Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок разработки национальных стандартов

Федеральный закон «О техническом регулировании» в ст. 16 установил правила разработки национальных стандартов в Российской Федерации. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов, а также обеспечивает доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен:

- обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления;

- по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта;

- дорабатывать проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц;

- проводить публичное обсуждение проекта национального стандарта;

- составлять перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения;

- сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по соответствующим запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта, со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения, не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Проект национального стандарта, одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

Технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта и вместе с другими документами направляет в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации направляется разработчику проекта национального стандарта.

1.9 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Государственный надзор является одной из регулирующих функций государственной власти по обеспечению соблюдения субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, метрологических норм и правил, а также иных нормативных актов технического законодательства. Эффективность государственного надзора выражается в максимизации обеспечения соблюдения обязательных требований нормативных документов, что ведет к предотвращению использования недоброкачественных товаров и минимизации упущенной выгоды физических и юридических лиц.

На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

Основная форма государственного контроля и надзора – выборочная проверка. B процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов. Планирование проверки включает обязательный подготовительный период, в течение которого анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе и проводимых другими контролирующими органами.

Проводимые мероприятии по контролю разделяются на плановые и внеплановые.

Плановые мероприятия имеют своей целью проверку выполнения обязательных требований, внеплановые – контроль исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных при плановой проверке. Внеплановые мероприятия проводятся также при получении информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу граждан.

Причинами внеплановых проверок могут быть, например:

- явная недоброкачественность или опасность товаров (работ, услуг), подлежащих реализации;

- обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных лиц, связанными с невыполнением последними обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами о наличии признаков таких нарушений.

Контролю подвергается образец, отбираемый в соответствии с установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением государственного инспектора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, из которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях.

B связи с изданием ФЗ «О техническом регулировании» принято постановление Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 287 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации». Его целью является определение порядка осуществления государственного контроля за соответствующими объектами на переходный период до утверждения технических регламентов и действия ранее выданных документов по аккредитации и сертификации.

Органы государственного контроля (надзора) вправе:

- требовать от изготовителя предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

- осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;

- принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;

- приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

- привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

- принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

- проводить в ходе мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических Регламентах;

- соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

- соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за исполнением требований технических регламентов и оформлением результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

- принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

- направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Перечень полномочий, предусмотренных ФЗ «О техническом регулировании», по сравнению с ранее принятым законодательством в части, касающейся главной задачи государственного контроля, в принципе изменился мало. B основном изменения связаны с новыми объектами и субъектами контроля, стадиями жизненного цикла продукции, на которых осуществляется контроль. Среди нововведений следует отметить право приостановить или прекратить действие декларации и сертификата о соответствии, которое ранее принадлежало только органам по сертификации.

В перспективе государственный надзор предусматривает не только штрафные санкции, но и меры поощрения. Одной из них является премия Правительства РФ в области качества продукции. Кроме того, реализуется программа «100 лучших товаров», призванная не только стимулировать российские предприятия, но и создавать им известность, привлекать внимание потребителей к отечественной продукции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...