались лишь свои люди. Так началось формирование, пока незаметное для населения, олигархов - тех, кто разбогател благодаря власти, по­зволившей им ("уполномочившей") стать богатыми. Эта практика быстро распространилась и в регионах.

На чековом этапе приватизации новая российская "элита", в которую вошли, помимо олигархов, директора предприятий, высокие государственные чиновни­ки, финансовые спекулянты, криминальные элементы, сумела сосредоточить у себя прибыльные акции, соб­ственность и экономическую власть.

Результатом политики либерализации внутриэкономической жизни стало резкое повышение цен на все по­требительские товары и услуги. Цены выросли за 1992 г. не в 3-4 раза, как обещали реформаторы, а в 26 раз. При этом рост зарплаты очень отставал от роста цен, а вклады населения в сберегательных кассах обесцени­лись, так как не был предусмотрен механизм их компен­сации. В итоге резко ухудшилась жизнь россиян: по уровню и структуре потребления они оказались на уровне 60-х гг. Резко увеличилось неравенство в распре­делении национального дохода: большая его часть ста­ла сосредоточиваться в руках бизнесменов, посредни­ков, чиновников и т.п. "новых русских", меньшая - в руках рабочих, интеллигенции, крестьян. За год Россия превратилась в страну социальных контрастов.

Сократилось финансирование здравоохранения, об­разования, культуры и науки, которые оказались в глу­боком затяжном кризисе. Так, число занятых в науке сократилось на 27%. Началась "утечка мозгов" за гра­ницу и в российские коммерческие структуры. Но еще страшнее был процесс обнищания (материального и духовного) всей интеллигенции. В 1992 г. до минимума сократились все виды научной и художественной дея­тельности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...