Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представления, связанные с беременностью и родами, в современной городской культуре

1. Беременность

1. Знакомы ли медицинские, народные способы планирования пола ребенка? Какие? Использовали ли Вы их сами? Отношение к планированию пола будущего ребенка. Важным ли для Вас было планирование гороскопа будущего ребенка?

2. Ваше отношение к абортам. Знакомы ли Вам способы избавления от беременности в домашних условиях? Знакомы ли рассказы о снах, видениях о душе нерожденного ребенка?

3. Какие Вам известны приметы, поверья, связанные с беременностью? Какие Вы знаете запреты при беременности: (на контакты с животными; на работу, связанную с веревками; запреты на стрижку ногтей, волос; на какие-либо дурные поступки (воровать)? Следовали ли Вы им?

4. Какие советы по эмоциональной саморегуляции Вам знакомы ( нельзя плакать, пугаться, переживать, смотреть на красивое )? Как это объясняется? Следовали ли Вы им сами?

5. Какие советы, ориентирующие на рождение здорового, «нормального» (физически, психически, умственно) ребенка Вам знакомы (определенная еда, взаимоотношения, контакты с малознакомыми и незнакомыми людьми, одежда, определенное чтение, фильмы, занятия)? Следовали ли Вы им?

6. Кто Вам давал эти советы, говорил об определенных запретах во время беременности (врач, родственники, родившие подруги, посторонние люди, информация получена из литературы)? Рассказывали ли Вам истории о том, что происходило в случае нарушения/невыполнения совета? Известны ли Вам рассказы о порче, сглазе?

7. Изменились ли для Вас восприятие действительности, отношение к Вам окружающих с того времени, когда беременность стала заметна («вырос живот»)?

8. Можно ли судить о характере ребенка по его поведению в чреве матери? Каким должно быть общение с ещё не родившимся ребенком?

9. Рассказывали ли Вам о вещих снах, предсказывающих беременность, пол ребенка, его судьбу?

10.Как, по Вашему, должны складываться отношения с врачом, персоналом женской консультации? Какой врач предпочтительней мужчина/женщина, старый/молодой? Надо ли делать подарок врачу ? Если да, то в какое время и какой?

11.Ваше отношение к ультразвуковому исследованию? Как Вы воспринимаете рождение двойняшек?

12.Известны ли Вам какие-то приметы, предсказывающие смерть ребенка?

 

2. Родины

1. Был ли страх перед роддомом? Почему? Какая поддержка была необходимой в этот момент?

2. Знакомы ли Вам поверья, приметы, связанные с дорогой в роддом? Какие?

3. Как складываются взаимоотношения в дородовом отделении: с медперсоналом, соседками по палате? Какую реакцию, пожелания вызывает наступление родов у соседки? Какое поведение соседок по палате считается правильным, какое - недопустимым? Почему?

4. Расскажите о Ваших родах. Каким было отношение к врачу, принимающему роды? Воспринималось ли рождение ребенка как чудо?

5. Было ли ощущение нового, повторного рождения после родов?

6. Первая «встреча» с ребенком: ощущения, мысли. Как вписываются в понятие о «нормальном» ребенке его поведение после родов, рост, вес, формы отдельных частей тела, наличие волос?

7. Как проходил послеродовый период? Было ли травмой разлучение с ребенком после родов? Были ли страхи, что ребенка подменят? Какие эмоции, ощущения вызвало первое кормление?

8. Выход из роддома: как, когда, кто должен забрать, одежда, поведение. Был ли «выкуп» за ребенка? Какая должна быть одежда у ребенка, матери?

9. Как Вы относитесь к нетрадиционным родам: рождение в воду, роды на дому? Ваше отношение к нетрадиционным положениям во время родов (стоя, на корточках)? Почему?

 

3. Обряды и представления, связанные с первым годом жизни ребенка

1. Как ведут себя по дороге из роддома: модель поведения?

2. Какой должна быть подготовка к «приему» младенца: уборка, мебель, комната ? Температурный режим?

3. Как дали имя ребенку?

4. Как и когда, по-Вашему, можно показать ребенка первый раз родным, знакомым? Ваше отношение к традиционным обрядам: «зубку», крестинам?

5. Какие Вы знаете приметы при кормлении?

6. Насколько легко в семье привыкли в семье к новым титулам (папа, мама, дедушка/бабушка, брат/сестра)?

7. Как собирают ребенка при выходе «в люди»? Опасались ли сглаза? Что делают, если ребенок беспокойно себя ведет? От кого получен совет? Обращались ли в случае каких-либо заболеваний к народной медицине, знахаркам?

8. Какие приметы, связанные с родинками, Вам знакомы? Как Вы относитесь к родинкам у ребенка, «переданным по наследству»?

9. Какие запреты, приметы, связанные с пупком младенца, Вам знакомы?

10.Знакомы ли Вам представления, связанные с рождением ребенка в «рубашке»?

11.Как Вы считаете, каким должно быть пеленание новорожденного: свободным или связывающим движения? Почему? Кем рекомендован выбранный Вами способ?

12.Как Вы считаете, можно ли давать ребенку грязные вещи? Почему?

13.Как Вы считаете, можно ли разрешать ребенку ползать по всей квартире, или пространство должно быть ограниченным? Почему?

14.Как Вы думаете, должна ли у ребенка быть особая, отдельная еда, или его надо приучать ко взрослой пище, как только он сможет её есть? Какие должны быть ограничения, запреты в пище?

15.Надо ли приучать ребенка к пустышке? Как можно отучить?

16.Как Вы относитесь к закаливанию младенца? Существуют ли какие-либо приметы, связанные с купанием, закаливанием?

17.Как Вы относитесь к практике наказания детей ? Каким, по-вашему, должно быть наказание?

18.Какие приметы, запреты, связанные с зеркалом, Вам знакомы?

19.Как Вы думаете, важно ли, какое слово ребенок произнесет первым? Важен ли срок, когда он это сделает?

20.В какие игры с ребенком Вы играли (пальчиковые игры, пестушки)? Какие предпочитали выбирать игрушки, книжки-картинки?

21.Как Вы думаете, обязательно ли петь ребенку колыбельные песни? Какие Вы пели?

22.Вели ли Вы дневниковые записи первого года жизни? Была ли это готовая форма, или произвольно выбранная? Что нужно записывать в дневник? Как Вы думаете, для чего нужны эти записи?

23.Как Вы думаете, когда первый раз ребенку можно стричь волосы? Что делают с первыми остриженными волосами?

24.Когда ребенку первый раз стригут ногти?

25.Что делали и говорили, когда ребенок делал первые шаги?

26.Что делает при прорезывании первого зуба? Надо ли дарить подарки ребенку? Какие ?

27.Когда и как надо ребенка отнимать от груди?

28.Как Вы думаете, нужно ли хранить вещи, связанные с младенчеством (номерок из роддома, рубашку первые волосы)? Для чего, кому это нужно?

29.Есть ли какой-то особый эпизод, случай из первого года жизни ребенка, который хочется рассказать?

 

Вопросник составлен на основании следующих работ:

1. Белоусова Е.А. «Наш малыш»: Социализация новорожденного в современной городской культуре. // Живая старина. - 1998. - N 2. С. 24-25.

2. Щепанская Т.Б.. Мир и миф материнства. Санкт-Петербург, 1990 годы (Очерки женских традиций и фольклора). // Этнографическое обозрение. - 1994.- N 5.- С.15-27.

3. Листова Т.А.. По поводу статьи Т.Б. Щепанской «Мир и миф материнства». // Там же. С.28-34.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...