Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стандарты на обеспечение жизненного цикла ПС

 

В основе деятельности по созданию и использованию программных средств лежит понятие жизненного цикла. Жизненный цикл является моделью создания и использования программного обеспечения, отражающей его различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в программном средстве и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у пользователей.

Основными целями применения стандартов и нормативных документов в жизненном цикле ПС являются:

- снижение трудоемкости, длительности, стоимости и улучшение других технико-экономических показателей проектов ПС;

- повышение качества разрабатываемых и/или применяемых компонентов и ПС в целом при их приобретении, разработке, эксплуатации и сопровождении;

- обеспечение возможности расширять ПС по набору прикладных функций и масштабировать в зависимости от размерности решаемых задач;

- обеспечение переносимости прикладных программ и данных между разными аппаратно-программными платформами.

Применение стандартов позволяет ориентироваться на построение систем из крупных функциональных узлов, отвечающих требованиям стандартов, применять отработанные и проверенные проектные решения. Они определяют унифицированные интерфейсы и протоколы взаимодействия компонентов таким образом, что разработчику системы, как правило, не требуется вдаваться в детали внутреннего устройства этих компонентов.

В нашей стране жизненный цикл разработки ПС установлен стандартом ГОСТ 19.102-77 «Стадии разработки программ и программной документации» и содержит следующие этапы работ:

- техническое задание (ТЗ);

- эскизный проект (ЭЗ);

- технический проект (ТП);

- рабочий проект (РП);

- внедрение.

В табл. 4.1 приведены стадии разработки и этапы, их составляющие.

 

Таблица 4.1. Стадии и этапы разработки ПС

Стадии разработки Этапы работ
Техническое задание Обоснование необходимости разработки программы
Научно-исследовательские работы
Разработка и утверждение технического задания
Эскизный проект Разработка эскизного проекта
Утверждение эскизного проекта
Технический проект Разработка технического проекта
Утверждение технического проекта
Рабочий проект Разработка программы
Разработка программной документации
Испытания программы
Внедрение Подготовка и передача программы

 

Рассмотрим подробно этапы и содержание работ разработки Технического задания:

Обоснование необходимости разработки программ:

- постановка задачи;

- сбор исходных материалов;

- выбор и обоснование критериев эффективности и качества;

- обоснование необходимости проведения научно-исследовательских работ.

Выполнение научно-исследовательских работ:

- определение структуры входных и выходных данных;

- предварительный выбор методов решения задач;

- обоснование целесообразности применения ранее разработанных программ;

- определение требований к техническим средствам;

- обоснование принципиальной возможности решения поставленных задач.

Разработка и утверждение технического задания:

- определение требований к программе;

- разработка технико-экономического обоснования разработки программы;

- определение стадий, этапов и сроков разработки программы и документации на нее;

- выбор языков программирования;

- определение необходимости проведения научно-исследовательской работы на последующих стадиях;

- согласование и утверждение технического задания.

Этапы и содержание работ разработки Эскизного проекта:

Разработка эскизного проекта:

- предварительная разработка структуры входных и выходных данных;

- уточнение методов решения задачи;

- разработка общего описания алгоритма решения задачи;

- разработка технико-экономического обоснования.

Утверждение эскизного проекта:

- разработка пояснительной записки;

- согласование и утверждение эскизного проекта.

Этапы и содержание работ разработки Технического проекта:

Разработка технического проекта:

- уточнение структуры входных и выходных данных;

- разработка алгоритма решения задачи;

- определение формы представления входных и выходных данных;

- определение семантики и синтаксиса языка;

- разработка структуры программы;

- окончательное определение конфигурации технических средств.

Утверждение технического проекта:

- разработка плана мероприятий по разработке и внедрению программ;

- разработка пояснительной записки;

- согласование и утверждение технического проекта.

Этапы и содержание работ разработки Рабочего проекта:

Разработка программы:

- программирование и отладка программы;

- изготовление программы-оригинала.

Разработка программной документации:

- разработка программных документов в соответствии с требованиями ГОСТ 19.101-77.

Испытания программы:

- разработка, согласование и утверждение порядка и методики испытаний;

- проведение предварительных, государственных, межведомственных, приемо-сдаточных и других видов испытаний;

- корректировка программы и программной документации по результатам испытаний.

Этапы и содержание работ Внедрения:

Подготовка и передача программы:

- подготовка и передача программы и программной документации для сопровождения и изготовления;

- оформление и утверждение акта о передаче программы на сопровождение и изготовление;

- передача программы в фонд алгоритмов и программ.

Кроме рассмотренного выше жизненного цикла программ, существует жизненный цикл автоматизированных систем (АС) ГОСТ 34.601–90 «Информационная технология. Автоматизированные системы. Стадии создания». Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы, используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление и т. п.), включая их сочетания, создаваемые в организациях, объединениях и на предприятиях. Стандарт устанавливает стадии и этапы создания АС, а также содержание работ на каждом этапе [4].

Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям (табл. 4.2).

Допускается исключение стадии «Эскизный проект» и отдельных этапов работ на всех стадиях, объединение стадий «Технический проект» и «Рабочая документация» в одну стадию «Техно-рабочий проект».

 

Таблица 4.2. Стадии и этапы разработки АС

Наименование этапа Содержание этапа
1. Формирование требований к АС Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС. Формирование требований пользователя АС. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)
2. Разработка концепции АС Изучение объекта. Проведение необходимых научно-исследовательских работ. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя. Оформление отчета о выполненной работе
3. Техническое задание Разработка и утверждение технического задания на создание АС
4. Эскизный проект Разработка предварительных проектных решений по системе в целом и ее частям. Разработка документации на АС и ее части
5. Технический проект Разработка проектных решений по системе и ее частям. Разработка документации на АС и ее части. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и/или технических требований (технических заданий) на их разработку. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации
6. Рабочая документация Разработка рабочей документации на систему и ее части. Разработка или адаптация программ

 

В зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания допускается выполнение отдельных этапов работ до завершения предшествующих стадий, параллельное выполнение этапов работ, включение новых этапов работ [4].

Стандарт ISO 12207:1995 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99) «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств»наиболее полно на уровне международных стандартов отражает жизненный цикл, технологию разработки и обеспечения качества сложных программных средств. Жизненный цикл ПС представлен набором этапов, частных работ и операций в последовательности их выполнения и взаимосвязи, регламентирующих ведение разработки на всех стадиях от подготовки технического задания до завершения испытаний ряда версий и окончания эксплуатации ПС. В жизненный цикл включаются описания исходной информации, способов выполнения операций и работ, устанавливаются требования к результатам и правилам их контроля, а также к содержанию технологических и эксплуатационных документов. Определяется организационная структура коллективов, распределение и планирование работ, а также контроль за реализацией жизненного цикла ПС.

Стандарт может использоваться как непосредственный директивный, руководящий или рекомендательный документ, а также как организационная база при создании средств автоматизации соответствующих технологических этапов или процессов. Для реализации положений стандарта должны быть выбраны инструментальные средства, совместно образующие взаимосвязанный комплекс технологической поддержки и автоматизации ЖЦ и не противоречащие предварительно скомпонованному набору нормативных документов. Имеющиеся в стандарте пробелы следует заполнять спецификациями или нормативными документами, регламентирующими применение выбранных или созданных инструментальных средств автоматизации разработки и документирования ПС.

Стандарт определяет архитектуру, процессы, разделы и подразделы ЖЦ ПС, а также перечень базовых работ и детализирует содержание каждой из них. Архитектура ЖЦ ПС в стандарте базируется на трех крупных компонентах (рис. 4.3):

- основные процессы жизненного цикла ПС и определяющие работы (раздел 5);

- вспомогательные процессы и работы, поддерживающие жизненный цикл ПС (раздел 6);

- организационные процессы и управление жизненным циклом ПС (раздел 7).

 

 

Рис. 4.3. Структура стандарта

 

Основные процессы жизненного цикла (раздел 5) состоят из пяти процессов, которые реализуются под управлением основных сторон, вовлеченных в жизненный цикл программных средств. Под основной стороной понимают одну из тех организаций, которые инициируют или выполняют разработку, эксплуатацию или сопровождение программных продуктов. Основными сторонами являются заказчик, поставщик, разработчик, оператор и персонал сопровождения программных продуктов. Основными процессами являются:

1) Процесс заказа. Определяет работы заказчика, то есть организации, которая приобретает систему, программный продукт или программную услугу.

2) Процесс поставки. Определяет работы поставщика, то есть организации, которая поставляет систему, программный продукт или программную услугу заказчику.

3) Процесс разработки. Определяет работы разработчика, то есть организации, которая проектирует и разрабатывает программный продукт.

4) Процесс эксплуатации. Определяет работы оператора, то есть организации, которая обеспечивает эксплуатационное обслуживание вычислительной системы в заданных условиях в интересах пользователей.

5) Процесс сопровождения. Определяет работы персонала сопровождения, то есть организации, которая предоставляет услуги по сопровождению программного продукта, состоящие в контролируемом изменении программного продукта с целью сохранения его исходного состояния и функциональных возможностей. Данный процесс охватывает перенос и снятие с эксплуатации программного продукта.

Вспомогательные процессы жизненного цикла (раздел 6):

1) Процесс документирования. Определяет работы по описанию информации, выдаваемой в процессе жизненного цикла.

2) Процесс управления конфигурацией. Определяет работы по управлению конфигурацией.

3) Процесс обеспечения качества. Определяет работы по объективному обеспечению того, чтобы программные продукты и процессы соответствовали требованиям, установленным для них, и реализовывались в рамках утвержденных планов. Совместные анализы, аудиторские проверки, верификация и аттестация могут использоваться в качестве методов обеспечения качества.

4) Процесс верификации. Определяет работы (заказчика, поставщика или независимой стороны) по верификации программных продуктов по мере реализации программного проекта.

5) Процесс аттестации. Определяет работы (заказчика, поставщика или независимой стороны) по аттестации программных продуктов программного проекта.

6) Процесс совместного анализа. Определяет работы по оценке состояния и результатов какой-либо работы. Данный процесс может использоваться двумя любыми сторонами, когда одна из сторон (проверяющая) проверяет другую сторону (проверяемую) на совместном совещании.

7) Процесс аудита. Определяет работы по определению соответствия требованиям, планам и договору. Данный процесс может использоваться двумя сторонами, когда одна из сторон (проверяющая) контролирует программные продукты или работы другой стороны (проверяемой).

8) Процесс решения проблемы. Определяет процесс анализа и устранения проблем (включая несоответствия), независимо от их характера и источника, которые были обнаружены во время осуществления разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов.

Организационные процессы жизненного цикла (раздел 7) состоят из четырех процессов. Они применяются в какой-либо организации для создания и реализации основной структуры, охватывающей взаимосвязанные процессы жизненного цикла и соответствующий персонал, а также для постоянного совершенствования данной структуры и процессов. Организационными процессами являются:

1) Процесс управления. Определяет основные работы по управлению, включая управление проектом, при реализации процессов жизненного цикла.

2) Процесс создания инфраструктуры. Определяет основные работы по созданию основной структуры процесса жизненного цикла.

3) Процесс усовершенствования. Определяет основные работы, которые организация (заказчика, поставщика, разработчика, оператора, персонала сопровождения или администратора другого процесса) выполняет при создании, оценке, контроле и усовершенствовании выбранных процессов жизненного цикла.

4) Процесс обучения. Определяет работы по соответствующему обучению персонала.

Эти процессы, как правило, являются типовыми, независимо от области реализации конкретных проектов и договоров, однако уроки, извлеченные из таких проектов и договоров, способствуют совершенствованию организационных вопросов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...