Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическое развитие в 1993-1997 гг.Итоги первого года реформы в России подводились на VII Съезде народных депутатов РФ в декабре 1992 г. Он признал работу правительства неудовлетворительной и отправил Е.Т. Гайдара в отставку. Новый кабинет возглавил В.С. Черномырдин. Прежний курс на создание в стране рыночной экономики был сохранен, преобразования продолжались в заданном направлении. Своими приоритетами новое правительство объявило финансовую стабилизацию, укрепление рубля, борьбу с инфляцией, т.е. налицо был прежний монетаристкий подход. В течение 1993 г. завершилась либерализация цен - были отпущены цены на энергоносители и сельхозпродукты, над которыми до этого сохранялся контроль. И хотя элементы их регулирования в ряде случаев остались, к концу года государство практически перестало вмешиваться в процесс торговли и ценообразования. Либерализация экономической деятельности способствовала появлению в России иностранного капитала. Западные компании попытались проникнуть в самые доходные отрасли - нефтяную промышленность, металлургию, лесное хозяйство. Однако их быстро вытеснили оттуда российские предприниматели. Деятельность иностранцев оказалась более успешной в пищевой, парфюмерной, косметической и т.п. промышленности. Там они, как правило, сразу занимали ведущие места в отрасли и начинали теснить российских конкурентов. Собственностью иностранцев стали пивной завод 'Балтика", кондитерская фабрика "Покров" и другие хорошо известные потребителю предприятия. Западный капитал давал российской промышленности инвестиции (так, Nestle, купив кондитерскую фабрику "Россия", вложила в нее 80 млн. долл.), предоставил возможность российским предприятиям делать займы в западных банках под гарантии иностранных акционеров, принес опыт управления и организации производства, приучал отечественного потребителя к новому качеству продукции, а получал то, за чем пришел в Россию - большие доходы. Активно шла приватизация госсобственности. На ее первом этапе было разгосударствлено около 14 из 25 тыс. крупных и средних государственных предприятии и свыше 106 тыс. муниципальных. Магазины, кафе, рестораны предприятия бытового обслуживания к концу 1994 г стали в основном частными. Было также приватизировано около 40% дорожно-транспортных предприятии. Интенсивно формировалась финансовая инфраструктура, включавшая в себя банки, валютно-финансовые биржи, страховые компании, кредитные организации. В сфере финансовых услуг тоже стали преобладать частные фирмы. За первые три года реформ около 60% работников страны переместились в частный сектор. С июля 1994 г. начался второй, денежный, этап приватизации государственной собственности. Предприятия стали продаваться через аукционы, на которые государство выставило "по смешным ценам" локомотивы российской индустрии - нефтяные, металлургические и т.п. компании. Борьба за раздел собственности продолжилась, но теперь олигархи проявили себя публично. После недолгой подковерной борьбы лучшие предприятия с богатым экспортным потенциалом также оказались в их руках. Олигархи, первоначально обосновавшиеся преимущественно в банковской сфере, интенсивно концентрировали капитал, поглощая другие крупные и средние банки, вели агрессивную экспансию в регионы. "Материнские" банки быстро рождали целые семейства различных компаний из посреднических фирм, торговых домов, промышленных предприятий, и таким образом в России появились холдинги, или финансово-промышленные группы (ФПГ). В других случаях ФПГ создавались промышленными гигантами (Газпром, ВАЗ, ЛУКойл), учреждавшими для своих нужд финансовые структуры. К началу 1996 г. в России было официально зарегистрировано 28 ФПГ. Крупнейшие из них назывались "империями": империя Менатепа (включавшая около 60 юридических лиц), Моста (42 юр. лица), ОНЭКСИМ банка (более 30 юр. лиц), Инкомбанка (более 30 юр. лиц) и т. д. Олигархический характер политики российских властей еще отчетливее обозначился, когда с осени 1995 г. начались залоговые аукционы. Государство, нуждавшееся в средствах, стало передавать в залог по символическим ценам государственные пакеты акций крупнейших промышленных объектов частным компаниям, как правило, банкам, на короткий срок (передача "в доверительное управление"). Если государство не возвращало в срок долг, что стало правилом, банки становились владельцами предприятий. Самыми "громкими" событиями в этом ряду, вызвавшими скандалы, в том числе политические, стали передача РАО "Норильский никель" финансово-промышленной группе "ОНЭКСИМ" за 170 млн. долл. и продажа ей же "по дешевке" государственного пакета акций компании "Связьинвест". Получив огромное богатство, олигархи стали крупными работодателями. Они привлекали лучших специалистов, платя им непривычно высокие зарплаты. В крупных компаниях появились новые стандарты работы - точность, дисциплинированность, безукоризненный внешний вид, знание не только своей профессии, но и компьютера, иностранного языка. Богатели фирмы, обслуживавшие эти компании. Олигархи способствовали развитию невиданной в советские времена службы сервиса. Быстро менялась среда обитания богатых, а попутно хорошели и крупные города. Именно олигархи, а не государство формировало российский средний класс. Самой сложной проблемой в ходе проведения реформы оказалось достижение финансовой стабилизации -установление контроля за инфляцией и снижение ее до минимума, а также формирование бюджета, в котором расходы государства лишь в незначительной степени (не более чем на 6% от ВВП) превышали бы доходы. Снижению инфляции правительство уделяло первостепенное внимание, поскольку она была главным ограничителем развития экономики в первые годы реформ. На этом пути были достигнуты некоторые успехи. Проделав несколько скачков, инфляция, ежегодно снижаясь, уменьшилась до 12,5% в 1997 г. Но это произошло на искусственной основе - благодаря завышению курса рубля с помощью установленного правительством в 1995 г. фиксированного обменного курса, т.н. "валютного коридора", а также хронической задержке зарплаты бюджетникам и спаду вследствие этого платежеспособного спроса населения. Большие трудности у правительства вызывало формирование сбалансированного (бездефицитного) бюджета. Проблема наполнения его доходной части казалась неразрешимой. Неупорядоченность налоговой системы (очень высокие налоговые ставки и в то же время наличие сотен налоговых льгот, самовластие региональных бюджетов и т. п.) привела к тому, что предприятия и физические лица в массовом масштабе стали уклоняться от уплаты налогов - в 1994-1996 гг. налоговые поступления составляли лишь 70% от запланированной суммы. Не смогла навести порядок даже созданная в октябре 1996 г. ВЧК - Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины при президенте России. Бюджет недополучал также большую часть экспортной выручки и средств от начавшейся массовой продажи госпредприятий в частные руки. В то же время в возрастающих масштабах шла утечка капиталов из России за границу. Недоборы в доходную часть бюджета и, соответственно, недостаток средств вызвали рост задолженности государства населению по зарплате, пенсиям и социальным выплатам. Власти пытались уменьшить дефицит бюджета с помощью сокращения военных расходов, ассигнований на здравоохранение, образование и культуру. Но при этом не сокращали, а увеличивали расходы на содержание выросшего в несколько раз государственного аппарата, сохраняли всевозможные льготы в нефтяной и газовой промышленности, в сельском хозяйстве, внешней торговле. В результате бюджетный дефицит так и не был преодолен и составлял 12-15% в 1994-1996 гг. Несмотря на постепенное замедление инфляции, сокращение темпов спада производства, признаков экономического роста в стране не возникало. Более того, ВВП снизился за 1993-1996 гг. на 28%. Шел устойчивый спад промышленного производства, достигавший в отдельных отраслях 50-70%. "Шоковая терапия" вызвала развал целых отраслей промышленности, в первую очередь ВПК. В особо тяжелом положении оказались наукоемкие отрасли (электроника, точное машиностроение и др.), которые являются основой современного экономического роста. "Коридорная" валютная политика (удержание цены доллара на низком уровне) провоцировала рост импорта, что создавало иллюзию изобилия на прилавках и губительно сказывалось на отечественных производителях. Не выдерживали конкуренции легкая, пищевая и другие отрасли промышленности, ориентированные на внутренний рынок. Устойчиво развивались только работавшие на экспорт топливно-энергетические и сырьевые отрасли. С 1990 по 1996 гг. доля ТЭК в общем объеме промышленного производства выросла с 11 до 36%, металлургии - с 11 до 16, а доля машиностроения за тот же срок сократилась с 30 до 17%, легкой промышленности - с 12 до 2%. Таким образом, Россия фактически превращалась в сырьевой придаток мировой экономической системы. Обозначились очень тревожные процессы - преступность, коррупция, уродливые формы бизнеса, особенно малого, в значительной мере оказавшегося под контролем криминальных структур. Самыми криминальными сферами оказались внешняя торговля и финансы. В 1992-1993 гг. из государственных кредитов, проходивших через коммерческие банки, было похищено несколько триллионов рублей. Летом 1994 г. начались финансовые скандалы, связанные с деятельностью т.н. "пирамидальных" частных компаний (АО "МММ", "Властелина", Русский Дом "Селенга", "Хопер-инвест", "Тибет" и др.), которые выплачивали дивиденды своим акционерам за счет следующих вкладчиков. Обещанием огромных прибылей они выманили у людей и присвоили огромные суммы. Только в Москве от них пострадали 2 млн. чел. Падение производства вызвало массовую безработицу. Снизился жизненный уровень населения. За пять лет с начала преобразований реальная зарплата уменьшилась на 40%. Сократился объем потребляемых населением благ. Ухудшилась структура расходов из-за роста затрат на продукты питания. До невиданных размеров дошла дифференциация в уровне денежных доходов и потребления населения разных социальных групп и разных регионов. Обострились старые социальные проблемы, появились новые. Стремительно стала расти смертность и падать рождаемость. Обобщенным выражением социального неблагополучия России стала начавшаяся в 1992 г. депопуляция - естественная убыль населения. Характерной чертой российской экономики в первой половине - середине 90-х гг. были, с одной стороны, утечка российских капиталов за рубеж, а с другой, крупномасштабные государственные внешние займы, с помощью которых правительству удавалось поддерживать бюджет. Россия вступила в Парижский клуб стран-кредиторов, размещала на Западе еврооблигации. Займы усиливали зависимость России от МВФ и развитых стран Запада. Российский внешний долг (вместе с полученным по наследству долгом СССР) вырос с 1992 по 1995 с 69 до 130 млрд. долл. Испытывая хроническую нехватку финансов, правительство широко использовало для пополнения государственной казны внутренние источники, занимая деньги, где только можно. С 1994 г. оно, подобно частным фирмам, начало строить пирамиду заимствований из государственных долговых бумаг ГКО и ОФЗ под невиданно высокие в мире "доходы". Поначалу они доходили до 200%, что позволило хозяевам банков, в том числе и российских, покупателям этих бумаг, присвоить значительные средства. Созданная финансовая пирамида государственных краткосрочных обязательств (ГКО) позволила российскому правительству в течение ряда лет привлекать огромные средства и затыкать бюджетные дыры, но в итоге сыграла роковую роль. Если в первые несколько лет реформы основной угрозой для развития экономики была инфляция и борьба с ней являлась первоочередной задачей правительств, то в середине 90-х гг. (1996-1997 гг.) место инфляции заняла другая "угроза" - стремительно увеличивающийся внутренний государственный долг, образовавшийся в результате выпуска ГКО. Пирамидальная архитектура российской экономики стала главным, хотя и не единственным, препятствием для ее развития. В 1997 г. формирование сбалансированного госбюджета стало приоритетной задачей для властей и отодвинуло все другие экономические проблемы. Основной упор был сделан на соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение расходов. Был произведен секвестр госбюджета в социальной части. В результате повсеместным явлением стала невыплата зарплаты разным категориям работников. Выросло социальное напряжение в стране, начались забастовки. Шахтеры в знак протеста стали перекрывать железные дороги, подрывая и без того слабую российскую экономику. Выплачивая по внутренним долгам держателям ГКО высокие проценты, правительство "скармливало" финансовым спекулянтам огромные суммы, а наемные работники, пенсионеры, больные и дети лишались средств к существованию: им не выдавались их мизерные зарплаты, пенсии, детские пособия, медицинские страховки. За гранью бедности или у ее черты оказалось около половины населения страны. Августовский кризис 1998 г. По официальным оценкам российского руководства, положение экономики России в 1997 г. улучшилось, о чем свидетельствовали большинство макроэкономических показателей. В 1997 г. впервые за годы реформ ВВП не сократился, а вырос на 0,4%. Инфляция уменьшилась до 12,5% за год против 80% в 1996-м и 150% в 1995 г. Стали сравнительно устойчивыми, хотя и высокими по мировым меркам, цены. Стабилизировалась российская валюта, подтверждением чего являлось решение руководства страны провести с 1 января 1998 г. деноминацию рубля в соотношении 1000:1. В действительности стабилизация экономики страны оказалась неустойчивой, поскольку была достигнута на основе, которая не могла обеспечить ее дальнейший рост. Главной причиной улучшения ситуации стала временная финансовая стабилизация, достигнутая с помощью жесткой социальной политики, увеличения иностранных займов, искусственного завышения курса рубля. Но в результате правительственных "игр в пирамиду" с ГКО стремительно рос внутренний государственный долг. Усиливалось давление на экономику страны внешних долгов. Расходы по обслуживанию долга в 1996 г. составили 13% всех федеральных расходов, в 1997-м-24, в 1998 г. - 30%. Весной 1998 г. правительство В.С. Черномырдина было отправлено в отставку за глубокие провалы в экономической деятельности и серьезные проблемы в финансовой сфере. Новое правительство во главе с С.В. Кириенко выработало антикризисную (стабилизационную) программу развития экономики, призванную предотвратить финансовый крах. Она основывалась на ужесточении методов пополнения госбюджета - увеличении сбора налогов, усилении контроля над проведением экспортно-импортных операций, повышении тарифов на транспортные перевозки и т.п. Для выхода из сложной финансовой ситуации правительство считало необходимым получить новый заем в МВФ и начало с ним переговоры. Однако антикризисная программа не получила поддержки ни в парламенте, ни у российских промышленников и финансовых олигархов, а правительство не сумело найти других способов, чтобы предотвратить обвал бюджета России. 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ объявил о девальвации рубля (верхняя граница "валютного коридора" было поднята до 9,5 руб. за 1 долл. США) и о "замораживании" долговых обязательств государства (о введении моратория на выплаты по ГКО и объявлении дефолта по внешним долгам). События быстро вышли из-под контроля властей. Новые границы "валютного коридора" оказались искусственно заниженными, доллар "вырвался" из них, произошел резкий скачок его цены и обесценивание рубля. Рухнули все валютные рынки. Подавляющее большинство российских частных банков прекратили операции и объявили о невозможности возвращения вкладов гражданам. Произошел неконтролируемый рост цен на все товары в несколько раз. Замерла деятельность коммерческих фирм. Глубокий шок поразил промышленность. Иностранные инвесторы срочно покидали Россию. Девальвация рубля вызвала массовое разорение всех категорий населения - работников наемного труда, российских предпринимателей разного уровня и даже олигархов, которые потеряли не только финансы и материальные ценности, но и политическое влияние. Стал разрушаться формировавшийся средний класс, среди представителей которого появилась массовая безработица. Вновь резко упал жизненный уровень в стране. Среднемесячный доход россиян сократился с 162 до 46 долл., соответственно уменьшилась их покупательная способность. Многие восприняли происходящие события как свидетельство полного краха идеи экономического либерализма, лежавшей в основе российских реформ. Новое правительство во главе с Е.М. Примаковым осенью 1998 г. сумело прекратить стремительное падение курса рубля, не допустив его полного обвала, и решило важную социальную задачу - успокоило взбудораженную, потерявшую ориентиры страну. Начались длительные переговоры правительства с "Лондонским клубом", основных внешних кредиторов России о возможности реструктуризации ее гигантского внешнего долга. Благодаря чрезвычайным усилиям правительства краха российской экономики удалось избежать. Но все ее основные показатели за 1998 г. значительно ухудшились по сравнению с предыдущим годом: ВВП сократился на 4,6%, объем промышленного производства - на 5,2% и т.д. Первые годы после августа 1998 г., по мнению экспертов, оказались потерянными для реформы и для экономики. Правительство Е.М. Примакова, как и два последующих кабинета во главе со С.В. Степашиным и. В.В. Путиным, не смогли предложить стратегическую программу развития страны. Их политика была инерционной, а экономика развивалась в естественном режиме выживания, эксплуатируя в основном природные богатства, жила тем, "что Бог послал".
Раздел 2. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |