Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль воображения в жизни человека

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышле­ния, гаснет интерес к искусству и науке. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

 

 

Способы:

1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

2. Методика “Рисунок”

В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

3. Методика “Скульптура”.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

  • Агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;
  • Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.
  • Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;
  • Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с космическим кораблем.

Дайте определение понятий «темперамент» и «характер». Назовите три типа характера по телосложению (Кречмер). Охарактеризуйте четыре типа высшей нервной деятельности по И.П. Павлову. Как необходимо воспитывать детей с ярко выраженными особенностями темперамента?

Темперамент- врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру.

Кречмер различает 3 типа характера:

1. Шизотимик — лептосоматическое и астеническое телосложение. Человек замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, с трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

2. Циклотимик— пикническое телосложение. Эмоции колеблются между радостью и печалью, человек реалистичен во взглядах, легко общается.

3. Иксотимикот греч. Ixos-тягучий — атлетическое телосложение. Спокойный, сдержанный, мало впечатлительный, мелочен, трудно приспосабливается к перемене обстановки.

 

Теория, разработанная И.П. Павловым, связывает темперамент человека со свойствами нервной системы: силой, подвижностью и уравновешенностью. Сочетание свойств определяет тип высшей нервной деятельности.

Различают четыре основные типа высшей нервной деятельности:

• сильный, неуравновешенный (с преобладанием процессов возбуждения);

• сильный, уравновешенный, подвижный;

• сильный, уравновешенный, инертный;

• слабый.

 

Эту типологию И.П, Павлов связал стипами темпераментов. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы — у холериков; сильный, уравновешенный, подвижный — у сангвиников; сильный, уравновешенный, инертный — у флегматиков; слабый — у меланхоликов.

 

 

Воспитательная работа требует индивидуального подхода к лицам с ярко выраженными особенностями темперамента. В частности:

— резко негативная оценка действий подавляет веру в себя у лиц со слабым типом ВНД и, наоборот, стимулирует «сильных»;

— холерик нуждается в воспитании сдержанности, выдержки, спокойствия и планомерности в работе;

— меланхолику следует прививать уверенность в себе, раскованность в общении в кругу незнакомых лиц и новой обстановки;

— флегматика следует удерживать от склонности к апатии, равнодушию и лени;

— сангвиника необходимо приучать к сосредоточенности, склонности к завершению начатых дел и глубине их проработки.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...