Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и механизм управления качеством

 

В рыночных условиях понятие «качество продукции» является основой понятия «конкуррентоспособность продукции». Конкурентоспособность продукции – это его относительная характеристика, которая отражает отличие данной продукции от продукции конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность входят цена, сроки разработки, гарантии, стоимость эксплуатации, сервисное обслуживание, авторитет разработчика и ряд других слагаемых, по результатам исследований, проведенных на основе опросов потребителей, качество занимает от 50 до 70 % «весомости» всех показателей конкурентоспособности. Для достижения высокого качества программных средств нужна не только передовая технология, соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и рациональная организация работ и хорошо отлаженное, умелое управление предприятием, в том числе управление качеством. Отсюда такой повышенный интерес к управлению качеством со стороны предприятий, осознавших истину: даже имея добротную технологическую базу и квалифицированных работников, нельзя расчитывать на стабильное обеспечение качества без внедрения четкой системы в работе по качеству (системы качества), отвечающей современному уровню.

Конкурентоспособная продукция обеспечивает конкурентоспособность предприятий, а это оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом. Таким образом, качество продукции – это не просто частная проблема отдельных производителей. Она неизбежно вырастает в общенациональную проблему качества жизни населения. И наиболее наглядно это можно видеть на примере послевоенного экономического развития Японии, которая стала признанным лидером в области качества. По результатам опросов потребителей, которые регулярно проводятся в разных странах Американским институтом общественного мнения (институтом Гэллапа), мировыми лидерами качества среди развитых стран, как правило, являются Япония, Германия и США. Далее в различной последовательности следуют Англия, Франция, Канада, Италия, Испания и обычно где-то в конце списка – Россия. Что касается конкурентоспособности, то по данным Всемирного экономического форума Россия также пока находится среди аутсайдеров [9].

Кроме обеспечения конкурентоспособности, производство качественной прдукции диктуется необходимостью обеспечения ее безопасности для населения и окружающей среды.

При изучении и практической организации управления качеством необходимо иметь в виду, что оно тесно связано со множеством других научных областей и направлений практической деятельности предприятия. Во-первых, управление качеством как область знания и один из аспектов общего управления предприятием относится к науке управления – менеджменту. Кроме того, управление качеством не может осуществляться без соответствующего информационного обеспечения. Поэтому оно соприкасается с теорией информации, предполагает знакомство с маркетингом и патентно-лицензионной деятельностью.

Управление качеством связано также со стандартизацией, так как его основной нормативной базой являются стандарты, в которых изложены требования к качеству продукции и системам управления качеством, регламентирован порядок проверки и оценки качества.

Одной из основных функций управления качеством является контроль качества, который осуществляется соответствующими средствами измерений. Отсюда – необходимость метрологических знаний, в том числе – знание организации метрологического обеспечения производства на предпрятиях.

И, наконец, при управлении качеством обязательно требуется знание действующего законодательства в области качества для усвоения произодителями и потребителями своих прав, обязанностей и ответственности, связанных с обеспечением качества продукции.

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Для характеристики управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем (рис. 4.1).

 

 


 

 

Рис. 4.1. Состав механизма управления качеством

 

Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. На сегодняшний день для достижения этих целей широко используются идеология и положения международных стандартов ИСО серии 9000. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, которая включает обеспечение, улучшение и управление качеством.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...